Консультация «Организация прогулки в ДО»
консультация по теме

Архипова Ольга Витальевна

Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: "Организация прогулки в ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_progulki.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161 корпус 6.

Консультация

«Организация прогулки в ДОУ»

Воспитатель:

Архипова Ольга Витальевна

Москва 2015-2016 учебный год.

Организация прогулки

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), обучение детей в ДОУ ведётся по пяти направлениям: познавательное, физическое, художественное, речевое и коммуникативное развитие. Эти категории взаимосвязаны в образовательном процессе и реализуются в течение всего дня в детском саду. Правильная организация прогулок позволяет достичь цели по воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка, совершенствовать лучшие качества в нём.

Организация и проведение прогулки — сложнейший вид педагогической деятельности. Во время пребывания на площадке детского сада не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития. Согласно требованиям СанПиН, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3–4 часа ежедневно (за исключением тех дней, когда погодные условия сокращают время прогулки или препятствуют проведению занятия на площадке). Пребывание на улице является здоровьесберегающим видом деятельности: смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой переутомляемости и восстановлению функциональных ресурсов. Прогулка — один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание. Вместе с тем на прогулке выполняется установка Федерального государственного образовательного стандарта на развитие в детях способностей и мотивации к различным видам деятельности.

Современные детские сады работают в соответствии с построенными по ФГОС программами и придерживаются Федеральных государственных требований (ФГТ) к деятельности детей. В нормативных документах указано 7 основных видов деятельности для дошкольного обучения: игровая; коммуникативная; трудовая; познавательно-исследовательская; продуктивная; музыкально-художественная; чтение.

Прогулка представляет собой комплекс проведения образовательной деятельности с детьми. Все виды деятельности по ФГТ можно использовать на прогулке в различных сочетаниях в зависимости от того, какой деятельностью ребята занимались до выхода на улицу и что будет по плану после. Если прогулка в режимном распорядке следует после физкультуры или другой активной физической деятельности, то на улице занятие начинается в спокойном ритме. И наоборот, после занятий пением, развития речи, художественной деятельности на свежем воздухе предполагаются активные физические упражнения.

Задачи прогулок:

- Познавательная, расширение знаний об окружающем мире: явлениях природы, животном и растительном мире.

- Пополнение активного словарного запаса посредством изучения предметов и явлений природы.

- Развитие мыслительных способностей. Ребята учатся самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, строить выводы.

- Развитие наблюдательности, любознательности, поисково-исследовательской деятельности, познавательной активности.

- Формирование коммуникативных навыков в отношениях со сверстниками во время совместной игровой и трудовой деятельности.

- Способствование художественно-эстетическому и речевому развитию.

- Повышение уровня физической подготовленности дошкольников.

- Оптимизация двигательной активности.

- Воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю.

- Создание положительного эмоционального фона.

Приёмы (структурные компоненты) прогулки:

- Наблюдение. Проводится с группой, по подгруппам или в индивидуальном порядке. Наблюдать с детьми можно за природными явлениями и ситуациями в общественной жизни. Для привлечения внимания воспитанников к наблюдательному процессу используются: постановка педагогической задачи, загадки, игровые и проблемные ситуации, сюрпризные моменты, проведение беседы с поисковыми вопросами, сравнениями, привлечением личного опыта ребят.

- Подвижные игры и физические упражнения, в том числе проведение спортивных игр с элементами соревнования в старших группах (бадминтон, футбол, городки и др.).

- Творческие задания и упражнения по речевому развитию. Они проводятся в условиях хорошей погоды, с использованием выносного материала (прослушивание сказки о природе, беседа по вопросам или картинкам, изготовление поделок из природного материала и т. д.).

- Трудовые поручения: привлечение детей к сбору игрушек, оказание посильной помощи в наведении порядка на площадке (сбор листвы, расчистка дорожек от снега, уход за посадками). Трудовая деятельность должна вызывать радость от ощущения значимости проделанной работы.

 Виды прогулок

Выделяется 2 вида прогулок с дошкольниками по месту их проведения:

- На участке детского сада. Здесь проводятся прогулки ежедневно, реализуются все основные педагогические задачи. Разнообразить занятия на площадке группы можно различными заданиями, новыми играми, использованием непривычных выносных материалов.

- Пешеходные прогулки за пределы ДОУ. С воспитанниками должен быть проведён инструктаж о плане маршрута и соблюдении мер безопасности во время его прохождения. Целью прогулок в ближайшие парки и скверы служат наблюдения за представителями растительного и животного мира (птиц, белок, различных деревьев, цветов) и за жизнью людей (работой, занятиями спортом и др.). Если ребятам предстоит пересечь проезжую часть, чтобы дойти до места прогулки, следует накануне повторить с воспитанниками правила поведения пешеходов (где разрешено переходить дорогу и как это делать).

 Организация прогулок в детском саду

Прогулка складывается из пяти структурных элементов, каждый из которых длится 7–15 минут: самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа по различным направлениям развития дошкольников, труд, наблюдение, двигательная активность.

Последовательность видов деятельности на прогулке выстраивается в соответствии с предшествующими занятиями детей, их эмоциональным состоянием (усталость, апатия, возбуждённость, активность), обучающими задачами и календарно-тематическим планированием. Поэтому организация каждого пребывания детей на свежем воздухе требует подготовки конспекта, в котором будет отражена последовательность видов деятельности и их образовательная наполненность. К подготовке пешеходной прогулки за пределы детского сада относится дополнительно составление плана маршрута с обозначением дальности конечного пункта. Администрация ДОУ должна быть предупреждена об этой прогулке и назначает дополнительного сопровождающего для группы детей (старшего воспитателя, медсестру, кого-либо из родителей).

Временной план прогулки

Общая длительность пребывания дошкольников на свежем воздухе составляет 3–4 часа ежедневно и складывается из утренней и вечерней прогулки. На каждый из пяти структурных компонентов прогулки приходится 7–15 минут, остальное время приходится на самостоятельную деятельность детей. На прогулке первой половины дня физическая активность длится 6–10 минут в младшей группе (с увеличением на 5 минут для последующих возрастных групп), на вечерней прогулке — 10–15 минут для любого возраста воспитанников.

Зимой при низких температурах и высокой скорости ветра длительность прогулок сокращается. В ненастные погодные условия прогулка отменяется при условии проведения занятия в помещении, восполняющего потребность в двигательной активности и препятствующего переутомляемости детского организма.

Организация наблюдений на прогулке в детском саду

Согласно ФГОС, основным направлением развития дошкольника является развитие познавательное. Оно осуществляется в различных формах: экспериментальная, исследовательская, проектная деятельность, опыты, игры (сюжетные, ролевые, дидактические), рассматривание, решение проблемных ситуаций. Лучший метод познавательного развития на прогулке — наблюдение.

Наблюдение — это процесс изучения объектов и явлений природы путём сенсорного восприятия, выявления качеств и свойств, сравнения, обобщения, установления связей. Наблюдение может проводиться индивидуально, с подгруппой детей и фронтально со всеми воспитанниками. В зависимости от поставленных педагогом задач исследовательской деятельности детей наблюдения делятся на эпизодические, длительные и фронтальные.

К наблюдениям на прогулке в детском саду предъявляется ряд требований для эффективного развития каждого ребёнка:

- Цикличность. Многоразовое возвращение к наблюдению изученных ранее природных предметов и явлений способствует лучшему усвоению знаний дошкольниками.

- Непродолжительность. Во время проведения наблюдения воспитатель должен следить за эмоциональным состоянием детей, избегать переутомления у подопечных. Начать и завершить исследование ребята должны с положительными эмоциями.

- Доступность. Каждому ребёнку предоставляется возможность рассмотреть и исследовать объект.

- Структурность. Наблюдение складывается из трёх частей:

  • начало (концентрация внимания воспитанников, создание благоприятной атмосферы),
  • основная часть (получение информации об объекте или явлении),
  • завершение (подведение итогов, обобщение полученных знаний).

Подготовка к проведению наблюдения состоит из следующих моментов:

- Определение места наблюдения в системе знаний воспитанников о природе;

- Выбор объекта или явления для наблюдения;

 - Подготовка инструментов и дополнительного оборудования.

На прогулках в младших группах проводятся кратковременные наблюдения, поскольку воспитанникам сложно сконцентрировать внимание надолго. В старших группах наблюдения становятся длительными, что позволяет развивать аналитические способности у детей, помогает накапливать представления о природе и общественно-бытовом устройстве жизни.

Временной план наблюдений на прогулке

Наблюдение как структурный компонент прогулки по нормам занимает 7–15 минут от общей продолжительности пребывания группы на свежем воздухе. С детьми 3–4 лет рекомендуется заниматься исследованием предметов природы в несколько кратких по продолжительности этапов, перемежающихся с подвижными и интеллектуальными играми, спортивными заданиями, беседами. С ребятами старшего возраста время наблюдения увеличивается.

Прогулка — одна из составляющих образования в детском саду. При правильной организации и использовании воспитателем разнообразных приёмов обучения занятия на свежем воздухе развивают в детях любознательных исследователей, внимательных наблюдателей, ценителей природной красоты и богатства окружающего мира, приверженцев здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Организация прогулки в детском саду"

Консультация будет актуальна для родителей и педагогов дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Организация прогулки в ДОО»

Г.А. Сперанский писал:"День, проведённый ребёнком без прогулки,потерян для его здоровья"...

Консультация "Организация прогулки в летний период"

Консультация «Организация прогулки в летний период» 1.Требования к организации прогулок в летний период.2.Структура прогулки.3.Прогулки и экскурсии с детьми в природу в летний период....

Консультация "Организация прогулки в дошкольном учреждении"

В данной статье приводятся основные особенности организации прогулки в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с САНПиН...

Консультация "Организация прогулки в ДОУ"

В режиме дня детского сада предусматриваются две прогулки: в первой половине дня и во второй. Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи.Оздоровление д...

Консультация: «Организация прогулки в первой младшей группе с использованием инновационных технологий».

         Прогулка необходима для здоровья и развития детей, для   осуществления разнообразных воспитательных задач....

Консультация "Организация прогулки в ДОУ"

Данный материал полезен для работы воспитателям дошкольных образовательных учреждений...