Консультация для педагогов "Искусство-макраме"
консультация по теме

Хмельницкая Марина Владимировна

Консультация для педагогов "Искусство-макраме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_iskusstvo_makrame.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов "Искусство-макраме"

Макраме – это техника узелкового плетения, с помощью которой создаются художественные изделия из толстых плетёных нитей.

Техника узелкового плетения известна ещё с древности.

С узлами в жизни людей связано немало примет и суеверий.

В магические свойства узлов верили древние греки и римляне.

По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.

Сегодня мы применяем узлы и плетения, не задумываясь о том, что их возраст исчисляется не веками, а тысячелетиями.

Развитию макраме очень помог парусный флот. Изобретателями самых хитроумных и практичных узлов оказались моряки.

Издавна они плели сети, сращивали с помощью узлов тросы, оплетали различные конструкции, украшали плетёными покрышками рулевые колёса. Ко времени расцвета парусного флота в морском деле насчитывалось около 500 узлов. А всего известно около четырёх тысяч морских узлов. Комбинации узлов очень часто бывали необыкновенно сложными. Большинство различных плетений и орнаментов из верёвки моряки придумывали от скуки. В старое время плавание парусников нередко длилось годами. Чтобы скоротать свободное от вахты время, моряки занимались плетением. А материалом для этого были отслужившие свой век тросы из манилы, пеньки и сизаля. Многие морские узлы благодаря своей красоте и оригинальности перешли в художественное ремесло — макраме. Получаемые узоры отличаются не только красотой, но и прочностью. Недаром один из основных узлов макраме — двойной плоский — в древности называли Геркулесовым узлом. Со временем женщины переняли у моряков искусство превращать простую верёвку в изящную и нужную вещь. Современные мастера, овладев узелковым плетением, продолжают развивать и совершенствовать это искусство. Чтобы овладеть этим видом рукоделия, требуется увлечённость, терпение, немного фантазии и творческого воображения.
        В современном мире макраме выполняет скорее декоративную, нежели практическую функцию, и стало чрезвычайно популярным видом рукоделия. С его помощью можно изготовить одежду и предметы интерьера, а также разнообразные украшения. Популярность этого вида рукоделия во многом объясняется его дешевизной и доступностью при высокой декоративности готовых изделий. Стоимость исходного материала невелика, и для работы не нужно никаких специальных приспособлений и дорогостоящего оборудования.
        Для детского досуга и организации развивающих занятий макраме подходит идеально. Как правило, это занятие наиболее интересно для девочек, причем осваивать основы узелкового плетения можно уже с шести лет. Работа детей с нитью развивает пространственное воображение, особенно при создании объемных фигур и композиций. Завязывание множества узелков в процессе плетения тренирует пальцы рук и способствует развитию мелкой моторики. Важно, что при узелковом плетении задействованы одновременно две руки, поэтому их развитие происходит синхронно и равномерно.

Тренировка памяти неизбежна при запоминании, в какой последовательности какие узлы завязывать, а также при обучении разным способам плетения. В процессе создания узелковых композиций вырабатывается усидчивость и целеустремленность, развивается фантазия, реализуются творческие способности, приобретаются новые навыки. Все это помогает наиболее эффективно подготовить ребенка к школе и впоследствии облегчает адаптацию, поднимает успеваемость.
        Как и другие виды народного искусства, макраме – процесс творческий. При этом все многообразие плетеных изделий основано всего на нескольких основных узлах и приемах плетения. Поэтому прежде, чем дать волю фантазии и проявить свои творческие способности, ребенку под руководством педагога необходимо овладеть основами.

        Для занятий с детьми подойдет хлопчатобумажная бельевая веревка, а также шпагат из натуральных волокон. Кроме того, для работы понадобятся ножницы, чтобы отрезать куски веревки необходимой длины и подрезать кончики у готового изделия, а также клей для фиксации краевых узелков по окончанию работы и мест, где веревку приходилось наращивать.
        Прежде, чем приступать непосредственно к плетению, с детьми нужно поговорить о технике безопасности при работе с английскими булавками и ножницами. Чтобы булавки не терялись, в начале и в конце работы их необходимо пересчитать, причем полученное количество должно совпасть. Если по окончанию работы булавок оказалось меньше, чем вначале, необходимо найти потерянные, чтобы на них никто не наткнулся и не поранился, а также проверить, все ли булавки вытащены из поделки. Необходимо обучить детей во время работы с булавками не складывать их на стол или другую поверхность, а втыкать в подушечку, прикрепляя изделие головкой к себе.
После того, как дети научились работать с оборудованием, можно обучать их основам узелкового плетения. Начинать обучение нужно со способов крепления нити и наиболее простых универсальных узлов: плоский и квадратный, переходя постепенно к репсовым узлам: диагональному и горизонтальному. Освоив первые два наиболее простых узла, ребенок сможет сплести брелок, амулет, простое украшение, небольшую салфетку и так далее.
Научившись плести витые цепочки, плоские узла в шахматном порядке, а также репсовые узлы, ребенок может сплести любое изделие по готовой схеме и придумать поделку самостоятельно. Как правило, на занятиях макраме дети осваивают основные техники на примерах таких поделок, как сова, салфетка, украшение на стену, подставка под горячее, а также кашпо.

В этом мастер-классе мы рассмотрим самое простое изделие -это может быть браслет или закладка. Нам понадобятся шнур, ножницы, малярный скотч, бусины. Обычно для закрепления нитей используют подушечку и английские булавки. Но для безопасности и упрощения работы мы закрепим шнур нужной длины малярным скотчем к столу. Это будет нить-основа - примерно 50 см. К ней обычным способом завязываем рабочую нить и вяжем квадратный узел, правый и левый поочереди. Для украшения браслета можно вплести бусины. Если плести только правый или только левый узел, то получится браслет в виде спирали.  Добавим застежку - и браслет готов. Концы можно завязать и зафиксировать клеем. 

Успехов в творчестве!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....