Программа взаимодействия с родителями группы на 2018-2019 учебный год
материал (младшая группа) на тему
сотрудничество с родителями - сотрудничество профессиональное, целенаправленное и содержательное
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_vzaimodeystviyu_s_roditelyami.docx | 41.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического совета протокол № ___________ Агафонова Е.Ю.
от " " августа 2018 г. заведующая МБДОУ детский сад
комбинированного вида №3 "Ручеек"
СОГЛАСОВАНО приказом №498
на родительском собрании от " " августа 2018 г.
группы общеразвивающей направленности №3
от " " сентября 2018 г.
Программа взаимодействия с родителями группы № 3 на 2018-2019 учебный год.
Воспитатель: Варламова Ю.П.
Городской округ г.Выкса
Введение
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Успешное функционирование предполагает учет мнения и пожеланий родителей.
В основу взаимодействия положена идея о том, что семья несет ответственность за воспитание детей, а ДОУ призвано помочь, поддержать, направить их воспитательную деятельность. Сотрудничество – общение на равных, когда нет привилегии, указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие предполагает способ организации совместной деятельности на основании социальной перцепции с помощью общения. К новым формам отношений родителей и педагогов невозможно перейти в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Поэтому педагогический коллектив начал работу над следующей задачей: сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным; активизировать процесс гуманизации отношений между детьми, педагогами, родителями.
Пояснительная записка
Координальные изменения в социально – экономическом устройстве России поставили перед образованием принципиально новые задачи, решить которые призвана «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 года №1756 – р). Одним из приоритетных направлений решения этих задач в условиях модернизации образования является взаимодействие образовательного учреждения с семьей (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2001 г. № 90 / 30 – 16). Важной составляющей взаимодействия является просвещение родителей. Основная цель просветительской деятельности – повышение уровня общей культуры и социальной активности родителей (Модельный закон «О просветительской деятельности», 2001год). Применительно к системе родители – дети, целью деятельности выступает повышение уровня педагогической культуры родителей. Просвещение родителей направлено на их ознакомление с передовым опытом в области воспитания и обучения детей. Дошкольное обучение обусловлено личностно – ориентированным подходом, как новая парадигма образования, когда ребенок признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие рассматривается в качестве приоритетной задачи.
Цель программы: сотрудничество с родителями - сотрудничество профессиональное, целенаправленное и содержательное.
Задачи программы:
- Способствовать формированию взаимного доверия в системе отношений «семья – ДОУ».
- Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
- Организация совместной деятельности по созданию условий для личностного становления ребёнка.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
6.Активизация родителей посредством детско-взрослых проектов.
Ожидаемые результаты:
- Повышение социальной и личной ответственности родителей за благополучное и полноценное развитие и воспитание своих детей.
- Гармонизация детско-родительских отношений.
Актуальность
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и наставником.
Основные направления программы сотрудничества ДОУ с семьей:
- Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в деятельности ДОУ.
- Совершенствование уровня включения родителей в деятельность ДОУ.
- Создание благоприятных условий для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОУ.
- Обеспечение условий для привлечения родителей к контролю за деятельностью ДОУ.
Показателями степени включения родителей в деятельность ДОУ являются:
- Сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности, т.е. наличие представлений:
- о педагогической деятельности в целом;
- о специфике работы с детьми дошкольного возраста;
- об особенностях образовательного процесса в ДОУ;
- о деятельности воспитателя;
- о возможных результатах деятельности детей дошкольного возраста.
- Владение необходимыми умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Степень проявления интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.
Высший уровень проявления этих показателей является критерием влюченности родителей в планирование образовательного процесса в ДОУ.
Гипотеза: совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного учреждения (организации) и семьи.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1.Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
3.Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании.
Основные направления реализации программы.
Реализация программы рассчитана для работы с детьми 3 - 4 лет.
Структурно – функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребёнка |
Информационно – аналитический блок |
Практический блок |
Наглядно – информационные формы взаимодействия |
Досуговые формы Взаимодействия |
Познавательные формы взаимодействия |
Информационно-аналитический блок
Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, «Почтовый ящик», изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.
Второй блок – практический
Цель: решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.
Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей
Наименование | С какой целью используется эта форма | Формы проведения общения |
Досуговые | Они призваны устанавливать тёплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. | Совместные досуги, праздники, например, «Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Спортивный праздник с родителями», участие родителей и детей в выставках, конкурсах |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. | Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, экскурсии, видеотека, аудиотека, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников, походы |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские | Информационно – ознакомительная форма – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ, например, это Дни открытых дверей. Информационно- просветительская форма – близка к задачам познавательных форм и направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. | Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек, паспорт здоровья, листы-памятки, информационные стенды, выставка пособий, библиотека игр и упражнений |
Контрольно-оценочный блок
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия (в нашей группе используется книга отзывов). Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
Оценка эффективности программы
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребёнок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъём, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И, как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.
Таким образом, использование разнообразных форм работы даёт положительный результат при работе педагогов по взаимодействию с семьёй.
Внедрение новых ФГОС позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи наиболее эффективно.
Список литературы
Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй». Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002 – 120 с.
Прохорова Г.А. «Взаимодействие с родителями в детском саду». Практическое издание «Айрис Пресс»
«Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении: методические рекомендации к 2012 – 2013 уч.г. / составила Пляскина Е.В. – с. Троицкое: РМК, 2013 – с.60
Интернет – ресурсы: сайты МААМ. ru и nsportal.ru
Закон Российской Федерации “Об образовании” (12.07.1995)
Аронс К. Развод: крах или новая жизнь. М.: МИРТ, 1995.
Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф.ресурсы”. - М., 1998, с.424
Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5/6. -С.45-49.
Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. - 1996. - № 11/12. - С.28-29.
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: 1993.
Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998,- 240с.
Любина Г. Как воспитать своего ребенка удачником // Дошкольное воспитание. 1997. № 12. с. 50-59
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ТОО “ИнтелТех”, Правление о-ва “Знание” России, 1994.
Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях: Опыт работы я/с №497.
Монастырский В.А., Каримова Л.А. Курсовые и дипломные работы по социальной педагогике: Учебно-методическое пособие для студентов факультета педагогики и социальной работы..
Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272с.
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, - 544 с.
Семейное воспитание: Словарь / Под ред. М.И.Кондакова. М.: Педагогика, 1972.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999.
Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения/ Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянов, В.Н. Гуров. - В 2 т. Т.1. Кн. 2. - Ставрополь: СКИПКРО, 1997.
Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.:1987.
Теория и методика социальной работы. Уч.пособие. М.: Изд-во “Союз”, 1994 - 199с
Перспективный план по взаимодействию с родителями (2018-2019 учебный год)
Месяц | Информационно-аналитический блок | Практический блок | |||
Познавательно-информационные формы взаимодействия | Досуговые формы взаимодействия | Наглядные формы взаимодействия | Трудовой десант | ||
С Е Н Т Я Б Р Ь | Анкетирование «Что вы ждете от детского сада?» Цель: Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия детского сада с семьей, о готовности родителей участвовать в жизни детского сада | Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей Цель: получение первоначальных сведений о семье Родительское собрание «Задачи воспитания и развития детей 3 – 4лет» Цель: взаимное общение воспитателей и педагогов для успешного пребывания ребенка в детском саду. Консультация «Что должен уметь ребенок 3 лет, поступающий в детский сад». Цель:повышение педагогической компетентности родителей по вопросам адаптации ребенка к детскому саду. | Выставка «Осенний вернисаж» (выставка букетов цветов и овощных поделок.) Цель: привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми, воспитывать желание вместе доводить начатое дело до конца и видеть свой результат на выставке. Фотовыставка «Будем знакомы!» (семейные фото) Цель: Узнать о семьях , их интересах, занятиях, познакомиться друг с другом поближе | ||
О К Т Я Б Р Ь | Консультация «Воспитание самостоятельности у детей» Цель: Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Решение проблем воспитания | Осенний утренник Цель: Демонстрация творческих способностей детей. Формирование положительных отношений между работниками ДОУ и родителями | Информационный стенд: «Как не заболеть осенью» Цель: Просветительская деятельность, направленная на профилактику простудных заболеваний, ГРИППА в группе и дома. | Акция «Самый чистый участок» Цель: Привлечение родителей к благоустройству группового участка, участию в субботнике. Акция «Сохраним тепло» (утепление окон) Цель: Привлечение родителей к подготовке группы к холодам | |
Н О Я Б Р Ь | Родительский круглый стол «Счастливый выходной день» Цель: Обмен опытом семейного отдыха. Установление дружеских отношений среди родителей. | Праздник «Мама – самый лучший друг» | Выпуск газеты ко Дню Матери Цель:привлечь внимание родителей к празднику, воспитывать у детей любовь и уважение к мамам. | День добрых дел. Акция «Кормушка для пичужки» Цель: Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле. | |
Д Е К А Б Р Ь | Анкетирование «Растем здоровыми» Цель: Получение и анализ информации о формах и методах оздоровления детей дома. | Консультация: «Кризис трёхлеток. Что это такое?» Цель: повышение уровня педагогических знаний родителей. Реализация единого подхода в воспитании детей трёхлетнего возраста. | Новогодний утренник Цель: Создание праздничного настроения у воспитанников и их родителей. Формирование положительных отношений между работниками ДОУ и родителями. | Конкурс самоделок «Волшебные снежинки». Цель: Формировать у детей и родителей заинтересованность и желание совместно изготовить снежинки и украсить группу к празднику | |
Я Н В А Р Ь | Индивидуальные беседы «Гиперактивный ребенок в ДОУ» Цель: научить родителей эффективному взаимодействию с гиперактивным ребенком, дать рекомендации по воспитанию такого ребенка в семье. | Фотогазета «Зимняя прогулка в детском саду». Цель: Дать информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно проводить время с детьми на улице. | День добрых дел «Снежные постройки». Цель: Организация совместной деятельности по оформлению участка зимними постройками. | ||
Ф Е В Р А Л Ь | Родительский клуб «Маленькие драчуны». (психолог) Цель: Научить родителей правильно реагировать на ссоры, споры, драки детей, научить решать конфликты, поделиться способами наказания и поощрения, воспитывать желания мирным путём находить выход из разных проблемных ситуаций | Развлечение с папами Цель: Создание праздничного настроения у воспитанников и их родителей. Привлекать пап к активному участию в жизни группы. Формирование положительных отношений между работниками ДОУ и родителями | Стенгазета к 23 февраля «Лучше папы друга нет» Цель: Привлечь мам и детей к оформлению выставки–поздравления к Дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество | ||
М А Р Т | Консультация «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка»( медработник). Цель: Дать знания о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка | Утренник, посвященный 8 Марта Цель: Создание праздничного настроения у воспитанников и их родителей. Формирование положительных отношений между работниками ДОУ и родителями | Фотогазеты «Мамочка любимая моя!». Цель: Привлечь пап и детей к оформлению выставки–поздравления к 8 Марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество | Акция «Пришла весна, прилетели птицы». (Изготовление скворечников) Цель: привлечение внимания родителей к воспитанию у детей заботливого отношения к птицам. | |
А П Р Е Л Ь | Консультация «Витаминизация детского рациона» Цель: педагогическое просвещение семей в вопросах обеспечения здоровья ребенка. | Стенгазета «Улыбнитесь с нами» Цель: создание положительного настроя у детей и взрослых, сплочение группы, развитие эмпатии. | |||
М А Й | Родительское собрание «Вот и стали мы на год старше» Цель: Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, познакомить для летнего оформления с инновационной работой, рассказать о летнем режиме работы сада, подготовить родителей к началу следующего года. | Фотовыставка «Детский сад – родной наш дом. Здесь мы дружно все живем» Цель: привлечь внимание родителей к жизни детей в детском саду | Акция«День добрых дел» Цель: Привлечение родителей к благоустройству участка. | ||
И Ю Н Ь | Памятка: «Ходить босиком полезно!» Цель: продолжать знакомить родителей с видами и приёмами закаливания детей. Призывать вести здоровый образ жизни. | Консультация «О летнем отдыхе детей» Цель: повысить педагогическую компетенцию родителей в вопросах организации детского отдыха летом. | Летние развлечения по проекту Цель: создание радостного настроения, снятие нервного перенапряжения, обеспечить эмоциональную разрядку. | Конкурс мячей: изготовление мячей из разного материала к празднику «День защиты детей». Цель: побуждать родителей ксовместному творчеству с детьми. | Трудовой десант:украшение участка (из конфетных фантиков) «Конфетти» Цель: развитие творческого взаимодействия родителей и детей. |
И Ю Л Ь | Консультации: «Купание- прекрасное закаливающее средство», «Надувные игрушки». Цель:побуждать родителей проводить закаливающие процедуры с детьми. Познакомить с разновидностями надувных игрушек для купания и игр на воде. Напомнить правила поведения на воде и оказание первой медицинской помощи. | Летние развлечения по проекту Цель: создание радостного настроения, снятие нервного перенапряжения, обеспечить эмоциональную разрядку. | Папка – раскладушка «Летние забавы: рисуем мелками на асфальте». Цель: познакомить родителей с разнообразием игр и заданий с цветными мелками. Привлекать родителей к совместному с детьми творчеству. | День добрых дел «Выносной материал». Цель: Привлечь к оснащению прогулочным материалом, воспитывать желание проявлять участие, творческую активность | |
А В Г У С Т | Летние развлечения по проекту Цель: создание радостного настроения, снятие нервного перенапряжения, обеспечить эмоциональную разрядку. | Папка передвижка «Игры с песком и водой» Цель: рассказать родителям о развитии познавательных способностей детей во время игр с песком и водой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа музыкального руководителя на 2018 /2019 учебный год Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Направление «Музыка»
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей дошкольного возраст...
Рабочая программа средней группы на 2018-2019 учебный год.
Пояснительная запискаРабочая программа по развития детей средней группы (Далее - Программа) разработана в соответствии сПримернойобщеобразовательной программой дошкольного образования &laq...
Рабочая программа в подготовительной группе 2018-2019 учебный год
Рабочая программа воспитателей подготовительной группы «Почемучки» общеразвивающей направленности на 2018 – 2019 учебный год...
Рабочая программа воспитателя старшая группа 2018 - 2019 учебный год
Рабочая программа старшая группа...
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года...
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года...
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года...