Родительское собрание "Знаете ли Вы своего ребёнка?"
материал на тему
Ответить на вопросы "Кто я?", "Какой мой ребёнок?", "прочитать" детский рисунок и осознать, как общаться с малышом - сделать всё это поможет родительское осбрание "Знаете ли Вы своего ребёнка?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 29.37 КБ |
portfel_dobryh_sovetov.docx | 38.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Знаете ли Вы своего ребёнка?»
(старшая группа)
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.
Макаренко А. С.
Этот загадочный мир детской души, как он многолик и разнообразен! Познать его родителям порой бывает нелегко. Ведь в воспитании детей есть факторы, с которыми родителям необходимо считаться, чтобы развитие ребёнка было правильным. И помочь гармоничному развитию способны только «знающие» родители.
Во первых, Вам необходимо знать особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста:
Все больший интерес ребенка 5 лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.
К этому периоду жизни у маленького человека накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности дошкольника. Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Появляется интерес к математике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи, запомнить что-либо целенаправленно.
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т. е. дошкольник учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, планирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
К интеллектуальным чувствам относят:
— любопытство;
— любознательность;
— чувство юмора;
— удивление.
К эстетическим чувствам относят:
— чувство прекрасного;
— чувство героического.
К моральным чувствам можно отнести:
— чувство гордости;
— чувство стыда;
— чувство дружбы.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от наладок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.
Во – вторых, для гармонично развития ребёнка, необходимо знать его индивидуальные особенности. В этом нам поможет знание темперамента ребёнка.
Свойства темперамента накладывают отпечаток на характер и способности, поведение в повседневных и необычных обстоятельствах, особенности общения и взаимодействия с людьми. От темперамента зависит скорость запоминания, быстрота восприятия, способность к концентрации внимания, удобный темп деятельности и многое другое. Давайте вместе попробуем выяснить темперамент ребёнка с помощью наблюдения. Вам необходимо ответить на несколько вопросов и отметить у себя тот ответ, который более всего напоминает поведение Вашего ребёнка:
- Как ведёт себя ребёнок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
А. Легко включается в работу
Б. Активно действует,
В. Действует спокойно, без лишних слов,
Г. Робко неуверенно.
- Как реагирует ребёнок на замечание:
А. Говорит, что больше так не будет, но через некоторое время поступает так же,
Б. Не слушает, или поступает по – своему,
В. Выслушивает молча,
Г. Молчит, обижен, переживает.
- Как разговаривает ребёнок с другими детьми в значимых для него ситуациях:
А. Быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других,
Б. Быстро, со страстью, но не слушает,
В. Медленно, спокойно, но уверенно,
Г. С большой неуверенностью.
- Как ведёт себя в непривычной обстановке?
А. Легко ориентируется, проявляет активность,
Б. Активен, проявляет повышенную возбудимость,
В. Спокойно рассматривает окружающее,
Г. Робок, растерян.
Если обнаруживается, что в большинстве случаев для ребёнка характерны реакции типа А, то можно говорить о преобладании в ребёнке черт сангвиника, Б – холерика, В – флегматика, Г – меланхолика.
Рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов:
Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента –
- Важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку, контролировать все его действия и поступки;
- Обращать внимание на мелкие нарушения (не убрал игрушки),
- Необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством,
- Формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности,
- Учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
Если у детей преобладают черты холерического темперамента –
- С пониманием относиться к проявлениям активности ребёнка,
- Говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без укоров,
- Ограничить всё, что возбуждает нервную систему ребёнка: кино, телевидение, - всё в меру. За два часа до сна – спокойные игры, чтение книг.
- Необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры, которые требуют усидчивости,
- Приучать к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других,
- Строго соблюдать режим дня.
Если у ребёнка преобладают черты флегматического темперамента –
- Нельзя применять окрики, угрозы – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка,
- Не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий,
- Следует чаще хвалить за скорые действия,
- Необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера,
- Побуждать ребёнка к движению,
- Нельзя резко обрывать ребёнка – необходимо за несколько минут предупредить о смене деятельности,
- Привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.
Если преобладают черты меланхолического темперамента –
- Нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку,
- Нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать за недостатки,
- Целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью, говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно,
- Ребёнку полезно заниматься спортом,
- Необходимо привлекать к труду со взрослыми,
- Важно развивать общительность,
- Поддерживать положительные эмоции, проявлять к нему чуткость и доброжелательность.
И так, мы выяснили, какой темперамент у Ваших детей, и дали некоторые рекомендации.
Теперь, давайте ответим на вопрос «Кто я?». Мы не будем обсуждать Ваши ответы, Вы должны сделать это сами и решить, стоит ли менять что – то в ваших взаимоотношениях с детьми.
10 раз задайте себе этот вопрос и запишите на листочке ответы:
Посмотрите, на каком месте стоит «Я – мать» или «Я – отец». Если этот ответ Вы написали в самом начале, значит для Вас эта позиция в жизни является наиболее важной, если же ответ в числе последних, это свидетельство того, что Вы отдалились от своего ребёнка, отвлеклись на повседневные заботы или очень загружены работой. Наша задача – призвать Вас задуматься над тем, не потерялось ли в повседневной суете главное предназначение – материнство и отцовство.
Ответьте на вопрос «Какой мой ребёнок?»
Нужно написать 10 эпитетов, которые отражают особенности Вашего ребёнка. Затем оценить каждое названное качество знаком «+» или «-«, но не в общепринятом смысле, а только с Вашей точки зрения. Например, щедрость принято считать положительным качеством, но у Вашего ребёнка настолько выражена, что он раздаёт все игрушки другим детям, поэтому Вы склонны считать её недостатком.
Когда работа закончена, необходимо сосчитать сколько получилось «+» и «-«, если преобладают плюсы, не менее 8, значит в вашем отношении к ребёнку всё в порядке, Вы любите его и принимаете его таким, каков он есть. Если нет ни одного минуса, то это не имеет ни чего общего с принятием и истинным расположением. «Слепая» любовь не может помочь ребёнку избавиться от имеющихся недостатков. Сначала надо их признать. Если результаты 50 на 50, то Ваше принятие ребёнка можно поставить под сомнение. Считать своё дитя плохим может или очень строгий родитель или недостаточно любящий. Необходимо задуматься тем, кто видит в ребёнке только плохие качества. Вы выделяете недостатки для того, чтобы бороться с ними, забывая, что в борьбе можно потерять главное – любовь и искренность ребёнка.
Как часто, глядя на своего ребенка, мы хотим знать, что же в этой маленькой головке творится, о чем наш малыш думает, и что его беспокоит. На эти вопросы можно ответить, «прочитав» детский рисунок. |
По свидетельству психологов, отношения в семье проецируются на детский рисунок. Не случайным является цветовое решение. Тёмные, мрачные тона говорят о негативном эмоциональном состоянии ребёнка или о непринятии им изображаемых членов семьи. Барьеры между людьми в виде неодушевленных предметов, ассоциируются существующими в действительности барьерами общения, близость же фигур на рисунке свидетельствует об их реальной эмоциональной близости. Отсутствие на рисунке какого – ни будь члена семьи может означать, что ребёнок «избавляется» от эмоционально неприемлемых ля него людей. Например, ребёнок забывает нарисовать брата, к которому он испытывает ревность, или же отсутствие последнего объясняет тем, что тот гуляет в парке, или находится где-то в другой комнате.
Изображение себя преувеличенно маленьким (или в углу листа) свидетельствует о неуверенности, эмоциональной замкнутости, робости ребёнка, а рисование себя чрезмерно большим говорит о повышенном чувстве значимости, привлечении внимания к своей персоне. Если ребёнок себя не рисует вообще, значит он не видит себе места в семье. Рисуя семью, ребёнок может добавить людей, не относящихся к семье – двоюродных братьев, сестёр и т.д, или разных животных – кошек, собак, выражая таким образом недостаток близкого общения с другими детьми и желание иметь постоянного спутника в играх, с которым можно будет общаться на равных.
Чрезмерно заострённые, угловатые фигуры, размашистые движения карандаша, так же как тёмные тона – признак негативного эмоционального состояния ребёнка во время рисования. Очевидно, ему было неприятно задание и он стремился выполнить его побыстрее.
Некоторые части тела малыш может особенно выделить у той или иной фигуры. Например, если у мамы выделен рот, то она своими нравоучениями, нотациями и наставлениями давит на малыша. Очень важно обратить внимание на руки. Очень длинные руки или иногда их отсутствие говорят об агрессии, исходящей от члена семьи в адрес ребенка.
Обязательно посмотрите на цвета, выбранные малышом. Так, обеспокоенные чем-то дети, рисуют темными, «тяжелыми» цветами. А яркие, нежные цвета говорят о нормальном настроении ребенка. Коричневый и черный цвета сигнализируют о подавленности, дискомфорте, желтый, фиолетовый - об уравновешенности, положительных эмоциях. Холодные цвета свидетельствуют о конфликте в семье. Например, если малыш тёмными тонами рисует члена семьи (особенно черным), это говорит о негативных чувствах малыша к данному человеку. Например, ребенок нарисовал маму с черными волосами или в черной одежде. Этим он выражает свое внутреннее волнение по отношению к ней. Может быть, мама сильно занята, и ему не хватает ее ласки и общения с ней. Красный цвет иногда трактуется как агрессия, высокая возбудимость. Голубой, розовый цвета полны жизнерадостности, отличного настроения.
И так, давайте попробуем понять, почему дети именно так изобразили свою семью, а некоторые не включили себя в её состав, или только себя? Может быть мы много наказываем детей, и они обижаются, возможно мало времени уделяем детям, отдаляемся от них?
Безусловно, Ваши догадки правильные, но они не исчерпывают всей сложности душевных переживаний ребёнка, чувствующего себя в семье дискомфортно. Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребёнком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие ребёнка. Безусловно принимать ребёнка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, помощник и т.д., а просто так, за то, что он есть.
Давайте представим, что Вы находитесь перед современным супермаркетом в 3 этажа. На первом этаже товары с браком, низкого качества, на втором – товары среднего качества и цены, на третьем продаются самые лучшие товары, качественные и шикарные вещи.
На какой этаж Вы пойдёте за покупками?
Когда у нас рождаются дети, мы всегда хотим, чтобы они соответствовали 3 этажу – были умными, добрыми, посещали музыкальную школу или школу с углублённым изучением иностранного языка. Может быть, мы мечтаем, чтобы наши дети воплотили наши несбывшиеся мечты? Но к сожалению так не бывает, каждый ребёнок - уникален. У него что – то есть от первого, второго и третьего этажа, и Ваш ребёнок не исключение. И Вы в этом убедились – в нём есть то, что Вам нравиться и то, что хотели бы изменить. Но при этом, прежде чем менять, прислушайтесь к ребёнку, к его переживаниям, поближе узнайте его и Вам многое станет понятно. Любая ваша попытка стать ближе Вашему малышу и понять его будет вознаграждена его любовью к людям и его успехами в жизни.
И в заключении я хотела бы предложить Вам посмотреть небольшой фильм, который поможет нам понять кто мы для своих детей и не забывать об этом никогда!......
Будьте ангелами для своих детей!
Предварительный просмотр:
Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда.
Сухомлинский В. А.
Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.
Ключевский В. О.
Один отец значит больше, чем сто учителей.
Герберт Д.
Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми.
Оскар Уайльд
Знаете ли Вы своего ребёнка?
Портфель умных советов для родителей
Рекомендации по организации общения с детьми разных темпераментов:
Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента –
- Важно проявлять строгость, требовательность к ребёнку, контролировать все его действия и поступки;
- Обращать внимание на мелкие нарушения (не убрал игрушки),
- Необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством,
- Формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности,
- Учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
Если у детей преобладают черты холерического темперамента –
- С пониманием относиться к проявлениям активности ребёнка,
- Говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без укоров,
- Ограничить всё, что возбуждает нервную систему ребёнка: кино, телевидение, - всё в меру. За два часа до сна – спокойные игры, чтение книг.
- Необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры, которые требуют усидчивости,
- Приучать к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других,
- Строго соблюдать режим дня.
Если у ребёнка преобладают черты флегматического темперамента –
- Нельзя применять окрики, угрозы – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка,
- Не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий,
- Следует чаще хвалить за скорые действия,
- Необходимо ставить ребёнка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера,
- Побуждать ребёнка к движению,
- Нельзя резко обрывать ребёнка – необходимо за несколько минут предупредить о смене деятельности,
- Привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.
Если преобладают черты меланхолического темперамента –
- Нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку,
- Нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать за недостатки,
- Целесообразно беседовать с ребёнком, так как он отличается внушаемостью, говорить нужно мягко, убеждающее, но уверенно,
- Ребёнку полезно заниматься спортом,
- Необходимо привлекать к труду со взрослыми,
- Важно развивать общительность,
- Поддерживать положительные эмоции, проявлять к нему чуткость и доброжелательность.
Попытайтесь закончить предложения. Сравнивайте ваши ответы с ответами супруга. Потом проходите таблицу с вашими детьми и узнавайте правду
Вопросы | Ваш ответ |
Eму нравится (что делать)… |
|
Eго любимое блюдо… |
|
Его лучший друг… |
|
Ему нравится его лучший друг, потому что… |
|
Он боится, когда… |
|
Его любимое место… |
|
Его любимая игрушка… |
|
Он испытывает гордость, когда… |
|
Когда он вырастет, он хочет… |
|
Ему тяжело (что делать)… |
|
Ему так хочется, чтобы он мог… |
|
Он счастлив, когда… |
|
Он чувствует себя значимым, когда… |
|
У него хорошо получается (у него способности к)… |
|
Самый важный человек в мире это… |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Дети о своих правах"
Родительское собрание посвящено профилактике нарушения прав ребенка дома и в детском саду. Участниками собрания яаляются дети подготовительной группы, их родители, педагоги....
Конспект родительского собрания "Театр ложек своими руками"
Работа с родителями...
Положение о детском - родительском творческом конкурсе «Книжка своими руками»
Настоящее Положение о проведении детского родительского творческого конкурса «Книжкасвоими руками» (далее - Конкурс) определяет порядок организации и проведенияконкурса, условия участия и категории уч...
Родительское собрание «Как понять своего ребенка»
Как понять своего ребенка...
Оформление родительского уголка в ДОУ своими руками
Наша цель – оптимально отразить всю самую важную информацию для родителей на стендах и создать атмосферу доброжелательности и уюта в раздевалке группы....
Презентация к родительскому собранию "Я знаю свой поселок"
Презентация к родительскому собранию...
детско-родительский тренинг "Я понимаю своего ребенка"
Целью этого тренинга является обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми и гармонизация детско-родительских отношений....
- Мне нравится (1)