Дидактические игры для развития восприятия природы
методическая разработка (средняя группа) на тему
Игры направлены на обучение детей видеть прекрасное в природе, эмоционально откликаться на него; воспитывать гуманное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_dlya_razvitiya_vospriyatiya_prirody.docx | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для развития восприятия природы
«Беседа с деревьями»
Цель: учить детей видеть прекрасное в природе, эмоционально откликаться на него; воспитывать гуманное отношение к природе.
Материал: деревья, находящиеся на территории участка, парка; эмблемы.
Игровые действия: «беседа» с деревьями.
Игровые правила: не мешать друг другу слушать и рассказывать.
Ход игры
В игре принимают участие 5—6 детей. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: «Посмотрите, как много красивых деревьев на нашем участке. Обратите внимание, как шелестят их листочки, наверное, они разговаривают друг с другом. Подойдите к деревьям поближе, обнимите их, послушайте, может быть они и вам что-нибудь скажут. По моему сигналу возвращайтесь, и мы послушаем ваши рассказы».
Результат. Те, кто расскажет больше интересного, получит значок и звание «Друг природы».
Аналогично могут быть проведены дидактические игры «Беседа с цветами» (с использованием растений цветника или уголка природы); «Беседа с животными» (с использованием животных уголка природы).
«Встреча с растением»
Цель: формировать у детей чувство прекрасного, эмоциональное отношение к природе.
Материал: картинки с изображением растений, эмблемы.
Игровые действия: «разговор» с растениями.
Игровые правила: «поговорить» с растением, затем передать этот «разговор».
Ход игры
В игре участвует 3—5 детей. Воспитатель говорит: «У каждого из вас картинка с изображением дерева или цветка. Как они называются, вы знаете. Представьте, что сейчас вы встретились с этим деревом или цветком. Внимательно рассмотрите их и попробуйте «поговорить» с ними. Постарайтесь увидеть в них что-нибудь интересное, как они себя чувствуют». Если дошкольники затрудняются составлять подобные рассказы (они ещё не умеют смотреть и видеть, часто перечисляют внешние признаки), педагог задаёт наводящие вопросы, помогает детям на них отвечать (как бы даёт образец рассказа).
Результат. Кто расскажет больше интересного, получит эмблему и звание «Друг природы».
«Секретный разговор»
Цель: развивать эмоционально-чувственную сферу личности дошкольников в процессе познания ими природы.
Материал: эмблемы.
Игровые действия: «секретные разговоры» с растениями или животными.
Игровые правила: придумать «секретный разговор» с растением или животным.
Ход игры
I вариант.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как они «разговаривали» с каким-либо растением или животным, и задаёт вопросы: «О чём ты спросил(а) его?», «О чём он тебе рассказал?» затем даёт задание придумать «секретный разговор» с каким-нибудь животным или растением.
II вариант.
Воспитатель предлагает ребятам представить, что во время прогулки в лес они встретили красивое дерево или цветок и сумели поговорить с ним. Затем даёт задание рассказать, какие вопросы они бы задали этому растению, о чём рассказали бы сами, что хотели бы от него услышать.
Результат. Чей рассказ будет больше и интереснее, тот получит значок «Друг природы».
«Поиск красивого и необычного»
Цель: учить дошкольников замечать прекрасное, удивительное, необычное в природе.
Материал: деревья и другие растения парка (сквера, леса, участка детского сада).
Игровые действия: поиск необычных, удивительных объектов в природе; составление фантастических рассказов.
Игровые правила: найти красивые, необычные объекты природы и поделиться своими впечатлениями с воспитателем и другими детьми.
Ход игры
Игра проводится во время прогулки детей в парке (скверике) с небольшими подгруппами (5—7 человек). Воспитатель заранее продумывает небольшой маршрут с наблюдением за красивыми пейзажами, удивительными растениями, причудливыми формами деревьев, необычными обитателями парка. Затем предлагает найти, увидеть, открыть для себя как можно больше красивых, удивительных, необычных объектов. Далее воспитатель даёт дошкольникам задание составить свои фантастические рассказы, в которых бы увиденное в природе одушевлялось, начинало разговаривать, двигаться.
Результат. Кто увидит как можно больше необычных, красивых объектов и расскажет о них, получит значок и звание «Знаток природы».
«Радости и огорчения»
Цель: учить детей радоваться красоте природы; формировать отрицательное отношение к плохим, жестоким поступкам людей в природе.
Материал: естественные природные ландшафты парка (леса); кукла Старичок-Лесовичок; фишки.
Игровые действия: припоминание радостных моментов, замеченных в природе, а также тех впечатлений, которые вызвали огорчение.
Игровые правила: переживать красивое, хорошее как радость, испытывать огорчение от плохого.
Ход игры
Игра проводится по типу «закончи предложение». Воспитатель называет начало предложения, а дети по желанию его заканчивают. Например:
Самое красивое место в парке (сквере)…
Мне было радостно, когда…
Я очень огорчился(ась), когда…
За каждый ответ дошкольники получают фишки: яркие (красного, зелёного, жёлтого цветов) за продолжение первых двух предложений и тёмные (серые, коричневые) — за продолжение двух последних.
Результат. Тот ребёнок, у которого окажется больше всех фишек, станет победителем.
В конце игры можно посчитать общее количество ярких и тёмных фишек, проанализировать, каких больше, каких – меньше. Можно предложить детям тёмные фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчёркивая при этом, что дети будут доставлять природе только радости.
«Лесной друг»
Цель: обогащать и расширять сферу чувств и переживаний дошкольников, связанных с восприятием природы, придавать им осмысленность.
Материал: бумага, конверты.
Игровые действия: «написание писем» деревцу.
Игровые правила: рассказывать свои «письма» воспитателю, не мешать друг другу, не перебивать.
Ход игры
Дети вводятся в следующую воображаемую ситуацию: «Представьте, что где-то в далёком лесу растёт небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце садятся птицы: поют, суетятся … и улетают. Оно сказало по секрету, что очень хочет иметь друга – человека, лучше ребёнка, чем взрослого, и что сначала ему хочется получить от него письмо…»
Далее воспитатель предлагает детям: «Давайте напишем деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём ему хотелось бы прочитать в ваших письмах, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно сразу согласилось дружить с вами».
Затем дошкольники рассказывают воспитателю то, о чём бы они хотели написать деревцу.
Результат. Из рассказов детей составляются письма, вкладываются в конверты и «отправляются» в лес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактической игры в развитии восприятия пространства у дошкольников.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать ка...
«Дидактические игры на развитие восприятия формы и величины»
Консультация для родителей...
«Построим башню». Дидактическая игра для развития восприятия цвета
Игра «Построим башню»Цель: Учить различать детей цвета по принципу «такой- не такой», выбирать нужный цвет из целого. (красный, воспитывать самостоятельность.Материал: крупные пластмассовые кубики 2 к...
Дидактические игры для развития восприятия природы
Для детей 4-7 лет...
Дидактическая игра для развития восприятия цвета для детей раннего возраста "Подбери наряд по цвету".
Данная игра направлена на развитие восприятия цвета у детей раннего возраста. Игру можно включить как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в совместную деятельность взрослы...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА
Для рисования...
Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета
Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...