Проект "Чудо-тыквочка"
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 16 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Проект
Тема: «Чудо-тыквочка»
Группа: старшая
Возраст детей: 5-6 лет
Автор: воспитатель
Сулейманова З.М.
2018 г.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Введение
"Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание.
Актуальность темы : проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурном огородном растение – тыкве, на то, как ухаживать за ним, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Цель:
- Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности.
- Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию тыквы.
Задачи:
1. Учить правильно, ухаживать за растениями.
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Формировать осознанно – правильное отношение к труду человека.
Тип проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети 5-6 лет
Срок реализации проекта: с мая по сентябрь 2018года.
Объект исследования: тыква
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное»
Проектная идея:
- Посадить и вырастить тыкву в огороде.
- Получить урожай, выращенный самими дошкольниками.
План проекта:
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Покупка семян.
4. Посадка семян.
5. Уход за растением.
6. Сбор урожая.
7. Творческая деятельность - изготовление поделок из тыквы.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный: создание условий для организации проектной деятельности (май)
- Основной: посадка, уход и сбор урожая (май-сентябрь)
- Заключительный: творческая мастерская (изготовление поделок из тыквы)
Этапы реализации проекта | Содержание | Сроки реализации | |
1 | Подготовительный | 1)изучение методической литературы; 2)подборка игр для проведения различных видов деятельности 3)настольно - печатные игры: «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – Фрукты», «Сад - огород»; 4)музыкально-дидактическая игра «Огородная - хороводная» 5)Чтение: Стихотворения: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок» сказки: белорусская народная сказка «Пых», К. И. Чуковского «Огород»; | май |
2 | Основной | 1)покупка семян; 2) посадка семян; 3)уход за растением; 4)сбор урожая | май-сентябрь |
3 | Заключительный | 1) художественное творчество: рисование «Тыква», аппликация из манной крупы «Тыква-тыквочка»; 2)загадывание загадок об овощах; 3)творческая мастерская – изготовление различных поделок из тыквы | сентябрь-октябрь |
Ожидаемые результаты:
1.У детей сформируется наглядное представление о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений, осознанно – правильное отношение к труду человека.
2. Научаться правильно ухаживать за растением.
3. Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
4. Развиваются познавательные и творческие способности детей.
Выводы
В результате реализации проекта повысился уровень познавательной и речевой активности детей.
Дети узнали, что необходимо для выращивания тыквы: прорастить семена, посадить их в землю, после чего появятся росточки, затем цветочки и уж потом – вырастит тыква. Но необходим огромный уход: рыхление земли, постоянный полив.
В процессе исследовательской деятельности дети получали конкретные познавательные навыки: учились наблюдать, планировать работу, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом, развивать познавательные способности.
В процессе работы у детей развивалась речь, они составляли описательный рассказ с использованием схематического рисунка (план - схемы).
С большим удовольствием, дети, увиденное ими на огороде, воплощали в своих рисунках и лепке, тем самым, развивали свои творческие способности, мелкую моторику рук.
Также хочется отметить высокую активность родителей, которые принимали активное участие в реализации проекта: они помогали как в огороде, так и в изготовлении поделок из тыквы. Тем самым, наш коллектив родителей и педагогов еще более сплотился.
В итоге можно сказать, что я очень довольна результатами проекта. И в будущем в работе для достижения намеченных целей буду использовать проектно-исследовательскую деятельность.
Приложение 1
Конспект ООД
Рисование «Овощи и фрукты»
Цель: Научить разделять на две группы овощи и фрукты. Показать, как можно быстро нарисовать овощи и фрукты с помощью геометрических фигур.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Внимание! Внимание!
Начинаем рисование!
- Сегодня мы с вами поговорим об овощах и фруктах. Вспомним в какую группу мы их определим. А сначала я загадаю вам загадки, а ответы на них связаны с нашей темой. И так в путь!
- Я вырос на грядке
Характер мой гадкий
Куда ни приду,
Всех до слез доведу (лук).
- У закутанных девиц
Волос ветер шевелит (кукуруза).
- Сто одежек и все без застежек (капуста).
-За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок
На ощупь очень гладкая
На вкус как сахар сладкая (морковь).
-Красное море- черные рыбки (арбуз).
-В огороде вырастаю
А когда я созреваю,
Варят из меня томат
В щи кладут и так едят (помидор).
-А скажите какие соки можно приготовить из овощей и фруктов?(ответы детей). А теперь поиграем в игру: « Угадай, кто я, овощ или фрукт? Ребята посмотрите, что у меня нарисовано на доске? (геометрические фигуры)
Назовите их? (на доске нарисованы: квадрат, треугольник, круг, овал).
- Благодаря им, мы сегодня будем рисовать овощи и фрукты.Посмотрите(Воспитатель показывает овощи и фрукты, а дети называют из каких геометрических фигур они состоят).
- А сейчас приступаем к работе. Сначала простым карандашом, а затем раскрашиваем.
4. Итог занятия.
Выставка картин под названием: « А на нашем огороде богатый урожай».
Приложение 2
Конспект ООД
Рисование «Овощной суп»
Цель: Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, желание изображать овощи.
Задачи: Продолжать формирование навыков изображения овальных форм, передавать их отличия от круглых, равномерно располагать несколько предметов на листе бумаги.
Материал: Гуашевые краски, кисточки 2-х размеров, баночки с водой, палитра для смешивания красок, альбомный лист (А3, А4, муляжи овощей для уточнения представлений о них, поднос (блюдо, кастрюля, корзинка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику, чтобы привлечь внимание детей.
Хочешь? Тоже делай так:
То ладонь, а то-кулак.
Дети кладут руки на стол; прижимают ладони к столу; одновременно сжимают два кулачка; разжимают пальцы рук и прижимают их к столу.
Воспитатель переодевается в хозяйку и читает стихотворение:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара, домой принесла.
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу. Ох!
Воспитатель достаёт из корзинки по одному овощу и просит детей помочь ей перечислить овощи (все овощи лежат на подносе) .
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала.
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу. Ох!
Воспитатель берёт с подноса по одному овощу, а дети перечисляют овощи хором (теперь овощи лежат на столе) .
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле
Картошка? Капуста? Морковка?
Горох? Петрушка? Иль свёкла? Ох!
Воспитатель берёт со стола и ложит в кастрюлю по одному овощу, а дети перечисляют овощи хором.
Воспитатель- А вы как думаете, кто из этих овощей важнее? (слушает ответы детей) .
Хорошо, послушайте дальше.
Накрытые крышкой, в душной кастрюле,
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка, иль свёкла. Ох!
Почему суп называется овощным?
Дети- Потому что его готовили из овощей.
Воспитатель- Ну тогда получается, что овощи спорили зря. Или нет?
Дети- Да, зря (слушает ответы детей) .
Воспитатель-А смогла бы хозяйка сварить овощной суп, если бы у неё не было этих овощей?
Дети- Нет, не смогла.
Воспитатель- Конечно не смогла. Тогда получается, что овощи спорили зря и каждый из них лучший, вкусный и нужный.
Давайте и мы посадим, вырастим и засолим свой овощ.
Дети- Давайте!
Физкультурная минутка:
Весной капусточку сажали,
Ямку вместе вырывали,
Семечко в неё бросали
И землёю засыпали.
Летом долго поливали,
Осенью урожай свой собирали.
Дети повторяют движения за воспитателем.
– Какие мы молодцы, посмотрите, как много собрали капусты. А теперь, чтобы она не испортилась, нужно её порубить и засолить. Все приготовили руки.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту мнём, мнём.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту трём, трём.
– Что-то мы медленно всё делали! Смотрите, сколько ещё капусты осталось! Давайте ещё раз попробуем и ещё быстрее порубим капусту. (повторяет еще раз) .
Молодцы хорошо поработали и капусту всю засолили. Теперь вы можете тихонечко сесть и отдохнуть (дети садятся на свои места) .
Воспитатель- Ребята у меня есть предложение. Хотите, мы тоже сварим овощной суп?
Дети- Да, хотим!
Воспитатель- Кастрюля у нас есть, воду мы налили (показывает нарисованные мелом на доске кастрюлю с водой) . А вот чего же нам не хватает?
Дети- Овощей.
Воспитатель- Правильно овощей. Давайте вспомним, какие овощи мы знаем(слушает ответы детей) .
Молодцы! Вы назвали очень много овощей. Но все ли овощи, перечисленные вами, понадобятся для нашего овощного супа? (слушает ответы детей) .
У вас на столе лежат круглые пустые тарелочки. Вы должны нарисовать на них те овощи, которые понадобятся для нашего супа. Ребята старшей группы рисуют на маленькой тарелочке один любой овощ. А ребята подготовительной группы рисуют на большой тарелке три любых овоща. Когда ваши овощи будут готовы, мы их поместим в эту кастрюлю и сварим вкусный овощной суп.
Приступаем к работе. (Дети открывают краску, берут кисточки и начинают рисовать овощи) .
В конце занятия все рисунки выставляются на доске, рассматриваются, выделяются те, в которых наиболее красочно передана форма и цвет овощей. Необходимо похвалить всех детей за проделанную работу.
Воспитатель- посмотрите, ребята, как много овощей мы приготовили в этом супе!
Приложение 3
Конспект ООД
по лексической теме «Овощи. Огород»
Программное содержание:
1. Уточнить представление об овощах.
2. Расширить и активизировать словарь по теме.
3. Совершенствовать грамматический строй речи.
4. Развивать фонематическое восприятие.
5. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.
Материалы:
Картинки с изображением овощей, сюжетная картина по теме «Сбор урожая», наборное полотно, волшебный мешочек, муляжи овощей, мяч.
I. Организационный момент
1. Воспитатель — Ребята, достаньте из волшебного мешочка то, что там спрятано.
— Положите на стол то, что вы достали. Назовите, что это?
- Как можно это назвать одним словом?
- Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?
- Какие еще овощи вы знаете?
- Где растут овощи?
- Как собирают овощи?
- Сегодня мы поговорим с вами об уборке урожая.
II. Беседа об овощах с рассматриванием картины.
(На наборное полотно выставить сюжетную картину «Сбор урожая»).
2. Воспитатель — Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано?
- Что делают люди? Какие овощи они собирают? Куда они их складывают?
3. Игра «Подбери признак»
Воспитатель - Я буду называть овощ (выставлять картинку на панно), а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.
Морковь (свёкла, репа, капуста) — (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….
- Молодцы. Справились с заданием. Следующая игра.
4. Игра «Чего не стало?»
Воспитатель: - Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.
5. Воспитатель – Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».
Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.
Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.
Картошку, капусту, морковку, горох
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе — Попеременно ударяют кулачками.
Кто лучше, вкусней
И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.
Картошка? Капуста?
Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.
Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.
Ножик взяла.
И ножиком этим
Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.
Картошку, капусту
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.
В душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.
Морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.
6. Игра «Назови ласково» (с мячом).
Воспитатель: - Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
- Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.
7. Игра «Один — много»
Воспитатель - Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом-дома)
Помидор — помидоры
Огурец — огурцы
Тыква — тыквы
Кабачок — кабачки
Баклажан — баклажаны
8. Речь с движением «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный,
Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют.
9. Игра «Назови сок, салат».
Воспитатель — Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать какой сок, суп, салат из него можно приготовить.
Сок из моркови- морковный Суп из гороха — гороховый
Сок из капусты- капустный Суп из картофеля — картофельный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
10. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.
Игра «Подскажи словечко».
Где зимою было пусто,
Летом выросла…капуста.
Из земли за чуб плутовку,
Тянем сочную…морковку.
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус,
Узнали вы? Я…свекла.
Летом в огороде-
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке –
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? Огурцы.
Приложение 4
Детские загадки про тыкву
Очень вкусная она, (тыква) |
|
Для золушки карета, (тыква) | |
Сколько блюд прекрасных приготовим, (тыква) |
|
| Вкусный овощ без сомненья, (тыква) |
В сказке про Золушку тоже была, (тыква) |
|
| То ли шар, то ли бочонок (тыква) |
Помним, как в сказке каретой была, (тыква) |
|
| Нет, не мандарин-гигант, цветом лишь похожа. (тыква) |
Круглый домик без оконцев, (тыква) | |
Этот огромадный мяч (тыква) |
Приложение 5.
Игры:
Дидактическая игра «Кто скорее соберёт»
Цель: учить детей группировать фрукты и овощи, воспитывать быстроту реакции, выдержку.
Дидактическая игра «Что растёт в саду? Что - в огороде?»
Цель: закрепить знания о фруктах и овощах, развивать умение действовать по сигналу быстро.
Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Цель: развивать память, внимание, умение выслушивать педагога.
Дидактическая игра «Что нужно цветочку»
Цель: закрепить знания детей об условии роста растений.
Ход игры: из предложенных вперемешку карточек с изображением солнышка, леечки, горшочка с землёй и различных предметов, дети выбирают те карточки, на которых изображено то, что необходимо растению для роста.
Приложение 6
Игра-хоровод «Тыковка»
Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.
Ход игры. Один из детей становится тыквой. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:
Тыква, тыква, тыковка,
Тоненькие ножки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Тыква танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится тыковкой. Тыква может танцевать в паре с тем, кого выбрал.
Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке»
Цель: развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.
Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой)
Мы пололи огород (наклоняемся)
Поливали огород (показываем, как поливали лейкой)
В лунках маленьких не густо
Посадили тыковку (присесть на корточки, обхватить руками
колени).
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно
поднимаемся).
А сейчас ей тесто, бедной,
Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)
Подвижная игра «Тыква»
Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет тыква. Все ходят вокруг тыквы по кругу:
Мы посадим тыкву – вот, вот!
Пускай наша тыква растет, растет!
Вырастай ты, тыква, вот такой вышины;
Вырастай ты, тыква, вот такой ширины;
Вырастай ты, тыква, вырастай в добрый час!
Потанцуй, ты тыква, покрутись для нас!
А мы эту тыковку будем все щипать.
И от нашей тыковки убегать будем!
Тыква в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» в стороны. Когда поют: «А мы эту тыковку будем все щипать», все приближаются к груше, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а «тыква» - ловит.
«Тыква-тыквочка»