Фольклор в нравственно-эстетическом воспитании.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые мною в работе с дошкольниками, развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка или игра, пробуждают чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_v_nravstvenno-esteticheskom_vospitanii.odt | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклор в нравственно-эстетическом воспитании.
Природа, быт, обычаи нашли широкое отражение в музыке и устном народном творчестве русского народа. Воспитывая у детей любовь к произведениям народного творчества, я даю им возможность слушать народную музыку, сказки в записи. В детском саду есть набор с записями народной музыки и сказок в исполнении мастеров художественного слова: Н.Литвинова, Е.Турчаниновой, А.Покровского и др. Дети знакомятся со звучанием оркестра. Даю им понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял — неизвестно. Говорят — народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.
Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов: М.И.Глинка, П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве. Например, П.И.Чайковский написал «Камаринскую» под впечатлением народной плясовой песни веселого, шуточного характера. Играю эту пьесу на фортепиано. Потом предлагаю послушать в оркестровом звучании (записи).
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Русские народные мелодии вызывают положительные эмоции у ребенка. Детям раннего возраста даю коротенькие байки (колыбельные), потешки, прибаутки,плясовые мелодии. Малыши правильно реагируют на веселую музыку: начинают прихлопывать, притопывать, на колыбельную музыку — затихают, покачиваются в такт музыки. Содержание народных произведений для старших дошкольников иное: в них отражен быт, труд народа, его традиции, обычаи, чаяния. В репертуаре старших дошкольников много народных песен разного характера. Всегда фиксирую внимание детей на характере песни, а иногда предлагаю его определить самим детям. Это песни напевные, задушевные («Коровушка», «Прялица», «Котенька-коток»), легкие, подвижные («Как на тоненький ледок», «Земелюшка-чернозем»), шуточные («Тень-тень», «Патока с имбирем», «Где был, Иванушка?») задорные, плясовые («Ах, вы, сени», «Я на горку шла»).
Многие народные песни использую в качестве распевок. Поем с детьми в разных тональностях: «Две тетери», «Андрей-воробей», «Лиса по лесу ходила», «Патока с имбирем». Песни «Кукушечка», «Гуси» поем с солистом.
Русскую народную музыку и сказки используем на праздниках, развлечениях. Через театр игрушек показали для младших ребят сказки с музыкальным сопровождением: «Курочка ряба», «Колобок», «Маша и медведь». Потешку «Кисонька-мурысенька» разыграли по ролям. Сказку «Теремок» с пением русской народной песни показали в кукольном театре. Потом на занятии с детьми старших групп разучили эту песню. Дети полюбили игру «Теремок» и с удовольствием играют в нее в свободное время. С подгруппой старших ребят приготовили музыкальные сказки «Лиса и заяц», «Аленушка и лиса» и показали в часы досуга детям всех групп.
Русскую музыку широко использую при выполнении движений на музыкальных, физкультурных занятиях.
Народному творчеству мы посвятили тематический концерт «Родные напевы».
Любимый вечер досуга детей — отгадывание загадок. В гости к ребятам приходила бабушка-загадушка, в другой раз веселый, озорной Петрушка-загадчик (кукольный театр). Сначала они предлагали загадки детям, потом дети загадывали им загадки. Народные загадки-шутки развивают у детей сообразительность, наблюдательность, находчивость. Кроме того, они развлекают детей:
Сидит Пахом
На коне верхом,
Сам неграмотный,
А читать помогает. (Очки)
Черный Ивашка -
Деревянная рубашка
Где носом поведет,
Там заметку кладет. (Карандаш)
Народные загадки часто включаю в музыкальные занятия. Например, перед разучиванием песни «Во поле береза стояла» предлагаю загадку:
На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках. (Береза)
Народные загадки о человеке, животных, птицах, явлениях природы собраны в сборнике «Тридцать три пирога».
В план развлечений включаю вечера игр, шуток, забав: дети читают сказки, небылицы, играют в скороговорки. Например, разбив детей на две подгруппы, предлагаю поиграть в скороговорку:
Первая подгруппа: Расскажите про покупки!
Вторая подгруппа: Про какие про покупки?
Первая подгруппа: Про покупки, про покупки, про покупочки мои!
Игра повторяется, но подгруппы меняются ролями. Игра хорошо развивает артикуляцию, дикцию.
Ещё игра:
Первая подгруппа: Три вороны на воротах (низким голосом, на одном звуке)!
Вторая подгруппа: Три сороки на воротах (высоким голосом, на одном звуке)!
Дети меняются ролями. В этой игре они упражняются в различении высоты звука.
Мышление, воображение, чувство юмора развивают небылицы. Например:
По поднебесью, братцы, медведь летит,
Медведь летит, хвостом вертит.
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Милых деточек, поросяточек.
Поросяточки по сучкам висят,
По сучкам висят, полететь хотят.
* * *
Как у бабушки Арины
Расплясалась вся скотина.
Заиграли утки в дудки,
Тараканы в барабаны.
Коза в синем сарафане,
Во льняных платках,
В шерстяных чулках,
Так и пляшет, ногой машет.
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять,
Серым хвостиком махать.
С удовольствием читая небылицы, дети улыбаются: они знают, что все в них «так не бывает».
В играх со старшими дошкольниками часто пользуюсь игровыми зачинами (считалками). Водящего на игру выбираю по считалке. Например:
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот вон пойдет.
Иногда предоставляю возможность детям выбрать водящего по считалке. И дети это делают с удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую сторону народных игр. Народные игры, в которые входят считалки, приговорки, припевки, дети любят и с желанием в них играют в свободное время. Это «Каравай», «Кошки-мышки», «Кто у нас хороший», «Теремок» и др. В народных играх, плясках, хороводах дети характеризуют какой-то персонаж (медведя — в игре «У медведя во бору», кота — в игре «Кот Васька» и т. д.), изображают картинки жизни (например, в старинной игровой песне «На горе-то калина» гуляют, ломают калину, рвут ветки, вяжут их в пучки и кладут около дорожки).
Рябят старших групп учим играть народные песенки, попевки, плясовые мелодии на металлофонах, ксилофонах. Малыши любят исполнять лирические произведения — русскую народную песню «Во поле березка стояла», спокойные мелодии «Сеяли девушки яровой хмель», «Во саду ли, в огороде», «Как под горкой, под горой», задорную, напевную «Калинку». Игра на детских музыкальных инструментах звучит в игровой деятельности ребят. А с какой радостью выступают дети перед детьми других групп или на празднике перед гостями!
Трудно переоценить значение и силу нравственно-эстетического воздействия на детей выступлений взрослых с русскими народными песнями «В сыром бору тропина», «А я по лугу», «Как пошли наши подружки» и др.
Наш детский сад дружит с музыкальной школой. Учащиеся школы — желанные гости в детском саду. На один из таких концертов они принесли с собой музыкальные инструменты: баян, скрипку, домру, балалайку. Дошкольники с большим интересом слушали игру юных музыкантов. Вот программа концерта для детей старших групп:
«Во саду ли, в огороде» - в исполнении на домре.
«Светит месяц» - в исполнении на балалайке.
«Соловьем залетным» - в исполнении на скрипке под аккомпанемент фортепиано.
«Пойду ль я, выйду ль я» - в исполнении на баяне.
«Выйду ль я на реченьку» - в исполнении на фортепиано.
Программа концерта была заранее согласована с преподавателем музыкальной школы.
В заключение дошкольники спели свои любимые песни, прочитали стихи, показали хоровод «Прялица» и сценку-шутку «Уля и Филя». В ценности таких концертов сомневаться не приходится. Концертом остались довольны и учащиеся музыкальной школы, и дошкольники.
Русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые мною в работе с дошкольниками, развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер,настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка или игра, пробуждают чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей».
" Чтение книг- тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка". Эти слова выдающегося советского педагога В.А. Сухомлинского подчёркивают значение книги ......
Консультация для родителей «Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей».
Материал для родителей о значении книг в воспитании и всестороннем развитии ребёнка....
Консультация для родителей «Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей».
Материал для родителей о значении книг в воспитании и всестороннем развитии ребёнка....
«Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей».
«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…» Эти слова выд...
Проект по нравственно-эстетическому развитию «Воспитание сказкой» в подготовительной группе
Проект по нравственно-эстетическому развитию «Воспитание сказкой» в подготовительной группе...
Консультация для родителей «Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей».
laquo;Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…»...
Консультации для родителей детей с ОВЗ «Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей с ОВЗ».
Консультации для родителей детей с ОВЗ «Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей с ОВЗ». «Чтение книг – тропинка, по кот...