занятие на тему "про ежика и не только.."
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Агеева Юлия Александровна

Занятие на тему "Про ежика и не только" разработано в рамках комплексной темы "Мир вокруг нас".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ageeva_zanyatie_yu.a.docx26.95 КБ
Файл ageeva_zanyatie_yu.a.docx26.95 КБ
Файл ageeva_zanyatie_yu.a.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация образовательного процесса

в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

  включение детей в познавательную деятельность»

Агеева Юлия Александровна,

воспитатель

муниципального автономного дошкольного

 образовательного учреждения

 «Детский сад № 16 «Тополек»

       

г. Енисейск

2016 г.

Пояснительная записка

Занятие на тему  «Про ежика и не только…» разработано в рамках комплексной темы «Мир вокруг нас».

Представленный конспект   является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип активности (поддерживается мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности (приемы в рамках деятельностного подхода, ребенок – субъект деятельности)

Тип занятия: интегрированное.

Цель занятия:  Включение детей младшего дошкольного  возраста в познавательное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

  1. Налаживать содержательное познавательное взаимодействие со взрослым и сверстниками.
  2. Поддерживать интерес к совместной деятельности, направлять внимание детей друг на друга.
  3. Активизировать собственный опыт детей, создавать ситуации, где возникает диалог, ситуации принятия собственных решений, выбора.
  4. Поощрять самостоятельные открытия детей в области познания окружающего мира.
  5. Создавать ситуации для овладения детьми приемами группировки, нахождения общего и отличного;  освоения способов соединения деталей для создания целостной конструкции (образа).
  6. Активизировать проявление эмоциональных отношений к деятельности.

Реализуемые направления развития ребенка:

Социально-коммуникативное: включение ребенка в общение со взрослым и детьми доступными средствами;

Речевое: участие  детей в диалоге,  желание высказываться на близкие ребенку темы из личного опыта, обогащение словаря (подворье – возможно для детей это новое слово).

Познавательное направление:  расширение представлений об окружающем мире - о животных,  их месте обитания - через активизацию детского опыта.

Для достижения цели предполагается использование следующих методов и приемов:

- прием эмоциональной заинтересованности в рамках проблемно-игровых ситуаций;

-игровой прием (дидактическая игра; проблемно-игровые ситуации);

-наглядно-практический метод (наличие предмета исследования );

- словесный метод (вопросы к детям, проговаривание вместе с детьми, диалог);

- смена детской деятельности - прием;

- смена тембра и звука голоса - прием;

- удерживание паузы - прием;

- подыгрывание детям (удивиться, показать вид, что не знаю) - прием;

- незаметное «подбрасывание» предметов – прием;

- использование художественных средств речи (загадка, потешка);

- прием сравнения, аналогии;

- сознательное внесение одного предмета для всех (корзинка);

- использование декораций (лес и подворье)

                                                                 

 

Оборудование: ширмы с изображение леса и подворья, плоскостные фигурки животных, корзинка, плоскостные силуэты  звериных следов, веревочки разного цвета, прищепки разноцветные.


Структурные компоненты занятия - технологическая карта.

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы,

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой.

Создать атмосферу психологической безопасности, эмпатического принятия, эмоциональной поддержки.

Игра на эмоциональный настрой «Здравствуйте, пальчики»

Создает  атмосферу доброжелательности,

играет с детьми

Включились в игру, эмоционально откликаются на действия педагога

Установлен контакт с детьми.

Мотивационно-побудительный.

Организовать  внимание детей.

Вызвать желание детей участвовать в деятельности.

Внесение в предметную среду группы ярких предметов, объектов, новых для детей.

Использование декораций.

Удерживание паузы.

Создание проблемно-игровой  ситуации.

Позиция:  режиссер

Организует  познавательное пространство группы.

Занимает позицию заинтересованного наблюдателя.

(При необходимости обращает внимание детей на картинки).

Задает выясняющие и уточняющие вопросы.

Обращают внимание на новые для них предметы, свободно с ними действуют (рассматривают), включаются в диалог с педагогом.

Внимание детей привлечено.

У детей появилось желание  подействовать, «поиграть» с картинками

Практическая деятельность, актуализация опыта детей

Активизировать опыт и знания детей, организовать  детское  исследование, создать условия для выдвижения детских гипотез и простейших умозаключений, поддерживать эмоциональные проявления детей.

Наглядно-практический метод (наличие предмета исследования  у каждого ребенка).

Дидактическая игра «Рассели животных».

Незаметное «подбрасывание» предметов, наглядностей.

Использование художественных средств речи (загадки, потешки).

Прием сравнения, аналогии.

Сознательное внесение одного предмета для всех детей (корзинка, ежик) или, наоборот, меньшее количество предметов, чем детей.

Создание проблемно-игровой  ситуации.

Внесение незавершенного образа.

Использование декораций (для дидактической игры)

Организует и направляет действия детей, направляет интерес детей друг на друга.

Организует дидактическую игру.

Инициирует проговаривание действий, признаков, названий, выдвижение гипотез и проговаривание умозаключений, внимательно их выслушивая, и обращая внимание других детей на эти высказывания.

Переключает внимание детей на вновь появившиеся предметы (следы животных). Привлекает внимание детей к новому неизвестному объекту, создает ситуацию выяснения (что за объект), организует детское продуктивное взаимодействие в парах.

Дети включаются в игру: рассматривают и помещают картинки животных на декорации в соответствии со своими представлениями.

Обнаруживают новые наглядные объекты (силуэты следов), рассматривают их, выдвигают в отношении их свои предположения, включаются в проблемно-игровую ситуацию, включаются в общее дело (в парах).

Дети направлены к своему опыту,  включены в практическую деятельность с картинками,  моделями следов животных,

включены в игровое  познавательное взаимодействие.

Заключительный - рефлексия.

Формировать предпосылки  эмоционального отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось, настроение хорошее).

Действия с неоформленным материалом

Выясняет эмоциональные состояния детей, используя незаконченный образ и  включая  детей в общее дело.

С помощью предоставленного материала завершают предложенный воспитателем образ объекта природы (солнышко), проговаривают и проявляют свои эмоции.

Дети обозначили свое эмоциональное состояние в конце деятельности.

Сценарный план занятия

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

1. Психологический настрой

Воспитатель организует  внимание детей, создает атмосферу доброжелательности - организует игру на эмоциональный настрой «Здравствуйте, пальчики»: обращается к детям и  предлагает поздороваться пальчиками: мы с вами уже поздоровались, а теперь пусть  поздороваются наши пальчики.

2.Мотивационно-побудительный этап

Воспитатель обращает свое внимание на пространство групповой комнаты, восхищается игрушками, высказывает предположение, что дети очень интересно играют со всем, что у них есть в группе, обращает внимание на внесенные картинки и   ждет действий (отношения к ним) детей (недолго).

После этого сразу организует игровую ситуацию:

«Животные ушли погулять  и  потерялись. Как им найти свой дом? Где они могут жить? Так помогайте, найдите им дом»

(В группе находятся два экрана –  лес и подворье без животных).

3. Актуализация, практическая деятельность детей

1.Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости  организует и направляет действия детей, выслушивает детские версии, предположения.

 Направляет интерес детей друг на друга, задает выясняющие и уточняющие вопросы в зависимости от сложившихся ситуаций..

Н-р:

- Помогите белочке найти свой дом?

- А у вас никто не заблудился?

-Интересно – а что делает волк в стайке?

- А что будет, если лису поселить в курятнике?

а как одним словом назвать животных, которые живут дома, на подворье? И.т.д.

В результате вместе с детьми приходят (могут прийти) к выводу:

-Животные, которые живут рядом с человеком, возле его дома (на подворье) – домашние животные;

- Животные, которые живут в диком лесу самостоятельно – дикие животные;

2. Педагог организует проблемно-игровую ситуацию: подкидывает на пол  следы животных, организуя смену детской  деятельности.

Наблюдает за действиями детей, выдерживает паузу, выслушивает версии детей, помогает появиться разным версиям, используя выясняющие вопросы, н-р:

- А что это там такое?

- Чьи это следы?

-Кто это наследил?

-А следы – то одинаковые?

-Чем отличаются?

-Как узнать, что разные?

Дети сравнивают объекты по величине, цвету, предполагают -  чьи это могут быть следы?

(предполагаемые детские версии: следы медведя, зайчика, лисы и волка, следы большие, средние, маленькие).

Выслушиваются все детские варианты ответов.

Воспитатель и дети вместе  идут по следам и обнаруживают корзинку, воспитатель  дает детям (всем) послушать корзинку, потрогать ее, рассмотреть: что же  там, а вдруг  кто-то живой?

Воспитатель наблюдает за реакцией детей, активизирует  детские версии, дает возможность высказаться по-поводу того, что  или кто находится в корзинке.

 Педагог использует художественное слово: загадку про ежика.

В корзинке спит ежик. Что за ежик?

Педагог  организует детское обследование игрушки, инициирует детские высказывания об игрушке, предлагает всем потрогать ежика  (сначала сам гладит и отдергивает руку, делая вид, что укололся иголками).

Дети принимают игровое действие и включаются в воображаемую ситуацию. Педагог организует диалог: зачем нужны ежику иголки.

Выслушивает высказывания детей, проговаривает вместе с детьми все возникшие версии:

- ежику нужны иголки для защиты от волка, от лисы; чтобы принести  в норку грибы или ягоды; …) 

Организуется пальчиковая игра «Ежик колкий».

 3. Если детский интерес к деятельности не угасает и не наблюдается  детская усталость,  организуется новый игровой момент.

А заглянем еще в корзинку? Кто там еще???

Выслушиваются версии детей, своя версия (если понадобится), что это ежата. Чего у них не хватает???

- У маленьких ежат нет иголок,  и им грозит опасность. Какая?

 Выслушать версии детей кто угрожает ежикам?

 Как им помочь?

Педагог создает ситуацию для общей деятельности в парах, объединяющим началом которой является один ежик.

- найдите себе дружка, кто нашелся – возьмите себе одного ежика и вместе помогите ему. 

Предлагается неоформленный материал - прищепки разноцветные.

Воспитатель поощряет детские действия и наблюдает за детьми.

-Какие у вас получились ежики, покажите вместе своего.

- Они у вас одинаковые?

-У кого красные иголочки? Почему у вашего ежика красные иголочки?

- У кого желтые?

- У кого разноцветный ежик?       - Вы вместе помогали ежику? Теперь им не страшно. Отнесите их к ним домой!!!!

4.Заключительный - рефлексия

Педагог предлагает детям продемонстрировать   эмоциональное отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось) – инициирует  проговаривание детьми  своего эмоционального отношения к произошедшей деятельности.

Педагог выкладывает на полу круг из желтой веревочки.

-На что это похоже?

Дети проговаривают свои версии, воспитатель все версии детей принимает и предлагает всех обогреть ярким солнышком.

Детям предлагаются лучи (веревочки желтого цвета), которые они сами выбирают и прикладывают  к большому кругу.

Дается возможность выбрать способ деятельности, поддерживается  детская инициатива.

- Какое солнышко получилось?

- Вам понравилось?



Предварительный просмотр:

«Организация образовательного процесса

в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

  включение детей в познавательную деятельность»

Агеева Юлия Александровна,

воспитатель

муниципального автономного дошкольного

 образовательного учреждения

 «Детский сад № 16 «Тополек»

       

г. Енисейск

2016 г.

Пояснительная записка

Занятие на тему  «Про ежика и не только…» разработано в рамках комплексной темы «Мир вокруг нас».

Представленный конспект   является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип активности (поддерживается мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности (приемы в рамках деятельностного подхода, ребенок – субъект деятельности)

Тип занятия: интегрированное.

Цель занятия:  Включение детей младшего дошкольного  возраста в познавательное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

  1. Налаживать содержательное познавательное взаимодействие со взрослым и сверстниками.
  2. Поддерживать интерес к совместной деятельности, направлять внимание детей друг на друга.
  3. Активизировать собственный опыт детей, создавать ситуации, где возникает диалог, ситуации принятия собственных решений, выбора.
  4. Поощрять самостоятельные открытия детей в области познания окружающего мира.
  5. Создавать ситуации для овладения детьми приемами группировки, нахождения общего и отличного;  освоения способов соединения деталей для создания целостной конструкции (образа).
  6. Активизировать проявление эмоциональных отношений к деятельности.

Реализуемые направления развития ребенка:

Социально-коммуникативное: включение ребенка в общение со взрослым и детьми доступными средствами;

Речевое: участие  детей в диалоге,  желание высказываться на близкие ребенку темы из личного опыта, обогащение словаря (подворье – возможно для детей это новое слово).

Познавательное направление:  расширение представлений об окружающем мире - о животных,  их месте обитания - через активизацию детского опыта.

Для достижения цели предполагается использование следующих методов и приемов:

- прием эмоциональной заинтересованности в рамках проблемно-игровых ситуаций;

-игровой прием (дидактическая игра; проблемно-игровые ситуации);

-наглядно-практический метод (наличие предмета исследования );

- словесный метод (вопросы к детям, проговаривание вместе с детьми, диалог);

- смена детской деятельности - прием;

- смена тембра и звука голоса - прием;

- удерживание паузы - прием;

- подыгрывание детям (удивиться, показать вид, что не знаю) - прием;

- незаметное «подбрасывание» предметов – прием;

- использование художественных средств речи (загадка, потешка);

- прием сравнения, аналогии;

- сознательное внесение одного предмета для всех (корзинка);

- использование декораций (лес и подворье)

                                                                 

 

Оборудование: ширмы с изображение леса и подворья, плоскостные фигурки животных, корзинка, плоскостные силуэты  звериных следов, веревочки разного цвета, прищепки разноцветные.


Структурные компоненты занятия - технологическая карта.

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы,

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой.

Создать атмосферу психологической безопасности, эмпатического принятия, эмоциональной поддержки.

Игра на эмоциональный настрой «Здравствуйте, пальчики»

Создает  атмосферу доброжелательности,

играет с детьми

Включились в игру, эмоционально откликаются на действия педагога

Установлен контакт с детьми.

Мотивационно-побудительный.

Организовать  внимание детей.

Вызвать желание детей участвовать в деятельности.

Внесение в предметную среду группы ярких предметов, объектов, новых для детей.

Использование декораций.

Удерживание паузы.

Создание проблемно-игровой  ситуации.

Позиция:  режиссер

Организует  познавательное пространство группы.

Занимает позицию заинтересованного наблюдателя.

(При необходимости обращает внимание детей на картинки).

Задает выясняющие и уточняющие вопросы.

Обращают внимание на новые для них предметы, свободно с ними действуют (рассматривают), включаются в диалог с педагогом.

Внимание детей привлечено.

У детей появилось желание  подействовать, «поиграть» с картинками

Практическая деятельность, актуализация опыта детей

Активизировать опыт и знания детей, организовать  детское  исследование, создать условия для выдвижения детских гипотез и простейших умозаключений, поддерживать эмоциональные проявления детей.

Наглядно-практический метод (наличие предмета исследования  у каждого ребенка).

Дидактическая игра «Рассели животных».

Незаметное «подбрасывание» предметов, наглядностей.

Использование художественных средств речи (загадки, потешки).

Прием сравнения, аналогии.

Сознательное внесение одного предмета для всех детей (корзинка, ежик) или, наоборот, меньшее количество предметов, чем детей.

Создание проблемно-игровой  ситуации.

Внесение незавершенного образа.

Использование декораций (для дидактической игры)

Организует и направляет действия детей, направляет интерес детей друг на друга.

Организует дидактическую игру.

Инициирует проговаривание действий, признаков, названий, выдвижение гипотез и проговаривание умозаключений, внимательно их выслушивая, и обращая внимание других детей на эти высказывания.

Переключает внимание детей на вновь появившиеся предметы (следы животных). Привлекает внимание детей к новому неизвестному объекту, создает ситуацию выяснения (что за объект), организует детское продуктивное взаимодействие в парах.

Дети включаются в игру: рассматривают и помещают картинки животных на декорации в соответствии со своими представлениями.

Обнаруживают новые наглядные объекты (силуэты следов), рассматривают их, выдвигают в отношении их свои предположения, включаются в проблемно-игровую ситуацию, включаются в общее дело (в парах).

Дети направлены к своему опыту,  включены в практическую деятельность с картинками,  моделями следов животных,

включены в игровое  познавательное взаимодействие.

Заключительный - рефлексия.

Формировать предпосылки  эмоционального отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось, настроение хорошее).

Действия с неоформленным материалом

Выясняет эмоциональные состояния детей, используя незаконченный образ и  включая  детей в общее дело.

С помощью предоставленного материала завершают предложенный воспитателем образ объекта природы (солнышко), проговаривают и проявляют свои эмоции.

Дети обозначили свое эмоциональное состояние в конце деятельности.

Сценарный план занятия

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

1. Психологический настрой

Воспитатель организует  внимание детей, создает атмосферу доброжелательности - организует игру на эмоциональный настрой «Здравствуйте, пальчики»: обращается к детям и  предлагает поздороваться пальчиками: мы с вами уже поздоровались, а теперь пусть  поздороваются наши пальчики.

2.Мотивационно-побудительный этап

Воспитатель обращает свое внимание на пространство групповой комнаты, восхищается игрушками, высказывает предположение, что дети очень интересно играют со всем, что у них есть в группе, обращает внимание на внесенные картинки и   ждет действий (отношения к ним) детей (недолго).

После этого сразу организует игровую ситуацию:

«Животные ушли погулять  и  потерялись. Как им найти свой дом? Где они могут жить? Так помогайте, найдите им дом»

(В группе находятся два экрана –  лес и подворье без животных).

3. Актуализация, практическая деятельность детей

1.Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости  организует и направляет действия детей, выслушивает детские версии, предположения.

 Направляет интерес детей друг на друга, задает выясняющие и уточняющие вопросы в зависимости от сложившихся ситуаций..

Н-р:

- Помогите белочке найти свой дом?

- А у вас никто не заблудился?

-Интересно – а что делает волк в стайке?

- А что будет, если лису поселить в курятнике?

а как одним словом назвать животных, которые живут дома, на подворье? И.т.д.

В результате вместе с детьми приходят (могут прийти) к выводу:

-Животные, которые живут рядом с человеком, возле его дома (на подворье) – домашние животные;

- Животные, которые живут в диком лесу самостоятельно – дикие животные;

2. Педагог организует проблемно-игровую ситуацию: подкидывает на пол  следы животных, организуя смену детской  деятельности.

Наблюдает за действиями детей, выдерживает паузу, выслушивает версии детей, помогает появиться разным версиям, используя выясняющие вопросы, н-р:

- А что это там такое?

- Чьи это следы?

-Кто это наследил?

-А следы – то одинаковые?

-Чем отличаются?

-Как узнать, что разные?

Дети сравнивают объекты по величине, цвету, предполагают -  чьи это могут быть следы?

(предполагаемые детские версии: следы медведя, зайчика, лисы и волка, следы большие, средние, маленькие).

Выслушиваются все детские варианты ответов.

Воспитатель и дети вместе  идут по следам и обнаруживают корзинку, воспитатель  дает детям (всем) послушать корзинку, потрогать ее, рассмотреть: что же  там, а вдруг  кто-то живой?

Воспитатель наблюдает за реакцией детей, активизирует  детские версии, дает возможность высказаться по-поводу того, что  или кто находится в корзинке.

 Педагог использует художественное слово: загадку про ежика.

В корзинке спит ежик. Что за ежик?

Педагог  организует детское обследование игрушки, инициирует детские высказывания об игрушке, предлагает всем потрогать ежика  (сначала сам гладит и отдергивает руку, делая вид, что укололся иголками).

Дети принимают игровое действие и включаются в воображаемую ситуацию. Педагог организует диалог: зачем нужны ежику иголки.

Выслушивает высказывания детей, проговаривает вместе с детьми все возникшие версии:

- ежику нужны иголки для защиты от волка, от лисы; чтобы принести  в норку грибы или ягоды; …) 

Организуется пальчиковая игра «Ежик колкий».

 3. Если детский интерес к деятельности не угасает и не наблюдается  детская усталость,  организуется новый игровой момент.

А заглянем еще в корзинку? Кто там еще???

Выслушиваются версии детей, своя версия (если понадобится), что это ежата. Чего у них не хватает???

- У маленьких ежат нет иголок,  и им грозит опасность. Какая?

 Выслушать версии детей кто угрожает ежикам?

 Как им помочь?

Педагог создает ситуацию для общей деятельности в парах, объединяющим началом которой является один ежик.

- найдите себе дружка, кто нашелся – возьмите себе одного ежика и вместе помогите ему. 

Предлагается неоформленный материал - прищепки разноцветные.

Воспитатель поощряет детские действия и наблюдает за детьми.

-Какие у вас получились ежики, покажите вместе своего.

- Они у вас одинаковые?

-У кого красные иголочки? Почему у вашего ежика красные иголочки?

- У кого желтые?

- У кого разноцветный ежик?       - Вы вместе помогали ежику? Теперь им не страшно. Отнесите их к ним домой!!!!

4.Заключительный - рефлексия

Педагог предлагает детям продемонстрировать   эмоциональное отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось) – инициирует  проговаривание детьми  своего эмоционального отношения к произошедшей деятельности.

Педагог выкладывает на полу круг из желтой веревочки.

-На что это похоже?

Дети проговаривают свои версии, воспитатель все версии детей принимает и предлагает всех обогреть ярким солнышком.

Детям предлагаются лучи (веревочки желтого цвета), которые они сами выбирают и прикладывают  к большому кругу.

Дается возможность выбрать способ деятельности, поддерживается  детская инициатива.

- Какое солнышко получилось?

- Вам понравилось?



Предварительный просмотр:

«Организация образовательного процесса

в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

  включение детей в познавательную деятельность»

Агеева Юлия Александровна,

воспитатель

муниципального автономного дошкольного

 образовательного учреждения

 «Детский сад № 16 «Тополек»

       

г. Енисейск

2016 г.

Пояснительная записка

Занятие на тему  «Про ежика и не только…» разработано в рамках комплексной темы «Мир вокруг нас».

Представленный конспект   является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип активности (поддерживается мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности (приемы в рамках деятельностного подхода, ребенок – субъект деятельности)

Тип занятия: интегрированное.

Цель занятия:  Включение детей младшего дошкольного  возраста в познавательное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

  1. Налаживать содержательное познавательное взаимодействие со взрослым и сверстниками.
  2. Поддерживать интерес к совместной деятельности, направлять внимание детей друг на друга.
  3. Активизировать собственный опыт детей, создавать ситуации, где возникает диалог, ситуации принятия собственных решений, выбора.
  4. Поощрять самостоятельные открытия детей в области познания окружающего мира.
  5. Создавать ситуации для овладения детьми приемами группировки, нахождения общего и отличного;  освоения способов соединения деталей для создания целостной конструкции (образа).
  6. Активизировать проявление эмоциональных отношений к деятельности.

Реализуемые направления развития ребенка:

Социально-коммуникативное: включение ребенка в общение со взрослым и детьми доступными средствами;

Речевое: участие  детей в диалоге,  желание высказываться на близкие ребенку темы из личного опыта, обогащение словаря (подворье – возможно для детей это новое слово).

Познавательное направление:  расширение представлений об окружающем мире - о животных,  их месте обитания - через активизацию детского опыта.

Для достижения цели предполагается использование следующих методов и приемов:

- прием эмоциональной заинтересованности в рамках проблемно-игровых ситуаций;

-игровой прием (дидактическая игра; проблемно-игровые ситуации);

-наглядно-практический метод (наличие предмета исследования );

- словесный метод (вопросы к детям, проговаривание вместе с детьми, диалог);

- смена детской деятельности - прием;

- смена тембра и звука голоса - прием;

- удерживание паузы - прием;

- подыгрывание детям (удивиться, показать вид, что не знаю) - прием;

- незаметное «подбрасывание» предметов – прием;

- использование художественных средств речи (загадка, потешка);

- прием сравнения, аналогии;

- сознательное внесение одного предмета для всех (корзинка);

- использование декораций (лес и подворье)

                                                                 

 

Оборудование: ширмы с изображение леса и подворья, плоскостные фигурки животных, корзинка, плоскостные силуэты  звериных следов, веревочки разного цвета, прищепки разноцветные.


Структурные компоненты занятия - технологическая карта.

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы,

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой.

Создать атмосферу психологической безопасности, эмпатического принятия, эмоциональной поддержки.

Игра на эмоциональный настрой «Здравствуйте, пальчики»

Создает  атмосферу доброжелательности,

играет с детьми

Включились в игру, эмоционально откликаются на действия педагога

Установлен контакт с детьми.

Мотивационно-побудительный.

Организовать  внимание детей.

Вызвать желание детей участвовать в деятельности.

Внесение в предметную среду группы ярких предметов, объектов, новых для детей.

Использование декораций.

Удерживание паузы.

Создание проблемно-игровой  ситуации.

Позиция:  режиссер

Организует  познавательное пространство группы.

Занимает позицию заинтересованного наблюдателя.

(При необходимости обращает внимание детей на картинки).

Задает выясняющие и уточняющие вопросы.

Обращают внимание на новые для них предметы, свободно с ними действуют (рассматривают), включаются в диалог с педагогом.

Внимание детей привлечено.

У детей появилось желание  подействовать, «поиграть» с картинками

Практическая деятельность, актуализация опыта детей

Активизировать опыт и знания детей, организовать  детское  исследование, создать условия для выдвижения детских гипотез и простейших умозаключений, поддерживать эмоциональные проявления детей.

Наглядно-практический метод (наличие предмета исследования  у каждого ребенка).

Дидактическая игра «Рассели животных».

Незаметное «подбрасывание» предметов, наглядностей.

Использование художественных средств речи (загадки, потешки).

Прием сравнения, аналогии.

Сознательное внесение одного предмета для всех детей (корзинка, ежик) или, наоборот, меньшее количество предметов, чем детей.

Создание проблемно-игровой  ситуации.

Внесение незавершенного образа.

Использование декораций (для дидактической игры)

Организует и направляет действия детей, направляет интерес детей друг на друга.

Организует дидактическую игру.

Инициирует проговаривание действий, признаков, названий, выдвижение гипотез и проговаривание умозаключений, внимательно их выслушивая, и обращая внимание других детей на эти высказывания.

Переключает внимание детей на вновь появившиеся предметы (следы животных). Привлекает внимание детей к новому неизвестному объекту, создает ситуацию выяснения (что за объект), организует детское продуктивное взаимодействие в парах.

Дети включаются в игру: рассматривают и помещают картинки животных на декорации в соответствии со своими представлениями.

Обнаруживают новые наглядные объекты (силуэты следов), рассматривают их, выдвигают в отношении их свои предположения, включаются в проблемно-игровую ситуацию, включаются в общее дело (в парах).

Дети направлены к своему опыту,  включены в практическую деятельность с картинками,  моделями следов животных,

включены в игровое  познавательное взаимодействие.

Заключительный - рефлексия.

Формировать предпосылки  эмоционального отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось, настроение хорошее).

Действия с неоформленным материалом

Выясняет эмоциональные состояния детей, используя незаконченный образ и  включая  детей в общее дело.

С помощью предоставленного материала завершают предложенный воспитателем образ объекта природы (солнышко), проговаривают и проявляют свои эмоции.

Дети обозначили свое эмоциональное состояние в конце деятельности.

Сценарный план занятия

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

1. Психологический настрой

Воспитатель организует  внимание детей, создает атмосферу доброжелательности - организует игру на эмоциональный настрой «Здравствуйте, пальчики»: обращается к детям и  предлагает поздороваться пальчиками: мы с вами уже поздоровались, а теперь пусть  поздороваются наши пальчики.

2.Мотивационно-побудительный этап

Воспитатель обращает свое внимание на пространство групповой комнаты, восхищается игрушками, высказывает предположение, что дети очень интересно играют со всем, что у них есть в группе, обращает внимание на внесенные картинки и   ждет действий (отношения к ним) детей (недолго).

После этого сразу организует игровую ситуацию:

«Животные ушли погулять  и  потерялись. Как им найти свой дом? Где они могут жить? Так помогайте, найдите им дом»

(В группе находятся два экрана –  лес и подворье без животных).

3. Актуализация, практическая деятельность детей

1.Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости  организует и направляет действия детей, выслушивает детские версии, предположения.

 Направляет интерес детей друг на друга, задает выясняющие и уточняющие вопросы в зависимости от сложившихся ситуаций..

Н-р:

- Помогите белочке найти свой дом?

- А у вас никто не заблудился?

-Интересно – а что делает волк в стайке?

- А что будет, если лису поселить в курятнике?

а как одним словом назвать животных, которые живут дома, на подворье? И.т.д.

В результате вместе с детьми приходят (могут прийти) к выводу:

-Животные, которые живут рядом с человеком, возле его дома (на подворье) – домашние животные;

- Животные, которые живут в диком лесу самостоятельно – дикие животные;

2. Педагог организует проблемно-игровую ситуацию: подкидывает на пол  следы животных, организуя смену детской  деятельности.

Наблюдает за действиями детей, выдерживает паузу, выслушивает версии детей, помогает появиться разным версиям, используя выясняющие вопросы, н-р:

- А что это там такое?

- Чьи это следы?

-Кто это наследил?

-А следы – то одинаковые?

-Чем отличаются?

-Как узнать, что разные?

Дети сравнивают объекты по величине, цвету, предполагают -  чьи это могут быть следы?

(предполагаемые детские версии: следы медведя, зайчика, лисы и волка, следы большие, средние, маленькие).

Выслушиваются все детские варианты ответов.

Воспитатель и дети вместе  идут по следам и обнаруживают корзинку, воспитатель  дает детям (всем) послушать корзинку, потрогать ее, рассмотреть: что же  там, а вдруг  кто-то живой?

Воспитатель наблюдает за реакцией детей, активизирует  детские версии, дает возможность высказаться по-поводу того, что  или кто находится в корзинке.

 Педагог использует художественное слово: загадку про ежика.

В корзинке спит ежик. Что за ежик?

Педагог  организует детское обследование игрушки, инициирует детские высказывания об игрушке, предлагает всем потрогать ежика  (сначала сам гладит и отдергивает руку, делая вид, что укололся иголками).

Дети принимают игровое действие и включаются в воображаемую ситуацию. Педагог организует диалог: зачем нужны ежику иголки.

Выслушивает высказывания детей, проговаривает вместе с детьми все возникшие версии:

- ежику нужны иголки для защиты от волка, от лисы; чтобы принести  в норку грибы или ягоды; …) 

Организуется пальчиковая игра «Ежик колкий».

 3. Если детский интерес к деятельности не угасает и не наблюдается  детская усталость,  организуется новый игровой момент.

А заглянем еще в корзинку? Кто там еще???

Выслушиваются версии детей, своя версия (если понадобится), что это ежата. Чего у них не хватает???

- У маленьких ежат нет иголок,  и им грозит опасность. Какая?

 Выслушать версии детей кто угрожает ежикам?

 Как им помочь?

Педагог создает ситуацию для общей деятельности в парах, объединяющим началом которой является один ежик.

- найдите себе дружка, кто нашелся – возьмите себе одного ежика и вместе помогите ему. 

Предлагается неоформленный материал - прищепки разноцветные.

Воспитатель поощряет детские действия и наблюдает за детьми.

-Какие у вас получились ежики, покажите вместе своего.

- Они у вас одинаковые?

-У кого красные иголочки? Почему у вашего ежика красные иголочки?

- У кого желтые?

- У кого разноцветный ежик?       - Вы вместе помогали ежику? Теперь им не страшно. Отнесите их к ним домой!!!!

4.Заключительный - рефлексия

Педагог предлагает детям продемонстрировать   эмоциональное отношения к деятельности, своему состоянию (понравилось) – инициирует  проговаривание детьми  своего эмоционального отношения к произошедшей деятельности.

Педагог выкладывает на полу круг из желтой веревочки.

-На что это похоже?

Дети проговаривают свои версии, воспитатель все версии детей принимает и предлагает всех обогреть ярким солнышком.

Детям предлагаются лучи (веревочки желтого цвета), которые они сами выбирают и прикладывают  к большому кругу.

Дается возможность выбрать способ деятельности, поддерживается  детская инициатива.

- Какое солнышко получилось?

- Вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по лепке "Ежик"

конспект занятия по лепке "Ежик"...

Занятия лепка "Великолепный ежик"

Занятие « Великолепный ежик»Задачи:Обучающие:Закреплять знания детей овальной формы, приемов лепки: раскатывание прямыми движениями ладони, лепка пальцами. Учить детей приему оттягивания, сплющивания,...

Конспект открытого занятия "Дикие животные весной и не только..."

В конспекте дан материал по экологическому воспитанию по теме "Дикие животные весной" с элементами сказкотерапии....

Конспект занятия по аппликации "Ежик"

конспект занятия по аппликации из силуэтов ладошек для детей старшего дошкольного возраста + обучение составлению рассказов по схеме...

Конспект занятия : «Угощение для ежика»

Закрепление сенсорных эталонов....

Конспект занятия по лепке «Ежик» Средняя группа.

Цель: Закреплять умение детей катать шар из пластилина между ладонями и вытягивать пластилин двумя пальцами для придания работе характерного образа, дополнять деталями (ушки, глазки), учить с по...

Конспект занятия по рисованию «Ежик» (Младшая группа)

Цель: Учить детей рисовать кисточкой короткие прямые линии. Развивать мелкую моторику рук....