план по самообразованию.
методическая разработка на тему

Майорова Диляра Анасовна

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovanii.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

План профессионального самообразования на 2014-2019 г.

Майоровой Диляры Анасовны.

музыкального руководителя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»

НМР РТ

Работа по теме самообразования начата: 30.12.2014 г.

Предполагается завершение: 30.12.2019 г.

Тема самообразования: «Влияние пения на развитие  творческих способностей детей»

Актуальность.

        Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Впечатления детства ребенок проносит через всю свою жизнь.

         В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека.

          Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, оценке, творчестве ребенок видит собственную значимость.

        В процессе занятий музыкой дети знакомятся с лучшими  образцами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира. Музыкальная деятельность развивает  не только воображение, эстетический вкус,  но и  формирует нравственно – эмоциональную сферу.

        Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности.

        Актуальность данной  проблемы обусловлена тем, что   современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкально – творческих способностей детей, формирование основ музыкальной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте. Пение является одним из основных средств в решении данной проблемы.  

        Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в жизни человека. Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему совершеннейшему искусству» и подчеркивал: «Пение первоначально и существенно, подобно разговору» («Эстетические отношения искусства к действительности». М., 1948, с. 88)

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей. 

        Началом работы по теме актуального педагогического опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня певческих навыков дошкольников. По результатам диагностики в группах оказалось только 10% детей с высоким уровнем творческой самореализации, 30% детей находились на среднем уровне, 60% - на низком. Таким образом, возникла необходимость создания условий для творческой самореализации детей в певческой деятельности.

                Формирование певческих навыков - один из наиболее сложных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая детей вокалу необходимо учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с организмом ребёнка. Поэтому педагог должен не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, находить такие приёмы вокальной техники, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса, что и прослеживается в описании опыта. Затрагиваемая проблема актуальна ещё и потому, что связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение. Систематическое, планомерное вокальное воспитание оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье детей.

            Развить творческую деятельность дошкольников не возможно в полном объёме, так как в дошкольном музыкальном воспитании существует ряд противоречий между ориентацией нового содержания дополнительного образования на развитие творческих способностей детей и традиционными методами и формами обучения, а так же желанием ребенка выразить свои эмоции, чувства в  музыке и недостаточной сформированностью музыкальных певческих навыков; стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и отсутствию возможности выразить свои способности.

Целью работы стало определение  методов активизации творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством развития певческих навыков.

Для решения этих проблем были поставлены следующие задачи:     

  1. Закрепить навыки певческого дыхания.
  2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
  3. Совершенствовать певческие умения и навыки:

-правильное звукоподражание,

-чистое интонирование мелодии.

  1. Воспитывать бережное отношение к голосу.
  2. Конструирование содержания музыкального занятия, ориентированного на индивидуальную, коллективную творческую деятельность детей;

Вопросы изучения:

  • изучить ФГОС дошкольного образования;
  • изучить методическую литературу по теме;
  • изучить приемы и методы работы с детьми, педагогом, как повышение эффективности развития творческих способностей детей дошкольного возраста и сопровождающей деятельности музыкального руководителя в условиях ДОО;
  • изучить и применить элементы инновационных технологий, задействовать сетевые ресурсы;
  • обогатить материально-техническую базу музыкального зала.

Длительность.

          Работа над опытом охватывает период с 2014 по 2019 год (средняя  группа - подготовительная). На протяжении всей деятельности проводился мониторинг развития певческих навыков дошкольников.

 

Наименование мероприятий

Организационно-педагогические

мероприятия

Год реализации

 

  1. Научно-теоретическая подготовка

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Реализация

2014-2019 г.

2.

Изучение и внедрение в работу программ  и методик по теме: «Влияние пения на развитие  творческих способностей детей»

  1. Т.Н. Девятова. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Звук – волшебник», 2008 г.
  2. О.В. Кацер. Игровая методика обучения пению. Санкт – Петербург, 2008.
  3. М.В. Межиева. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. М., 2015.
  4. Л.С. Ходанович. Развитие музыкального творчества дошкольников. Минск, 2010.
  5. Мерзлякова, С. И. Учим петь детей 4-5 лет. Песни и упражнения для развития голоса / С.И. Мерзлякова. - М.: Сфера, 2015.
  6. Михайлова А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, Академия развития. 2017.
  7. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.

2014-2019 г.

3.

Изучение методической литературы по теме: «Влияние пения на развитие  творческих способностей детей»

  1. Периодическое издание «Музыкальный руководитель».
  2.  «Волшебный сундучок» (приложению к журналу «Обруч»), Москва, 2012 г.
  3. «Игры, аттракционы, сюрпризы» (приложение к программе по музыкальному воспитанию «Ладушки»), издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2009 г.
  4. О.Н. Гронова, Т.А. Прокопенко. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., 2012.
  5. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М., 2010.
  6. Н.В. Карчаловская. Комплекс занятий по развитию музыкальных способностей у дошкольников. М., 2008.
  7. М.А. Михайлова. Игры и упражнения для музыкального развития ребенка. Ярославль, 2012.
  8. Т.В. Рогаткина. Синтез искусств: дорога в детство, или новое изменение педагогики. Музыка и настроение. Музыкальный руководитель – 2009 № 5.

4.

Работа с родителями

Привлечение родителей к активному участию в деятельности учреждения, разработка конспектов, консультаций, сценариев мероприятий, реализация  во все виды деятельности

2014-2019 г.

5.

Проведение игровых тренингов и викторин

Подготовка анкет, разработка конспектов, брошюр

2015-2019г.

6.

Пройти курсы повышения квалификации

 По теме предложенной образовательной организацией

2016 г., 2019 г.

 

  1. Разработка программно-методического обеспечения

1.

Познавательно-исследовательские проекты с воспитанниками на  тему «Творческое развитие детей в музыкальной деятельности»

ООД, развлечения, конкурсы, выставки, эксперименты, беседы.

2014-2019г.

2.

Анализ работы по теме «Влияние пения на развитие  творческих способностей детей» (ежегодно)

Педсоветы в ДОУ, родительские собрания.

2014-2019 г.

3.

Внедрение в работу с детьми методических игр, пособий по художественно-эстетическому развитию по теме: «Влияние пения на развитие  творческих способностей детей»

Изготовление дидактических игр, пособий, внедрение в образовательную деятельность, подготовка конспектов с использованием пособий.

2015- 2019г.

4.

Методические брошюры по теме  ««Влияние пения на развитие  творческих способностей детей»

Консультации для родителей, педагогов ДОУ, педагогов г. Нижнекамска

2015-2019 г.

5.

«Развитие певческих навыков детей с использованием вокалотерапии как средство духовно- нравственного развития»

Выступление на семинаре-практикуме

2016 г.

6.

Работа с детьми

Участие воспитанников в муниципальных, республиканских, Всероссийских, Международных конкурсах

2014-2019 г.

7.

Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Анализ результатов мониторинга в сравнении с началом года.

2014-2019 г.

8.

Работа с родителей

Консультация

«Влияние пения на детское здоровье»

Папка- передвижка .

 «Играем в театр вместе с детьми»

Консультация

«Музыкальные игры в семье»

Папка- передвижка

 «Музыкальное воспитание в семье»  

Консультация.

« Музыкально-эстетическое воспитание в семье в современных условиях»

 Папка- передвижка.

 «Воспитание интереса к музыке»

Мастер-класс « Мы сегодня костюмеры»

Изготовление элементов костюмов для досуговой деятельности с детьми

Консультация .

«Влияние музыки на развитие творческих способностей ребёнка.»

Памятка  

«Культура поведения

родителей и детей на празднике»

Мастер-класс

«Вечер дружной семьи»: изготовление   игрушки на дыхание «снежинки-балеринки».

Буклет «Поселите музыку в доме»

«Поселите музыку в доме»

Игровой тематический день для родителей.

«День Здоровья – это весело и важно!» открытый показ

Консультация:

« Научите ребенка слушать музыку»

Мастер-класс: на развитие музыкально- ритмического слуха .

«Веселый ритм»

Буклет  

« Особенности слуха и голоса дошкольного возраста»

Консультация

«Особенности детского пения»

2014-2019 г.

9.

Распространение опыта работы

Публикации на сайтах, участие в конкурсах мастер-классов, публикации творческих работ воспитанников на интернет-сайтах.

2014-2019 г.

10.

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Участие в работе районного МО музыкальных руководителей и в зональных семинарах.

Консультативная помощь родителям.

2017-2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...