Методы и приемы развития логического мышления детей дошкольного возраста.
статья на тему

Трутнева Екатерина Сергеевна

Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе. Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логикию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы развития логического мышления детей дошкольного возраста.

           Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Но, тем не менее, следуя принципам доступности и последовательности обучения, основу для развития логического мышления можно заложить уже в раннем детстве.

           Но зачем логика маленькому ребёнку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создаётся как бы определённый «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретённые, в дошкольный период будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе.

И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка. Ослабнет, а то и вовсе увянет интерес к учению.

           Из вышесказанного можно сделать следующий вывод:

целью формирования логического мышления у дошкольников является развитие умственных способностей детей.

   Задачами, которые я ставила перед собой, были следующие:

  1. Обучение детей мыслительным операциям: анализ-синтез, сравнение, обобщение, классификация.
  2. Развитие у детей речи, произвольного внимания, познавательных интересов, творческого воображения.
  3. Воспитание уверенности в себе, стремления к преодолению трудностей, коммуникативных навыков, желания вовремя прийти на помощь товарищу.

           Исходя из этих целей и задач, я определила содержание работы по развитию логического мышления у дошкольников, разработала формы и методы деятельности с детьми и родителями, составила перспективные планы по данной теме, изготовила и подобрала наглядные дидактические материалы. Основным средством достижения поставленных целей и задач я выбрала игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения. Эти игры стали содержанием работы по представленной теме.

           К ним относятся развивающие игры-головоломки, логические блоки Дьенеша, занимательные математические задачи, словесные игры, пальчиковые игры, конструкторы, мозаика, строительный материал, а также настольно-печатные игры на классификацию, сравнение, обобщение.

           Игры-головоломки или геометрические конструкторы известны с незапамятных времён. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости предметы по образцу или замыслу. Знакомство детей младшего дошкольного возраста с головоломками я начала с простейшей игры-собиралки «Сложи квадрат», разработанной известным российским педагогом Б.Никитиным. Детей очень увлекла эта игра. Они упорно искали ход решения, который вёл к нужному результату. Доступность этой головоломки детям младшего дошкольного возраста способствовала формированию положительного эмоционального отношения к ней, что стимулировало мыслительную активность. Пытаясь правильно собрать квадрат, дети учились настойчивости, у них активизировалась мелкая моторика, закреплялось умение делать вывод, формировалось понятие, что целый объект может состоять из частей.

           Научив детей собирать квадрат Никитина, я почувствовала, что они готовы к восприятию более сложной головоломки. Такой головоломкой стала игра «Абрис». Заинтересовав детей, я показала, как наложением деталей на образец можно собирать картинку, при этом я чётко проговаривала название используемых фигур. Начинала с самых простых картинок, состоящих из двух фигур (домик, неваляшка, гриб).

           Подобный метод обучения, когда детям даётся готовый образец, разъясняются и показываются способы его получения, способствует развитию восприятия и анализа. Младшие дошкольники ещё не умеют самостоятельно рассматривать предметы с точки зрения их последующего воспроизведения. Им трудно увидеть какой-то образ в контурном изображении и в уме разделить этот образ на составные части. Поэтому задача что-то нарисовать или построить воспринимается ими как главная, и они стремятся как можно скорее перейти к её осуществлению. Это ведёт к многочисленным ошибкам и даже невыполнению задания. Успешное выполнение практических действий зависит от того, насколько правильно дети восприняли образец и проанализировали его.

После показа и разъяснения детям предлагалось самостоятельно собрать картинку из геометрических фигур.  При игре в головоломку задействована такая область психики, как кинестетика - умение мыслить руками. У маленького ребёнка это умение развито недостаточно. Поэтому первую головоломку, квадрат Никитина, я использовала для занятий с детьми старше 3-х лет, головоломку «Абрис» - для детей старше 3,5 лет. В условиях разновозрастной группы (дети младшего и среднего дошкольного возраста) у меня была возможность познакомить детей среднего возраста с головоломкой Пифагора. Но это произошло только после того, как дети научились самостоятельно собирать не только простые, но и более сложные фигуры головоломки «Абрис» (петух, спортсмен, пингвин, машина и др.)

Прекрасным материалом для развития логического мышления дошкольников являются логические блоки Дьенеша. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определённым правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числу относятся умения анализа, сравнения, классификации, обобщения, кодирования –декодирования, а также логические операции «не», «и», «или».  С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

    Сначала предлагала детям самые простые игры.

  1. «Найди все фигуры (блоки), как эта» (по цвету, форме, размеру).
  2. «Цепочка» (фигуры выкладываются в ряд по разным принципам: чтобы рядом стояли (не стояли) фигуры одинаковой формы, размера, цвета, толщины).
  3. «Раздели фигуры».

Одним из условий развития логики является формирование речи как средства общения. Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений, окружающей действительности, закреплённые в словах. В связи с этим в работе с детьми я часто использую следующие словесные игры: «Подбери концовку», «Скажи наоборот», «Часть – целое», «Добавь словечко», «Продолжи рассказ».

           Одной из разновидностей словесных логических игр является загадка.  Чтобы отгадать загадку, ребёнок должен провести следующие операции:

1) выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;

2) сопоставить и объединить эти признаки, т.е произвести синтез;

3) на основе соотнесённых признаков и выявленных связей сделать умозаключение, т.е. отгадать загадку.

Работа по развитию логического мышления приносит свои плоды – дети становятся более раскрепощёнными, они с удовольствием вступают в контакт со взрослыми и друг с другом, пытаются отстаивать свою точку зрения, у них постепенно развивается чувство юмора. Дети обретают уверенность в себе, учатся связно излагать свои мысли, чувства, делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства. Всё это является прочным фундаментом для успешного обучения детей в школе.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста

Цель: формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности, развивать творческое воображение, прививать вкус к творческой работе.Игра «На что это похоже?»Развивает ...

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста

Главной целью образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления д...

Конспект «Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста».

Конспект«Дидактическая игракак средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста»....

Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей дошкольного возраста.

В статье рассказывается об особенностях использования блоков Дьенеша для развития логического мышления детей в разных возрастных группах....

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»

Из опыта работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-матеметических игр, таких как "Блоки Дьенеша", "Палочки Кюизенера" и др....

Особенности развития логического мышления детей дошкольного возраста с помощью логико-математических игр

Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие логического мышления посредством дидактических логико-математических игр имеет важное...