Мастер-класс "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
консультация на тему
Мастер-класс "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста" Цель мастер-класса:познакомить педагогов ДОУ с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Задачи: 1. Закрепить теоретические знания педагогов ДОУ по развитию мелкой моторики рук дошкольников. 2. Познакомить участников мастер-класса с этапами разучивания и разнообразными видами пальчиковых игр. 3. Содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученные знания в практике. Оборудование: карандаши, манка, фасоль, подносы, макаронные изделия «Перья», шнурок, аудиозаписи пальчиковых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov_razvitie_melkoy_motoriki_ruk_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 34.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
городской округ город Ханты-Мансийск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23 «Брусничка»
Мастер-класс
"Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Старший воспитатель:
Исакова Н.А.
Ханты-Мансийск
Мастер-класс "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Цель мастер-класса:познакомить педагогов ДОУ с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Задачи:
1. Закрепить теоретические знания педагогов ДОУ по развитию мелкой моторики рук дошкольников.
2. Познакомить участников мастер-класса с этапами разучивания и разнообразными видами пальчиковых игр.
3. Содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Оборудование: карандаши, манка, фасоль, подносы, макаронные изделия «Перья», шнурок, аудиозаписи пальчиковых игр.
Ход мастер-класса:
Активизация участников: – Крикните громко и хором, друзья, деток вы любите? Нет или да? Пришли на собрание, сил совсем нет, Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.) Я вас понимаю. Как быть, господа? Проблемы детей решать нужно нам? (Да.) Дайте мне тогда ответ: Помочь откажетесь мне? (Нет.) Последнее спрошу вас я. Активными все будем? (Да.) Спасибо!
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи, об одном из способов ее развития – пальчиковых играх.
Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают?(ответы). Да, правильно, молодцы. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить. Важно начинать работу по развитию мелкой моторики с рождения. В нашем случае с раннего дошкольного возраста. Родителей всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребёнка к школе. Наша задача – объяснить родителям насколько важным является развитие мелкой моторики для дальнейшего овладения ребенком письмом. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. (Раздать распечатанные памятки по организации развивающей среды и работе с родителями).
Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть со мной в пальчиковые игры. Для начала давайте разогреем ручки.
1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
2. «Колобок» - имитируем скатывание колобков.
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем маме помогать.
3. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
Теперь разогреем пальчики
1. Растирание пальцев - руку сжать в кулак, резко разжать (5 раз)
«Крепко пальчики сожмём, после резко разожмём» -
2. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одно-му пальцудругой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
3. Одной рукой поддерживать один палец другой руки (начинать с большого) и энергично встряхивать.
«Пальчик крепко я держу и легонька потрясу».
Такие упражнения важно проводить в начале деятельности, связанной с ручным трудом. Еще один способ развития мелкой моторики - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.
В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали.
А сейчас мы с вами порисуем. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе и изготовление панно. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования.
Давайте и мы попробуем: «Рисуем щепотками снежинки», «Рисуем кулачком узоры», «Собираем фасолинки».
При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, круги, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. А мы с вами порисуем стихи.
«Рисуем стихи». Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.
«Скворечник»
Мы строим скворечник
У нас есть чертеж,
Чтоб домик наш был
На скворечник похож (М. Гусева.)
«Мой мишка»
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему штанишки.
(рисуем штанишки.)
Надо к ним карман пришить
(рисуем карман.)
И платочек положить.
(Вкладываем в карман платочек.)
В играх с предметами так же можно использовать макароны, нанизывая из на нитку как бусы, фасоль белую и красную, перемешав ее и предложив ребенку перебрать по цвету и многое другое.
Следующий вид пальчиковых игр – игры-манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Уважаемые участники, вы все прекрасно знаете такие игры как «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка» и т. п.).
Я покажу вам игры, которые я использую в своей работе.
«Заготавливаем капусту»
Мы капусту рубим, рубим!
(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем!
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы капусту солим, солим!
(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)
Мы капусту жмем, жмем!
(энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)
Мы морковку трем, трем!
(рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)
«Изучаем названия пальцев»:
В гости к пальчику большому
(загибаем большой палец)
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
(загибаем указательный и средний)
Безымянный и последний.
(загибаем)
Сам мизинчик-малышок
Показался на порог.
Вместе пальчики друзья
(разгибаем и сгибаем все пальцы)
Друг без друга им нельзя.
Уважаемые педагоги, я прошу желающих тоже поделиться своим личным опытом и показать свою пальчиковую игру!
Я благодарю вас за внимание и вашу активность! И призываю всех использовать пальчиковые игры в работе с детьми: в режимных моментах и образовательной деятельности.
Приложение
Памятка для педагогов пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук для дошкольников
Пальчиковые игры, возможно, использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Но взрослым не следует забывать некоторые правила:
- Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
- Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
- Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
- При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
- Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.
- Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
- Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
- Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, что коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.
- Повторяйте игры, как для правой, так и для левой руки.
- Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.
- Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.
- Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов. Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
В данной вы найдёте ответ на вопрос: "Что такое мелкая моторика рук, чем она важна и как её развивать?"...
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.
В моей работе представлена как теория, так и практические занятия, игры. В своей работе,я отразила,необходимость использовать пальчиковые игры и упражнения в повседневной деятельности. Что...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Основные виды развития мелкой моторики рук. Пальчиковые игры. Графические упражнения....
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
В настоящее время воспитатели сталкиваются с проблемой развития речи детей раннего возраста. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторик...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Описание психолого-педагогической технологии работы по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в це...
Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...