Стендовый доклад«Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
«Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Стендовый доклад | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
г. Бердск, Новосибирская область
Стендовый доклад
«Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Подготовила:
Воспитатель 1 квалификационной категории
Пирожкова Оксана Николаевна
г. Бердск 2018г.
«Два мира есть у человека: один, который нас творил,
Другой, который мы от века творим по мере наших сил».
(Н. А. Заболоцкий)
Формирование творческой личности – наиболее важная задачапедагогической практике и теории на современном этапе. Одно из более эффективных средств для этого – изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует:
- Разностороннему развитию личности ребенка. Развиваются психические процессы: память, внимание, мышление.
- Развивается тактильная чувствительность и мелкая моторика рук.
- Углублению представлений об окружающем мире. Приобретению знаний о явлениях и предметах, о художественныхвозможностях изобразительного искусства.
- Решению задач речевого развития детей это – обогащение словарного запаса, развитие связной речи, правильного произношения, умение описывать увиденное, умение рассказать о созданном ребенком изображении.
А главное в процессе изобразительнойдеятельности, ребенок может испытывать чувства: огорчения или радости, желаниепреодолеть трудности или отступить перед ними.
Все мы в детстве были художниками. Почему же увлечение это проходит? Почему верным рисованию остаются только художественно-одаренные люди? Ведь все дети любят рисовать. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунке свои впечатления от увиденного. Однако анализ собственной педагогической деятельности показывает, что дети с нарушением речи слабо владеют изобразительными навыками, а при отсутствии коррекционно-развивающего обучения самостоятельная деятельность детей носит репродуктивный характер: дети рисуют то, что умеют. Часто работы детей отличаются бедностью цвета, однообразием, одно плановостью.
Рисунки детей с ОНР, в основном, отличаются нарушением пропорций, пропуском мелких и существенных деталей, что говорит о достаточно низком уровне развития художественно-творческих способностей детей.
Для детей с ОНР характерны:
-Не устойчивость внимания, ограниченные возможности распределения внимания;
-недостаточно сведений об окружающем мире;
-отставание в развитии логического и словесного мышления;
-общая психофизиологическая расторможенность;
- не достаточно развита мелкая моторика.
Наиболее благоприятным периодом развития творческих способностей выступает старший дошкольный возраст.
По рисунку ребенка можно судить об уровне его речевого развития, определить навыки и знания об окружающем мире. Определить уровень изобразительных и сенсомоторных способностей детей.
Какие же найти стимулы, чтобы заинтересовать ребенка, раскрыть его желание творить? Как развить творческий потенциал особенных детей, ибо каждый ребенок одарен и талантлив по-своему?
Проблема актуальна, и я решила работать над развитием творческих способностей особенных детей.
Дети с особыми образовательными потребностями (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в ДОУ общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании или инклюзивное образование.
На занятиях по изобразительной деятельности я стараюсь реализовать следующие задачи:
- Формировать способы художественного творческого отражения своих представлений об окружающем мире, овладевать техническими умениями и навыками различными изобразительными средствами.
- Развивать психические процессы: память, внимание, мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Развивать речь: эстетические оценки, суждения, высказывания.
- Воспитать нравственно-эстетический аспект художественной деятельности, формировать ценностное отношение к окружающему миру, природе, к событиям нашей жизни;
Все занятия построены с учетом возрастных возможностей особенных детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно-продуктивной деятельности дошкольников.
Мои занятия отличаются от традиционных:
1. рисование разнообразными по качеству, свойствам материалами (угольный карандаш, восковые мелки, акварель, свеча, фломастер, гуашь);
2. использование нетрадиционных способов рисования, например,рисование солью, рисование воском, комбинирование разных материалов (восковые мелки и акварель, соль и клей ПВА, свеча и акварель);
3. использование тематического литературного, музыкального, фольклорного и игрового материала;
4. использование различных нетрадиционных техник изобразительного искусства: клей ПВА+ соль + гуашь (ребенок наносит клей ПВА на готовый рисунок и засыпает солью, затем закрашивает гуашью); свеча + акварель (ребенок рисует свечой на бумаге, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов, рисунок свечой остается белым).
Данные приемы и техники сделали занятия доступными, интересными, содержательными, познавательными и увлекательными.
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Ведь ценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, развитие фантазии, наблюдательности, импровизации у особенных детей.
Одним из условий успешного развития художественного творчества детей является вариативность и разнообразие работы с детьми на занятиях.
Для начала знакомимся с лексической темой, по которой будем работать всю неделю, я стараюсь тщательно готовиться: подбираю наглядный материал, игрушки, предметы, художественные тексты, стихи, уточняю словарную работу и т.д. Вовремя непосредственно – образовательную деятельность стараюсь привлечь внимание всех детей вопросами, обсуждениями, вовлекаю их в непринуждённую беседу. Знания, полученные на занятиях, закрепляю с детьми в дидактических играх, самостоятельной деятельности детей.
В процессе развития творческих способностей использую дидактические игры«Тело человека», «Назови пропущенное слово», «Живые числа», «Сколько?» и т.д.; пальчиковые игры«Хочу всё знать»,«Смешные человечки»,«Снежки», «Скоро в школу» ифизкультминутки«По ровненькой дорожке», «Зимний лес», «Отражение в стекле», «Бабочка» и т.д.); художественное слово; музыкальное сопровождение; графические упражнения«Дострой замок», «Дорисуй заборчик», «Повтори рисунок по клеткам», «Графический диктант» и т.д.
Реализовать свои творческие желания дети могут в уголке художественно-творческой деятельности, в котором находятся различные материалы для самостоятельного рисования и лепки, схемы, образцы художественного искусства. Использование технологии нетрадиционных техник позволило привить детям любовь к рисованию, лепке, конструированию. При раскрашивании, штриховке, работе с ножницами у детей развивается мелкая моторика, точность и координация движений.
Успех в работе по развитию творческих способностей детей может быть достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Цель взаимодействия детского сада и семьи – объединить усилия взрослых для успешного развития речи ребенка.
В работе с родителями: знакомлю с задачами, которые решаю, раскрываю родителям смысл изобразительной деятельности, ее значение для общего развития детей, имеющих речевые нарушения; объясняю, на каком уровне находится деятельность их детей; подсказываю, чем они могут помочь.
Систематическая, планомерная работа дает положительные результаты. У моих особенных детей появился еще больший интерес к изобразительной деятельности, улучшилось качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения, оригинальность изображения, более полное раскрытие замысла), дети используют различный изобразительный материал, различные нетрадиционные техники рисования.
Таким образом, можно сделать вывод, что под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении детей. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. В известной степени у них развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство должным образом сказывается и на эмоционально-волевой сфере.
Изобразительнаядеятельность для детей – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать, открывая новые возможности. Я увидела, как нестандартные подходы в организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Список литературы:
- Вераксы Н.Е., Васильева М.А., Комарова Т.С. Примерная основная общеобразовательная программа “От рождения до школы” под ред, -М.: Мозаика-Синтез, 2012.
2.Глухов, В. П. Особенности творческого воображения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] /В. П. Глухов // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. – М., 1985.
3.Галанов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А. С. Галанов. – М., 2002.
5.Кривых, Ю. С. Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Ю. С. Кривых // Логопедия. - 2008. - N 1.
6.Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб., 2007.
7.Новикова, К. Л. Развитие творческих способностей детей [Текст] / К. Л. Новикова// Детское творчество. - 2002. - №31.
8.Рыжова, Н. В. Ресурсы изобразительной деятельности в развитии творчества у детей с общим недоразвитием речи [Текст] /Н. В. Рыжова // Логопед. - 2007. - N 3.
9.Рыжова, Н. В. Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР [Текст] / Н. В. Рыжова. – М., 2009.
10.Аверьяновой А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду» — М., 2004г.
11.Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. «Рисование с детьми дошкольного возраста»ТЦ Сфера - 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материалы содержат рекомендации музыкальному руководителю для музыкальных занятий, на которых дети не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и расширяют свои творческие ...
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста
Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, под...
Статья на тему: Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возрастаКаждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольнико...
«Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста» Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением...
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»...
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста
laquo;Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы». В.А.Сухомлинский...