«Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»
статья по теме

Яковлева О.А.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_sovremennyh_form.docx60.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Актуальность проблемы речевого развития :

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

• Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

• В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

 • Речь – это инструмент развития высших отделов психики.

• С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.

• Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.

• Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Основные направления по развитию речи детей

 • Основные направления работы по развитию речи детей в детском саду (по ФГОС ДО)

• 1.Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

 • 2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

• 3.Формирование грамматического строя:

• * Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам)

• * Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений)

 • * Словообразование.

 • 4. Развитие связной речи:

• * Диалогическая (разговорная) речь.

 • * Монологическая речь (рассказывание)

• 5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове.

• 6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

 С появлением все более и более новых методик развития детей, родители сталкиваются с новыми задачами. Сегодня мы с вами обсудим одну из новейших методик, которая используется воспитателями и логопедами для развития речи и памяти – мнемотехнику.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника – это совокупность приемов и методов запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры.

На сегодняшний день такая техника запоминания широко используется в детских дошкольных заведениях, а также на приеме у логопеда.

Мнемотехника помогает маленьким детям:

  • Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;
  • Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;
  • Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
  • Обогащает словарный запас;
  • Помогает развивать мышление;
  • Развивает фантазию;
  • Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

В этой технике используются наглядные пособия – таблицы. На занятиях по развитию речи педагоги часто используют мнемотехнику и предлагают деткам расшифровывать и запоминать изображения на таблицах. Таблицы могут иметь самых разный вид и тему.

Различают такие мнемотаблицы:

  • Для стихов, загадок или сказок;
  • Для запоминания правил;
  • Для рассказов.

Современные дети окружены массой информации, чаще всего, они не успевают усваивать ее, а поэтому испытывают проблему с ее воспроизведением. Дети дошкольники зачастую имеют немаленький словарный запас, но составляют только простые предложения, которые не могут собрать в полный логичный рассказ. Мнемотаблицы учат детей планировать рассказ и воспроизводить его в логичном порядке. Использование мнемотаблиц заметно улучшает образовательный процесс, дети учатся быстрее.

Начинать работать по мнемотаблицам с детьми лучше с возраста 4 лет, когда у них уже сформирован начальный словарный запас. В этом возрасте можно учить детей правилам, ориентируясь на таблицы. Это могут быть алгоритмы одевания или умывания, также существуют мнемотаблицы по ПДД, чтобы ребенок быстрее усвоил правила дорожного движения.

Детям понравится изучать сказки или стихи по таблицам

мнемотаблицы для дошкольников стихи

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.

Можно составлять ребусы, загадки или мнемотаблицы по математике. В последнем случае, достаточно нарисовать цифру, а в другом квадрате картинку, изображающую данное число. В дальнейшем у ребенка откладывается в памяти соответствующая картинка, когда он видит цифру.

Если вы не можете или нет времени рисовать мнемотаблицы, их можно легко найти в Интернете и скачать, а затем распечатать и заниматься с ребенком. На компьютере лучше не показывать, ребенок не будет воспринимать экран так же, как листок бумаги перед ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Цель:•               Активи...

Педагогический совет«Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Цель:Ø Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.Ø  Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников....

Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников

Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников....

Презинтация "«Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников...

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в МБДОУ по развитию речи дошкольников»

Данное мероприятие позволит систематизировать знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников. Педсовет организован в форме деловой игры....

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Цель:•               Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.•...

"Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников"

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребнос...