Что такое толерантность
консультация (младшая группа) на тему
Толерантность, терпимость значение слов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_o_tolerantnosti.docx | 14.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Что мы знаем о толерантности.
«Толерантность — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», — так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность — это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого» [1, с. 4]. Толерантность — это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного [1, с. 5]. В этике понятие «толерантность» отождествляют с понятием «терпимость» — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается, как стремление достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов без применения давления, преимущественно методом разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Воспитание толерантности — длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности, дошкольное образование. Именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Воспитание у детей таких важных и, в то же время сложных качеств как толерантность, гражданственность, доброжелательность, по отношению к людям не зависимо от их расовой и национальной принадлежности — одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Формирование любви к родине, начал гражданственности и толерантности тесно взаимосвязано. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общественного.
Когда же необходимо начинать формирование толерантного отношения к окружающему миру?
В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Это ставит перед педагогами задачи формирования толерантного сознания у детей, начиная с дошкольного возраста. Одним из актуальнейших направлений в вышеперечисленных сферах выступает воспитание позитивного отношения к людям разных национальностей.
Ребенок «впитывает» родную культуру буквально с первых лет жизни благодаря семье. Затем он продолжает познавать ее с помощью других близких людей. Примерно с четырех лет, а иногда и раньше (обычно в семьях с межнациональным браком) начинают осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Исследователи отмечают, что основной путь воспитания этики межнационального общения - приобщение детей к культуре разных народов. Детям доступен следующий примерный объем знаний:
- о культуре (ее элементах) нескольких (четырех-пяти) народов,
- месте жительства каждого из них,
- труде, по возможности с учетом его специфики,
- быте (жилище, предметы быта, национальные кушанья, обычаи, традиции), - языке,
- народном творчестве (сказки, пословицы и поговорки, загадки, потешки,
подвижные игры и игрушки, музыка, колыбельные песни),
- искусстве (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства, в том числе живописи и декоративно-прикладного искусства),
- общечеловеческих нравственных качествах.
- Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое толерантность?
Данная презентация является материалом,который поможет воспитателям организовать работу по вопросу развития толерантности у воспитанников ДОУ старшего дошкольного возраста...
Презентация "Что такое толерантность?" (для старших дошкольников).
Презентация ко дню толерантности. Расчитана на детей старшей и подготовительной группы. Продолжительность 5 минут....
Что такое толерантность?
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов....
что такое толерантность?
досуг для детей 5-7 лет. в игровой форме дети расширяют представления о многообразии мира, учатся доброжелательному отношению к людям....
Консультация для родителей "Что такое толерантность?"
Для родителей в краткой форме даны: определение понятия "толерантность", советы и правила поведения...
Консультация для родителей "Что такое толерантность?"
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, толерантность - "готовность и способность без протеста воспринимать личность ил...
Консультация для родителей "Что такое толерантность?"
Консультация для родителей....