Семейное воспитание: закономерности и принципы
консультация на тему

Консультация для родителей "Семейное воспитание: закономерности и принципы" информирует родителей о важных элементах в развитии воспитании личности ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_semeynoe_vospitanie.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Семейное воспитание: закономерности и принципы

Семейное воспитание – это очень важная, существенная часть общественного воспитания. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой, поскольку семья – это основная среда обитания и жизнедеятельности детей. В процессе семейного общения младшим передаются жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.

Семейное воспитание опирается на общепедагогические закономерности воспитания, которые представляют собой стойкие существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет достичь высоких результатов в развитии и формировании личности. Наиболее важные закономерности воспитания – это:

- воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной средой;

- гуманность и милосердие к растущему человеку;

- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

- открытость и доверительность отношений с детьми;

- оптимистичность взаимоотношений в семье;

- последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

- учет индивидуальных особенностей ребенка, оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы [

Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного процесса: принцип целенаправленности; принцип научности; принцип гуманизма, уважения к личности ребенка; принцип  планомерности, последовательности, непрерывности; принцип  комплексности и систематичности; принцип   согласованности в воспитании.  

Принцип целенаправленности.  Объективными целями воспитания в семье выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ.

Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей.   Подчас родители, отмечая в своем образовании, жизни в целом какие-либо просчеты, пробелы, хотят воспитать ребенка иначе, чем это делалось в отношении их самих, и видят цель воспитания в том, чтобы развить у ребенка те или иные свойства, способности, которые не удалось реализовать в собственной жизни. Главное условие в реализации этого принципа – учет индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, желаний. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.  

Принцип научности. В течение веков домашнее воспитание строилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако научные знания в педагогике и психологии о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса в последнее столетие продвинулась далеко вперед.   Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Так, незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания. Нежелание и неумение взрослых создать в семье благоприятный психологический климат - причина детских неврозов (по исследованиям А. И. Захарова).

Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка, т. е. принятие ребенка родителями таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам.   Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили предметной  средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.  

Данный принцип регламентирует отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности.  

Родителям свойственно видеть пробелы в развитии ребенка при сравнении с каким – либо образцом. Правила, вытекающие из данного принципа таковы:

- избегать сравнения ребенка с кем – либо (с родителями, сверстниками, литературными героями, великими людьми);

- не называть примеры поведения;

- не призывать быть похожим на тот или иной эталон, образец поведения. Наоборот, важно учить ребенка быть самим собой.

Также у некоторых родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку - «стань таким, как я хочу». И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива.  Очень важно осознать, что ребенок не собственность родителей, им никто не давал права решать за него его судьбу, тем более по своему усмотрению ломать его жизнь. Родители обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день.  

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Например, чтобы переключить ребенка раннего возраста с одного вида деятельности на другой, удачен прием отвлечения, в воспитании детей 5-6 лет надо использовать другие методы и приемы: объяснение, убеждение, личный пример.

Последовательность и планомерность воспитательной деятельности взрослых дают маленькому ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа формирования личности. Если близкие люди ведут себя с ребенком в тех или иных ситуациях сходным образом, одинаково ровно по отношению к нему, то окружающий мир делается яснее.  Ребенку становится понятно, чего от него хотят, что можно делать, а что не разрешается. Благодаря этому он начинает осознавать границы своей свободы, а значит, не перейдет ту грань, где начинается несвобода других. Не будет, например, требовать, чтобы его одевали на прогулку, если все члены семьи изо дня в день приучают его к самостоятельности, прививают необходимые для этого навыки, одобряют старание и достижения.

Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка. Не всегда в семье понимают, что ребенка воспитывают не только слова, а вся среда родного дома, его атмосфера. Например, ребенку говорят об аккуратности, предъявляют требования к порядку в одежде, в игрушках, но одновременно ребенок видит, как родители разбрасывают одежду. Таким образом, действует двойная мораль: от него требуют того, что для других членов семьи оказывается необязательным. В таком случае не надо рассчитывать на успех в воспитании.  

Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. Приоритет выбора развивающих факторов принадлежит в первую очередь семье, которая имеет возможность исключить влияние одних факторов (разрешать, например, ребенку смотреть по телевизору только детские передачи), дать надлежащую интерпретацию другим (объяснить, например, почему не следует употреблять те или иные выражения, тем более - ненормативную лексику), изменить содержание третьих (например, папа вышел во двор и организовал игру мальчиков в хоккей, футбол, переключив тем самым внимание и деятельность детей с обычных «тусовок» на нечто ценное для развития). В реальном педагогическом процессе ребенок осваивает знания, они влияют на его чувства, стимулируют деятельность, поступки, т.е. осуществляется разностороннее развитие.  

Несомненно, что в семье закладываются основы здоровья ребенка, получает первоначальное развитие его интеллект, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Но, к сожалению, далеко не все родители понимают необходимость разностороннего развития ребенка и часто ограничиваются какими-либо отдельными задачами воспитания.   В настоящее время многие семьи озабочены ранним образованием детей, поэтому основное внимание обращено на их умственное развитие. При этом не уделяется должного внимания трудовому воспитанию. Наблюдается тенденция «освободить» ребенка первых лет жизни от обязанностей, поручений, а ведь они так необходимы для его полноценного развития, тем более что доказано: дошкольный возраст наиболее благоприятный для воспитания интереса к труду, желания трудиться, формирования трудовых навыков, привычек.  

Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. Малейшие разногласия в воспитании ребенка ставят его в очень трудную ситуацию, для выхода из которой потребуются значительные нервно-психические затраты. К примеру, бабушка сама убирает за внуком игрушки, а папа требует, чтобы мальчик делал это сам; мама считает, что пятилетнего ребенка надо учить чистому звукопроизношению, а у дедушки на этот счет свое мнение: с возрастом все само наладится.   Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.  

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил:

- запрещение физических наказаний,

- запрещение читать чужие письма и дневники,

- не морализировать,

- не говорить слишком много

- не требовать немедленного повиновения,

- не потакать и др.

Все принципы сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

 Родители должны понимать, что они обязаны:

- принимать активное участие в жизни семьи;

- всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

- интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

- не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

- иметь представление о различных этапах в жизни ребенка.

Только такие условия воспитания ребенка способствуют воспитанию свободной, разносторонней личности ребенка.

 

Список использованных источников

1. Загик, Л.В. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М.: Просвещение, 1999. – 192с.

2. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб.пособие / Т.А.Куликова. – М.: Академия, 1999. – 232с.

3.  Лебедев, А.П. Семейное воспитание. Хрестоматия: Уч. пособие для студ. высш. уч.завед. / А.П.Лебедев. – М.: Просвещение, 2001. -  408с.

4. Основы семейной педагогики. Библиотека молодой семьи  [Электронный журнал]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/enc-Semya/36.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Традиции и принципы семейного воспитания и возможности их внедрения в оздоровительную деятельность дошкольного учреждения".

Традиции и принципы семейного воспитания и возможности их внедренияв оздоровительную деятельность дошкольного учреждения....

Основные принципы семейного воспитания и возможности их внедрения в оздоровительную деятельность дошкольного учреждения

Базовые принципы семейного воспитания формировались не одно столетие. Семью рассматривают как «ячейку общества», и как «организованную общность». В первом случае семья представ...

презентация " Дидактические закономерности и принципы обучения"

Закономерности обучения, присущие ему как органической части воспитания, рассматриваемого в широком смысле.Система специфических закономерностей обучения.Принципы обучения....