Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста
картотека на тему
Настоящие игры и упражнения подбирались мною в течение нескольких лет и используются в профилактических и коррекционных целях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мозговая гимнастика | 154.85 КБ |
Игры на развитие мышления | 17.63 КБ |
Игры на развитие памяти | 13.77 КБ |
Релаксационные упражнения | 13.16 КБ |
Игры на развитие внимания | 15.08 КБ |
Предварительный просмотр:
М/г «Качание головой»
Цель: улучшение мыслительной деятельности, расслабление мышц шеи и плеч.
Ход.
Дети глубоко дышат, расслабляют плечи, роняют голову вперед, позволяют ей медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
М/г. «Наденем шапку»
Цель: улучшает слышимость резонирующего звука своего голоса при разговоре.
Ход:
Дети мягко заворачивают уши от верхней точки до мочки уха. 3 раза.
М/г «Колечко»
Цель: развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия.
Ход: поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнение выполняется в прямом и обратном (от мизинца) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
М\г «Кулак, ребро, ладонь»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Ход: ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Раскрытая ладонь, сменяет кулак, затем ладонь ребром . Упражнение выполняется вначале одной рукой, затем другой и двумя вместе.
М/г «Ленивые восьмерки»
Цель: активизация структур головного мозга, обеспечивающие запоминание, повышается устойчивость внимания.
Ход.
Дети рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторяют это движение обеими руками.
М\г «Ухо – нос»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, улучшающего мыслительную деятельность.
Ход.
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук (правой за кончик носа, а левой за противоположное ухо).
Мозговая гимнастика «Симметричные рисунки»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, улучшающего зрительно – двигательную координацию.
Ход.
Дети рисуют симметричные рисунки двумя руками одновременно, вначале на плоскости, затем в воздухе (к себе, от себя, вверх, вниз).
Мозговая гимнастика «Лезгинка»
Цель: Развитие межполушарного взаимодействия.
Ход:
Ребенок складывает левую руку в кулак , большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6-8 раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиции.
Мозговая гимнастика «Лягушка»
Цель: Развитие межполушарного взаимодействия
Ход: Руки лежат на столе (или вытянуты перед собой). Одна сжата в кулак, другая ладошка. Одновременно меняется положение рук. Упражнение выполняется 6-8 раз.
Мозговая гимнастика «Замок»
Цель: Активизация структур головного мозга
Ход:
Скрестить руки, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Мозговая гимнастика «Перекрестные движения»
Цель: Активизация работы обоих полушарий.
Ход:
Под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, в бок, назад.
Предварительный просмотр:
Упражнение «Чьи хвосты?»
Цель: Развитие мышления и речи
Ход.
Детям предложены изображения диких и домашних животных, а отдельно хвосты. Ребенку необходимо верно выбрать картинку с изображением животного и верно ответить на вопрос «Чей хвост?» - лисий, медвежий и т.д.
Упражнение «Продолжи предложение»
Цель: Развитие мыслительных операций, установление причинно – следственных связей, развитие речи.
Ход:
Детям предлагается начало предложения, а им необходимо придумать его окончание. Можно предложить каждому свое, а можно одно, но придумать разные окончания.
- Пошел сильный дождь и я……..
- Было очень жарко потому, что ……….
- Когда выглянуло солнышко, то ……..
- Кошка спряталась от нас и ………..
- и т.д.
Игра «Назови больше»
Цель: Развитие особенности припоминания, способности к обобщению, развитие словаря.
Ход.
Назови больше:
- Инструментов;
- Медицинских инструментов;
- Обуви;
- Мебели;
- Домашних животных,
- Диких животных;
- Электроприборов.
Выигрывает то, кто назвал больше или назвал последним.
Упражнение «Пословицы»
Цель: Развитие словесно-логического мышления
Ход:
Детям предлагаются разнообразные простые пословицы смысл, которых они должны объяснить:
- «Тише едешь – дальше будешь»
- «Дело мастера боится»
- «Без работы пряника не купишь»
- «Поспешишь – людей насмешишь»
- «Делу время – потехи час»
- «Скучен день до вечера – коли делать нечего»
- «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь»
Упражнение «Составление предложений»
Цель: Развитие способности быстро устанавливать разнообразные связи между знакомыми предметами.
Ход:
Необходимо составить как можно больше предложений со словами не связанными друг с другом по смыслу. Принимаются любые ответы: стандартные и фантастичные.
- Озеро, карандаш, медведь;
- Зеркало, тюльпан, ракета;
- Стол, танец, сова;
- Книга, компот, флажок;
- Перо, буква, цирк;
Игра «Перечисли возможные причины»
Цель: Развитие словесно – логического мышления
Ход:
Педагог описывает ситуацию. Дети должны быстро назвать как можно больше возможных причин этого факта, возможных его объяснений, что бы решить , что им следует предпринять:
- Пришли домой. А дверь в квартиру открыта настежь;
- Утром проснулись, а кружка с молоком на столе опрокинута;
- Вы пришли на огород за капустой, а ее там нет;
- Вечером вы вылепили снеговика, а утром его не оказалась на месте.
Упражнение «Придумаем загадку»
Цель: Развитие словесно – логического мышления, установление закономерностей между предметами и явлениями.
Ход:
Составление загадок надо начинать с внешних признаков окружающих предметов. Например: «Большой, круглый, полосатый, а внутри красный» (арбуз). Затем добавлять функциональные признаки: «Шумит, ворчит, глотает, весь дом очищает» (пылесос). Далее предлагаются сравнения и литературные загадки. Например: «Крашено коромысло через реку повисло» (радуга). Непонятные слова объясняются.
Упражнение «Противоположности»
Цель: Развитие способности к словесно – логическому мышлению
Ход:
Педагог называет слово, дети должны подобрать противоположное по значению:
Горячо – холодно,
гладкий – шершавый,
твердый – мягкий,
большой – маленький,
высокий – низкий,
чистый – грязный, умный – глупый, зима – лето, день – ночь, девочка – мальчик, луна – солнце, потолок – пол, сытый – голодный, белый – черный.
Упражнение «Вопросы по сказкам»
Цель: Развитие словесно – логического мышления, расширение активного словаря
Ход:
Детям задаются вопросы по известным сказкам
- Можно ли сказать, что мышка вытянула репку?
- Почему семеро козлят открыли дверь волку?
- Почему лиса съела Колобка?
- Почему волк прибежал к бабушке раньше Красной Шапочки?
- Кто из 3-х поросят не боялся волка? Почему?
- Чем можно и шить, и убить сказочного злодея?
Упражнение «Много – один»
Цель: Развитие мыслительной деятельности и речи, способности правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе
Ход:
Слова можно называть в единственном числе, а дети должны назвать во множественном. Можно наоборот, ведущий называет во множественном числе, а дети в единственном : кот – коты, брат – братья, щенок – щенята, носок – носки, лес – леса и т.д.
Упражнение «Парные картинки»
Цель: Развитие словесно – логического мышления, операции анализа и синтеза.
Ход:
Группа детей делиться пополам. Каждый ребенок получает по 4 картинки из детского лото. Дети первой группы описывают предмет, нарисованный на одной из картинок, не показывая ее. Тот ребенок, у кого ,по его мнению, есть этот предмет показывает и называет. Если ответ правильный картинки откладываются, если нет, то ребенок повторяет описание, делая его более детальным.
Упражнение «Сказки – тесты»
Цель: Развитие словесно – логического мышления, способности к установлению взаимосвязей.
Ход:
«Звон»
Маленький енот переходил через мостик. Мостик был шаткий и в любой момент енот мог упасть. Вдруг , из - под моста послышался звон. Что зазвенело? Что случилось с енотом?
«Медведь».
Медведь всю зиму спал в своей берлоге, а когда проснулся то увидел такое, от чего сразу же подпрыгнул от неожиданности. Что увидел медведь?
«Страх»
Один мальчик сказал «Ой, как страшно!». Чего он испугался.
Истории можно придумывать и другие в зависимости от индивидуальных особенностей дете
Игра «Что лишнее?»
Цель: Развитие способности к обобщению и абстрагированию
Ход:
Дети на слух определяют лишний предмет:
- Капуста, горох, дыня, лук;
- Шляпа, кепка, варежка, капюшон;
- Береза, шиповник, липа, дуб;
- Горы, ручей, море, река;
Упражнение «Кто кем будет?»
Цель: развитие мышления и речи
Ход:
Ведущий называет слово, а дети предлагают кем или чем будет названный предмет или живое существо.
Яйцо – цыпленок, цыпленок – курица, желудь – дуб, икринка – рыба, головастик – лягушка, почка – листок, ягненок – овца, семечко – растение, куколка – бабочка (или наоборот) и т.д.
Упражнение «Поиск общего»
Цель: формирование умения находить общие моменты в разнообразном материале.
Ход: назвать как можно больше общих признаков между предметами. Классифицируя их в дальнейшем на существенные и несущественные. Ответы могут быть стандартными и творческими.
- тарелка и лодка
- кукла и девочка
- шапка – цыпленок
- окно – дверь
машина – лошадь
- свеча и солнце
Упражнение «Назови одним словом»
Цель: Развитие способности к обобщению и способности классифицировать предметы.
Ход:
Дети должны называть обобщающие слова
-Самолет, поезд, грузовик;
- Портфель, тетрадка, линейка;
- Мячик, кубик, кукла;
-Волк, лиса, бобр;
- Коза, кошка, корова;
-Ложка, вилка, нож;
Предварительный просмотр:
Упражнение
«Кто за кем стоит?»
Цель: развитие зрительной памяти
Ход.
5 – 6 детей выстраиваются в «паровозик». Водящий смотрит на «паровозик» 1 мин., затем отворачивается и перечисляет детей по именам так, как они стояли друг за другом. Потом меняются все местами со зрителями.
Упражнение
«Кто что делал?»
Цель: развитие зрительной памяти
Ход.
4 – 5 детей под ритмичную музыку выполняют по очереди каждый свое движение. Ведущий должен запомнить, что они делали и повторить по порядку их движения.
Упражнение
«Вот так поза!»
Цель: развитие наблюдательности, зрительной памяти
Ход.
Тоже, что и в игре «Кто, что делал», но показывают не движение, а позу.
«Запомни движение»
Цель: развитие зрительной памяти
Ход.
Ведущий показывает детям движение из 3-4 действий, а дети должны их все повторить в том же порядке, а потом в обратном.
«Прохлопай за мной»
Цель: развитие слуховой памяти
Ход.
Воспитатель простукивает или прохлопывает ритм. Ритмическая фраза короткая и четкая. Дети по – очереди его повторяют. Постепенно возможно усложнение.
«Слушай и выполняй»
Цель: развитие произвольного внимания и памяти
Ход.
Педагог называет несколько действий, но не показывает их. Дети должны повторить их в той же последовательности, в какой они были названы.
- поднять руки вверх, опустить, хлопнуть, топнуть правой ногой
- повернуться налево, присесть, встать, повернуться направо.
- наклон туловища вправо, влево, выпрямиться, подпрыгнуть
Упражнение
«Художник»
Цель: развитие зрительной памяти
Ход.
Выбирается два ребенка, остальные смотрят. Один из выбранных детей «художник», другой заказывает ему свой портрет. «Художник» внимательно рассматривает заказчика 1 мин., затем отворачивается и по памяти описывает его внешность. Если «художник» затрудняется, разрешается задать ему вопросы «Какие у Лены волосы?», «Какие глаза?», «Во что одет?».
Упражнение «Разведчики»
Цель: развитие двигательной памяти
Ход.
В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Идут два «разведчика». Первый проводит второго, обходя стулья в любом направлении. Второй должен запомнить и после этого провести этим же маршрутом «отряд» из 4-5 человек.
Игра «Подбери прилагательные»
Цель: Развитие припоминания, памяти, обогащение словаря.
Ход: Подобрать как можно больше прилагательных к словам
- Солнце (яркое, желтое, жаркое, обжигающее, ласковое и т.д.)
-Дерево (высокое, крепкое, раскидистое, развесистое, огромное, зеленое и т.д.);
- Мама (добрая, красивая, справедливая, понимающая, любящая, ласковая);
- Арбуз (сочный, сладкий, спелый, зеленый, круглый, и т.д.);
- Работа ( трудная, любимая, интересная, необыкновенная, увлекательная и т.д.);
- Игра (веселая, быстрая, умная, обучающая и т.д.).
Игра «Назови больше»
Цель: Развитие особенности припоминания, способности к обобщению, развитие словаря.
Ход.
Назови больше:
- Инструментов;
- Медицинских инструментов;
- Обуви;
- Мебели;
- Домашних животных,
- Диких животных;
- Электроприборов.
Выигрывает то, кто назвал больше или назвал последним.
Предварительный просмотр:
Релаксация «Фея сна»
Цель: снятие мышечных зажимов, снижение чувства тревоги.
Ход.
Дети сидят на стульях по кругу на расстоянии друг от друга. Под звуки колыбельной к детям подходит девочка с «волшебной палочкой» - это Фея сна (можно использовать куклу). Она касается одного ребенка палочкой и он «засыпает» закрывает глаза и опускает голову на грудь. Фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой. Через 2 минуты она вновь обходит всех детей, касается их волшебной палочкой и они, потягиваясь, просыпаются.
«Лентяй».
Цель: снятие мышечных зажимов, снижение чувства тревоги.
Ход.
Под музыку Д.Кабалевского «Лентяй» дети ложатся на коврики и на слова, произносимые ведущим, стараются как можно глубже расслабиться, изображая ленивого барсука.
«Хоть и жарко, хоть и зной,
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук - лентяй изрядный
Сладко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
На заре и на закате,
Все не слезть ему с кровати».
«Огонь и лед»
Цель: развитие способности к саморегуляции.
Ход.
Упражнение включает в себя попеременно напряжение и расслабление всего тела. Лежа ковриках, по команде «Огонь» дети выполняют интенсивные движения всем телом. Плавность и интенсивность движений каждый ребенок выбирает сам. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой их застала команда, напрягая до предела все тело. Инструктор несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той или другой.
«Штанга»
Цель: обучение приемам саморасслабления.
Ход.
Дети «поднимают тяжелую штангу» с силой, напрягая все мышцы и удерживая статичную позу. Затем «бросают» ее и отдыхают. Упражнение повторить 3-4 раза.
«Насос и мяч»
Цель: обучение способу мышечного расслабления.
Ход.
Дети в парах. Один – большой надувной мяч, другой насосом этот мяч накачивает. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены . корпус вперед, голова опущена. Второй имитирует накачивание мяча насосом , сопровождая движения рук звуком «с-с-с». С каждым разом мяч надувается все больше и больше. Вдыхая порцию воздуха, выпрямляет колени, поднимает голову, выпрямляется, надувает щеки и приподнимает руки. Мяч надут, насос перестает качать, выдергивают шланг и из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш-ш-ш» и тело вновь обмякает. Дети меняются ролями.
Предварительный просмотр:
«Делай, что скажу, а не то, что покажу».
Цель: развитие слухового восприятия и внимания, способности ориентироваться на слух, а не на зрительный образ.
Ход: дети в кругу, ведущий называет одно движение, а делает другое. Дети повторяют то, что он называет, а не то, что произносит.
Упражнение
«Слушай хлопки»
Цель: развитие активного внимания
Ход.
Дети свободно двигаются под музыку. Ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, а дети принимают соответствующие позы.
- 1 раз – «аист» (на одной ноге)
- 2 раза «лягушка» - (присесть пятки вместе, колени врозь, руки на полу)
-3 раза свободно двигаются
- 1 раз «зайцы» (прыжки на носочках)
- 2 раза – свободно двигаются
- 3 раза – «медведи» (пошли вразвалочку)
Игра «Радио»
Цель: развитие слуховой памяти, внимания
Ход.
Выбирается ведущий «диктор», который разыскивает потерявшегося ребенка. «Диктор», выбирает кого-то из детей и описывает его внешность и особенности. Остальные должны угадать о ком идет речь. Кто угадал, тот становится « диктором».
Игра «Рыбы, птицы, звери»
Цель: развитие произвольности внимания и способности к переключению внимания
Ход.
Дети в кругу. Ведущий показывает на каждого ребенка по очереди и называет «рыбы», «птицы», «звери» и так несколько раз. На ком остановился, тот должен быстро назвать любую птицу (зверя или рыбу). Кто не назвал, выбывает из игры.
«Формирование пространственных представлений»
Цель: развитие внимания и слухового восприятия, способности ориентироваться в пространстве.
Ход.
Ведущий прячет предмет в комнате, затем при помощи команды ведет игрока к цели «шаг вправо», «два шага в сторону окна», «три шага налево» и т.д.
Упражнение «Подхвати ритм»
Цель: развитие слухового восприятия, внимания
Ход.
Взрослый прохлопывает или простукивает определенный ритм. Дети должны его повторить друг за другом. Ритм постепенно усложняется.
Игра «Суша, вода»
Цель: развитие внимания, слухового восприятия.
Ход.
Дети стоят в линию. Ведущий называет то, что относится к суше (берег, горы, остров, материк, песок и т.д.) и дети делают два прыжка вперед. Когда ведущий называет то, что относится к воде, дети делают один прыжок назад (ручей, дождь, озеро, река и т.д.). Называет поочередно, пытаясь запутать детей.
Упражнение
«Зеваки»
Цель: развитие произвольного внимания
Ход.
Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление движения меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание, выбывает из игры. Возможно музыкальное сопровождение в ритме марша.
«Ищи безостановочно»
Цель: развитие концентрации внимания
Ход:
В течение 15 – 20 сек. дети находят вокруг себя как можно больше предметов одной и той же формы, цвета, размера
«Запомни порядок»
Цель: развитие произвольного внимания, памяти
Ход:
Выстроить в ряд 6-7 человек детей в произвольном порядке. Водящий за 30 секунд запоминает этот порядок. Потом отворачивается и перечисляет, кто за кем стоит. Затем водит другой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека прогулок для детей старшего дошкольного возраста
Картотека прогулок для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста.
Здесь собраны картотеки игр по темам: "Здоровье человека","Безопасность. Я и опасные предметы", " Я и улица", "Я учусь охранять свою жизнь и здоровье", "Игры на эмоциональное развитие", "Игры дл...
Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста
Методическое пособие для педагогов "Картотека опытов"...
Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте
Игры,которые помогают детям закрепить полученные знания по обучению грамоте....
Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста по основам безопасного поведения (По книге Т.И. Гризик и Г.В. Глушковой «Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет»)
Картотека игр по основам безопасного поведения для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...
диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....