Проект "Осень"
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект: "Осень" подготовительная группа.
Описание материала: Предлагаем вашему вниманию проект на осеннюю тематику. Данный материал может быть полезен воспитателям и рассчитан на старший дошкольный возраст.
Вид проекта: Групповой, среднесрочный, исследовательско- творческий, направленный на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени.
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Мир природы - не может не тронуть человека любознательного, открытого к прекрасному. Наша задача-помочь ребёнку- дошкольнику открыть мир окружающей природы.
Любой проект - это плод раздумий и поисков интересных форм совместной деятельности взрослых и детей, это отражение мировозрения участников проекта, в том числе творческого и экологического.
Проблема:
У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру природы, о взаимодействии с ней.
Осень- это не только слякоть, пронизывающий холод...Осень- это золотая крона деревьев,багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать,благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши- мы потеряли веру в волшебство и сказку.
Мы не стараемся придумать что - нибудь интересное и замысловатое- ведь у нас еле-еле хватает сил на работу и домашние заботы. А для малыша осень приносит столько чудесного и необычного.
Цель:
Расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях.
Задачи:
*углубить представления об изменениях в природе осенью;
*развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
*привлечь внимание к окружающим природным объектам;
*развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
*пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: "Осень", "Овощи", "Фрукты";
*расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
*воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Ожидаемые результаты:
Ребёнок:
*углубляет и расширяет знания об осени, её признаках и дарах;
*пополняет словарный запас;
*развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
*стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
*разнообразит способы сотрудничества;
* развивает художественно- творческие навыки.
Продукт проектной деятельности:
*Праздник "Золотая Осень". (Вставить фото)
Выставка ко дню матери «Я и моя мама» (Вставить фото)
Бродит в роще листопад по лесам и кленам.
Скоро он заглянет в сад золотистым звоном.
Соберем из листьев веер яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер легкий и игривый.
И послушно листьям вслед птицы улетают.
Значит, лета больше нет, осень наступает.
Тема: Хлеб – всему голова
Цель: знакомить детей со злаковыми растениями. Дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Развивать сенсорные навыки. Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Ход ООД
Воспитатель. Колосок как будто дом,
Много комнат в доме том.
В каждой комнате – зерно,
Спелой зрелостью полно.
Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками. Колос пшеницы – пшеничный колос. Колос ржи – ржаной. Мука из зерен пшеницы – пшеничная мука. Мука из зерен ржи – ржаная мука. Тесто из пшеничной муки – пшеничное тесто. Тесто из ржаной муки – ржаное тесто. Какой хлеб пекут из пшеничной муки? А из ржаной?
Игра «Угадай на вкус».
Воспитатель. Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.
Какой он – хлеб? Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите.
Из зерен злаков люди давно научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.
Игра «Кто назовет больше блюд?»
Воспитатель. С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.
Игра «Из чего сварили кашу».
Игра «Угадай на ощупь».
Воспитатель. Как вы думаете, всегда ли хлеб существовал на земле? Сегодня я расскажу вам сказку «О первом пшеничном зернышке». Понравилась вам сказка? В каких еще сказках упоминают хлеб, зерно или продукты из муки? ( «Колосок», «Мужик и медведь», «Колобок».)
Как вы думаете, из какой муки испекла бабушка румяный колобок? Пшеничная мука всегда стоила дороже ржаной, и поэтому калачами да булками лакомились люди побогаче. А в бедных крестьянских семьях пекли ржаной хлеб. В народе говорили: «Пшеничка кормит по выбору, а рожь всех сплошь». Так что колобок из русской народной сказки был выпечен, скорее всего, из ржаной муки.
Многие писатели и поэты с уважением говорят о хлебе в своих произведениях.
Каждому знакомы мудрые слова:
«Хлеб – хозяин дома, всему он голова!»
Он дороже злата, серебра ценней,
Крепкого булата хлебушек сильней.
В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире.
К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену и поэтому берегут его. Взял кусок хлеба – съешь его, не хочешь есть – не бери. «Хлеба к обеду в меру бери, он драгоценность, им не сори».
Игра «Назови пословицы и поговорки о хлебе».
* * *
"Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко".
Г.Виеру.
* * *
"Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют".
Я.Аким.
* * *
"Тихо встала рожь на цыпочки, потянулась к небесам.
Лето пестрое рассыпалось по полям, по лесам.
Вот ромашки долговязые с кашкой шепчутся.
А вот незабудки синеглазые затевают хоровод.
Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.
Набежала туча издали, промочила лес насквозь.
Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели┘
Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!"
Я. Дягутите.
* * *
"Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!"
С. Погореловский
* * *
"Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,
Но сломить его за лето так они и не смогли.
Вот какой я! - он хвалился - с ветром справился, с водой!
До того он загордился, вырос кверху бородой."
С. Погореловский
Дождик
Дождик, дождик, поливай.
Будет хлеба каравай.
Будут булки, будут сушки,
Будут пряники, ватрушки.
Листочки
Ветер северный подул –
«С-с-с», - все листья с липы сдул…
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап – кап – кап, кап – кап – кап!»
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил.
Снег потом припорошил.
Одеялом их укрыл.
Дождик
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел дождик погулять.
Шел неслышно по привычке.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газонам не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:
«Ох!» - и ушел. Газон засох.
Игра «Осенние слова»
Цель: упражнять в подборе прилагательных.
- Какими словами можно сказать об осени? Осень какая?
(золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая ,печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, «очей очарованье», расписная, пестрая)
- Какими словами можно сказать об осеннем лесе? Лес осенью какой?
(задумчивый, унылый, тихий, настороженный, притихший, грустный, молчаливый, одинокий, словно терем расписной, золотой, багряный, лиловый, опустевший, красочный, живописный)
- Деревья осенью какие?
(красочные, разноцветные, пестрые, зеленые, желтые, оранжевые, яркие, голые, обнаженные)
- Листья осенью какие?
(разноцветные, зеленые, желтые, ярко – красные, желто – красные, оранжевые, бурые, пестрые, сухие, мокрые)
Игра «Кто больше назовет действий?»
Цель: упражнять в подборе слов, обозначающих действия предметов.
- Что можно сказать о листьях осенью?
(желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, шелестят, шуршат)
- Что можно сказать о дожде осенью?
(моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше)
- Что можно сказать о солнце?
(светит, греет, опускается, улыбается, согревает, ласкает)
- Что делают птицы осенью?
(улетают в теплые края, собираются в стаи, готовятся к перелету)
В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало - сухая.
Гром в сентябре – к теплой осени.
Октябрьский гром – к белоснежной зиме.
В сентябре синица просит осень в гости.
В сентябре шуба за кафтаном тянется.
В сентябре и лист на дереве не держится.
В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Паутина стелется по растениям – к теплу.
Много желудей в сентябре на дубу – к лютой зиме.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.
Плачет октябрь холодными слезами.
Октябрь – месяц близкой пороши.
Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь – капустой.
К октябрю березы оголяются.
Октябрь землю покроет, где листком, а где снежком.
Ноябрь – ворота зимы.
В ноябре зима с осенью борются.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
Гуси полетели – скоро быть снегу.
* * *
Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья.
* * *
У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы ее тихонько спросим:
- Кто ты? – И услышим: «…»
* * *
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает?
* * *
Опустел колхозный сад, паутинки вдаль летят,
И на южный край земли потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
* * *
Все мрачней лицо природы: почернели огороды,
Оголяются леса, молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
* * *
Поле черно – белым стало: падает то дождь, то снег.
А еще похолодало – льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
* * *
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
К.Д. Бальмонт
* * *
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за синие горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога,
Ей сегодня примечталось,
Что совсем – совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
С.А. Есенин
* * *
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
голые кусты.
… туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Е. Головин
* * *
По лесным тропинкам
Ходит, бродит осень.
Сколько свежих шишек
У зеленых сосен!
Разыгрался ветер
На лесной поляне.
Закружил осину
В красном сарафане.
И листок с березы
Золотистой пчелкой
Вьется и летает
Над колючей елкой!
Е. Трутнева
* * *
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам.
М. Степанов