ПДД
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Правила дорожного движения - главное для детей умение
Ситникова Т.С., воспитатель высшей категории, МБДОУ «ДС № 384 г. Челябинска»
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, каждое десятое происходит с участием детей.
Главными причинами детского травматизма и несчастных случаев на дорогах являются:
- Незнание правил движения пешеходов и перехода дороги
- Неподчинение сигналам светофора
- Игры на проезжей части дороги и вблизи нее
- Нарушение правил безопасного поведения пассажиров в транспорте
Таким образом, актуальность работы по формированию и развитию у детей-дошкольников умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде не вызывает никаких сомнений.
У детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что-то новое, потребность в движении, стремлении играть в любых ситуациях, неумение быстро оценить обстановку и принять правильное решение часто ставит ребенка перед реальными опасностями на улицах города.
Поэтому появилось желание и необходимость, играя, изучать с детьми правила дорожного движения, формировать навыки осознанного поведения на улице большого города, обеспечивая тем самым их здоровье и безопасность.
Для обучения детей дорожной грамоте нами разработаны:
- циклы занятий для всех возрастных групп;
- определены цели и задачи для каждого возраста;
- систематизирована «Библиотечка маленького пешехода»;
- подобрана методическая литература для воспитателей;
- разработаны рекомендации для родителей (памятки, брошюры, консультации);
- подобран иллюстративный материал схемы, плакаты для создания и обсуждения проблемных ситуаций и ознакомления детей с правилами дорожного движения.
Каждый учебный год, начиная уже с I1 младшей группы, работе по правилам дорожного движения посвящается одна-две недели, обычно в начале учебного года. Дети как бы погружаются «в данную проблему». Все регламентированные занятия, творческие задания, свободная деятельность строятся, опираясь на тему безопасности дорожного движения.
Затем полученные знания закрепляются у детей в течение всего года, благодаря организации досугов, сюжетно-ролевых, подвижных игр, прогулок и наблюдений, участие детей в конкурсах рисунков, работе в книжном уголке.
Вся работа с детьми по этой проблеме не ограничивается только словесными объяснениями – «Это можно, а так нельзя». Педагоги стараюсь использовать все доступные формы и методы работы: беседы, обсуждения ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивания стихов, чтение художественной литературы, настольные, дидактические игры, драматизация известных детям произведений, пословицы, поговорки, загадки, ребусы.
В соответствии с возрастом детей в каждой группе оформлен уголок по обучению детей правилам дорожного движения. Создана соответствующая развивающая среда в группах, подобраны атрибуты для сюжетно-ролевых игр, художественная литература, дидактические игры и пособия, наглядный материал для занятий и досугов по ПДД.
В детском саду проводятся открытые занятия, диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми
Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, педагогами нашего садика, уделяется большое внимание работе с родителями. Нами используются различные формы: выступление на родительских собраниях, анкетирование, индивидуальные беседы, консультации.
В каждой группе оформлен родительский уголок, он включает в себя:
- Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе.
- Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
- Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по ПДД
- Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями.
- Оформлены папки-передвижки для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог»
Для того чтобы больше заинтересовать детей правилам движения привлекаются школьники бывшие выпускники. Они участвуют в развлечениях, в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр из бумаги, природного бросового материала для детей разных групп, своих сестер и братьев.
Родители детей, проявляя инициативу, помогают пополнить игровые уголки, развивая тем самым предметно-развивающую среду в группе. Участвуют в изготовлении и обновлении учебных пособий по ПДД: плакатов, макетов улиц, светофоров, настольных перекрестков дорожных знаков, изготавливают права, дорожные карты, шьют костюмы. Сопровождают детей на экскурсии. С удовольствием принимают участие в различных конкурсах, викторинах, спортивных праздниках, выставках рисунков, поделок фотографий.
В нашем детском саду регулярно проводятся праздники и развлечения по правилам дорожного движения, устраиваются игры-соревнования «Что? Где? Откуда?», «Поле чудес», конкурс «Лучший пешеход», «Красный, Желтый, Зеленый», инсценировки «Мы едем, едем, едем…», театрализованные представления «В стране Светофории», «Школа светофорных наук», «Бездельник светофор», конкурсы загадок частушек и стихов.
Особое внимание воспитатели нашего садика уделяется вопросу культурного поведения и безопасности детей в общественном транспорте.
Для формирования устойчивых знаний и прочных навыков культурного поведения на улице, в транспорте проводятся специальные занятия по разработанному плану, блоки занятий по развитию речи и изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию, сюжетно-ролевые игры, а также проводятся ежедневные беседы, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов.
Все задачи по обучению дорожной грамоте решаются на протяжении всего дошкольного возраста. На каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения.
Вся работа в садике проводить планово, систематически, постоянно, охватывая все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Познакомить с
Средняя группа. Тема: Знакомство с улицей.
Цель: Дополнить представления об улице новыми сведениями.
Познакомить с правилами передвижения пешеходов, с понятиями
«пешеход», «наземный переход».
Средняя группа. Тема: Знакомство с улицей.
Цель: Дополнить представления об улице новыми сведениями.
Познакомить с правилами передвижения пешеходов, с понятиями
«пешеход», «наземный переход».
Средняя группа. Тема: Знакомство с улицей.
Цель: Дополнить представления об улице новыми сведениями