Рабочая программа (первая младшая группа «Солнышко»)
рабочая программа (младшая группа) на тему
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для 2-3 лет (первая младшая группа) и рассчитана на 38 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и Основной образовательной программе МБДОУ «Детский сад № 43 «Снежинка» комбинированного вида города Белово»
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_gruppy_solnyshko.doc | 253 КБ |
Предварительный просмотр:
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43 «Снежинка» комбинированного вида города Белово»
Утверждаю: Принят
Заведующая МБДОУ д\с 43 на Педагогическом Совете МБДОУ д\с 43
Силкина Е.Б,_____________
№ ______ «____» __________2016г.
№ ______ «____» __________2016г.
Рабочая программа
(первая младшая группа «Солнышко»)
Воспитатели:
Елагина С.Г.
Неделько О.А.
Белово 2016
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для 2-3 лет (первая младшая группа) и рассчитана на 38 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и Основной образовательной программе МБДОУ «Детский сад № 43 «Снежинка» комбинированного вида города Белово»
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Возрастные особенности
- Режим группы
- Тематическое планирование
- Сетка основных видов образовательной деятельности
- Циклограмма планирования образовательной деятельности на неделю
- Перспективный план по региональному компоненту
- Работа с родителями
- Досуговая деятельность
- Организация развивающей предметно- пространственной среды
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
- Продолжать укреплять и сохранять здоровье детей.
- Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
- Развивать основные движения, предупреждать утомление.
- Наряду с наглядно-действенным мышлением формировать элементы наглядно-образного мышления.
- Развивать восприятие, внимание, память детей.
- Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
- Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними. Воспитывать интерес к явлениям природы, бережное отношение к растениям.
- Продолжать развивать речь детей. Расширять их словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.
- Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.
- Формировать предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивать умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.
- Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников. Воспитывать чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким людям.
- Развивать художественное восприятие детей, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные их пониманию произведения изобразительного искусства, литературы.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:
•забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
•создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
•максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
•креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
•вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
•уважительное отношение к результатам детского творчества;
•обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
•координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
•соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
РЕЖИМ ГРУППЫ (ХОЛОДНЫЙ И ТЕПЛЫЙ ПЕРИОД)
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
• время приёма пищи;
• укладывание на дневной сон;
• общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 2-3 лет составляет 5,5 - 6 часов.
Режим дня. Холодный период года
Режимные моменты | Ранний возраст 2-3 года |
Дома | |
Подъём, утренний туалет, закаливание | 6.30-7.30 |
В дошкольном учреждении | |
Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика | 7.00-8.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.00-8.30 |
Игры, подготовка к образовательной деятельности | 8.30-9.00 |
Образовательная деятельность по подгруппам | 9.00-9.10, 9.10-9.20 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 9.20-11.10 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры | 11.10-11.40 |
Подготовка к обеду, обед | 11.40-12.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.10-15.00 |
Постепенный подъём, воздушно-водные процедуры | 15.00-15.30 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.30-15.40 |
Образовательная деятельность | 15.40-15.50, 15.50-16.00 |
Подготовка к ужину. Ужин. | 16.00-16.20 |
Самостоятельная деятельность. Уход домой | 16.20-19.00 |
Дома | |
Прогулка | 18.30-19.30 |
Возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры | 19.30-20.30 |
Подготовка ко сну. Ночной сон. | 20.30-06.30 |
Режим дня. Тёплый период года.
Режимные моменты | Ранний возраст 2-3 года |
Дома | |
Подъём, утренний туалет, закаливание | 6.30-7.30 |
В дошкольном учреждении | |
Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика | 7.00-8.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.00-8.30 |
Игры, подготовка к прогулке, выход на прогулку | 8.30-9.00 |
Самостоятельная деятельность, игры, наблюдения, воздушные, солнечные ванны, труд | 9.00-11.20 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры | 11.10-11.40 |
Подготовка к обеду, обед | 11.40-12.00 |
П Подготовка ко сну, дневной сон | 12.10-15.00 |
Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика | 15.00-15.30 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.30-15.40 |
Чтение художественной литературы, самостоятельная деятельность, игры | 15.40-16.00 |
Подготовка к ужину. Ужин. | 16.00-16.20 |
Подготовка к прогулке. Прогулка, игры, самостоятельная деятельность. Уход детей домой. | 16.20-19.00 |
Дома | 18.30-19.00 |
Прогулка | 18.30-19.30 |
Возвращение домой, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры | 19.30-20.30 |
Подготовка ко сну. Ночной сон. | 20.30-06.30 |
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.
Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС ДО. В программе «От рождения до школы», так же, как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов), направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом, ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями. Таким образом, предпосылки гуманистического подхода должны быть заложены изначально - через обобщенный образ личности ребенка, задаваемый адекватной системой норм развития. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов проводится посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях. Таким образом, сама деятельность детей в заданных образовательных условиях дает педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине. При этом, наблюдаемые и фиксируемые тем, или иным образом функциональные приобретения ребенка не рассматриваются как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.
Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.
Целевые ориентиры:
-не подлежат непосредственной оценке;
-не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;
-не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
-не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
-не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания» ,«спокойной ночи» (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и
старается соблюдать их.
• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движения.
Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования. (формируемая часть) 3 года
Целевые ориентиры Динамика освоения целевых ориентиров
1. Развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет соответствующими возрасту основными движениями. Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступными возрасту навыками самообслуживания.
Имеет первичные представления о себе как о человеке, знает названия основных частей тела, их функции.
2.Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; Принимает участие в играх (подвижных, театрализованных, сюжетно-ролевых), проявляет интерес к игровым действиям сверстников.
Проявляет интерес к окружающему миру природы, участвует в сезонных наблюдениях.
Принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
С интересом слушает сказки, рассказы воспитателя; рассматривает картинки, иллюстрации.
3.Обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства; Проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельной двигательной деятельности.
Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения (потешки, песенки, сказки, стихотворения).
Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играх –драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.
Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные).
Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и грустные мелодии.
4. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
Может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.
Речь становится полноценным средством общения с другими детьми
5. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице (не бегать, не кричать, выполнять просьбы взрослого) и соблюдает их.
Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).
Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
6. Владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по названию, цвету, размеру.
Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»).
Выполняет простейшие поручения взрослого.
Проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций.
7. Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
«Физическое развитие»
Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
При небольшой помощи взрослого пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
Умеет самостоятельно есть.
Умеет выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь на других детей.
Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т.д.
Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.
Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу.
«Социально-коммуникативное развитие»
Может играть рядом, не мешая другим детям, подражать действиям сверстника.
Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.
Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект.
Использует в игре замещение недостающего предмета.
Общается в диалоге с воспитателем.
В самостоятельной игре сопровождает свои действия речью.
Следит за действиями героев кукольного театра.
Выполняет простейшие трудовые действия (с помощью педагога).
Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы.
Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.
Соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.
Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
«Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлений.
Может образовать группу из однородных предметов.
Различает один и много предметов.
Различает большие и маленькие предметы, называет их размер.
Узнает шар и куб.
Различает и называет предметы ближайшего окружения.
Называет имена членов своей семьи и воспитателей.
Узнает и называет некоторых домашних и диких животных, их детенышей.
Различает некоторые овощи, фрукты (1-2 вида).
Различает некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида).
Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях.
«Речевое развитие»
Может поделиться информацией («Ворону видел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).
Сопровождает речью игровые и бытовые действия.
Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы.
Рассматривает иллюстрации в знакомых книгах с помощью педагога.
«Художественно-эстетическое развитие»
Знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать.
Различает красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.
Умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.
Лепит несложные предметы; аккуратно пользуется глиной.
Различает основные формы деталей строительного материала.
С помощью взрослого сооружает разнообразные постройки, используя большинство форм.
Разворачивает игру вокруг собственной постройки.
Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий — низкий).
Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.
Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки.
Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен. Подыгрывание на детских ударных музыкальных инструментах народные мелодии.
Тематическое планирование (таблица с лексическими темами по своему возрасту)
№ | Дата | Лексическая тема | Развернутое содержание работы |
1 | 29.08-02.09 | Игрушки. Детский сад | Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). Познакомить с детьми, воспитателем. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям. |
2 | 05.09-09.09 | Овощи | Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. |
3 | 12.09-16.09 | Фрукты | |
4 | 19.09-23.09 | Сад-огород | |
5 | 26.09-30.09 | Осень. Деревья осенью | |
6 | 03.10-07.10 | Перелетные птицы | Дать общее представление о многообразии перелетных птиц. Уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц. Рассказать детям, почему улетают птицы на юг. Воспитывать доброе отношение к птицам. Закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания. Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним. |
7 | 10.10-14.10 | Одежда | Формировать элементарные представления об одежде и обуви; различение понятий «одежда» и «обувь»; различение одежды и обуви для дома и сезонной верхней одежды и обуви; Закреплять навыки одевания, обувания и раздевания; аккуратности, опрятности, бережного отношения. |
8 | 17.10-21.10 | Обувь | |
9 | 24.10-28.10 | Мониторинг | |
10 | 31.10-04.11 | Посуда | Формировать элементарные представления о посуде, продуктах питания, их многообразии и назначении. Дать первичные представления о различных видах посуды: чайная, столовая, кухонная; учить различать и называть виды продуктов (зерновые, молочные, мясные) закрепить знания детей о пользе продуктов питания; положительное отношение детей к здоровому питанию. |
11 | 07.11-11.11 | Продукты питания Напитки | |
12 | 14.11-18.11 | Дом и его части | Формировать представление об понятиях дом его части, мебель. Различать и называть предметы мебели, уточнить представления об их назначении. Познакомить детей с разновидностями домов, его частями, о назначении домов. Воспитывать любовь к своему дому, бережному отношению к мебели. |
13 | 21.11-25.11 | Мебель | |
14 | 28.11-02.12 | Мой город | Знакомить детей с родным городом (поселком): его названием, объекта ми (улица, дом, магазин, поликлиника); с транспортом, «городскими» профессиями (врач, продавец, милиционер). |
15 | 05.12-10.12 | Человек, части тела и лица, личная гигиена | Дать представление о себе как о человеке; об основных частях тела чело века, их назначении. Закреплять знание своего имени, имен членов семьи. Формировать навык называть воспитателя по имени и отчеству. Формировать первичное понимание того, что такое хорошо и что такое плохо; начальные представления о здоровом образе жизни. |
16 | 12.12-17.12 | Зима. Приметы зимы | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. |
17 | 19.12-24.12 | Зима. Зимние забавы | |
18 | 26.12-31.12 | Новый год. Елка | |
19 | 09.01-13.01 | Театральная сказка | Формировать у детей живой интерес к театральной игре, создать оптимальные условия для развития творческой активности ребенка в театрализованной деятельности, развивать речь и координацию движений у детей, побуждать детей к двигательной импровизации, доставлять детям радость, способствовать их самовыражению. |
20 | 16.01-20.01 | Зимующие птицы | Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой |
21 | 23.01-27.01 | Домашние животные | |
22 | 30.01-03.02 | Домашние птицы | |
23 | 06.02-10.02 | Дикие животные | |
24 | 13.02-17.02 | Зоопарк | |
25 | 20.02-24.02 | День защитника Отечества | Осуществлять патриотическое воспитание. Знакомить с «военными» профессиями. Воспитывать любовь к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). |
26 | 27.02-03.03 | Семья | Развивать гендерные представления, формировать умение называть свое имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Развивать представления о своей семье. |
27 | 06.03-10.03 | Мамин день | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. |
28 | 13.03-17.03 | Транспорт | Обеспечить накопление представлений о различных видах транспорта, отмечая характерные отличительные признаки транспорта. О назначении светофора и пешеходного перехода элементарные знания о правилах безопасного поведения на дороге. |
29 | 20.03-24.03 | Транспорт (грузовой, пассажирский) | |
30 | 27.03-31.03 | Мониторинг | |
31 | 03.04-07.04 | Весна | Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной. |
32 | 10.04-14.04 | Солнышко | |
33 | 17.04-21.04 | Рыбы | Формировать начальные предпосылки поисковой деятельности (практические опыты). Знакомить детей со строением частей тела рыб, условиями их обитания. Умение отличать живую рыбу от игрушки. Воспитывать интерес к жизни рыб, заботу об аквариумных рыбках и живой природе. |
34 | 24.04-28.04 | Инструменты (музыкальные) | Знакомить детей с различными музыкальными инструментами и их звучаниями. Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальное и художественное произведение. Развивать способности к подражанию, умение ритмично двигаться. |
35 | 09.05-12.05 | Инструменты (строительные) | Формировать представление о труде взрослых, познакомить с профессией «строитель», с некоторыми профессиональными действиями, с инструментами помощниками строителя. Воспитывать уважение и интерес к труду взрослых. |
36 | 15.05-19.05 | Цветы | Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах, насекомых, цветах ягодах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом. |
37 | 22.05-26.05 | Насекомые | |
38 | 29.05-02.06 | Здравствуй, лето! |
СЕТКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (расписание)
Виды организованной деятельности | Кол-во |
Познание (Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. Формирование целостной картины мира). | 1 |
Коммуникация. Чтение художественной литературы. | 2 |
Художественное творчество: Рисование Лепка | 1 1 |
Физическая культура | 3 |
Музыка | 2 |
Общее количество | 10 |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ
Цель: Формирование у детей знаний о родном крае, о достопримечательностях нашего города, знакомство с традициями, праздниками, бытом нашего народа.
Тема | Формы работы с детьми | ||||
Сентябрь «Моя маленькая Родина» | |||||
1. «Мой детский сад - мой дом» | 1. Разучивание стихотворения о детском садике; разучивание пальчиковой игры «Дружат в нашей группе девочки и мальчики | ||||
2. «Моя семья»» | 1. Беседа «Моя семья» | ||||
Октябрь «Наш город Белово» | |||||
1. «Достопримечательности» | 1. С\р игра «Железная дорога» | ||||
Ноябрь «Город Белово» | |||||
1. Природа готовится к зиме | 1. Целевая прогулка (Наблюдения за деревьями) | ||||
2. Птичья столовая | 1. Беседа «Покормите птиц зимой» 2. Работа с родителями. Изготовление кормушек. | ||||
Декабрь «Город Белово» | |||||
1. С днем рождения, любимый город! | 1. Конструктивная деятельность «Строим город» | ||||
2. Город готовится к празднику. | 1. Разучивание стихов о зиме. 2. Народная игра «Снежки» | ||||
3. Подготовка в саду к Новому году. | 1. Беседа «Как украсить группу» 2. Разучивание новогодних песен и стихов. | ||||
Январь «Мы живем в Кузбассе» | |||||
1. Моя группа. | 1. Чтение зимних сказок. 2. Д\и «Какая наша группа» 3. Развешивание кормушек | ||||
Февраль «Наша область» | |||||
1. Готовимся к празднику.
| 1. Разучивание стихов о папе. | ||||
2. Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. (Растениеводство. Животноводство) | 3. Д/и «Что делают из молока?» | ||||
Март «Наша область» | |||||
1. Лекарственные и ядовитые растения. | 1. Рисование «Ромашка» 2. Д/и «Можно - нельзя» ОБЖ | ||||
2. Животный мир Кузбасса. | 1. Беседа «Животный мир - это рыбы, птицы, звери, насекомые» | ||||
Апрель «Наша область» | |||||
1. Охрана здоровья. | 1. Инсценировка «В гостях у Мойдодыра» 2. День здоровья. | ||||
2. Реки Кузбасса. | 1. Эксперименты с водой. | ||||
Май «Наша страна» | |||||
1. «Моя Родина – Россия» | 1. Посадка деревьев с привлечением родителей. | ||||
2. «Москва-столица нашей Родины» | 1. Конструирование «Крепость» |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Срок | Направление | Проводимые мероприятия |
Сентябрь | Здравствуй, детский сад! | 1. Адаптационные мероприятия с вновь поступившими детьми и детьми, вернувшимися из летних отпусков. 2. Оформление родительского уголка: - «Режим дня» - «Планирование образовательной деятельности» - «Возрастные особенности детей 2 – 3 лет» 3. Выставка работ «Осень дарит нам подарки» (поделки из природного материала) 4. Анкетирование родителей «Мой ребенок: какой он» 5. Родительское собрание: «Образовательный процесс в ДОУ с учетом ФГОС» 6. Групповые родительские собрания. Информация об оздоровительных мероприятиях в детском саду на учебный год |
Октябрь | Осень в гости к нам пришла | 1. Оформление родительского уголка: - «Как научить ребенка учить стихи» |
Ноябрь | Я и моя семья | 1. Консультации для родителей «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей» 2. Оформление родительского уголка: - «Я и моя семья» - «Одежда детей в разные сезоны» 2. Проведение праздника, посвященного Дню матери «Мама – солнышко мое» |
Декабрь | Здоровье- это серьезно! | 1. Оформление родительского уголка: - «Сон, как важная составляющая режима дня» - «Как уберечься от простуды» - «Закаливающие процедуры - как профилактика простудных заболеваний» 2. Проведение новогодних утренников 3. Совместный труд родителей с детьми (постройка снежного городка) |
Январь | Культура общения | 1. Консультация для родителей «Учим ребенка общаться». 2. Оформление родительского уголка: - «Золотые правила, которых нужно придерживаться, занимаясь с ребенком» - «Развивайте речь детей» |
Февраль | Будущие защитники Отечества | 1. Оформление родительского уголка: - «Воспитание культурно-гигиенических навыков и здоровье ребенка» 2. Оформление фотовыставки «Мы с папой» |
Март | Наши замечательные мамы | 1. Праздничные утренники, посвящённые Дню 8 Марта (все возрастные группы). 2. Оформление родительского уголка: - «Чтение и рассказывание сказок для развития речи ребенка» - «Значение рисования, лепки и аппликации для всестороннего воспитания и развития ребенка» |
Апрель | Игра в жизни ребёнка | 1. Оформление родительского уголка: - «Игрушка в жизни ребёнка» - «Опасные предметы» |
Май | Наши достижения и успехи | 1. Итоговое общее родительское собрание 2. Совместный труд родителей с детьми (подготовка участка к летнему сезону) |
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (каждый месяц)
№ п/п | Мероприятие | Месяц | Участники |
1 | Досуг «Ах, картошечка-картошка!» | сентябрь | Воспитатели и дети |
2 | Проведение праздника Осени | октябрь | Воспитатели и дети |
3 | Проведение праздника , посвященного Дню матери «Мама-солнышко мое» | ноябрь | Воспитатели и дети |
4 | Проведение новогоднего утренника | декабрь | Воспитатели и дети |
5 | Развлечения «Мукосолька» | январь | Воспитатели и дети |
6 | Развлечения посвященные Дню защитника Отечества | Февраль | Воспитатели и дети |
7 | Праздничный утренник, посвященный Дню 8 Марта | март | Воспитатели и дети |
8 | Семейный конкурс декоративно-прикладного творчества «Пасхальный перезвон» | апрель | Воспитатели и дети |
9 | Проведение праздника Весны | май | Воспитатели и дети |
Организация развивающей предметно-пространственной среды (таблицы)
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда - это внутреннее оформление помещений. Макросреда – это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближайший сквер, парк).
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровье сберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать расту и возрасту детей, игрушки – обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащённых большим индивидуальных особенностей детей. Количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). все предметы должны быть доступны детям подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве таких центров развития могут быть:
- уголок для ролевых игр;
- книжный уголок;
- зона для настольно-печатных игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т.д.);
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- уголок для игр с песком;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
- уголок для разнообразных видов самостоятельной деятельности
Таблица . Организация предметно-развивающей среды в группе детей раннего возраста
Подпространства | Виды деятельности | Содержание предметно-игровой среды |
«Игрового развития» | 1. Сюжетно-отобразительная деятельность: | Кукольный уголок: гостиная комната (для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель, можно средних размеров модули для детей. |
«Интеллектуального развития и творчества» | 2.Познавательно-отобразительная деятельность | Легкий модульный материал – мягкие объемные геометрические фигуры разных цветов и размеров. |
Центр воды и песка (рядом с уголком природы): ведерки, лопатки, совочки, грабли, различные формочки; рыбки, черепашки, дельфины, лягушки (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные). Для экспериментирования: сачки, формочки (замораживание), различные емкости (наливание, переливание), лодочки, камешки (тяжелый - тонет, легкий - не тонет) | ||
«Экологического развития» | Уголок природы: картины - пейзажи по времени года; цветы с характерным выделением листа, стебля, цветка; широколистные, с плотной поверхностью листа, обильноцветущие (фикус, бегония, бальзамин, фуксия, герань, гибискус) | |
«Интеллектуального развития и творчества» | Книжный уголок: 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе, любимые) в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета игрушки для обыгрывания; иллюстрации (ламинированные); сюжетные картинки. | |
«Интеллектуального развития и творчества» | 3. Процессуальная игра: | Предметы-заместители, неоформленный материал: |
«Интеллектуального развития и творчества» | 4. Сенсорное развитие: | Дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику: ящик Сегена, цилиндрики-вкладыши, рамки и вкладыши, пирамидки. |
«Интеллектуального развития и творчества» | 5.Продуктивная деятельность: стремление к самовыражению | Уголок изодеятельности: доска, мел; специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочкой для рисования; рулон простых раскатывающихся белых обоев, восковые мелки; светлая магнитная доска для рисунков детей (выставка), магнитные кнопки |
«Физического развития» | 6. Физическое развитие: | Пространство в группе для свободного перемещения, удовлетворяющее двигательную потребность ребенка. Физкультурный уголок: шведская стенка с матрасиком (только под контролем взрослого). Мягкие легкие модули, разноцветные флажки, ленточки-султанчики, легкие поролоновые шарики для метания вдаль, мячи большие и теннисные, разноцветные шары для прокатывания, мешочки с песком для равновесия, кегли, обруч |
Приложение:
Картотеки:
- Пальчиковые игры в младшей группе
- Утренняя гимнастика в младшей группе
- Гимнастика после дневного сна в младшей группе
- Прогулки для младшей группы
Картотека презентаций:
- Математика в сказках
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Первая младшая группа Возрастной диапазон освоение программы 2-3 года
Рабочая программа ориентирована по многим направлениям опираясь на возрастные особенности детей. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная дея...
Рабочая программа первой младшей группы на основе программы "Детство"
Рабочая программа первая младшая группа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА первой младшей группы (от 2 до 3 лет) составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой
Настоящая рабочая программа первой младшей группы разработана воспитателями МАДОУ «Золушка».Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, ре...
Рабочая программа первой младшей группы №1 «Солнышко»
на сапйт размешенна рабочая программа для первой младшей группы...
Рабочая программа первой младшей группы «Капельки» срок реализации программы - 2016 -2017 г.г.
Содержание программы: I. Целевой раздел ……………………………………1.1....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА №1 "СОЛНЫШКО" НА 2017 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Содержание 1.Целевой раздел1.1 Пояснительная записка...
Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)
Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...