Развитие внимания у детей дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Мокрышева Екатерина Юрьевна

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у детей, вызывают беспокойство  у педагогов, родителей, психологов, – у всех кто работает с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколько-либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. В тесной связи с проблемой внимания встает и проблема воли, ведь в основе внимания лежат именно волевые процессы: необходимо удерживать концентрацию, когда это уже неинтересно, и здесь в силу вступает воля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mokrysheva_vnimanie.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

                      Развития внимания у детей дошкольного возраста       

 Воспитатель  Мокрышева Е.Ю., ГБОУ "Школа № 842", Москва ЗелАО

        Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у детей, вызывают беспокойство  у педагогов, родителей, психологов, – у всех кто работает с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколько-либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. В тесной связи с проблемой внимания встает и проблема воли, ведь в основе внимания лежат именно волевые процессы: необходимо удерживать концентрацию, когда это уже неинтересно, и здесь в силу вступает воля[ 2].

 Произвольное управление действиями, соблюдение правил, которое необходимо детям, в первую очередь, в учебной деятельности, возможно на первых порах, когда ребенку ясны близкие цели и когда он знает, что время его усилий ограничено малым числом заданий. Длительное напряжение произвольного внимания затрудняет и утомляет ребенка.

 Психология внимания – одна из классических областей психологии. Ее изучением занимались Н.Н. Ланге, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин и многие другие. В ее арсенале накоплено большое количество способов, позволяющих исследовать и проводить диагностику разных сторон внимания, множество общих рекомендаций и конкретных приемов для активного развития внимания детей разного возраста и взрослых [9].

 Без внимания как умения активно сосредоточиться на чем-то одном, главном, отбросив все случайное, в данный момент ненужное, жизнь невозможна.

 Внимание – это динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем. Внимание проявляется в избирательном отражении объектов в соответствии с потребностями субъекта, целями и задачами его деятельности. Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса [12].

  Обычно внимание не считают особым психическим процессом, как восприятие, память или мышление. Зато оно как бы жертвует собой ради них и обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, мы обдумываем задачу или, забыв обо всем на свете, пишем сочинение. Внимание не только создает наилучшие условия для психической деятельности, но и помогает человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса,  как внимание [ 9; 63].

Выделяются 3 основные  вида внимания:  непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально.

С возрастам, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми, начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, что бы делать не то что хочется , а то что необходимо.

В процессе обучения и работы могут возникнуть интерес, увлеченность , вдохновение которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вода внимания – послепроизвольного.

Наблюдая за поведением ребенка во время занятий в детском саду, в школе, можно узнать, какие виды внимания преобладают в его учебной деятельности. Кроме этого, можно определить и уровень развития свойств внимания; объёма,  устойчивости, распределения,  переключения. По тому , сколько объектов ребенок может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток времени, судят об объеме внимания.

Устойчивость внимания – это способность сохранять долгое время сосредоточенность  в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Свойством, противоположным устойчивости внимания является отвлекаемость внимания.

Распределение внимания – это умение выполнить  несколько  видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения  зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка [9; 64].

Традиционная психология определяет внимание как такую деятельность, при которой нам удается расчленить сложный состав идущих на нас из вне впечатлений,  в потоке наиболее важную часть , сосредоточить на ней всю силу нашей активности и тем самым облегчить ей проникновение в сознание.

Однако и прежняя психология знала, что в актах внимания мы встречаемся с явлениями не одного «психического» порядка и что внимание чаще всего начинается и в своем развитие исходит из целого ряда проявлений чисто двигательного характера. Стоит приглядеться  к простейшим актам внимания, для того чтобы заметить, что они всякий раз начинаются с известных установочных реакций, которые сводятся к движениям различных воспринимающих органов.  Так, если мы собираемся внимательно разглядывать что-нибудь, мы принимаем соответствующую позу придаем известное положение голове, нужным образом приспособляем и фиксируем глаза.  В акте внимательного слушания не меньшую роль играют приспособительные движения ухо, шеи, головы .

Смысл и назначение этих движений всегда сводится к тому, чтобы поставить в наиболее удобное и выгодное положение воспринимающие  органы, на долю которых выпадает самая ответственная работа.

Так, даже легчайшие акты внимания, как это показало экспериментальное исследование, сопровождаются изменениями дыхательной и пульсовой кривой.

Самые интимные процессы организма приспосабливаются к предстоящей деятельности. Но эти активные двигательные реакции составляют только половину дела .

Другая,  не менее важная половина заключается в прекращение всех прочих, не связанных с предстоящей деятельностью движений и реакций. По личному опыту всякий знает, на сколько темнота способствует внимательному слушанию, тишина – внимательному разглядыванию, другими словами, на сколько бездействие и покой не занятых органов способствует сосредоточению внимания и работе главного органа.  С психологической точки зрения прекращение реакции, ее торможения представляют такую же точно двигательную реакцию, как и всякая активное движение [ 1;108].

        Однако наибольшую роль в нашей жизни играют такие акты внимания, когда первая часть этой картины вовсе отсутствует. Это бывает тогда , когда речь идет о так называемом внутреннем внимание то есть когда объект , на который направлена сила нашего внимания, находится не во внешнем по отношению к организму мире , а составляет часть реакции самого же организма, которая в данном случае выступает в роли внутреннего раздражителя.       С реактологической точки зрения внимание следует помнить не иначе как известную систему реакций установки, то есть таких подготовительных реакций организма, которые приводят телов нужное положение и состояние. С этой точки зрения реакция установки ничем решительно не отличается от всех прочих реакций. Три момента, которые возникают при  полном протекании какой – либо реакции.

        Первый из них – это наличие соответствующего раздражителя, толчка или импульса, в чем бы он ни выражался, в каком–нибудь внешнем впечатлении или во внутреннем раздражителе, непроизвольном слове, желании, эмоции и так далее. Без такой опорной точки не возникает никогда ни одна реакция установки.

         Далее следует момент центральной переработки этого импульса – это второй момент.

         Третий момент реакции – ее ответный эффект, который всегда реализуется при внимании в ряде движений внешних или внутренних, в ряде соматических реакций внутренних органов или внутренней секреции. На реакцию установки выпадает особая роль  - подготовительницы нашего будущего поведения [ 1;109].

        Реакции установки необходимо характеризовать с нескольких сторон. Первое, что позволяет различать между собой реакции установки, - это так называемый объем, то есть  то количество одновременных раздражителей, которое при данной установке может быть включено в механизм действия поведения. По подсчетам Вундта, наше сознание может охватывать одновременно от 16 до 40 простых впечатлений,  в то время как внимание способно подготовить организм к реагированию одновременно на меньшее количество впечатлений – от 6 до 12 – такого же характера. Отсюда делается совершенно ясным  избирательный характер реакции установки, которая выбирает из нашего поведения лишь ее маленькую часть.

         Объем установки не принадлежит к числу биологически не измененных, постоянных величин. Он дает очень сильные вариации в зависимости от пола, возраста и индивидуальности, а главное – от упражняемости, навыков и  опыта того или иного лица.  

          Вторым моментом, характеризующим установку, является ее длительность. Дело в том, что установка обнаруживает чрезвычайно неустойчивое, шаткое и как бы колеблющееся состояние. Это можно видеть  из простейших опытов. Если фиксировать глазом самым внимательным образом одну точку или букву в течении долгого времени, то сильное вначале внимание начинает постепенно ослабевать; точка, вначале воспринимается с наибольшей отчетливостью и ясностью, станет тускнеть перед нашими глазами, делаться расплывчатой и туманной, пропадать из поля зрения, возникать вновь, дрожать и как бы мерцать перед глазом, хотя все внешние условия, определяющие ход раздражений, остались теми же.  Как ни странно, длительность установки измеряется чрезвычайно ничтожным промежутком времени и в самых больших случаях едва ли превышает несколько минут, после этого начинается ритмичное колебание установки.

          Простейшие опыты Урбанчича подтвердили это вполне. В этих опытах испытуемому предлагалось с закрытыми глазами прислушиваться к тиканью часов и отмечать словами  «дальше» и «ближе» те случаи, когда ему казалось,  что тиканье часов становится тише громче. Во всех случаях безошибочно получался один и тот же результат;  испытуемый  попеременно, с  правильным чередованием, произносил «дальше» и «ближе», так как он все время находился под впечатлением то затихая, то  усиления тиканья, и ему казалось, будто часы равномерно приближаются и удаляются от него испытателем; между тем они были не подвижно  подвешены. Причину ослабления и усилия звука следует искать не во внешних процессах, а во внутренних процессах установки. В данном случае мы имеем дело с совершенно чистым видом ритмичности или волнообразности установки. Благодаря ритмичности  нашего внимания мы склонны вносить ритм и приписывать его всем внешним раздражениям независимо от того, обладают они им на самом деле или нет. Иначе говоря,  мы воспринимаем мир не в его расчлененном, хаотичном  виде, но как связанное и ритмическое целое, объедения более мелкие элементы в группы, группы в новые, большие образования.

        Эмпирическая психология  характеризовала внимание как непроизвольное и произвольное, Первым типом внимания обычно считали такие акты, которые возникали в ответ на какие–нибудь внешние раздражения, привлекающие  нас своей чрезмерной силой, интересом или выразительностью. Если сидя в тихой комнате, я весь обращаюсь в слух при звуке выстрела – это легко может служить лучшим примером непроизвольного внимания. Причина моих установочных реакций лежит не в организме, а вне его, в неожиданной солее нового  раздражителя,  который завладевает всем свободным полем внимания,  оттесняет и тормозит прочие реакции [ 1; 111].

        Внутренним или произвольным вниманием психологи называли такие случаи, когда сосредоточение обращено не вовне, а внутрь организма и предметом внимания становится собственное переживание, поступок или мысль человека. Примером произвольного внимания может служить всякое сосредоточение на собственной мысли, когда мы стараемся что–нибудь припомнить, сообразить или принимаемся за какую либо работу (за чтение книги, за писание письма) и совершенно сознательно и произвольно производим подготовку всех нужных органов к этой работе.

        Долгое время казалось, что между обоими типами внимания существует внутренняя и коренная  разница и что она всецело покрывается различием между физиологической природой первого типа и психической природой второго. Этот второй тип психологи охотно характеризовали как внутреннюю волю, как чистый акт волевого усилия,  не связанный непосредственно с телесными проявлениями. Между тем  экспериментальное исследование показало, что и в случаи произвольного внимания мы имеем те же самые соматические реакции дыхания и кровообращение, что и при первом типе внимания. Далее, эти акты сопровождаются тем же самым прекращением посторонних движений, той же задержкой деятельности, что и внешнее внимание их единственным различием между одним и другим типом следует считать отсутствие во втором явно выраженных приспособительных реакций внешних органов.

        Когда мы усиленно и сосредоточенно вспоминаем что – нибудь, мы как бы прислушиваемся к звучащим внутри нас словам, и нам точно так же мешают посторонние звуки и голоса, как они мешают нам, когда мы внимательно слушаем чью – либо речь или музыку. Здесь язык закрепляет то полное сходство, которое существует между приспособительными движениями и ухо, и проприорецептивных нервных путей при первом и втором типах внимания. При этом существенной психологической разницей будет только наличие во втором случае некоторого внутреннего раздражителя, который оказывается способным вызвать тот же самый эффект установочной реакции, что и внешний раздражитель.  

        Сосредоточение в его элементарных, простейших формах есть,  как показало наблюдение, безусловный рефлекс, проявляющийся в первые дни жизни младенца и имеющий решительно все типичные черты внимания взрослого. Но, как всякий безусловный рефлекс, и рефлекс сосредоточения подлежит воспитанию и перевоспитанию. Если раздражения, вызывающее этот рефлекс, сопровождается всегда еще каким–либо другим посторонним раздражением, то в результате многократного совпадения во времени обоих раздражителей замыкается новая связь в коре  головного мозга между вторым индифферентным раздражителем и совпадающий с ним реакцией. Теперь у нас образован условный рефлекс, который будет действовать с механической правильностью и вызываться новым раздражением с такой же точностью, с какой вызывался  прежде безусловный.

        Положим, что рефлекс сосредоточения всегда вызывался у ребенка впечатлениями, идущими на него от кормящей матери. Если система этих  раздражителей совпадала всякий раз с раздражениями глаза, идущими от собственных реакций, или с собственным недовольным криком, то в результате недолгого обучения достаточно будет одного только чувства глаза или крика для того, чтобы все реакции ребенка были установлены на еду, на прием пищи, хотя бы мать вовсе отсутствовала в эту минуту  [ 1;113].

Список литературы

  1. Выгодский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика пресс, 1996.- 536с. – (Психология: Классические труды).
  2. Гальперин. П. Я. К проблеме внимания // Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001.- С 34.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с. 203-205.
  4. Основы психологии. Коломинский Я.Л. М.: 2010. - 405 с. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений.
  5. Развиваем внимание./сост. И.Шагинов.- М.:Мой мир ГмБх, 2007.-236с.
  6. Тихомирова. Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Екатеринбург: У- Фактория,  2004. – 240с. (Серия  «Психология детства: Практикум»).

            Интернет ресурсы:

  1. http://www.child-psy.ru/
  2. http://www.ref.by/refs/62/13612/1.html
  3. http://www.prosv.ru/metod/dubrovina/4.html
  4. http://www.child-psy.ru./normarazvitiya/279.html
  5. http://www.psycholok.ru/lib/intpsy/intpsy2009/intpsy080509.html
  6. http://psychology.academic.ru/312/внимание
  7. Psinovo.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.

Игры, приведенные в этой статье, направлены на развитие внимания у ребенка. Следует обязательно учитывать возрастные особенности детей! Дети 3-4 лет- обычно могут заниматься в течении 15-20 мину...

«Развитие внимания у детей дошкольного возраста».

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЯ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ ВНИМАНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА...

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность дет...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.

Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....