Для вас, родители
материал на тему
- Консультация «Готовность к школьному обучению»
- Рекомендации «Как избежать трудностей в поведении детей»
- Рекомендации «Способ избежать детских истерик»
- Рекомендации «Строим взаимоотношения с детьми»
- Рекомендации «Капризы на прогулке. Что делать?»
- Рекомендации «Идем в детский сад»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Кризис 6-7 лет. Готовность к школьному обучению»
(консультация для родителей)
- Особенности проявления кризиса.
- В чем состоит готовность к школьному обучению?
- Способы преодоления кризиса.
№1.
Кризис 6-7 лет- ребенок начинает осознавать себя в новой роле, роле школьника. Он пересматривает свое отношение к окружающему миру и отношение мира к себе, отсюда могут возникнуть проблемы как у самого ребенка, так соответственным образом и у взрослых.
Дети перестают быть наивными и непосредственными. Если дошкольник поступал по схеме «захотел-сделал», то теперь он действует по другому, через интеллектуальный момент: «захотел-осознал-сделал».
Если в более раннем дошкольном возрасте у ребенка преобладал эгоцентризм, то сейчас он понимает, какое место занимает среди других, и каковы его реальные возможности.
Основные проблемы, которые могут возникнуть с детьми предшкольного возраста : - непослушание
- капризность
- кривляние
- не доводит начатое дело до конца
- требует к себе постоянного внимания.
Если этих симптомов нет сейчас, они могут возникнуть в школе. В связи с современными условиями, сопровождающие развитие ребенка:
- обучение в детском саду (т.е. изменения социально экономических условий)
- ускорение темпа психического развития (возросли познавательные возможности детей)
- изменение в работе физиологических систем
Кризис 6-7 лет имеет расплывчатые возрастные границы от 5,5 до 8 лет.
№2.
Кризис выражается в формировании у ребенка позиции школьника, что проявляется в произвольном ( волевом) поведении, в произвольной форме общения, в сформированности предпосылок к учебной деятельности.
Сюда относится:
- умение слышать и выполнять инструкцию взрослого;
- умение работать по образцу;
- соподчинение мотивов;
- усидчивость;
- готовность руки к овладению письмом;
-развитие речи;
- уровень развития психических процессов;
- умение анализировать собственную деятельность.
Если данные процессы не сформированы, то ребенка можно назвать психически «не зрелой личностью».
Для того чтобы подготовить ребенка к школе необходимо:
- научить доводить начатое дело до конца;
- четко выполнять инструкцию;
- развивать мелкую моторику;
- отношение к учению должно быть нацелено на приобретение новых знаний;
- нацелить ребенка на положительное отношение к школьному учению;
- убедите ребенка в том, что Вы всегда его поддержите и поможете;
-научить ребенка оценивать свои и чужие поступки.
В этом возрасте меняется общение детей с взрослыми. Возникает потребность во взаимопонимании и сопереживании, характерны личностные мотивы общения и речевое развитие.
№3.
- Кризис явление временное, но неизбежное. Необходимо его терпеливо пережить.
- Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, что все ли запреты обоснованы и нельзя ли, дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
- Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький. Внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
- Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен. Постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
- Если отношения с ребенком приобрели характер непрекращающихся войн и скандалов, необходимо отдохнуть друг от друга. Отправьте ребенка к родственникам на несколько дней, а сами примите твердое решение не кричать и не выходить из себя.
- Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми. Это всегда помогает.
Предварительный просмотр:
Как избежать трудностей в поведении детей?
Приоритетная установка: ребенок не главный в семье, а часть семьи.
- Будьте последовательны. Не запрещайте ребенку то, что вчера было можно и дозволено.
- Будьте строгими, но любящими и вежливыми с ребенком. И тогда Ваш ребенок, скорее всего, усвоит манеру поведения.
- Сотрудничайте с ребенком, а не только руководите им. Ваши резкие приказы и запреты демонстрируют неуважительное отношение к ребенку, могут спровоцировать агрессивную вспышку.
- Введите четкую систему запретов. Их должно быть немного, но строго определенных (нельзя брать спички, нельзя лазать в розетку).
- Формируйте запреты кратко, конкретно. Лучше сказать «Горячо», «Грязно», чем «Нельзя» или «Отойди».
- Расширяйте поведенческий репертуар ребенка. Для этого рассказывайте ему, какими способами можно решать эту проблему, читайте. Показывайте детям пример различных реакций на события, как положительные, так и отрицательные.
- Не увлекайтесь нотациями. Скорее всего из Вашей нотации он поймет лишь то, что вы недовольны им и ли даже не любите его.
- Наказывая малыша, не ущемляйте его достоинство( ты, что глупый такой. Откуда у тебя руки растут? )
- Будьте терпеливы. Не допускайте вспышек гнева в ответ на неудовлетворяющее Вас поведение.
- Чаще говорите ребенку, что Вы его любите. Пусть ребенок знает. Что Вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он съел кашу.
Предварительный просмотр:
Способ избежать детских истерик или непослушания в раннем возрасте – переключить внимание.
- Смените тему. Это самый легкий способ – просто смените тему. Например, если малыш не хочет мыться, отчаянно сопротивляется, спросите его «Что ты делал в садике?» или «Тебе понравилось вчера в гостях у Гоши?».
2. Сосредоточьтесь на приятной части. Вместо, чтобы грубо настаивать на своем («Немедленно отправляйся в ванную!»), сосредоточьте внимание малыша на приятных сторонах предстоящего действия . Скажите, например «Давай посмотрим, умеет ли резиновая уточка пускать пузыри!»
3.Придумайте приятный способ перейти к желаемому действию. Оживите обстановку. Например, вместо того, чтобы говорить: «Прекрати ныть и немедленно залезай в ванную!», можно сказать «Давай полетим в ванную, как дракончик!», схватить ребенка, порычать как дракон и с шипением опуститься в воду.
4.Станьте «глупцом».
Чем глупее вы себя ведете, тем лучше. Для этого особой фантазии не требуется. Просто ведите себя как «дурак», и все:
- Схватите какую-либо вещь и сделайте вид, что она говорит (это может быть банан, носок, любая тряпка);
- Или время от времени говорите что-то совсем не связанное с текущей ситуацией: «Угадай, что я видел(а) сегодня на улице? Зебру, которая пела и танцевала!»;
- Спойте и спляшите сами;
- Научите ребенка скакать на одной ноге или придумайте, что-то еще.
- Забудьте о серьезности, превратитесь на мгновение в ребенка.
5. Откровенное вранье. Этот способ тоже может стать источником большого веселья. Например, заметив, что ребенок вот – вот раскричится, повернитесь в сторону, приложите палец к губам и скажите «Ш-ш-ш!», затем театральным шепотом спросите, не слышал ли он чего-то. Потом тем же тоном прошепчите «Динозавры!» и вместе с ребенком подползите к окну, что бы посмотреть на них.
Можно спросить у раскапризничавшегося в магазине или на улице ребенка, не пробегал ли здесь синий зайчик. Если выбирать между долгой сценой истерики или погоней за синим зайцем, то зачастую гораздо легче и интереснее преследовать синего зайчика, каким бы глупым он вам ни казался.
Предварительный просмотр:
Рекомендации по построению взаимоотношений с гиперактивными, агрессивными, расторможенными детьми, детьми «группы риска».
- Прежде всего – это искренность и уважение в ваших взаимоотношениях.
- Лучшая политика – это честность
- Главная причина плохого поведения и высокомерия таких детей – это скука, им чаще необходима встряска, больше движений, постоянно новые условия и правила. Используйте с этой целью ролевые игры, где ребенок сможет громко звать, кого – либо на помощь, кружиться, кувыркаться
- Необходим постоянный выход их безмерной энергии и новая пища для их ума. Вовлекайте этих детей в подвижные игры, каждый раз усложняя или меняя правила игры.
- Найдите ему такое занятие, где он будет постоянно проявлять заботу о животных, рыбках, растениях. Чаще напоминайте ему, что без него они погибнут
- В общении используйте договоренность, при этом соблюдение договоренности и Ваш контроль прежде всего
- Предложите ребенку самому выбрать себе наказание за нарушение договоренности и требуйте его соблюдения.
- Обсуждайте поступок ребенка, не унижая его.
- Избегайте приказного тона. Лучше сказать «Мне нужна твоя помощь»
- Говорите ребенку заранее, что ему необходимо будет сделать и предлагайте ему альтернативу.
- Таким детям необходимо постоянно действовать творчески активно.
Предварительный просмотр:
КАПРИЗЫ НА ПРОГУЛКЕ. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Если ребенок домой не идет, значит, ему хорошо гуляется. Порадуйтесь этому вместо того, чтобы сердиться на непокорного малыша. Сначала - порадуйтесь тому, какой ваш малыш деятельный и энергичный, и только потом приступайте к эвакуации капризного чуда из той же песочницы. «Прирос» и уходить не желает? Попробуйте не выдергивать малыша, как редиску из грядки, а, проявив смекалку и выдумку, домой малыша заманить Пусть это станет игрой, и не столько его, сколько вашей: получится - не получится, кто кого?!
Важно настроить ребенка на нужную волну, играя со своим малышом, превратив серьезное дело в веселое: «Машинка возила песок, устала; поедем домой, покормим бензином!»
Способы завлечь и увести:
- Дайте ребенку возможность выбирать
Воспользуйтесь тайным приемом родителей – «выбор без выбора».
Например, вы не спрашиваете, будет ли он собирать свои песочные принадлежности (это само собой подразумевается). Вы говорите: «Формочки положим в пакет или в ведерко?» Не выясняете, хочет он отправляться домой или нет, а уточняете: «Ты сам из песочницы выберешься или тебе помочь?», «Пойдем по этой дорожке или по той?» Таким образом, вы переключаете внимание ребенка с того, что он должен сделать обязательно (а ему не хочется), на решение проблемы: а что для меня выгодней? Он может выбирать сам, и выбирает, и ему некогда сопротивляться.
- Переключите детское внимание...
С не очень-то интересного занятия («собирай игрушки, пошли домой») на какую-то приятную перспективу: «Если ты поторопишься, то по дороге мы поиграем в сказку».
Дети так устроены, что вечно что-нибудь не желают: убирать игрушки, есть гречневую кашу, чистить на ночь зубы, а по утрам заправлять постель, возвращаться домой с прогулки...
Почему? Ребенок не желает делать что-то просто потому, что это скучная необходимость, которую нужно выполнять обязательно. А то, что обязательно, - вечно не хочется. И тут детей можно понять: в конце концов, это ваше желание, а не их. Родители заботятся о здоровье и о режиме дня, о гармоничном развитии и о воспитании культурных навыков, о развивающей среде и массе всего ужасного необходимого. Мы-то знаем, что это в жизни ему пригодится. Но ребенка, в сущности, мало заботит собственное будущее, ему куда важнее, что происходит сию минуту. А сейчас вы им командуете («Идем, нам пора!»). У него нет выбора: подчиняйся - и все. Неинтересно и обидно.
- Сделайте так, чтобы он захотел, превратите ваше желание в свое собственное - и никаких проблем не возникнет. Иногда это просто, иногда труднее, но возможно всегда. Если, конечно, применить смекалку.
Чтобы такое дело у вас получилось, необходимо:
а) действовать уверенно, спокойно и доброжелательно;
б) учитывать возрастные особенности (как всегда).
Причем «б» тут самое главное. Если вы вовремя вспомните и учтёте пункт «б», то и «а» само собою получится.
Итак, в чем особенности разыгравшейся детворы столь мелкого возраста?
Маленьким детям весьма сложно переключаться с одной ситуации на другую, с одного вида деятельности на другой (особенно если эти ситуация и деятельность для него интересны).
- Поэтому не вступайте с малышом ни в какие споры, ничего не старайтесь объяснить и доказать, а просто скажите: «Нам пора, пойдем» - и предложите что-нибудь интересное. Например, говорите: «Давай-ка ты будешь паровозиком, а я вагончиком. Ту-ту, поехали!» Возможно, малыш чуть-чуть и взбунтуется, но надолго его не хватит: новая развлекалочка! Как здорово!
Вы не лишаете ребенка интересной игры, вы предлагаете замену - и тоже интересную - так зачем же ему сопротивляться?
И еще. Вы, как обычно, говорите своему деловому товарищу: «Ванечка, пойдем домой!», а Ванечка не желает? Значит, для начала эти слова лучше вообще пропустить.
Если ребенок ушел в игру с головой, включайтесь в игру и вы. Пофырчите, как паровозик, и протяните своему малышу поясок или шарф, предложите: «Цепляйся скорее, поехали, вагончик, ту-ту-ту...» А если по дороге споете песенку - совсем хорошо.
- Сначала - отвлечь и извлечь из песочницы и лишь по дороге ему сообщить, что вы домой направляетесь.
Это важно: день за днем, раз за разом уводить домой без слез и рыданий. Тут самое главное, чтобы дурная привычка - бунтовать (и реветь, и сопротивляться), когда пора домой отправляться, - не закрепилась.
Предварительный просмотр:
Собираясь в детский сад, помним:
1. Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что это самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом - возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития» - да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п).
2. Необходимо чаще гулять с ребенком на детской площадке. Не спешите вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность научиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребенка «Вот какой молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит, может постоять за свое имущество».
3. Хотя бы раз в неделю менять с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор, парк, центр города, просто прогулка пешком.
4. Чаще ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.
5. Вместе с ребенком дома играйте в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка: «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».
6. Нельзя обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
7. Необходимо заранее узнать все особенности режима дня в детском саду, и ввести их в режим дня ребенка дома.
8. Научите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
9. Недопустимо угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.
10. Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
11. Планируйте свой отпуск или выход на работу так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
12. За три – четыре месяца до поступления в детский сад отучите ребенка от соски. Помните, что соска нужна не ребенку, а вам, чтобы он не плакал.
Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.
Как вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать детский сад?
- Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
- Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.
- Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
- Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
- Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
- Щадите его ослабленную нервную систему. На время можно прекратить походы в цирк, в театр, в гости; сократите просмотр телевизионных передач.
- Как можно раньше сообщите врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
- Создайте в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
- Постарайтесь не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
- При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратитесь к детскому врачу или психологу.
- При выраженных невротических реакциях оставьте малыша на несколько дней дома.
Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"
Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....
Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей
Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...
Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).
Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей
Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....
собрание для родителей КВН с родителями "Взаимодействие ДОУ с родителями по патриотическому воспитанию через проведение совместных мероприятий
Родительсое собрание нетрадиционной формы ...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...