Картотека прогулок. Средняя группа (Октябрь)
материал (средняя группа)
Картотека прогулок. Средняя группа (Октябрь)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulki_srednyaya_oktyabr_2018.docx | 69.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГУЛКИ НА ОКТЯБРЬ
Прогулка №1: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛИСТОПАДОМ
Цель: показать детям, что природа прекрасна во все времена года; объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.
Ход наблюдения:
Воспитатель обращает внимание на опавшие листья, предлагает самим проверить, как шуршат опавшие листья. Он рассказывает о том, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от мороза. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу от растаявшего снега. Опавшие листья на земле - это не мусор, они очень нужны почве и растениям.
Поговорки и пословицы:
- В октябре на одном часу и дождь, и снег.
- Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.
Стихотворение «Листопад» В. Мировича.
Листопад, листопад
Листья желтые летят,
Под ногой шуршат, шуршат,
Скоро станет голым сад.
Загадка:
Целый день играют в прятки
С ветром рыжие заплатки. (Листопад.)
Подвижная игра «Самолеты».
Цель: учить двигаться легко, действовать после сигнала.
Ход игры: дети строятся в 3 (колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя: «К полету готовься!» - дети делают движения руками - заводят мотор. «Летите!» - говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и «летят» врассыпную в разных направлениях по площадке. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - «самолеты» находят свои места и приземляются: строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее.
Подвижная игра «Догони мяч».
Цель: учить детей действовать по сигналу быстро; развивать ловкость; учить ориентироваться в пространстве.
Ход игры: дети становятся у одной из сторон площадки. Воспитатель стоит вместе с ними, в руках у него корзина с мячами (по количеству детей). Бросает мячи из корзины в разные стороны, подальше от детей. После слов «Догони мяч» дети бегут за мячами, берут их и снова кладут в корзину.
Труд на участке: приведение в порядок участка, уборка мусора и опавших листьев.
Цель: воспитывать стремление к труду
СРИ. «Кукла Катя в овощном магазине»
Цель: учить узнавать и различать овощи и фрукты по внешнему виду; учить выполнять простейшие действия с предметами. Вызвать интерес от совместной игры.
Оборудование: Кукла Катя, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель говорит детям, что кукла Катя собирается в магазин за продуктами, но она не хочет идти одна, потому что ей нужно купить много продуктов. Она хочет приготовить овощной салат и сварить компот. Потом выбирает из детей помощников для куклы. «Возьмите сумку и «отправляйтесь». Складывайте в сумку овощи и фрукты. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Выносной материал (ведерки, корзинки, мячи, машинки, посудка)
Прогулка №2: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ
Цель: продолжать формировать представления об осенних изменениях в природе.
Ход наблюдения:
- Какие изменения происходят в природе осенью?
- Назовите приметы осени, найдите их в ближайшем окружении.
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».
Цель: выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.
В солнечный день воспитатель предлагает детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю (как будто прошел дождь), опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
Поговорки и пословицы:
- Осень велика, зима долга;
- День прозевал - урожай потерял.
Стихотворение.
ОКТЯБРЬ
В этот месяц, что ни год,
Нас встречает семь погод:
Сеет, веет, крутит, студит,
Свищет, вьюжит, сверху льет.
Загадка:
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью.)
Подвижная игра «Бездомный заяц».
Цель: быстро бегать, ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Выбирается «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах -«домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» — «охотником».
Подвижная игра «Ловишки».
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Ход игры: С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре зала. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают на другую сторону, а ловишка старается их поймать. Пойманный становится ловишкой. В конце говорят, какой ловишка самый ловкий.
Труд на участке: приведение в порядок участка, уборка мусора и опавших листьев.
Цель: воспитывать стремление к труду
СРИ. «Ветеринарная лечебница»
Цель: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Выносной материал (ведерки, корзинки, мячи, машинки, посудка)
Прогулка №3: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕТРОМ
Цель: развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.
Ход наблюдения:
- Сегодня ветреная погода. Как мы это обнаружили? Деревья качаются, гнутся, облака бегут быстро, флажки в руках трудно удержать. Почему так происходит? Вспомните, каким был ветер летом: совсем слабый - верхушки деревьев чуть качались. Побегайте по направлению ветра и против него. Когда было труднее бежать? Для чего мы использовали флажки, вертушки, шарики? При помощи них узнали силу и направление ветра. Направление и силу ветра можно определить по движению облаков на небе.
Поговорки и пословицы:
- Весной дождь растит, а осенью гноит;
- Лето со снопами, а осень с пирогами.
Стихотворение.
ОСЕНЬ
Листья на ветру кружатся
И под ноги нам ложатся.
Ну, а мы гулять пойдем
И листочки соберем.
Загадка.
Невидимка озорной:
Все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит
И куда-то все спешит. (Ветер.)
Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».
Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.
Ход игры: Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей - жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удается поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются ролями.
Малоподвижная игра «Что происходит в природе?».
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении! Формировать умение показывать действиями.
Ход игры: Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен ответить на него. Игру желательно проводить по теме.
Пример: Тема «Осень».
Дождь что делает? (моросит)
Листья что делают? (облетают)
Труд на участке: приведение в порядок участка, уборка мусора и опавших листьев.
Цель: воспитывать стремление к труду
СРИ. «Строим дом»
Цель: пополнять знания детей о профессии строителей. Научить детей сооружать постройку несложной конструкции. Воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе.
Оборудование: строительный материал, машины, подъемный кран, зверушки для обыгрывания постройки.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Выносной материал (ведерки, корзинки, мячи, машинки, посудка).
Прогулка №4: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОБЛАКАМИ
Цель: формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.
Ход наблюдения:
В один из солнечных дней воспитатель предлагает детям посмотреть на небо и пофантазировать, на что похожи облака. Дети замечают, что облака двигаются: иногда они плывут медленно, а иногда быстро-быстро. От чего зависит движение облаков? В тихую погоду облака движутся медленно, а в ветреную - быстро. «Это ветер гонит облака». Облака бывают прозрачными, а бывают собранными в большие белые, ватные кучи, которые ветер может собрать в темные тучи, несущие снег и дождь.
Поговорки и пословицы:
- Знать осень в октябре по грязи;
В октябре на одном часу и дождь, и снег.
Стихотворение.
ОБЛАКО
Ах, какое облако, облако глубокое,
Белое, далекое, прямо надо мной.
Ах, какое облако, облако высокое,
Облако далекое, не достать рукой.
Загадка:
По синему небу белые гуси плывут. (Облака.)
Подвижная игра «Замри».
Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека.
Ход игры: Все должны передвигаться по площадке, а по команде ведущего «Раз, два, три, замри» - остановиться. Произнося эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением позы человека. Ребята должны замереть в той же позе. Тот, кто примет неправильную позу, выбывает из игры.
Подвижная игра «Жадный кот».
Цель: дифференциация звуков [ш] - [ж]; развитие ловкости.
Ход игры: Выбирается водящий, он «кот». «Кот» садится в угол площадки и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю и в рот». Остальные дети - «мышки». Они проходят мимо «кота» и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами «кот» выскакивает и ловит «мышей». Кто попался «коту» в лапы, должен произнести 5-6 раз слова «тише» и «ближе». Затем роль «кота» передается другому ребенку
Труд на участке: приведение в порядок участка, уборка мусора и опавших листьев.
Цель: воспитывать стремление к труду
СРИ. «Путешествие в осенний лес»
Цель: закрепить знания о некоторых характерных особенностях времени года осень путём применения игровой формы обучения, воспитание у детей бережного отношения к природе и внимательного отношения друг к другу.
Оборудование: рюкзачки, пакеты, дождевики, посуда для пикника, муляжи продуктов, осенние листья.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Выносной материал (ведерки, корзинки, мячи, машинки, посудка, муляжи фруктов).
Прогулка №5: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОГОДОЙ
Цели: обобщать первичные представления об осени; учить составлять описание состояния погоды.
Ход наблюдения:
Воспитатель, собрав детей, предлагает посмотреть на небо и сказать, что на нем - солнце, облака или тучи. Спрашивает, какое солнце (яркое, слепящее, теплое, желтое, лучистое), какое небо (голубое, высокое). Сам делает вывод: «погода сегодня солнечная, сухая, теплая». Затем обращает внимание на ветер, просит посмотреть на деревья - качаются ли ветки, в какую сторону наклоняются. Делает вывод: «Погода сегодня ветреная (безветренная, тихая). Еще она теплая, поэтому мы с вами легко одеты, только кофты и свитера поверх платьев и рубашек».
Поговорки и пословицы:
- В октябре на одном часу и дождь, и снег;
- Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.
Стихотворение.
Все быстрее облетают клены,
Все темнее низкий свод небес,
Все виднее, как пустеют кроны,
Все слышнее, как немеет лес,
И все чаще прячется во мгле
Солнце, охладевшее к земле.
И. Мазнин
Подвижная игра «Жадный кот».
Цели: дифференциация звуков [ш] - [ж]; развитие ловкости.
Ход игры: Выбирается водящий, он «кот». «Кот» садится в угол площадки и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю и в рот». Остальные дети - «мышки». Они проходят мимо «кота» и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами «кот» выскакивает и ловит «мышей». Кто попался «коту» в лапы, должен произнести 5-6 раз слова «тише» и «ближе». Затем роль «кота» передается другому ребенку
Подвижная игра «Зайка».
Цель: развитие ловкости, быстроты.
Ход игры: Выбираются два ребенка: «зайчик» и «волк». Дети образуют круг, взявшись за руки. За кругом - «зайчик». В кругу «волк». Дети ведут хоровод и произносят стихотворение. А «зайчик» прыгает за кругом:
Скачет зайка маленький около завалинки, Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка! «Волк» старается выбежать из крута и поймать «зайчика». Когда «зайчик» пойман, игра продолжается с другими игроками.
Труд на участке: приведение в порядок участка, уборка мусора и опавших листьев.
Цель: воспитывать стремление к труду.
СРИ. «На птичьем дворе»
Цель: развивать ловкость и быстроту. Продолжать учить узнавать и называть домашних птиц, их повадки, кто как кричит. Воспитывать заботливое отношение.
Оборудование: маски кота и различных птиц.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Выносной материал (ведерки, лопатки, пакеты, кубики, мячи, машинки, посудка).
Прогулка №6: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАЗНООБРАЗИЕМ ПТИЦ (ГОЛУБИ).
Цели: уточнить и расширить представление о разнообразии птиц; формировать знания об общих признаках птиц; учить видеть особенности в их строении и поведении.
Ход наблюдения:
- Посмотрите на голубей. Рассмотрите их внешний вид. Голуби бывают различной величины, от размера маленькой трясогузки до размеров средней курицы. У них маленькая голова и короткая шея. Сравнительно короткие ноги с четырьмя пальцами. Клюв тонкий, удлиненный. Высота клюва больше, чем ширина; края загнуты внутрь, у некоторых пород голубей клюв не смыкается. Перья жесткие, закругленные, плотно прилегают к телу, некоторые перья довольно большие. У голубей между перьями образуется пудра. Она защищает оперение от сырости. Хвост чаще всего короткий и слегка закругленный, у некоторых видов длинный. Крылья длинные и острые -верный признак хорошего летуна. Перья могут быть окрашены в один цвет, но бывают и пестрые, часто с металлическим отливом. Полюбуйтесь разнообразием и красотой оперенья этих грациозных птиц.
Поговорки и пословицы:
- И птица чует, что холод будет;
- Гуси летят - зимушку на хвосте тащат.
Стихотворения.
ГОЛУБИ
Голуби, голуби, раз, два, три.
Прилетели голуби - сизари,
Сели и нахохлились у дверей,
Кто накормит крошками сизарей?
И. Токмакова
Загадки.
Летает, поет, два крыла, клюв, лапки, перышки. Кто это? (Птица.)
Дидактическая игра «Кто пришел?»
Подвижная игра «Пчелки и ласточка».
Цель: развитие двигательной активности.
Ход игры: Играющие дети-«пчелки» сидят на корточках. Ласточка - в своем гнезде.
Пчелки (сидят на поляне и напевают).
Пчелки летают, медок собирают!
Зум, зум, зум! Зум, зум, зум.
Ласточка. Ласточка летает, пчелок поймает. Вылетает и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».
Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы».
Цель: закрепить знание названий перелетных и зимующих птиц.
Ход игры: Дети надевают шапочки птиц, перелетных и зимующих. В середине участка на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. Птицы бегают врассыпную со словами:
Птички летают, зерна собирают.
Маленькие птички, птички-невелички.
После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» к Снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.
Труд на участке: уборка цветников, очистка от засохших растений, листвы.
Цель: воспитывать стремление к труду
СРИ. «Водители»
Цель: расширять у детей представления о профессии шофера, автомеханика. Развивать умение строить ролевой диалог, использовать ролевую речь, творчество в игре, используя реальные предметы для создания игровой обстановки.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Выносной материал (ведерки, куклы, мячи, кубики, машинки, посудка).
Прогулка №7: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ
Цели: развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.
Ход наблюдения:
- Какая сегодня погода? (Ясная, пасмурная, солнечная и т. д.)
Где светит солнышко утром?
Какие места участка освещены во время утренней прогулки, а какие во время вечерней? Что знаете о свойствах солнечных лучей?
Поговорки и пословицы:
- Осенью серенькое утро, красненький денек;
- Дождь вымочит, а красно солнышко высушит;
- Осенняя муха сильнее кусает.
Стихотворения.
СОЛНЦЕ ОТДЫХАЕТ
Раньше всех на свете солнце встало,
А как встало - принялось за дело:
Обошло всю землю. И устало,
Отдыхать за темным лесом село.
Если вдруг найдешь его в лесу ты,
Там, где на траве туман и сырость,
Не буди: у солнца сон - минуты,
Не шуми: весь день оно трудилось.
Ю. Марцинкявичус
Загадка.
Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет.
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет. (Солнце.)
Подвижная игра «Солнечные зайчики».
Цель: упражнять в произношении стихотворения в соответствии с движениями.
Ход игры: Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение:
Солнечные зайчики играют на стене,
Помани их пальчиком, пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей, вот он светленький кружок,
Вот, вот, вот - левей, левей!
Убежал на потолок.
Дети ловят «зайчика» на стене.
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их действовать по сигналу воспитателя (можно использовать большой зонт).
Ход игры: Дети садятся на скамейки. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Дети ходят по всей площадке. После слов: «Дождик! Скорее домой!» - они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: «Солнышко! - можно идти гулять», игра повторяется.
Труд на участке: уборка цветников, очистка от засохших растений, листвы.
Цель: воспитывать стремление к труду
СРИ. «Скорая помощь»
Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Выносной материал (рули, мел, машинки, , больничка, посудка).
Прогулка №8: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАЗНОЦВЕТЬЕМ ЛИСТЬЕВ
Цели: расширять представления об осени как времени года. Развивать умения сравнивать объекты по признакам различия и сходства; воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям.
Поговорки и пословицы:
- Весной дождь растит, а осенью гноит;
- Лето со снопами, а осень с пирогами.
Стихотворение.
ОСЕНЬ
Закружила осень рыжие метели,
Золотые листья с кленов полетели,
Закружился листьев пестрый хоровод,
Заблестел на лужах первый тонкий лед.
Загадки.
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.)
Сидит - зеленеет, падает - желтеет, лежит - почернеет. (Лист.)
Подвижная игра «Охота на зайцев».
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры: Все ребята - «зайцы» и два-три «охотника». На одной стороне площадки педагог рисует круги по числу «зайцев» (заячьи норки), в которых они размещаются.
«Охотники» находятся на противоположной стороне, где для них нарисован домик.
Ведущий.
Никого нет на лужайке.
Выходите, братцы-зайки,
Прыгать, кувыркаться!
По снегу кататься!
«Зайцы» выбегают из норок, разбегаются по всей площадке и прыгают. Педагог хлопает в ладоши и говорит «Охотники!». «Охотники» выбегают из домика и ловят «зайцев», а те должны вовремя занять свои норки. Пойманных «зайцев» «охотники» забирают себе в дом, и игра повторяется.
Подвижная игра «Воробьи и кот»
Цель: развивать быстроту, ловкость.
Труд на участке: уборка цветников, очистка от засохших растений, листвы.
Цель: воспитывать стремление к труду
СРИ. «Семья»
Цель: развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Выносной материал (посудка, мел, рули).
Прогулка №9: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛИСТОПАДОМ
Цель: упражнять в определении названий деревьев и кустарников в осеннем уборе по листьям, плодам и семенам; воспитывать умение любоваться красотой осеннего пейзажа.
Ход наблюдения:
- Своевременное опадение листьев с деревьев спасает их ветви от лишнего испарения воды и механического повреждения
при обильном снегопаде. Листопад способствует удалению из растений накопившихся в листьях вредных продуктов распада. Соберите самые красивые и разнообразные по оттенкам, форме и величине листья для осеннего букета и изготовления гербария.
Поговорки и пословицы:
- Старые деревья молодые охраняют;
- Срубили кусты - прощай птицы.
Стихотворение.
ЛИСТОПАД
Опавшей листвы разговор еле слышен:
Мы с кленов. Мы с яблонь. Мы с вишен.
С осинки, с черемухи, с дуба, с березы.
Везде листопад: на пороге морозы!
Ю. Капотов
Подвижная игра «Лисичка и курочки».
Цель: развитие ловкости и быстроты.
Ход игры: На одном конце площадки находятся в «курятнике» «куры» и «петухи». На противоположном - стоит «лисичка». «Курочки» и «петухи» ходят по площадке, делая вид, что клюют зернышки, ищут червячков и т. д. Когда к ним подкрадывается «лисичка», «петухи» кричат: «Ку-ка-ре-ку!»
По этому сигналу все бегут в «курятник», за ними бросается «лисичка», которая старается поймать любого из игроков.
Правила игры. Если «лисичке» не удается запятнать кого-либо из игроков, то снова водит.
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их действовать по сигналу воспитателя (можно использовать большой зонт).
Ход игры: Дети садятся на скамейки. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Дети ходят по всей площадке. После слов: «Дождик! Скорее домой!» - они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: «Солнышко! - можно идти гулять», игра повторяется.
Труд на участке: приведение в порядок участка, уборка мусора и опавших листьев.
Цель: воспитывать стремление к труду
СРИ. «Кафе»
Цели: продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Воспитывать навыки культуры общения. Способствовать обогащению игровых навыков.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Выносной материал (маска медведя, мячи, машинки, посудка).
Прогулка №10: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОПАВШИМИ ВЕТКАМИ И ЛИСТЬЯМИ ПОСЛЕ ВЕТРА
Цели: уточнить представление о том, что растения живые - они растут и изменяются; развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления детей с явлениями природы.
Ход наблюдения:
- Как выглядят опавшие после ветра листья и веточки? Веточки живые, но засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой - остроконечная почка, внутри которой виднеются зеленые зачатки листочка (посмотреть). Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же деревья скидывают живые веточки? Оказывается, на сломе у дерева имеется еще одна почка с зачатками листочка. Ветка отделилась от дерева сама собой в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист осенью. Значит, дерево намеренно избавляется от некоторых лишних ветвей. Следовательно, У тополя может быть не только листопад, но и «ветвепад».
Поговорки и пословицы:
- Плод дерева ешь, а кору не снимай:
- Яблоко от яблоньки недалеко откатится.
Стихотворение.
ЛИСТИКИ
Праздник осенью в лесу — и светло, и весело.
Вот какие украшенья осень здесь развесила.
Каждый листик золотой - маленькое солнышко.
Соберу в корзину я, положу на донышко.
Берегу я листики... Осень продолжается.
Долго у меня праздник не кончается.
А. Шибыцкой
Загадка.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень.)
Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».
Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.
Ход игры: Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей - жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удается поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются ролями.
Подвижная игра «Самолеты».
Цель: учить двигаться легко, действовать после сигнала.
Ход игры: Дети строятся в 3 (колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя: «К полету готовься!» - дети делают движения руками - заводят мотор. «Летите!» - говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и «летят» врассыпную в разных направлениях по площадке. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - «самолеты» находят свои места и приземляются: строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее.
Труд на участке: приведение в порядок участка, уборка мусора и опавших листьев.
Цель: воспитывать стремление к труду
СРИ. «Столовая»
Цель: продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Воспитывать навыки культуры общения. Способствовать обогащению игровых навыков.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Выносной материал (муляжи овощей и фруктов, машинки, посудка).
Прогулка №11: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КРАСОТОЙ ПРИРОДЫ
Цели: вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; расширять кругозор, обогащать словарный запас; активизировать память и внимание.
Ход наблюдения:
В солнечный, теплый день педагог обращает внимание детей на красоту окружающей природы: на листья на деревьях, окрашенные в багряный, оранжевый, желтый и золотистый цвета; деревья, приобретающие очень нарядный и красивый вид; небо
уже не такое голубое, по нему плывут облака, часто закрывающие все небо сплошной пеленой; на чистый, прозрачный воздух; на красоту инея или измороси, искрившейся на солнце всеми цветами радуги на травинках и земле и т. д. Дети с поддержкой воспитателя составляют описательный рассказ об окружающей природе.
Поговорки и пословицы:
- Осень велика, зима долга;
- День прозевал - урожай потерял.
Стихотворение.
ОСЕНЬ
Что ни день - то резче ветер Медлит солнышко, как будто
Рвет в лесу листву с ветвей... Подниматься силы нет...
Что ни день - то раньше вечер, Потому и всходит утро
А светает все поздней. Над землей почти в обед.
И. Мазниц
Загадка.
Золотые, тихие рощи и сады,
Нивы урожайные, спелые плоды.
И не видно радуги, и не слышен гром!
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днем. (Осенью.)
Подвижная игра «Бездомный заяц».
Цель: быстро бегать, ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Выбирается «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах -«домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» — «охотником».
Подвижная игра «Охота на зайцев».
Цель: развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры: Все ребята - «зайцы» и два-три «охотника». На одной стороне площадки педагог рисует круги по числу «зайцев» (заячьи норки), в которых они размещаются.
«Охотники» находятся на противоположной стороне, где для них нарисован домик.
Ведущий.
Никого нет на лужайке.
Выходите, братцы-зайки,
Прыгать, кувыркаться!
По снегу кататься!
«Зайцы» выбегают из норок, разбегаются по всей площадке и прыгают. Педагог хлопает в ладоши и говорит «Охотники!». «Охотники» выбегают из домика и ловят «зайцев», а те должны вовремя занять свои норки. Пойманных «зайцев» «охотники» забирают себе в дом, и игра повторяется.
Труд на участке: приведение в порядок участка, уборка мусора и опавших листьев.
Цель: воспитывать стремление к труду
СРИ. «Кафе»
Цели: закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между деть ми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Выносной материал (сумка для кондуктора, рули, машинки, посудка).
Прогулка №12: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОЖДЕМ
Цели: воспитывать интерес к неживой природе; учить самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный и животный мир.
Ход наблюдения:
- Как идет дождь? Осенний дождь идет медленно, моросит, все вокруг становится мокрым, воздух - влажным. Холодный, или теплый дождь? А какой был дождь летом? Вспомнить случай с дождем. Воспитатель предлагает сравнить летний и осенний дожди. Осенью дождь мелкий, затяжной, идет из тяжелых,
темных туч. Цветы после дождя уже не растут.
Поговорки и пословицы:
- Туча летуча, а дождь летун;
- Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется.
Загадка.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь.)
Подвижная игра «Лиса в курятнике».
Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.
Ход игры: На одной стороне площадки очерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) сидят «куры». На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место - двор. Один из играющих назначается «лисой», остальные — «куры». По сигналу «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют Зерна, хлопают крыльями. По сигналу: «Лиса!» - «куры» убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур».
Подвижная игра «Зайцы и волк».
Цели: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.
Ход игры: Одного из играющих выбирают «волком». Остальные - «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, «волк» находится на противоположной стороне. Воспитатель говорит:
Зайцы скачут, скок, скок, скок,
На зеленый на лужок, на лужок,
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают - не идет ли волк.
Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в овраг.
Труд на участке: приведение в порядок участка, уборка мусора и опавших листьев.
Цель: воспитывать стремление к труду
СРИ. «Магазин»
Цели: продолжать учить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Выносной материал (муляжи продуктов, предметы заместители, кубики, посудка).
Прогулка №13: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ
Цели: развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.
Ход наблюдения:
- Какая сегодня погода? (Ясная, пасмурная, солнечная и т. д.)
Где светит солнышко утром?
Какие места участка освещены во время утренней прогулки, а какие во время вечерней? Что знаете о свойствах солнечных лучей?
Поговорки и пословицы:
- Осенью серенькое утро, красненький денек;
- Дождь вымочит, а красно солнышко высушит;
- Осенняя муха сильнее кусает.
Стихотворения.
СОЛНЦЕ ОТДЫХАЕТ
Раньше всех на свете солнце встало,
А как встало - принялось за дело:
Обошло всю землю. И устало,
Отдыхать за темным лесом село.
Если вдруг найдешь его в лесу ты,
Там, где на траве туман и сырость,
Не буди: у солнца сон - минуты,
Не шуми: весь день оно трудилось.
Ю. Марцинкявичус
Загадка.
Большой подсолнух в небе,
Цветет он много лет.
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет. (Солнце.)
Подвижная игра «Солнечные зайчики».
Цель: упражнять в произношении стихотворения в соответствии с движениями.
Ход игры: Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение:
Солнечные зайчики играют на стене,
Помани их пальчиком, пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей, вот он светленький кружок,
Вот, вот, вот - левей, левей!
Убежал на потолок.
Дети ловят «зайчика» на стене.
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их действовать по сигналу воспитателя (можно использовать большой зонт).
Ход игры: Дети садятся на скамейки. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Дети ходят по всей площадке. После слов: «Дождик! Скорее домой!» - они бегут на свои места. Когда воспитатель снова произносит: «Солнышко! - можно идти гулять», игра повторяется.
Труд на участке: уборка цветников, очистка от засохших растений, листвы.
Цель: воспитывать стремление к труду
СРИ. «Скорая помощь»
Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Выносной материал (рули, мел, машинки, , больничка, посудка).
Прогулка №14: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ
Цель: продолжать формировать представления об осенних изменениях в природе.
Ход наблюдения:
- Какие изменения происходят в природе поздней осенью?
- Назовите приметы осени, найдите их в ближайшем окружении.
Поговорки и пословицы:
- Осень велика, зима долга;
- День прозевал - урожай потерял.
Стихотворение.
ОКТЯБРЬ
В этот месяц, что ни год,
Нас встречает семь погод:
Сеет, веет, крутит, студит,
Свищет, вьюжит, сверху льет.
Загадка:
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью.)
Подвижная игра «Бездомный заяц».
Цель: быстро бегать, ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Выбирается «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах -«домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» — «охотником».
Подвижная игра «Ловишки».
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Ход игры: С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре зала. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают на другую сторону, а ловишка старается их поймать. Пойманный становится ловишкой. В конце говорят, какой ловишка самый ловкий.
Труд на участке: приведение в порядок участка, уборка мусора и опавших листьев.
Цель: воспитывать стремление к труду
СРИ. «Ветеринарная лечебница»
Цель: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Выносной материал (ведерки, корзинки, мячи, машинки, посудка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека прогулок (средняя группа, май)
Планирование образовательной деятельности на прогулке в мае (средняя группа)...
Картотека прогулок средней группы
В своих планах можно указать номер прогулки, а также распечатать в удобном для вас формате....
Картотека прогулок (средняя группа) Осень
Картотека прогулок (средняя группа) Осень...
Картотека прогулок. Средняя группа
Картотека прогулок. Средняя группа...
Картотека прогулок средняя группа
Картотека прогулок средняя группа...
Картотека прогулок Средняя группа
Картотека прогулок для средней группы на гол...
Картотека прогулок младшая группа - октябрь
Картотека прогулок младшая группа - октябрь...