Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Сапожникова Ирина Александровна

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Важной задачей ДОО при введении Федеральных государственных образовательных стандартов  становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной развивающей среды, обеспечивающей творческую активность и позволяющей ребёнку наиболее полно реализовать себя.

Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта, т.к. именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.

Предметно-пространственную развивающую среду я организовываю так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Разместила  оборудование по центрам развития, что  позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, изодеятельность, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы.

Насыщенная предметно-развивающая  образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Она является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

ППРС в группе обеспечивает игровую, познавательную и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения. Подбираю в центры такие материалы и оборудование, которые открывают перед детьми перспективы саморазвития.

Для того, чтобы развивать детскую активность, творчество я создала в группе различные центры, соответствующие ФГОС ДО:

  •  «Островок книги» и «Центр речевого развития» - стимулирует речевую активность детей. Центры периодически трансформируются и обогащаются литературой в соответствии с тематикой недели,  дети создают книги своими руками совместно с родителями, также делают книги и рисуют  к ним иллюстрации на ОД. Данные центры вызывают у детей интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, помогают формировать будущую потребность в чтении, являются мощным стимулятором развития всех сторон речи, развивают коммуникативные способности, служат источником успешной социализации.
  •  «Центр театрализованной деятельности» -  помогает детям развивать творческие способности, разговорную речь и умение общаться друг с другом, позволяет самовыражаться. Здесь дети знакомятся  с  разными видами театра (настольный, кукольный, пальчиковый, плоскостной, теневой), учатся разыгрывать сказки, игровые ситуации, придумывают свои истории, слушать музыку, импровизировать с музыкальными инструментами. Детям очень нравится играть в кукольный  и пальчиковый театры. Дети с удовольствием играют в постановках.
  • «Центр ИЗО» - формирует   творческие способности детей, эстетические  восприятия, воображение,  самостоятельность, активность. Оснащен  необходимым материалом для продуктивной и творческой  деятельности детей. Разнообразие средств в данном центре открывает ребёнку возможность творить,  фантазировать. Дети получают удовольствие от взаимодействия с  разными материалами, обогащая свои сенсорные навыки и знания. Здесь  организовываются выставки художников, изделий народного промысла, детских работ, творчества родителей.
  •  «Маленькие исследователи» - формирует у детей познавательный интерес, развивает  мыслительную, поисковую  деятельность, наблюдательность, развивает интерес к исследованиям,  творчество, дети овладевают способом обследования объектов, сами ищут ответы на вопросы «Почему?», «Как?»
  •  «Физкультурный уголок» - обеспечивает поддержание интереса у детей к спортивным играм и физическим упражнениям. Оборудование подбираю с учетом  возрастных особенностей детей. В копилке данного центра имеется  различное оборудование  и пособия.

Таким образом, среда, созданная  в группе, обеспечивает свободную творческую деятельность детей в соответствии с их желаниями и склонностями. ППРС построена таким образом, что дает возможность развивать индивидуальность каждого ребенка, помогает ребенку обнаружить в себе и развить то, что в нем заложено, поэтому-то она и  имеет важное значение  в его жизни и развитии.

Одной из задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий  развития детей в соответствии с возрастными и  индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей  и творческого потенциала. Образовательный процесс необходимо строить с учетом становления развития личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости.

В соответствии с этим свою работу строю  с учетом склонностей, интересов, уровня активности, желаний детей группы. Планирую мероприятия, способствующие выявлению и развитию у воспитанников способностей к разным видам деятельности. Это всевозможные конкурсы рисунков, поделок из различного материала, спортивные соревнования, акции, конкурсы чтецов и т. д.

В межаттестационный период мои воспитанники вместе со своими родителями участвовали в следующих мероприятиях:

«Моя любимая сказка» -  вовлекать родителей в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества, развивать творческие навыки, коммуникативные умения, закреплять и расширять знания детей о сказках. Дети   участвовали  совместно с родителями.  

«Дары Золотой Осени» -  раскрытие творческих способностей и воображения детей, побудить родителей к совместной   творческой деятельности с детьми, создать условия для творческого самовыражения детей и родителей.

  • Детско-родительский проект «Мой любимый домашний питомец». Воспитание   бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в жизни дошкольника.  Вовлекая детей и родителей в работу над проектом, стремились расширить познавательный интерес, любознательность, воображение, развивать творческие способности, побуждать детей к сочувствию, готовности помогать и заботиться о питомцах. Итогом  этого проекта стали презентации по теме. Дети поражали своей заинтересованностью в участии над проектом. Каждый старался проявить свою индивидуальность,  творчество; с удовольствием рассказывали о своих любимцах.
  •   Конкурсы и акции  способствующие воспитанию экологической культуры  («Экология глазами детей»,   «Береги природу», «Поможем птицам пережить зиму», «Живи Земля!») – проводились с целью привлечь детей и их родителей  к охране и заботе об окружающей среде;

Данные мероприятия проводились  в тесном взаимодействии с родителями воспитанников и способствовали развитию творческих и интеллектуальных  способностей детей, активизировали познавательную деятельность, развивались конструктивные и художественные способности детей в продуктивной деятельности (изготовление кормушек, рисунки по теме конкурса).

  •  «Конкурсы  чтецов» -  посвящаются разным темам («День Победы», «День Матери», «Мы в ответе за планету»), содействуют развитию творческого потенциала участников, способствуют развитию речевых навыков детей, художественных и артистических дарований, формируют навыки художественно-эстетического развития,  самовыражения.

Театрализованные постановки  начала проводить с младшей группы для развития  речевой активности  у детей их артистических, творческих  способностей, преодоления робости, неуверенности в себе.

Викторины проводила в основном в старших группах для закрепления материала, развития мышления, умения придумывать сказки, загадки, истории.

Участие детей  в досугах (развлечениях) раскрывают творческие способности,  помогают стать самостоятельнее, инициативнее, вызывают яркие эмоции.

Следующим направлением в работе по выявлению  и развитию способностей воспитанников является взаимодействие с их родителями.

 С ними проводилась такая работа,  как привлечение к жизни нашей группы и детского сада. Родители всегда с охотой участвовали во всех мероприятиях, таких как: «Мой друг -  светофор» (развлечение), по окончании провела с родителями и детьми мастер-класс «Светофор» (пластилинография), родительский комитет создал стенгазету «Мы - мамины помощники», приняли участие в выпуске стенгазеты «Ребята и зверята»,  создавали книжки-малышки по сказкам, зимним видам спорта, приняли участие в празднике «День семьи», для которого они выпустили вместе с детьми коллажи о своей семье. Проводила консультации: «Домашняя библиотека», «Книги о животных», «Как с пользой смотреть мультфильмы», «Ребёнок у экрана»; анкетирование «Оценка взаимодействия родителей с педагогами»; рекомендации: «Чтение рассказа Г.Я. Снегирева «Как птицы и звери готовятся к зиме» и др.

Участие родителей в совместной практической деятельности (совместные газеты, подготовка проектов, различные конкурсы, акции) способствуют развитию творческой и познавательной активности их детей, самовыражению, проявлению инициативы и  самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Для планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к творческой и физкультурно-спортивной деятельности мною составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие ме...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много,...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Формирование системы работы по выявлению и развитию способностей воспитанниковДошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для выявления и развития способностей воспитанников...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Развитие способностей ребенка выявляется через различные развивающие проекты, презентации, педагогические технологии...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Для планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к творческой и физкультурно-спортивной деятельности мною составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие ме...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников.

laquo;Одаренность человека - это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,сделать его благороднее, чтобы он ...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников*:...