Проект "Чудо-тыквочка"
проект (старшая группа) на тему

Сулейманова Зилара Минисламовна

проект "Чудо-тыквочка" старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Чудо-тыквочка"100.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

        детский сад  № 16 г. Туймазы          

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Проект

Тема: «Чудо-тыквочка»

Группа: старшая

Возраст детей: 5-6 лет

 

 загадки про тыкву

 Автор: воспитатель

Сулейманова З.М.

 

                2018 г.        

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

 Не наукой, а частью души!

Введение

"Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание   дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание.

Актуальность темы : проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурном огородном растение – тыкве, на то, как ухаживать за ним, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.  

Цель: 

  1. Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности.
  2. Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию тыквы.

Задачи:

1. Учить правильно, ухаживать за растениями.

2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

3. Развивать познавательные и творческие способности детей.

4. Формировать осознанно – правильное отношение к труду человека.

Тип проекта: долгосрочный

Участники проекта:  дети 5-6 лет

Срок реализации проекта: с мая по сентябрь 2018года.

Объект исследования: тыква        

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное»

Проектная идея: 

  1. Посадить и вырастить   тыкву в огороде.
  2. Получить урожай, выращенный самими дошкольниками. 

 План проекта:

1. Выбор актуальной темы.

2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.

3.  Покупка семян.

4. Посадка семян.

5. Уход за растением.

6. Сбор урожая.

7. Творческая деятельность - изготовление поделок из тыквы.

Этапы реализации проекта:

  • Подготовительный: создание условий для организации проектной деятельности (май)
  • Основной: посадка, уход  и сбор урожая (май-сентябрь)
  • Заключительный: творческая мастерская (изготовление поделок из   тыквы)

         

Этапы

реализации проекта

Содержание

Сроки реализации

1

Подготовительный

1)изучение методической литературы;  

2)подборка игр для проведения различных видов деятельности

3)настольно - печатные игры:  «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – Фрукты», «Сад - огород»;

4)музыкально-дидактическая игра «Огородная - хороводная»

5)Чтение: Стихотворения: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок»

сказки: белорусская народная сказка «Пых», К. И. Чуковского «Огород»;

май

2

Основной

1)покупка семян;

2) посадка семян;

3)уход за растением;

4)сбор  урожая

май-сентябрь

3

Заключительный

1) художественное творчество: рисование «Тыква», аппликация из манной крупы «Тыква-тыквочка»;

2)загадывание загадок об овощах;

3)творческая мастерская – изготовление различных поделок из тыквы

сентябрь-октябрь

 

Ожидаемые результаты:

1.У детей сформируется  наглядное представление о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений, осознанно – правильное отношение к труду человека.

2. Научаться правильно ухаживать за растением.

3. Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.

 4. Развиваются познавательные и творческие способности детей.

Выводы

        В результате реализации проекта повысился уровень познавательной и речевой активности детей.

Дети узнали, что необходимо для выращивания тыквы: прорастить семена, посадить их в землю, после чего появятся росточки, затем цветочки и уж потом – вырастит тыква. Но необходим огромный уход: рыхление земли, постоянный полив.

В процессе исследовательской деятельности дети получали конкретные познавательные навыки: учились наблюдать, планировать работу, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом, развивать познавательные способности.

В процессе работы у детей развивалась речь, они составляли описательный рассказ с использованием схематического рисунка (план - схемы).

С большим удовольствием, дети, увиденное ими на огороде, воплощали в своих рисунках и лепке, тем самым, развивали свои творческие способности, мелкую моторику рук.

Также хочется отметить высокую активность родителей, которые принимали активное участие в реализации проекта: они помогали как в огороде, так и в изготовлении поделок из тыквы. Тем самым, наш коллектив родителей и педагогов еще более сплотился.

В итоге можно сказать, что я очень довольна результатами проекта. И в будущем в работе для достижения намеченных целей буду использовать проектно-исследовательскую деятельность.

Приложение 1

Конспект ООД

Рисование «Овощи и фрукты»

Цель: Научить разделять на две группы овощи и фрукты. Показать, как можно быстро нарисовать овощи и фрукты с помощью геометрических фигур.

Ход занятия.        

  1. Организационный момент.

Внимание! Внимание!

Начинаем рисование!

  1. Сегодня мы с вами поговорим об овощах и фруктах. Вспомним в какую группу мы их определим. А сначала я загадаю вам загадки, а ответы на них связаны с нашей темой. И так в путь!

- Я вырос на грядке

Характер мой гадкий

Куда ни приду,

Всех до слез доведу (лук).

- У закутанных девиц

Волос ветер шевелит (кукуруза).

- Сто одежек и все без застежек (капуста).

-За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок

На ощупь очень гладкая

На вкус как сахар сладкая (морковь).

-Красное море- черные рыбки (арбуз).

-В огороде вырастаю

А когда я созреваю,

Варят из меня томат

В щи кладут и так едят (помидор).

-А скажите какие соки можно приготовить из овощей и фруктов?(ответы детей). А теперь поиграем в игру: « Угадай, кто я, овощ или фрукт? Ребята посмотрите, что у меня нарисовано на доске? (геометрические фигуры)

Назовите их? (на доске нарисованы: квадрат, треугольник, круг, овал).

- Благодаря им, мы сегодня будем рисовать овощи и фрукты.Посмотрите(Воспитатель показывает овощи и фрукты, а дети называют из каких геометрических фигур они состоят).

- А сейчас приступаем к работе. Сначала простым карандашом, а затем раскрашиваем.

4. Итог занятия.

Выставка картин под названием: « А на нашем огороде богатый урожай».

        

Приложение  2

Конспект ООД    

        Рисование «Овощной суп»

Цель: Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на предложенную тему, желание изображать овощи.

Задачи: Продолжать формирование навыков изображения овальных форм, передавать их отличия от круглых, равномерно располагать несколько предметов на листе бумаги.

Материал: Гуашевые краски, кисточки 2-х размеров, баночки с водой, палитра для смешивания красок, альбомный лист (А3, А4, муляжи овощей для уточнения представлений о них, поднос (блюдо, кастрюля, корзинка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику, чтобы привлечь внимание детей.

Хочешь? Тоже делай так:

То ладонь, а то-кулак.

Дети кладут руки на стол; прижимают ладони к столу; одновременно сжимают два кулачка; разжимают пальцы рук и прижимают их к столу.

Воспитатель переодевается в хозяйку и читает стихотворение:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара, домой принесла.

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу. Ох!

Воспитатель достаёт из корзинки по одному овощу и просит детей помочь ей перечислить овощи (все овощи лежат на подносе) .

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала.

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу. Ох!

Воспитатель берёт с подноса по одному овощу, а дети перечисляют овощи хором (теперь овощи лежат на столе) .

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней и нужней на земле

Картошка? Капуста? Морковка?

Горох? Петрушка? Иль свёкла? Ох!

Воспитатель берёт со стола и ложит в кастрюлю по одному овощу, а дети перечисляют овощи хором.

Воспитатель- А вы как думаете, кто из этих овощей важнее? (слушает ответы детей) .

Хорошо, послушайте дальше.

Накрытые крышкой, в душной кастрюле,

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка,

Горох, петрушка, иль свёкла. Ох!

Почему суп называется овощным?

Дети- Потому что его готовили из овощей.

Воспитатель- Ну тогда получается, что овощи спорили зря. Или нет?

Дети- Да, зря (слушает ответы детей) .

Воспитатель-А смогла бы хозяйка сварить овощной суп, если бы у неё не было этих овощей?

Дети- Нет, не смогла.

Воспитатель- Конечно не смогла. Тогда получается, что овощи спорили зря и каждый из них лучший, вкусный и нужный.

Давайте и мы посадим, вырастим и засолим свой овощ.

Дети- Давайте!

Физкультурная минутка:

Весной капусточку сажали,

Ямку вместе вырывали,

Семечко в неё бросали

И землёю засыпали.

Летом долго поливали,

Осенью урожай свой собирали.

Дети повторяют движения за воспитателем.

– Какие мы молодцы, посмотрите, как много собрали капусты. А теперь, чтобы она не испортилась, нужно её порубить и засолить. Все приготовили руки.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту мнём, мнём.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту трём, трём.

– Что-то мы медленно всё делали! Смотрите, сколько ещё капусты осталось! Давайте ещё раз попробуем и ещё быстрее порубим капусту. (повторяет еще раз) .

Молодцы хорошо поработали и капусту всю засолили. Теперь вы можете тихонечко сесть и отдохнуть (дети садятся на свои места) .

Воспитатель- Ребята у меня есть предложение. Хотите, мы тоже сварим овощной суп?

Дети- Да, хотим!

Воспитатель- Кастрюля у нас есть, воду мы налили (показывает нарисованные мелом на доске кастрюлю с водой) . А вот чего же нам не хватает?

Дети- Овощей.

Воспитатель- Правильно овощей. Давайте вспомним, какие овощи мы знаем(слушает ответы детей) .

Молодцы! Вы назвали очень много овощей. Но все ли овощи, перечисленные вами, понадобятся для нашего овощного супа? (слушает ответы детей) .

У вас на столе лежат круглые пустые тарелочки. Вы должны нарисовать на них те овощи, которые понадобятся для нашего супа. Ребята старшей группы рисуют на маленькой тарелочке один любой овощ. А ребята подготовительной группы рисуют на большой тарелке три любых овоща. Когда ваши овощи будут готовы, мы их поместим в эту кастрюлю и сварим вкусный овощной суп.

Приступаем к работе. (Дети открывают краску, берут кисточки и начинают рисовать овощи) .

В конце занятия все рисунки выставляются на доске, рассматриваются, выделяются те, в которых наиболее красочно передана форма и цвет овощей. Необходимо похвалить всех детей за проделанную работу.

Воспитатель- посмотрите, ребята, как много овощей мы приготовили в этом супе!

Приложение 3

Конспект ООД  

по лексической теме «Овощи. Огород»

 

Программное содержание:

1. Уточнить представление об овощах.

2. Расширить и активизировать словарь по теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи.

4. Развивать фонематическое восприятие.

5. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Материалы:

Картинки с изображением овощей, сюжетная картина  по теме «Сбор урожая», наборное полотно, волшебный мешочек, муляжи овощей, мяч.

I. Организационный момент

1. Воспитатель — Ребята, достаньте из волшебного мешочка то, что там спрятано.

— Положите на стол то, что вы достали. Назовите, что это?

- Как можно это назвать одним словом?

- Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?

- Какие еще овощи вы знаете?

- Где растут овощи?

- Как собирают овощи?

- Сегодня мы поговорим с вами об уборке урожая.

II. Беседа об овощах с рассматриванием картины.

(На наборное полотно выставить сюжетную картину «Сбор урожая»).

2. Воспитатель — Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано?

- Что делают люди? Какие овощи они собирают? Куда они их складывают?

3. Игра  «Подбери признак»

Воспитатель - Я буду называть овощ (выставлять картинку на панно), а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.
Морковь (свёкла, репа, капуста) — (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

- Молодцы. Справились с заданием. Следующая игра.

4. Игра «Чего не стало?»

Воспитатель: - Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.

5. Воспитатель – Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».

Хозяйка однажды с базара пришла,   Шагают пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла  Загибают по одному пальчику.

Картошку, капусту, морковку, горох

Петрушку и свеклу. Ох!..                Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе — Попеременно ударяют кулачками.

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле.                       Загибают по одному пальцу на название.

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!..           Хлопок.

Хозяйка тем временем                   Стучат ребром ладони.

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала                                      Загибают по одному пальчику на руке.

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..                Хлопок.

Накрытые крышкою,                     Складывают руки накрест.

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста,                      Загибают по одному пальчику на руке.

Морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!                 Хлопок.

И суп овощной оказался неплох!    Показывают, как едят суп.

6. Игра «Назови ласково» (с мячом).

Воспитатель: - Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик;       морковь-морковочка
Огурец – огурчик;                  тыква – тыковка;
Лук – лучок;                           свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок;               капуста – капустка;
Горох – горошек;                  картошка – картошечка.

- Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.


7. Игра «Один — много»

Воспитатель - Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом-дома)
Помидор — помидоры
Огурец — огурцы
Тыква — тыквы
Кабачок — кабачки
Баклажан — баклажаны


8. Речь с движением  «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем.                 
Маршируют.
Мы морковки натаскаем                         
«Таскают».
И картошки накопаем.                                      
«Копают».
Срежем мы кочан капусты,                     
«Срезают».
Круглый, сочный,

Очень вкусный,                                        Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко                       «Рвут».
И вернёмся по дорожке.                          Маршируют.

9. Игра «Назови сок, салат».

Воспитатель — Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать какой сок, суп, салат из него можно приготовить.
Сок из моркови- морковный          Суп из гороха — гороховый
Сок из капусты- капустный          Суп из картофеля — картофельный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный

10. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.

Игра «Подскажи словечко».
Где зимою было пусто,

Летом выросла…капуста.

Из земли за чуб плутовку,

Тянем сочную…морковку.

Хоть и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я…свекла.

Летом в огороде-

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке –

Желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? Огурцы.

        

Приложение 4        

Детские загадки про тыкву

Очень вкусная она,
Рыжий цвет и так нежна,
Можно кашу делать даже,
Не найти ее вновь краше.
Пусть тяжелая, большая,
Радуемся все ее срывая.
Есть на грядке, угадаем,
Дружно хором называем.

(тыква)

 загадки про тыкву

загадки про тыкву

Для золушки карета,
Для нас же всех еда.
Раскроем все секреты,
Узнаем овощ навсегда.
И рыжая такая,
И вкусная, большая.
Все вместе ее назовем,
И овощ снова с грядки сорвем.

(тыква)

Сколько блюд прекрасных приготовим,
И на грядке лишь срываем, а не ловим,
Можно кашу даже ведь сварить,
Как ее нам не любить?
Рыжий цвет, и мякоть так вкусна,
Пусть растет на долгие года.
Овощ мы знаем и  уважаем,
Овощ этот  мы называем!

(тыква)

 загадки про тыкву

 загадки про тыкву

Вкусный овощ без сомненья,
А для садовода самоутвержденье.
Пусть и нелегко ее растить,
Без нее нам всем, конечно, не прожить.
Вкусная и рыжая по цвету,
Знаем все ее секреты.
Овощ мы скорее назовем,
Вместе все его сорвем!

(тыква)

В сказке про Золушку тоже была,
Ее там на бал она отвезла.
Вкусную кашу мы сделаем с ней,
Овощ готовить всегда веселей.
Рыжая, большая,
Лишь на грядке созревает.
В миг ее, конечно, мы узнаем,
Сразу мы ее хором угадаем.

(тыква)

 загадки про тыкву

 загадки про тыкву

То ли шар, то ли бочонок
Наполнен семенами.
На бахче — как кабанёнок
Рыжеет он боками.

(тыква)

Помним, как в сказке каретой была,
А каша-то с ней – ароматна, вкусна!
Раньше считалась царицей стола,
Но – позабыта сегодня она…

(тыква)

 загадки про тыкву

 загадки про тыкву

Нет, не мандарин-гигант, цветом лишь похожа.
На бахче она растёт с толстой коркой-кожей.
Семена внутри вкусны, мякоть варят, парят,
И до осени с весны с мячик вырастает.

(тыква)

Круглый домик без оконцев,
Цветом он похож на солнце.
А на ниточках внутри
Семена живут, смотри!
На бахче он зреет, спеет,
Бок оранжевый там греет.

(тыква)

загадки про тыкву

загадки про тыкву

Этот огромадный мяч
Ты пустить не сможешь вскачь.
На земле лежит горой,
Светит рыжею корой.

(тыква)

Приложение 5.

Игры:

Дидактическая игра  «Кто скорее соберёт»

Цель:  учить детей группировать фрукты и  овощи, воспитывать быстроту реакции,  выдержку.

Дидактическая игра «Что растёт в саду? Что - в огороде?»

Цель:  закрепить знания о фруктах и овощах,  развивать умение  действовать по сигналу быстро.

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

 Цель: развивать память, внимание, умение выслушивать педагога.

Дидактическая игра  «Что нужно цветочку»

 Цель: закрепить знания детей об условии роста растений.

  Ход игры: из предложенных вперемешку карточек с изображением   солнышка, леечки, горшочка с землёй и различных предметов, дети выбирают те карточки, на которых  изображено то, что необходимо растению для роста.

        Приложение 6

        Игра-хоровод «Тыковка»

Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.

Ход игры. Один из детей становится тыквой. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:

Тыква, тыква, тыковка,

Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Тыква  танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится тыковкой.  Тыква может танцевать в паре с тем, кого выбрал.
Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке»

Цель:  развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.         

Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой)

Мы пололи огород (наклоняемся)

Поливали огород (показываем, как поливали лейкой)

В лунках маленьких не густо

Посадили тыковку (присесть на корточки, обхватить руками

колени).

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь (медленно

поднимаемся).

А сейчас ей тесто, бедной,

Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в  конце фразы)

Подвижная игра «Тыква»

Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет тыква. Все ходят вокруг тыквы по кругу:

Мы посадим тыкву – вот, вот!

Пускай наша тыква растет, растет!

Вырастай ты, тыква, вот такой вышины;

Вырастай ты, тыква, вот такой ширины;

Вырастай ты, тыква, вырастай в добрый час!

Потанцуй, ты тыква, покрутись для нас!

А мы эту тыковку будем все щипать.

И от нашей тыковки убегать будем!

Тыква в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» в стороны. Когда поют: «А мы эту тыковку будем все щипать», все приближаются к груше, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а «тыква» -  ловит.


 

                     

«Тыква-тыквочка»

загадки про тыкву