Картотека игр на развитие творческого воображения
картотека на тему
Картотека игр на развитие творческого воображения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_tvorch._voobrazheniya.docx | 48.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Составила : воспитатель Денисова Лидия Владимировна
У ребенка вся жизнь — игра, а в ней всегда есть место фантазиям. Ведь игра — это воображаемая ситуация. Не все же время ему быть учителем или врачом, как мама, или шофером или директором, как папа.
А может, он вырастет и изобретет новую машину или станет конструктором и построит новый мост? Кто знает! Не бойтесь того, что фантазии унесут его неизвестно куда. Это пройдет. А останется его смекалка, сообразительность, творческое мышление.
Игры на развитие творческого воображения детей 4-5 лет
«Облака, белогривые лошадки...»
Игра развивает творческое воображение, целостное восприятие.
◈ Как играть: понаблюдайте за облаками. На что они похожи? Какие они? Веселые, грустные? Почему? Фантазируйте вместе с ребенком. Поощряйте его.
◈ Закрепляем: нарисуйте облако и спросите ребенка, на что оно похоже. На лошадку? Тогда дорисуйте хвост. На зайчика? Дорисуйте ушки.
◈ Вспомните песенку «Облака, белогривые лошадки...». А может, облака похожи на сказочную птицу? Животное?
◈ Усложняем: сочините сказку про облако.
«Кляксография»
Игра на развитие творческого воображения и целостного восприятия
Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.
◈ Как играем: на середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.
«Кругольники»
Необходимый инвентарь: нарисованные на ватмане круги, квадраты, треугольники.
◈ Как играем: предложите ребенку дорисовать детали. Например, к кругу — длинные уши, усы, глаза, нос, зубы; получился зайчик! К квадрату стрелки — получаются часы. К треугольнику хвостик — веселая морковка. Закрепляем: рисуйте вместе с ребенком. Вариантов много (круг — мяч, шар, яблоко, сказочная птица и т. д.). Повесьте рисунок на видное место.
«Угадайте, кто я»
◈ Как играем: «Кто я? Что я?» — спрашиваете вы у ребенка и изображаете (жестами, мимикой, звуками) поезд, машину, чайник, собаку, медведя, самолет и т. д.
◈ Меняйтесь ролями. В такую игру можно играть долго.
◈ Усложняем: как показать, например, ветер, дерево, радость? А крадущуюся за петухом лису, плачущего зайца?
«Превращалка»
Необходимый инвентарь: предметы без четкого назначения — палочка, брусочек, камешек, кубик, картонка и т. п.
◈ Как играем: покажите палочку и спросите ребенка, чем она может быть? (Градусником для куклы, карандашом, ложкой.) Придумывайте вместе. Чем больше вариантов, тем лучше.
◈ Закрепляем: задайте противоположный вопрос: «Какие предметы можно использовать вместо ложки для супа? Вместо машинки?».
«Радостные рисунки»
Необходимый инвентарь: ватман, альбом, краски, кисть, вода.
◈ Как играем: скажите ребенку, что сегодня будете рисовать радость. Побеседуйте о том, когда и отчего бывают радостными дети, взрослые. Например: «Ну а мы всем детским садом любим плитку шоколада...» или «Любит зайчик морковку, кузнечик подковку, мишка медок, белочка грибок...».
◈ Спросите, когда ребенок бывает рад? Предложите нарисовать радость. Если он затрудняется, помогите. Например, ребенок любит смотреть мультипликационные фильмы — помогите ему нарисовать их сюжет. Или он может нарисовать улыбающееся лицо, лето, игрушку, маму с папой и т. д.
◈ Закрепляем: важно, чтобы сначала ребенок рисовал то, что доставляет радость в его представлении. В дальнейшем — то, что может радовать не только людей, но и животных и т. д.
◈ Усложняем: а когда море бывает радостным? [Когда светит солнце, летают бабочки, лодки в море...) А лес? СКогда в лесу много ягод, грибов.) А может, лес радуется зиме? Там тихо, все укрыто снегом. А чайник? (Когда в нем кипятят чай.) И т. д.
«Кто кем будет?»
Игра развивает творческое воображение и мышление
◈ Как играем: спросите у ребенка, кем будет (чем будет): яйцо, цыпленок, мальчик, кирпич, желудь, семечко, икринка, мука, больной, слабый?.. Желательно, чтобы ребенок дал несколько вариантов ответов. Например, из яйца может быть — птенец, крокодил, змея, яичница... А может, сказочная птица, динозавр? Зарисуйте ваши ответы и сделайте выставку рисунков.
◈ Закрепляем: в эту игру можно играть каждый день и везде (на улице, в дороге...). Можно выбрать другой вариант игры «Кем был (чем был) раньше — цыпленок, дом (кирпич), яблоня (семечко)»?..
◈ Усложняем: в дальнейшем берите для игры качества предметов, их материал, их развитие, черты характера. Например, кем были (чем были) ваза, шарик, дядя?..
«Разговорчивые рисунки»
Игра развивает связную речь, творческое воображение.
Необходимый инвентарь: игрушки (сюжетные).
◈ Как играем: для начала можно взять любимые игрушки. Что может рассказать о себе кукла? Зайчик? Например, зайчик любит играть в лесу с другими зайчиками. Они любят играть в прятки, в мяч. А может, один зайчик потерялся? Как его искали? А может, его хотел обидеть волк? Как его спасли другие зайчики?
◈ Сначала ребенку нужно обязательно помочь при составлении рассказа наводящими вопросами, фразами.
◈ Усложняем: можно взять несколько игрушек, использовать в построении сюжета волшебные предметы (волшебную палочку, волшебный клубок, колпачок) или волшебные превращения.
«Симметричные предметы»
Задачи: дать понятие «симметричность предметов»; учить находить одинаковые части предметов, составлять их; привести наглядные примеры симметричности (вазы, кувшины) и ассиметрии, сложив неправильно части предметов.
Материал: картонные силуэты различных симметричных предметов, разрезанные пополам.
Инструкция: составить из деталей как можно больше симметричных предметов.
«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»
Игра учит называть действия словами, развивает творческое воображение, тренирует сообразительность
◈ Как играем: взрослый показывает ребенку любое действие (пилит дрова, играет на дудочке, рисует и т. д.), а ребенок отгадывает. Неважно, если он назовет не то, что вы загадали, — главное, чтобы его ответ был похож на ваши действия.
◈ Закрепляем: пусть ребенок сам показывает действия, а вы отгадываете.
◈ Если свои действия он будет сопровождать мимикой, еще лучше.
◈ Усложняем: можно показать не одно действие, а несколько (например, пьет чай, а затем моет посуду). В эту игру можно играть часто, она нравится детям. Играть можно во дворе и даже в очереди в поликлинике (ведь вы не издаете ни звука).
«Гори, гори, свеча»
Необходимый инвентарь: свеча.
◈ Как играем: зажгите вечером свечку — дети очень любят это. Угадывайте, на что похожи тени на стене. Расскажите в этой таинственной и волшебной обстановке любимую сказку или придумайте свою.
«Шкатулка со сказками»
Необходимый инвентарь: шкатулка, кружочки разного цвета, вырезанные из бумаги.
◈ Как играем: достаньте из шкатулки один кружочек, например, зеленый. Кто (что) может быть зеленым? (Кузнечик, огурец, лягушка...)
◈ Давайте придумаем сказку, например, про кузнечика. Вы можете начать, а ребенок продолжит. В сказке кузнечик разговаривает, у него может быть волшебная палочка и другие волшебные предметы, с ним могут случаться различные превращения. Сказка должна быть законченной: «Стали жить-поживать и добра наживать...» и т. п.
◈ Закрепляем: в эту игру можно играть часто и везде — в дороге, на прогулке. Берите кружочки разных цветов и сочиняйте про них сказки: про листочек, облако, синичку и т. д.
◈ Усложняем: если играть часто, то ребенок сможет уже сам продумать все сюжетные ходы в своей сказке. Сочиняйте историю про нескольких персонажей сразу. Например, вытащите из шкатулки 2-3 «заколдованных» кружочка (красный — помидор, желтый — цыпленок, зеленый — огурец) и начните рассказывать: «Жили на грядке огурец и помидор, и вот однажды на огород зашел цыпленок...».
◈ А если эти сказки записать, зарисовать и сделать красивую книжку? Придумать ей название, например, «Сказки Вовы»? Все будут очень рады! Покажите при случае ее гостям. Таким образом мы воспитываем у ребенка уверенность в себе.
«Фантастическое животное»
Цель: развивать творческое воображение, используя разные способы изображения.
Материалы: разные части животных , птиц, рыб, насекомых (вырезанные из бумаги).
Инструкция: составить из имеющихся элементов фантастическое животное, придумать название. Затем дети изображают фантастическое животное в выбранной ими технике.
«Неоконченный рисунок»
Цель: развитие творческого воображения.
Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
«Поможем художнику»
Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.
Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.
Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.
После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.
«Волшебные картинки»
Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.
Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.
Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.
«Чудесные превращения»
Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.
Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.
«Перевертыши»
Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.
Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.
«Угадай, на что похоже»
Цель: развивать творческое воображение.
Материал: листы бумаги или картона с наклеенными кусочками ткани или другого материала разной формы, фактуры.
Инструкция: постарайся увидеть образ в кусочке ткани, дорисуй и опиши.
«Составь натюрморт»
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (натюрморт праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т.д.)
Материал: изображения цветов, овощей, фруктов, ягод, грибов, посуды.
Инструкция: составь натюрморт.
«Разные сказки»
Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.
Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.
«Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий»
Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.
Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.
Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко - хорошо, потому что лето и т. д.
«Сказочное животное (растение)»
Цель: развитие творческого воображения.
Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).
«Камушки» (игра на развитие воображения)
Для этой игры нарисуйте морской берег (ваши художественные способности не имеют никакого значения: это может быть просто полоска желтого цвета – песок и полоска синего — вода).
На берегу нарисуйте несколько камушков (5-6) разной формы. Каждый камушек должен быть похож на несколько разных предметов, животных, человека. Может быть несколько камушков одинаковой формы.
Вы говорите ребёнку, что по берегу моря только что прошел волшебник и заколдовал, превратил в камушки все, что было на берегу. Чтобы все расколдовать, надо догадаться, что же здесь такое.
Помогите придумать про каждый камушек несколько вариантов. После ответа ребёнка выберите один из вариантов и вместе с ним дорисуйте «камушек» так, чтобы получилось полное изображение придуманного предмета.
Если Вы рисуете круг: это пуговица, яблоко, солнышко, сладкая ватрушка.
А камушек в форме капли похож на туловище человечка, морковку
«Забавный клоун»
Цель: развивать творческое воображение, чувство цвета.
Материал: фигурки клоуна и много разноцветных предметов: шляпы, бабочки, галстуки, туфли, одежда и др.
Инструкция: наряди клоуна (в цвета радуги, в одной цветовой гамме)
Вариант: может быть 7 фигур клоуна и 7 комплектов предметов по цветам радуги.
«Дети на прогулке»
Для этой игры приготовьте несколько картинок с изображениями детей (картинки можно вырезать и наклеить: на каждом листе изображение одного ребёнка).
К руке каждого ребёнка дорисуйте линию неопределенной формы, про которую можно придумать самое разное. Вы говорите малышу, что художник рисовал картину, нарисовал девочку (мальчика), но что она несет с собой на прогулку, не дорисовал. Надо придумать, что это может быть такое.
Линии можно нарисовать такие:
Это может быть шарик, флажок, цветок, мороженое.
Это – корзинка, сумка, портфель, ведро.
А это – лодка, собака, машинка.
Это – удочка, сачок, ружье.
А это – мяч, лодочка, корзинка.
Игровые упражнения
Упражнение «Сказка – рассказ»
Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.
После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.
Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью
Упражнение «На что похожи наши ладошки»
Цель: развитие воображения и внимания.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
Упражнение «Волшебные кляксы»
Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
Упражнение «Волшебники»
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
Упражнение «Придумай и свой конец сказки».
Цель: развитие творческого воображения.
Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.
«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».
«Волку не удалось съесть козлят потому что…»
Игры на развитие творческого воображения для детей 2-3 лет
«Котенок»
Цель: развивать творческое воображение, внимание, зрительный анализатор, мелкую моторику пальцев рук; учить детей с помощью цветных ниток рисовать различные предметы, по мере необходимости дорисовывать с помощью нетрадиционной техники рисования полный образ получившегося предмета.
Материал: цветные нитки, минифланелеэкран, развивающая презентация «Забавный котенок»
Мой котенок хоть и мал,
Но игрив и прыток.
Вот что он нарисовал
На полу из ниток
«Ожившая клякса»
Цель: развивать творческое воображение, внимание, зрительный анализатор, мелкую моторику пальцев рук;
учить детей видеть в пятне – кляксе различные предметы, по мере необходимости учить детей дорисовывать детали до полного образа увиденного предмета, с помощью нетрадиционной техники рисования.
Материал: ламинированные карточки, с изображением пятен различной формы, нетрадиционные материалы для рисования.
Краска на листок упала
Кляксу вмиг нарисовала.
Ты на кляксу посмотри,
Что в ней видишь, назови.
«Волшебники»
Цель: развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться, узнавать знакомые образы в пятне; продолжать знакомить детей с приемом рисования кляксографией.
Материал: карточки с пятном-кляксографией, изображающим различные предметы, карточки-картинки, с похожими на пятна предметами, презентация «волшебное пятно»
Вот волшебное пятно
Изображает что оно?
Это клякса, вот дела,
Скажи, на что похожа она.
«Волшебные картинки».
Цель: развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться, узнавать знакомые образы в пятне; продолжать формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений окружающей действительности; побуждать устанавливать сходство между кусочками ткани абстрактной формы и предметами, получая путем дорисовывания целостное изображение, стремиться к передаче цветовых оттенков.
Материал: карточки, с наклеенными кусочками ткани абстрактной формы, гуашь, палочки (ушные, палочки-тычки, развивающая презентация «Картинки»
На столе лежат картинки,
Все картинки половинки.
Ты картиночки сложи,
В руки палочки возьми,
Дорисуй скорей картинки
Подари их все Маринке. (Иринке и т. д.)
«Расколдуем фигуры»
Цель: развивать воображение, внимание, память, зрительное восприятие. мелкую моторику пальцев рук; побуждать устанавливать сходство между разными геометрическими формами и предметами; учить путем дорисовки получать цельное изображение.
Материал: карточки, с наклеенными на них геометрическими формами из цветной бумаги, гуашь, палитра, карточки-значки на каждого ребенка, нетрадиционный материал.
«Заколдованные фигуры»
Цель: развивать воображение детей, внимание, память, зрительное восприятие, мелкую моторику; побуждать устанавливать сходство между разными геометрическими формами, предметами и явлениями окружающей действительности; учить путем дорисовки этих форм получит предметную картинку; упражнять в свободном выборе изобразительных материалов.
Материал: цветные карандаши, восковые мелки, гуашь, карточки, с изображением контуров геометрических фигур, развивающая презентация «Формы и фигуры»
«Узоры на камнях»
Цель: развивать воображение, внимание, память, зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук; учить детей замечать красоту линий, различать характерные особенности форм, их многообразие;
Материал: карточки-фигурки различной формы (круг, квадрат, овал, треугольник, волнистые линии, клеящий карандаш, кисти, развивающая презентация «Камушки».
«К кому в гости мы идем? »
Цель: развивать воображение детей, внимание, память; учить детей представлять, по ощущениям, куда мы можем попасть в гости.
Материал: дорожки, длиной 2-2.5 метра, накрытые одинаковой фланелью: мокрая, гладкая, поролоновая, с пришитыми рейками, пуговицами, наклеенными камушками под фланелью.
«Кто в доме хозяин? »
Цель: развивать воображение детей, внимание, память, тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук;
Материал: домики, с вырезанными окошками по размеру руки ребенка, шишки, камушки, орехи, кора и т. д., развивающая презентация «Домишки для зверушек».
«Бабочки»
Цель: развивать воображение, зрительное восприятие, внимание, цветовосприятие; учить, с помощью различных отдельных деталей составлять целый образ; учить составлять узор.
Материал: карточки, с изображением бабочек, вырезанные отдельные детали для бабочек, развивающая презентация «Бабочки», стеклянная доска для рисования, таблицы с изображением бабочек.
«Игровой планшет»
Цель: развивать воображение, зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, внимание, память; учить, с помощью цветных резинок составлять воображаемый предмет, придавая ему целостный образ.
Материал: квадратный планшет, с гвоздиками, цветные резинки, карточки – задания, стеклянная доска, развивающая презентация «Гвоздики»
«На кружочек посмотри, что увидел, назови»
Цель: развивать воображение, внимание, память, зрительное восприятие, учить детей видеть в кругах различные предметы, учить, дорисовывая детали, составлять целый образ предмета (солнце, яблоко, шар, мяч и т. д.)
Материал: карточки с нарисованными кружками, карточки с изображением предметов круглой формы (шар, мяч, солнце, апельсин, солнце) и др., стеклянная доска для рисования, развивающая презентация «Волшебная фигура», отдельные детали для мозаики, коврограф для аппликации без наклеивания, карточки с кругами, реальные предметы, для пособия «волшебный рукав».
«Облачко воздушное, ветерку послушное»
Цель: развивать воображение, внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, тактильное восприятие; учить детей, дорисовывая детали, создавать предмет из готовой формы, использовать отдельные детали, для создания, увиденного ребенком предмета (аппликация без наклеивания, геометрическая мозаика и т. д) .
Материал: отдельные детали для мозаики, стеклянная доска для рисования, коврограф для аппликации без наклеивания, карточки с облаками, карточки с изображением предметов, различные предметы, для пособия «волшебный рукав» (мягкие, твердые, шершавые, шуршащие и др., развивающая презентация «Облачка», видеофильм «Как появляются облачка»
«Подарки для Кати»
Цель: развивать творческое воображение, внимание, зрительное восприятие, тактильные ощущения; учить видеть в изображенной детали различные предметы; учить дорисовывая детали, получать целый образ увиденного предмета.
Материал: карточки, изображением отдельных деталей, карточки, с изображением предметов, стеклянная доска для рисования, различные предметы, для пособия «волшебный рукав» (кукла, зайка, мяч, мишка и т. д.) .
«Что я задумал? »
Цель: развитие творческих способностей детей, зрительное восприятие; учить детей смешивать цвета, создавая новый оттенок.
Материал: краски, баночки для смешивания красок, колбочки для проведения опыта, стеклянная доска для рисования, карточки с оттенками цветов, карточки с предметами разных цветов и оттенков, развивающая презентация «Картинки – невидимки»
«Удивительные превращения»
Цель: развитие воображения, детской фантазии, творчества; учить детей путем дорисовывания деталей создавать новый предмет.
Материал: стеклянная доска для рисования, бумага для монотипии, краски, карточки с кругами или другими геометрическими фигурами, развивающая презентация «Я рисую ровный круг и много палочек вокруг»
«Отыщите Мишкин мёд».
Цель: развивать творчество, фантазию; формирование устойчивого зрительного образа цвета, умение соотносить цвет с его названием; учить сравнивать предметы по цвету.
Материал: картинка Миши, вырезанные по трафарету бочонки меда разного цвета, развивающая презентация «От куда берется мед», коврограф
Мишка по лесу гулял,
Бочку с мёдом потерял.
Помоги, честной народ,
Отыскать Мишуткин мёд.
«Солнышко».
Цель: развивать творчество, фантазию; формирование устойчивого зрительного образа цвета, умение соотносить цвет с его названием;
Материал: желтые круги, полоски желтой бумаги, коврограф, бочонки меда желтого цвета, стеклянная доска для рисования, краски, развивающая презентация «Солнышко лучистое»
Солнце жёлтое вставало,
Жёлтые лучи пускало.
Разбежались жёлтые лучи.
Как они желты и горячи.
Уходило солнце на покой,
Забирало лучики с собой.
Ночь, на улице темно,
Люди спят уже давно.
«Следы солнышка».
Цель: развивать творчество, фантазию; формирование устойчивого зрительного образа цвета, умение соотносить цвет с его названием;
Материал: развивающая презентация «Солнышко – ведрышко», полоски – лучи желтого цвета, стеклянная доска для рисования.
Солнышко шалило, лучики бросало,
Лучики бросало, следы оставляло.
Какие? (Жёлтые.)
«Положи камешки на место».
Цель: развивать творчество, фантазию; формирование устойчивого зрительного образа цвета, умение соотносить цвет с его названием; учить чередовать геометрические фигуры по цвету.
Материал: карточки с прорезями соответствующие геометрическим фигурам, геометрические плоскостные фигуры, развивающая презентация «Каждой фигуре свое место», коврограф.
«Стрелка, стрелка, покружись»
Цель: развивать творчество, фантазию; формирование устойчивого зрительного образа цвета, умение соотносить цвет с его названием; учить чередовать геометрические фигуры по цвету.
Материал: развивающая презентация «Фигуры на место», геометрические фигуры разного цвета.
Стрелка, стрелка, покружись,
Всем кружочкам покажись!
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей, Стоп!
«Игровизор»
Цель: развивать творческие способности, воображение, внимание, память, зрительное восприятие;
Материал: экран, карточки с заданием, фломастер, стеклянная доска для рисования, развивающая презентация.
«Составь дорожку»
Цель: формирование творческого мышления, фантазии, воображения, зрительного восприятия, индивидуальности, глазомера, развивать усидчивость, аккуратность, терпение.
Материал: палочки Кюизенера.
«Волшебная дощечка»
Цель: развивать творчество, воображение, зрительное восприятие, тактильное ощущение, мелкую моторику пальцев рук.
Материал: стеклянная доска, плоскостные геометрические фигуры для составления предметов, развивающая презентация «Сложи предмет»
«Маленький дизайнер »
Цель: формирование творчества, воображения, глазомера, зрительного восприятия, творческое начало, сенсомоторные координации.
Материал: плоскостные геометрические фигуры Воскобовича, различные детали для составления композиции, развивающая презентация
«Вместе весело играть»
Цель: развитие сенсорной культуры, логики, знаковой культуры, памяти, внимания, воображения, речи, творческих способностей.
Материал: палочки Кюизенера и блоки Дьенеша, карточки с заданиями, плоскостные изображения фигурок, коврограф, развивающие презентации «Мишка и мышка», «Домики» и т. д.
«Цветное панно»
Цель: развитие сенсорной культуры, логики, знаковой культуры, памяти, внимания, воображения, речи, творческих способностей.
Материал; плоскостные геометрические фигуры, коврограф, развивающая презентация «Цветное панно»
«Маленький дизайнер 2»
Цель: развитие сенсорной культуры, логики, знаковой культуры, памяти, внимания, воображения, речи, творческих способностей.
Материал: плоскостные геометрические фигуры Воскобовича, различные детали для составления композиции, развивающая презентация «Маленький дизайнер»
«Гусеница из камней»
Для осуществления этого творческого замысла вам понадобятся краски, кисточки, гладкие морские камушки. Сложите камушки в один ряд, самый большой будет головой, самый маленький — хвостом. Разрисуйте гусеницу. Из камней можно сложить фигурку человека, животного, цветок, домик. Пофантазируйте вместе!
Игры для развития
творческого воображения и мышления детей 6-7 лет
Данные игры направлены на развитие воображения, творческого мышления детей дошкольного возраста (детей 6 лет). Предложенные игры помогут вам подготовить вашего ребёнка к обучению в школе.
«Космическое путешествие»
◈ Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.
◈ Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.
◈ Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.
«Необитаемый остров»
◈ Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.
◈ Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.
◈ Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.
◈ Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.
«!Составь загадку»
Игра развивает воображение, мышление
◈ Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).
«Волшебные превращения»
Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)
◈ Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.
◈ Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.
«Для чего я хорош?»
Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление
◈ Выберите какой-нибудь предмет. Задача — придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.
«Вечерние окна»
◈ Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?
◈ Пофантазируйте вместе с ребенком.
«Облака»
◈ Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.
«Распознаваемость объектов»
Цель: учить детей видеть повторяемость форм, линий в природной и искусственной среде.
Материал: карточки с изображением кроны дерева в виде расходящихся веток; пальма с чешуйками коры; параллельные стебли травы; паутина; карточки с изображением листа с прожилками, птичьего пера, забора, колеса со спицами, черепицы.
Инструкция: разложить карточки парами, таким образом, чтобы формы и линии природы повторялись в предметах (крона дерева – лист).
«Таинственный рисунок»
Задачи: развивать аналитическое мышление, умение выражать свои эмоции, моторику рук и графические навыки, воображение.
Оборудование: белый карандаш,цветные карандаши, листы белой бумаги (небольшие).
Порядок действий:
- Рисуем что-нибудь белым карандашом на бумаге так, чтобы ребенок этого не видел.
- Садимся за стол и говорим, что здесь нарисована «волшебная» картинка, чтобы она появилась, надо осторожно заштриховать цветными карандашами этот лист бумаги.
Вариант: предложить ребенку самому создать таинственную картинку от начала и до конца.
«Радуга пузырей»
Задачи: развивать воображение, аналитическое мышление, восприятие цвета, фантазию.
Оборудование: шампунь, гуашь, стаканчики для воды, толстые кисти, трубочки для коктейля.
Порядок действий:
- Приготовить цветную пену: тщательно смешать шампунь и гуашь в равных пропорциях, налив в стаканчик примерно по 0,5 мм того и другого. Затем долить в стаканчик воды, заполнив его на 1/3.
- Булькать через трубочку в стакан. Когда появятся цветные мыльные шапки, можно приступать к созданию картины.
- Берем плотную бумагу и накрываем поочередно каждый стаканчик, получаются отпечатки. Посмотрим, на что они похожи и дорисовываем недостающие детали.
Вариант: можно поиграть, дуя в трубочку и гоняя мыльную пену по листу бумаги.
Игры на развитие творческого мышления детей 5- 7 лет
«Что будет, если?..»
Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы. Примеры заданий:
Что будет, если...
... человек перестанет есть?
... не выключить кипящий чайник?
... оставить холодильник открытым?
... носить тесную обувь?
... не чистить зубы?
... забить мяч в окно?
... съесть десять порций мороженого сразу?
... дразнить соседскую собаку?
... ходить задом?
... не спать?
... посадить цветы в песке?
... человек научится летать?
«Образы»
Нарисовать на листе одну окружность, а внутри нее — другую, диаметром в два раза меньше. Спросить у ребенка, что он видит. А что видите вы? У каждого человека найдутся свои ассоциации. Главное — не останавливайтесь на одном варианте ответа. Учите ребенка искать много новых идей, опираясь на одну данность. Это поможет ему в решении многих жизненных вопросов. Такой подход расширяет сознание и выводит на поиск нестандартных решений. Находите необычное в простых вещах, которые вас окружают. Например: «На что похоже облако? Что напоминает рисунок на ткани? А эти причудливые разводы на кафеле?»
«Новый человек».
Предложить ребенку нарисовать землянина, который в некотором смысле похож на инопланетянина. Как бы мог выглядеть человек еще, кроме того, каким он является? Пусть ребенок «перекроит» тело человека по-новому. Это творческое задание хорошо отражает отношение ребенка к собственному телу. И его рисунок будет своеобразным посланием для психологов. То, что ребенок укрупняет, выпячивает в теле, имеет для него важный смысл. То, что он «забывает» нарисовать, уходит в область подсознательного в виде страхов и негативных переживаний.
«Непослушный карандаш».
Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему нарисовать закорючки. Пусть он представит, что в его руки попал непослушный карандаш, который рисует, что ему вздумается. Нарисуйте около 10— 15 таких рисунков, затем рассмотрите их с разных сторон. Что получилось? На что они похожи? Какие образы вдруг проявились? Чтобы упражнение не выглядело, как задание, рисуйте закорючки вместе (каждый на своем листе).
«Новая поза».
Каждая клеточка тела ребенка излучает творческую энергию. Расскажите ему, что наши глаза, лицо (мимика), руки, движения (жесты) способны многое рассказать о нашем настроении, характере и даже воспитании. Придумайте вместе как можно больше новых гримас и положений тела.
«Какого вкуса небо?»
Большую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. Это научно доказанный факт. Все остальные органы восприятия (слух, обоняние, вкус, осязание) находятся как бы в «аутсайдерах». Это упражнение помогает «реанимировать» все те чувства, которые притупляются. Спросите: «Какого вкуса небо? Какой формы радость? Какой на ощупь страх?»
«Найди применение»
Самый известный пример о творческом применении предмета — это история с кирпичом.
Одна американская домохозяйка оказалась самой предприимчивой и неординарной в решении задачи с применением кирпича: она предложила положить его в сливной бачок унитаза, таким образом, сэкономив расход воды при сливе. Что ваш ребенок думает по поводу творческого кирпича? Как можно использовать обыкновенный платок, ящик, коробку со спичками, лист бумаги, палку и т. д?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Картотека игр на развитие творческого воображения, сенсорных эталонов и мелкой моторики пальцев рук детей 2-3 лет
В данной методической разработке подобраны игры и упражнения направленные на развитие творческого воображения и сенсорных эталонов детей 2-3 лет...
картотека игр по развитию творческого воображения
игры по развитию речи...
Картотека игр для развития творческого воображения для детей дошкольного возраста
Картотека игр для развития творческого воображения для детей дошкольного возраста (старшая группа)...
Картотека игр на развитие творческого воображения, сенсорных эталонов и мелкой моторики пальцев рук.
Картотека игр на развитие творческого воображения, сенсорных эталонов и мелкой моторики пальцев рук....
Картотека игр на развитие творческого воображения
Данный материал будет полезен воспитателям, родителям. Воображение -одно из главных новообразований дошкольного возраста. О его развитии...
Картотека игр на развитие творческого воображения детей младшей группы
Игры для детей 3-4лет...
Картотека игр по развитию творческого воображения
Картотека игр по развитию творческого воображения...