Развитие у детей мелкой моторики
методическая разработка (старшая группа) на тему

Лазарева Елена Дмитриевна

Методический материал по развитию мелкой моторики у детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sots_set.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у детей мелкой моторики

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни явление.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, массаж и самомассаж ладоней и пальцев рук должны проводиться систематически.

Пальчиковый тренинг, игры и упражнения должны быть разнообразными, эмоционально – приятными, неутомительными и динамичными.

Каждый день после зарядки необходимо проводить пальчиковую гимнастику«Разотру ладошки сильно…»«Дружба» «В гости к пальчику большому…»«Мы делили апельсин…»«Пальчики здороваются» и т. д.

Самомассаж кистей и пальцев рук:

• Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию. Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики – удальчики.

• Массаж поверхностей ладоней мячиками ежиками (вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости);

• Массаж шестигранным карандашом – активизирует нервные окончания, снимает напряжение;

• Массаж грецкими орехами (каштанами);

• Массаж «четками» (бусами, перебирание «четок», бус развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке)

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

• «Сухой бассейн» - самомассаж кистей и пальцев рук;

• «Моталки» - выработка координации вращательных движений;

• «Пальцеходы» - развитие дифференцированных движений пальцев рук.

Пальчиковый тренинг:

• «Кус-кус» -бельевыми прищепками поочередно кусать ногтевые фаланги, на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

Котенок

Если кто-то с места сдвинется,

На него котенок кинется,

Если что-нибудь покатится,

За него котенок схватится,

Прыг-скок! Цап царап!

Не уйдешь из наших лап!

• «Узелки» - перебирать веревочки с узелками, называя по порядку день недели, месяцы, гласные звуки и т. д. ;

• Волшебные превращения веревочки из различной длины и цвета веревочек заплетать косички, рисовать цветы, животных;

• Рисование – рисовать веревочками, пуговицами, косточками, пробками от пластмассовых бутылок.

• Выкладывание ритмических рисунков по образцу, на слух;

• Складывание и выкладывание различных предметов, геометрических фигур, букв и цифр и других изображений из счетных палочек, спичек и др.

• «Шнуровка» - тренирует глазомер, координацию движений;

• «Шаблоны» по лексическим темам – формировать умения обводить, раскрашивать, штриховать.

• Штриховка и раскрашивание контурных изображений предметов простыми и цветными карандашами;

• Составление предметных разрезных картинок, пазлов первоначально по образцу затем по памяти;

• Конструирование из кубиков, лего- конструктора.

Рекомендуются такие игры:

• Игры на развитие тактильного восприятия«Гладкий – шершавый»«Найди такой же на ощупь»«Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на ощупь определяет, что это);

• Игры с нанизыванием«Собери бусы»«Собери пирамидку» и т. д. ;

• Игры с бумагой«Снежинки» (1-й вариант – нарвать бумагу на мелкие кусочки; 2-й вариант – скатать шарики из бумаги, «Складывание из бумаги» и т. д. ;

• Игры на выкладывание«Составление целого из частей» - разрезные картинки, кубики, мозаика;

• Игры со спичками или со счетными палочками.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила 1. Игровые задания должны постепенно усложняться. 2. Начинать игру можно толь тогда, когда ребенок хочет играть. 3. Недопустимо переутомление ребенка в игре.

Значение пальчиковых игр и упражнений, которые:

• Развивают мелкую моторику рук;

• Стимулируют речевое развитие;

• Повышают работоспособность головного мозга;

• Оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм.

Кроме этого проводятся занятия по подготовке руки к письму. Письмо также является сложным двигательным навыком, включающим в себя переключение с одной двигательной программы на другую и требующим особой точности, координации пальцевой моторики.

Выполняя задания, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают зрительные и слуховые восприятия, произвольность памяти и внимания.

Вся работа должна проводиться не только в детском саду, но и дома, поэтому работа с родителями – неотъемлемая часть деятельности по данной проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие у детей мелкой моторики"

Консультация для родителей...

Мастер-класс для родителей «Развитие у детей мелкой моторики рук». Воспитатель: Шкилева Е.В. первая квалификационная категория

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальца...

Литература по развитию у детей мелкой моторики

Большакова Е.С. Формирование у детей мелкой моторики...

Консультация для родителей "Развитие у детей мелкой моторики

laquo;…ум ребёнка находится на кончиках его пальцев"В. А. Сухомлинский...