Рабочая программа младшая группа
рабочая программа (младшая группа) на тему
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kashalotiki_ml_gr.doc.docx | 63.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Пояснительная записка
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Задачи:
1. способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
2. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
3. реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД), самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах, работе с родителями.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Возрастные особенности развития детей 3-4 лет (вторая младшая группа)
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его
общение становится внеситуативным. Игра становится ведущим видом
деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с
одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами.
Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники
ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В
этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие
дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине,
ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования
ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом
желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и
отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате
целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют
рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут
наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми
возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Режим дня в дошкольного образовательного учреждения
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
- время приёма пищи;
- укладывание на дневной сон;
- общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей старшей группы и способствует их гармоничному развитию.
По действующему СанПин для детей возраста от 3 до 4 лет планирую не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 15 минут (СанПин 2.4.1.1249-03).
Холодный период года
Режимные моменты | Вторая младшая группа 3-4 года |
Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика | 7.00 – 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20 – 8.50 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 8.50 – 9.00 |
Организованная образовательная деятельность педагога с детьми (динамическая пауза) | 9.00 – 10.00 |
Второй завтрак | 10.00 – 10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, индивидуальная работа, трудовые поручения) | 10.10 – 12.00 |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры | 12.00 – 12-20 |
Гигиенические процедуры, подготовка к обеду. Обед | 12.20 – 12.50 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.50 – 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные процедуры, подготовка к полднику | 15.00 – 15.25 |
Полдник | 15.25 – 15.50 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 15.50 – 16.20 |
Чтение художественной литературы | 16.20 – 16.35 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.35 – 17.50 |
Возвращение с прогулки, игры, уход детей домой | 17.50 – 19.00 |
Тёплый период года
Режимные моменты | Вторая младшая группа 3-4 года |
Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика | 7.00 – 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20 – 8.50 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 8.50 – 9.00 |
Организованная образовательная деятельность педагога с детьми (динамическая пауза) | 9.00 – 10.00 |
Второй завтрак | 10.00 – 10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, индивидуальная работа, трудовые поручения) | 10.10 – 12.00 |
Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры | 12.00 – 12-20 |
Гигиенические процедуры, подготовка к обеду. Обед | 12.20 – 12.50 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.50 – 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные процедуры, подготовка к полднику | 15.00 – 15.25 |
Полдник | 15.25 – 15.50 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 15.50 – 16.20 |
Чтение художественной литературы | 16.20 – 16.35 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.35 – 17.50 |
Возвращение с прогулки, игры, уход детей домой | 17.50 – 19.00 |
СЕТКА-РАСПИСАНИЕ
КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗОВАННЫХ ВИДОВ
ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вторая младшая группа, 2014\2015 учебный год
Неделя | ||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Познавательное развитие - формирование целостной картины мира. Речевое развитие. | Познавательное развитие -формирование элементарных математических представлений, конструирование. Музыка (худ. эстетическое развитие) | Познавательное развитие- формирование целостной картины мира; Художественное творчество. Физическая культура (физическое развитие) | Художественное творчество (лепка, аппликация). Физическая культура | Познавательное развитие - формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Музыка ( худ. эстетическое развитие). |
Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей:
• Физическое развитие;
• Социально – коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие.
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие имеет направления коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями «Познавательное» и « Речевое» развитие.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.
Образовательная область «Речевое развитие», предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.
Образовательная область « Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.
Содержание рабочей программы завершают «Целевые ориентиры возможных достижений детей», что соответствует требованиям Федеральных Государственных стандартов дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки РФ).
Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
Оценка здоровья детей группы
Общая численность детей 23
Группа, возраст | ЧБД | Группа здоровья | В том числе | |||||||
I | II | III | Другая | Нарушения речевого развития | Лор-патология | Заболевания опорно-двиг. аппарата | Аллергия | Другое | ||
Вторая младшая группа 3-4 года | 3 | 6 | 13 | 4 | 2 | 2 | 2 | Задержка речевого развития - 2 |
Во второй младшей группе с общей численностью 23 человека преобладает 13 детей со II группой здоровья. Детей с нарушением речевого развития не имеется. Присутствуют воспитанники с лор-патологией, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, аллергией и задержкой речевого развития.
Индивидуальные особенности детей группы
Группа, возраст | Пол | Тип темперамента | Социально-эмоциональная сфера | Познавательная сфера | |
Ж | М | ||||
Сангвинический Холерический Флегматический Меланхолический | Агрессивность Тревожность Застенчивость Гиперактивность | Соответствует норме развития | |||
Вторая младшая группа 3-4 года | 13 | 10 | 7 4 7 5 | 0 4 1 5 | 23 |
В группе преобладает сангвинический и флегматический тип темперамента. Психологическими особенностями данных типов является:
- сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвиник;
- сильный, уравновешенный, инертный тип – флегматик.
Агрессивность и застенчивость практически отсутствуют. Несколько человек отличаются тревожностью и гиперактивностью.
Сведения о семьях воспитанников группы
Критерии | |
Полная семья | 20 |
неполная семья | 3 |
многодетная семья | 2 |
проблемная семья | 0 |
семья с опекуном | 0 |
этническая семья (по желанию) | - |
Максимально допустимый объем дневной образовательной нагрузки
Возраст детей | Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности | Максимально допустимый объем нагрузки в день, в том числе в первой и второй половинах дня |
3-4 года | 15 минут | 30 минут |
Учебный план
Образовательные области | Образовательная нагрузка |
Познавательное развитие (формирование представлений об окружающем, познавательно-исследовательская деятельность) | 1 |
Познавательное развитие (развитие математических представлений) | 0,5 |
Речевое развитие | 1 |
Физическое развитие | 3 |
Художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) | 1 |
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) | 2 |
Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность) | 1 |
Художественно-эстетическое развитие (конструктивно-модельная деятельность) | 0,5 |
Социально-коммуникативное развитие | В совместной деятельности в ходе режимных моментов |
Количество НОД в неделю | 10 |
Объем недельной образовательной нагрузки | 2,5 ч |
Примерная модель планирования образовательной работы с детьми на день
Тема недели: Зимние забавы
Тема проекта __________________________________________
День недели | Режимные моменты Образовательная деятельность | Интеграция образовательных областей | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Создание условий для самостоятельной деятельности детей (в центрах активности) | ||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | |||||
среда | Утро: дежурство, поручения, свободное общение на разные темы, решение проблемных ситуаций, рассматривание, утренняя гимнастика, гигиенические процедуры, завтрак, игры малой подвижности, артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Игры, подготовка к прогулке. Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, обед, дневной сон | Художественно-эстетическая Познавательная Социально-коммуникативная Речевая Физическая | Рассматривание иллюстраций "Катание на санках". Беседы на темы "Правила катания с горки" Совместная игровая деятельность: подвижные игры: «На чем катаются дети?» «Кидаемся снежками» ___ Сгребание снега в лунки деревьев. Цель: прививать трудолюбие, учить заботится о природе. -П/и: "Паровозик»", "Снег-снежок". Цель: упражнять в умении совместного движения. Наблюдение: за деревьями во время снегопада | Закрепление пройденного материала по образовательным областям: индивидуальная беседа «Истории Зубика» -Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться. «О чем я хочу поделиться с друзьями». | Самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности: рисование, конструирование, логические и настольные игры. Обогащение предметно-развивающей среды в группе. Активизация детей (создание мотивации) на самостоятельную деятельность в центрах: книги, природы, художественного творчества, творческих игр и др. Создание проблемных ситуаций. Творческие задания | |
Лепка Художественно- эстетическая область «Мы катаемся на лыжах» Цели: Закреплять все раннее разученные приемы лепки (скатывание, раскатывание, прищипывание, оттягивание) Формировать умение задумывать свою работу, доводить начатое до конца. -Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы. Ф/м: «Зимние забавы» Физическая культура | ||||||
Вечер: оздоровительные и закаливающие мероприятия, гигиенические процедуры, полдник, игры, чтение художественной литературы, прогулка | Творческие игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские, строительно-конструктивные, игра-фантазирование, игры-экспериментирования. Подвижные, дидактические, развивающие интеллектуальные игры. Чтение худ. литературы, видео-просмотры. Викторины, конкурсы, досуги. Совместный труд детей. |
Модель планирования прогулки на неделю
Со 9 по 14 февраля
Тема недели: «Белый снег пушистый»
Тема проекта ____________________________________
Образовательные области | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Создание условий для самостоятельной детской деятельности | |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | ||
Физическое развитие | Подвижные и спортивные игры: «Снег кружится» «Вороны и собачка» «Лохматый пес» «Горка» «Догони меня» | Учить выполнять знакомые бытовые действия по просьбе взрослого. Д/у «Пойди, положи… », «Пойди, принеси», «Принеси (отнеси и положи) », Д/и «Поручения». Учить перешагивать через небольшие препятствия на земле. Д/у «Перешагни палку». | Создание мотивации к сюжетно-ролевым и театрализованным играм. Решение проблемных ситуаций. Свободное общение на разные темы, ситуативные разговоры. Создание мотивации к коммуникативной деятельности. Творческие задания |
Социально-коммуникативное развитие | Трудовые поручения Учить лепить из снега комочки, обыгрывать их. Продолжать учить помогать в уборке снега на участке. | Индивидуальная беседа О взаимоотношении детей на площадке, во время игры | |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская деятельность: наблюдения. Наблюдения за снегом. Наблюдения за деревьями. Наблюдение за одеждой людей Наблюдения за зимующими птицами. | «Белый снег пушистый» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега: он белый, холодный, тает в руках. Учить любоваться снегом. | |
Речевое развитие | Стихотворения,загадки о зиме и снеге | Индивидуальная беседа. Игры, упражнения | |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование, лепка с использованием , снега. «Что можно слепить из снега» | Индивидуальные творческие задания Слепить горку из снега |
Система образовательной работы с детьми второй младшей группы
ГБОУ лицея № 572 на 2015 учебный год
Непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность взрослого и детей (указать, как часто организуется работа с детьми в разных видах детской деятельности) | ||||||||
Игровая | Коммуникативная | Восприятие худ. литер. и фольклора | Познавательно-исследовательская | Двигательная | Изобразительная | Музыкальная | Трудовая | Конструирование | |
Всего в неделю: 10 видов НОД. Недельная образовательная нагрузка — не более 2 ч 45 мин, перерыв между НОД — 10 мин (в соответствии с СанПиНом) | Пальчиковые игры ежедневно. Игровые и проблемные ситуации ежедневно. Ролевые игры — 2 раза в неделю. Дидактические игры ежедневно. Театрализованные игры — 2 раз в неделю. Строительные игры — 1 раз в нед. Игры на развитие мелкой моторики ежедневно | Словесные игры и упражнения ежедневно. Общение на свободные темы в играх и режимных моментах — ежедневно. Составление рассказов по картине, — 1 раз в неделю. Рассказывание по прочитанным произведениям — 1 раз в неделю. Разучивание стихов — 1 раз в неделю. Речевые упражнения с движением ежедневно | Знакомство с фольклором, чтение литературных произведений ежедневно | Наблюдения в природе- ежедневно. Опыты с водой, песком, снегом — 2—3 раза в неделю. Дидактические игры — ежедневно | Разные виды гимнастик, подвижные игры, игры малой и средней подвижности, подвижные игры — ежедневно. Элементы закаливания (босохождение, «Дорожка здоровья») — ежедневно | Художественное творчество — 3 раза в неделю | Хороводные игры ежедневно. Слушание музыки (фольклорные, классические, современные произведения) — 2 раза в неделю. Музыкально-дидактические игры — 2 раза в неделю. Игры со звучащими игрушками- 2 раза в неделю. Пение — 2 раза в неделю | Самообслуживание (умывание, соблюдение опрятности в одежде) — ежедневно. Элементарные трудовые поручения — ежедневно. Знакомство с трудом взрослых 2 раза в неделю | Конструирование — 1 раз в неделю |
Развитие речи | 1 раз в неделю |
Чтение художественной литературы | Ежедневно |
Художественное творчество: Рисование Лепка Аппликация | 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели |
Физическая культура | 3 раза в неделю |
Музыка | 2 раза в неделю |
Общее количество | 10 |
1.2 Планируемые результаты
Целевые ориентиры конкретной возрастной группы
• Инициативность и самостоятельность (ребенок способен выбирать себе род занятий, партнёров, умеет воплощать свои замыслы)
• Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру(сопереживание, разрешение конфликтов)
- Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, развитая устная речь
- Хорошо развитая крупная и мелкая моторика
- Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности
- Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.
2. Содержательный раздел
2.1 Образовательная деятельность.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. В модели образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых мероприятий с повседневной жизнью детей в детском саду работа по физическому и музыкальному развитию представлена частично, лишь та ее часть, которая позволяет обеспечить принцип интеграции образовательных областей и комплексно-тематическое построение процесса.
Перспективное планирование.
Образовательные области | Задачи психолого-педагогической работы(должны соответствовать проектами, календарно-тематическим планированием, образовательным направлением) | ||
Сентябрь-ноябрь | Декабрь-февраль | Март-май | |
Социально-коммуникативное развитие | Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. | Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых организации; Формирование гендерной семейной,гражданской принадлежности; Воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Воспитание культурно-гигиенических навыков. | Формирование позитивных установок к различным вида труда и творчества, воспитание ценностного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). |
Познавательное развитие | Формировать умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; Устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. | Развивать умение определять цвет, величину, форму, вес(легкий, тяжелый) предметов; Расположение их по отношению к ребенку (близко, далеко, высоко). Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость). Знакомство с городскими видами транспорта | Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Развивать умение ориентировать в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа. Различать левую и правую руку. |
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Развитие игровой деятельности | игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. | В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставить детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов. Продолжать формировать умение детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни. Воспитание интереса и любви к чтению. Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства(цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению видов искусства через художественный образ. Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т.д. Закреплять знания названий цветов. Формировать умение ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков. Формировать навыки аккуратной работы. Формировать конструктивные способности детей. Формировать умение энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и высоту с места; в метании мешочков с песком, мячей диаметром 15-20 см. Организовывать игры с правилами. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Помогать взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими играми (шофер-пассажир, мама-дочка, врач- больной); в индивидуальных играх с игрушками заместителями исполнять роль за себя и за игрушку. | На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Составлять предложения с однородными членами. Формировать умение вести диалог. Формировать потребность делиться своими впечатлениями. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство). Знакомить с оттенками. Подводить детей к изображению предметов разной формы и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий. Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение, разнообразные предметы насекомых и т.п. Учить располагать изображение по всему листу. Закреплять знание формы предметов и их цвета. Расширение представлений о народной игрушке. Знакомство с народными промыслами. Закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Закреплять умение ловить мяч двумя руками одновременно. Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать. Формировать умение сохранять правильную осанку в положении сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. Развивать навыки ползания, лазанья, ловкость. Вводить в игры более сложные правила со сменой движений. Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек. Помогать детям использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины), простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал(снег, песок, вода); разнообразно действовать с ними(строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки). |
Комплексно-тематическое планирование
Тема | Лексические подтемы | Период | Развернутое содержание работы Воспитатель |
«До свидания, лето. Здравствуй, детский сад» | «Детский сад. Знакомство с группой». «Игрушки» | Август-сентябрь 1-2 неделя | Содействие возникновению у детей чувства радости от возвращения в детский сад. Продолжение знакомства с детским садом, как ближайшим социальным окружением ребенка. Рассматривание игрушек. Закрепление правил поведения в детском саду. Знакомство детей друг с другом в ходе игр. Формирование дружеских, доброжелательных взаимоотношений детей. |
Мониторинг | - | Сентябрь 3-4 неделя | В период адаптации и обследования воспитателями и специалистами проводятся индивидуальные работы, беседы с детьми, организация совместной деятельности по подгруппам. Развивать у детей познавательную мотивацию. Формировать дружеские отношения между детьми. |
«Осень» | «Овощи», «Фрукты», «Осень. Лес. Деревья» «Ягоды. Грибы» | Октябрь 1-4 неделя | Расширение представлений детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада), о времени сбора урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Развивать умение замечать красоту осенней природы, вести наблюдения за погодой, рассматривать осеннюю листву. |
«Я и моя семья» | «Моя страна» «Моя семья» «Одежда» «Профессии» | Ноябрь 1-4 неделя | Побуждать называть свой имя, фамилию, имена членов семьи, говорить о себе в первом лице. Обогащение представлений о своей семье. Формирование элементарных навыков ухода за своим лицом и телом. Развитие представлений о своем внешнем облике. Развитие гендерных представлений. |
«Мой дом, мой город» | «Квартира. Мебель» «Дом. Улица. Город» | Декабрь 1-3 неделя | Знакомство с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью. Формирование представлений о ближайшем окружении ребенка. |
«Новогодний праздник» | «Новый год. Елка» | Декабрь 3-4 недели | Расширять представление детей о зиме. Формировать творческие конструктивные способности детей. |
«Зима» | «Зима. Зимние забавы» «Птицы» «Домашние животные» «Дикие животные» | Январь 2-4 неделя, февраль 1 неделя | Расширять представление детей о зиме. Формировать представление о безопасном поведении зимой. Формирование исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования со снегом, водой, льдом. Расширять представление о сезонных изменениях в погоде, в поведении птиц и зверей. |
«День защитника Отечества» | «Транспорт» «Наша армия. Военные профессии» | Февраль 2-3 неделя | Знакомство с городскими видами транспорта, с элементарными ПДД, светофором, наземным и подземным переходом(взаимодействие с родителями). Осуществление патриотического воспитания. Знакомство с военными профессиями. Воспитание любви к Родине. Формирование первичных гендерных представлений (воспитание в мальчиках стремление быть сильными и смелыми). |
«8 марта» | «Мамин праздник» «Ранняя весна. Цветы» | Февраль 4 неделя, март 1-2 неделя | Организация всех видов детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Развивать творческие и конструктивные способности детей. |
«Знакомство с народной культурой и традициями» | «Игрушка. Народная игрушка» «Посуда» | Март 3-4 неделя, апрель 1-2 неделя | Расширение представлений о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.) знакомство с народными промыслами. Продолжение знакомства с устным народным творчеством. Использование фольклора при организации всех видов детской деятельности. Формирование представлении о предметах домашнего обихода. |
«Весна» | «Домашние птицы» «Рыбы» | Апрель 3-4 неделя, май 1-2 неделя | Расширение представлений о сезонных изменениях(растения весной, поведение птиц), о простейших связях в природе(потеплело-появилась травка и т.д. |
Мониторинг | - | Май 3-4 неделя | В период обследования воспитателями и специалистами проводятся индивидуальные работы, беседы с детьми, организация совместной деятельности по подгруппам. Развивать у детей познавательную мотивацию. Формировать дружеские отношения между детьми. |
«Лето» | «Изменения в природе» «Насекомые» | Июнь 1-4 неделя | Формирование элементарных представлений о садовых и огородных растениях. Формирование исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с песком и водой. Дать элементарные представления о насекомых. |
Рекомендации к изучению лексических тем: «Профессии», «Труд взрослых», «Сезонные изменения в живой и неживой природе»(изменения в погоде, растения, животные, птицы, человек) проходят в течение всего учебного года.
Оздоровительно-закаливающие процедуры
Элементы повседневного закаливания
- Воздушно-температурный режим (обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды).
- Утренняя гимнастика (в теплое время года проводится на улице, в холодное время в группе)
- Сквозное проветривание в отсутствии детей
- Физкультминутки во время занятий, подвижные игры, упражнения на дыхание
- Физкультурные занятия в зале (+18)
- Прогулка утренняя и вечерняя(-15)
- Сон с доступом свежего воздуха
- Гигиенические процедуры (ежедневно в течение дня)
2.2 Система работы с родителями воспитанников
Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация прав и Конвенция о правах ребенка), а также законы РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»), ФГОС ДО. Наиболее важные положения этих документов нашли отражение в данной программе:
- уважение личности ребенка;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогов) и детей;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его развития;
- взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и полноценного развития ребенка.
Перспективный план по взаимодействию с родителями
Цель: Сплочение родителей и педагогов группы и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
Месяцы | Название мероприятия |
Сентябрь | 1.Организационное родительское собрание «Задачи воспитания ребенка 3-4 лет» 2. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны» 3. Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок 3-4 лет». 4. Памятка для родителей «Возрастные особенности детей дошкольного возраста». 5. Анкетирование родителей. Тема: «Характеристика моего ребенка» 6. Консультация «Безопасность дорожного движения» |
Октябрь | 1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников». 2. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ. 3. Консультация «Закаливание. О пользе бассейна». 4. Гербарий «Разноцветная осень» 5. Индивидуальные беседы с родителями. Тема «Спортивная обувь, форма для занятий физкультурой». О необходимости ее приобретения. |
Ноябрь | 1.Консультация «Подвижная игра как средство физического, нравственного, духовного здоровья и гармонично-развитой личности» 2. Беседа «Одежда детей в группе». 3. Выставка детских рисунков ко Дню Матери. «Мамочка-наше солнышко!» 4. Памятка для родителей. Тема: «Как помочь птицам зимой». 5. Фотовыставка «Мир вокруг меня» по проекту |
Декабрь | 1.Оформление родительского уголка на зимнюю тему. «Здравствуй, гостья Зима!» 2.Подготовка к Новогоднему празднику (изготовление костюмов) 3.Подготовка подарков на Новый год 4.Папка-передвижка (Новогодние советы, приметы, гадания, развлечения, конкурсы, рецепты и т.д.) «Скоро, скоро Новый год!» 5.Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?» |
Январь | 1.Консультация «Самостоятельность ребенка. Трудовые поручения». 2.Родительское собрание «Игра как средство общения и познания» 3.Индивидуальные беседы. Тема: «Закаливание-один из форм профилактики простудных заболеваний детей». 4.Конкурс «Расскажи мне сказку» 5. Памятка для родителей. Тема: «Чаще читайте детям». |
Февраль | 1.Выставка детских рисунков, тема: «Мой папа». 2.Соревнование-состязание посвященное празднику 23 февраля. 3.Консультация для родителей «Праздники, традиции, фольклор нашего народа» Разработка и проведение развлечения «Масленица» 4.Подготовка к праздникам Масленица 5.Фотовыставка «Зимние игры». |
Март | 1.Оформление родительского уголка на весеннюю тему: «Весна-Красна снова в гости к нам пришла». Стихотворения, загадки, народные приметы. 2.Тематическая выставка детских работ. «цветы для мамы». 3.Подготовка к празднику 8 Марта. 4.Папка-передвижка с заметками, стихами и поздравлениями. «Нашим любимым мамочкам скажем добрые слова». |
Апрель | 1.Педагогическая гостиная. «взаимоотношения между собой в семье». 2.Тематическая выставка детских рисунков «День космонавтики». 3.Папка-передвижка «Праздник-Светлая Пасха!» |
Май | 1.Тематическая консультация «Кризис 3-4 лет» 2.Папка-передвижка ко Дню Победы и посещение памятных мест. 3.Благодарности родителям. |
3. Организационный раздел
3.1 Программно-технологическое и методическое обеспечение
Наименование | Кол-во |
Магнитофон | 1 |
Компьютер | 1 |
Проектор | 1 |
Интерактивная доска | 1 |
Фланелеграф | 1 |
3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Образовательная область | Стратегия взрослого | Особенности развивающей среды |
Физическая | Ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться; обучать детей правилам безопасности; создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере; использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать. Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементами соревнования. Знакомить с народными играми. | Игровое и спортивное оборудование. Мячи разных размеров и назначения. Скакалки, обручи, кегли. Оборудование для развития крупной моторики на площадке. |
Познавательная | Формировать умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами ( прочность, твердость, мягкость). Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. | Конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования, шнуровки различной сложности, логические игры, развивающие игры, настольно-печатные игры по возрасту, серии картинок по темам, складные кубики, пазлы, мозаика, дидактические игры и игрушки. |
Речевая | Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений. В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Развивать диалогическую форму речи. Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для младшей группы. | Предметные сюжетные картины, атрибуты для театрализации и сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, произведения художественной литературы. |
Социально-коммуникативная | Создавать в течение дня условия для свободной игры детей; Определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь; наблюдать за играющими детьми и понимать какие именно события дня отражаются в игре; отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо; косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер(например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей). Педагоги должны знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры детей, понимать их значимость. Воспитатели должны устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности. Спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. | Атрибуты для сюжетно-ролевых игр, комплекты костюмов для сюжетно-ролевых игр по профессиям, муляжи, наборы продуктов, различные куклы, коляски, различные виды транспорта, разные виды кукол для театрализации. |
Художественно-эстетическая | Развивать художественные наклонности в пении, рисовании, музицировании. Поддерживать увлечения детей разнообразной художественной и познавательной деятельностью. Создавать условия для посещения кружков и студий. Планировать время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения Создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства. | Материалы для творчества, для рисования, аппликации, лепки. Изделия народных промыслов. Детские музыкальные инструменты, аудиозаписи, магнитофон. Конструкторы с мелкими элементами, иллюстрированные книги, репродукции картин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа младшей группы
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу младшей группы, построенной по принципу основной общеобразовательной программы дошко...
Рабочая программа (младшая группа) на тему: Программа "Малютка"
Программа по обеспечению социального благополучия детей раннего возраста на группе с кратковременным пребыванием. «Малютка» МДОУ Д/с № 27 «Чеб...
Рабочая программа младшая группа.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа с. Большая ПолянаТербунского района Липецкой области «Согласовано» Председатель методическ...
Рабочая программа младшая группа
разработана на основе программы "Детство"...
Рабочая программа младшей группы, реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС) Составители: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.
Рабочая программа, реализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС)Младший возраст (3-4 года) Программу составили: Ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Младшей группы (с 3 до 4 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)
Рабочая программа младшей группы № 6 разработана педагогом группы на основе образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозёрск». Содержание программы соответствует требованиям ...
Рабочая программа младшей группы общеразвивающей направленности для воспитанник 3-4 лет (группа Акварелька)
Рабочая программа младшей группы...