План по самообразованию
методическая разработка (младшая группа) на тему
Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobr_po_sensorike.docx | 32.86 КБ |
samoobr_po_sensorike.docx | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 114»
План по самообразованию
Пучкиной Татьяны Николаевны
Тема:
«Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»
Первая младшая группа
г. Саранск
Введение
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем младше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что сенсорное воспитание является целенаправленным совершенствованием, развитием у детей сенсорных процессов (ощущения, восприятия и представления); сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине). Что касается сенсорного развития, с одной стороны, оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов деятельности. Одним из средств сенсорного воспитания дошкольников является дидактическая игра. Вопросами теории и разработкой дидактических игр занимались такие педагоги как З. И. Тихеева, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, А.К.Бондаренко, А.И.Сорокина и др. Л.А.Венгером была разработана система дидактических игр по ознакомлению дошкольников с внешними свойствами предметов.
В связи со всем вышеизложенным была выбрана тема данной работы «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни»
Актуальность
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
* произвольное внимание;
* логическое мышление;
* зрительное и слуховое восприятие;
* память;
* речь детей.
Цель: формирование сенсорных эталонов через использование дидактических игр.
Задачи:
- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.
-обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)
-образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед)
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Форма самообразования: индивидуальная
Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:
Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме
Посещение ОД у воспитателей своего ДОУ и города
Посещение педсоветов, семинаров, конференций
Самоанализ открытых мероприятий
Направление познавательной активности:
Обучение детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве.
Овладению знаниями о внешних свойствах предметов, достижение путем достижения их между собой (так как на этом возрастном этапе дети не владеют эталонными представлениями).
Знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы их непосредственного восприятия и опыта;
Установления связей и зависимости между предметами, явлениями и событиями, что приводит к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений.
Методы и приемы сенсорного воспитания:
Успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов при работе с мозаикой, рисовании красками.
В планировании методов обучения четко просматривается постепенность их изменения. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению (объяснения должны быть предельно краткими, чтоб не отвлекать от зрительного восприятия). При самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях приводит индивидуальное обучение.
Приемы, используемые при формировании сенсорного развития традиционны:
Наглядные- наблюдения, рассматривание картин.
Практические — упражнения, игры, эксперименты, проектная деятельность.
Словесные — рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Методические рекомендации
В рамках методических принципов, обозначенных основной общеразвивающей программой разработана система математического развития детей на основе сенсорного воспитания, в которую включены разные формы работы. Важно задействовать все органы чувств ребенка: не только зрение, но и вкус, обоняние, осязание, слух. Свойства предметов ребенок изучает в процессе практического манипулирования с ними. Одна из форм работы – специально организованная непрерывная непосредственная образовательная деятельность в которой понятия закрепляются в интегрированном виде через детскую деятельность: продуктивную, предметно-манипулятивную, познавательно-речевую.
В режиме дня ребенка есть постоянные, имеющие место только раз в сутки, в определенное время виды деятельности: приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон; есть и такие, которые повторяются несколько раз в течение дня, в разные части суток игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка. Время проведения видов деятельности связываю с определенными названиями частей суток, говорю с детьми об этой деятельности и времени, показывая на картинках. Работая с трехлетними детьми, в непосредственной образовательной деятельности использую личный опыт ребенка. Ознакомление с частями суток начинаю с бесед, для большей заинтересованности детей обязательно использую игрушку (сказочного персонажа или куклу), которым дети будут рассказывать, когда и что они делают.
Дидактические игры и упражнения наиболее доступны и полезны в математическом развитии младших дошкольников, все они не требуют сложных материалов, предполагают индивидуальную работу с ребенком и вполне доступны для реализации в домашних условиях. Большая часть игр и упражнений построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Названные игры провожу в свободной деятельности детей.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, не ставлю целью запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Иногда малыш треугольник называл «угольником» или «крышей», но занимаясь с детьми, употребляя названия форм и цветов правильно, дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение зафиксировано только в словесной форме.
Повседневное общение с ребенком, а также специально организованная деятельность дали возможность ввести сначала в пассивный, а к концу года в активный словарь ребенка слова, характеризующие разные временные отрезки: скоро — нескоро, сейчас — потом, день — ночь, сегодня - завтра - вчера, лето - зима и т.д.
Формы проведения
Образовательная деятельность.
Планируя ОД по ознакомлению с цветом, придерживаться принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение заданий. В содержании ОД используются дидактические игры и игровые упражнения.
В практике работы ДОУ используются информационные технологии, позволяющие формировать знания, умения и навыки, активизировать потенциал ребёнка.
Игровая технология занимает значительное место в организации работы с дошкольниками. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных образовательных учреждениях.
Игровая форма ОД в группах раннего возраста создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
План работы
Учебный год | Содержание работы | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | Результат |
1 этап 2018 – 2019 уч. год «Диагностичекий» | 1.Постановка проблемы. Определение темы, цели и задачи. Прогнозирование результатов. | Знакомство с темой. Мотивация. | Знакомство с темой и задачами предстоящей работы. | Определение форм совместной работы по решению проблемы. | Определение темы, цели и задач. |
2. Подбор и изучение научно – методической литературы. | Помощь в формировании библиотеки по теме. | Индивидуальные консультации специалистов ДОУ. | Список необходимой методической литературы. | ||
3. Определение форм работы с детьми. | Выявление интересов детей. | Выявление интересов родителей и их возможности в процессе работы над темой. | Обсуждение форм работы с педагогами. | Подобранны формы работ по данной теме. | |
4. Начальная диагностика. | Выполнение заданий диагностики. | Знакомство с итогами диагностики. | Определение технологий, методов и приемов работы по сенсорному воспитанию. | Анализ начальной диагностики | |
5.Модернизация предметно – развивающей среды. | Помощь в модернизация предметно – развивающей среды. | Методическая помощь в модернизация предметно – развивающей среды. | Изготовление сенсорного панно «Развивайка». | ||
6. Составление планов работы над темой. | Знакомство с методическим планированием. | Знакомство с планом работы, определение роли воспитателей и специалистов. | План работы на 2018 -2019 уч.год. | ||
2 этап 2019-2020 уч. год «Практический» 3 этап 2021 – 2022 уч. год «Заключительный» | Содержание работы | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | Результат |
1. Реализация мероприятий по плану | Участие в проведении мероприятий по плану | Участие в подготовке и проведении мероприятий | Методическая помощь в модернизация предметно – развивающей среды. | Анализ проведения | |
2. Создание картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей | Помощь в создании картотеки | Участие в подготовке и проведении мероприятий | Картотека дидактических игр в и материалов к ним | ||
3. Разработка проекта | Участие в реализации проекта | Посещение мероприятий в рамках проекта | Презентация проекта | ||
4.Промежуточная диагностика | Выполнение заданий промежуточной диагностики | Знакомство с результатами диагностики | Знакомство с результатами диагностики. Корректировка планов. | Анализ диагностики | |
5.Предоставление опыта работы на мероприятиях различного уровня | Участие в мероприятиях | Открытые мероприятия для родителей | Распространение опыта работы среди педагогов МБДОУ | ||
Содержание работы | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | Результат | |
1.Обобщение и оформление опыта работы по теме | Оформление альбома | Оформление альбома. Фотовыставка | Участие в обобщении опыта | Мультимедийная презентация | |
2.Проанализировать отработанную модель мониторинга | Знакомство с отработанной моделью мониторинга | Участие в анализе модели мониторинга | Отработанная модель мониторинга | ||
3.Проанализировать эффективность взаимодействия с родителями и воспитателями | Родительское собрание | Совещание педагогического коллектива | Анализ эффективности взаимодействия с родителями и специалистами | ||
4. Итоговое диагностирование детей | Выполнение заданий диагностики | Знакомство с итогами диагностики | Знакомство с итогами диагностики | Анализ полученных результатов | |
5. Сопоставление прогнозируемых и полученных результатов | Итоговое мероприятие | Обсуждение и анализ прогнозируемых и полученных результатов | Совещание педагогического коллектива | Анализ полученных результатов | |
6. Анализ эффективности использования данной системы в учебно – воспитательном процессе | Тестирование | Тестирование | Анализ эффективности выработанной системы работы |
План работы по теме самообразования
Воспитателя первой младшей группы на 2018 – 2019 г
Тема: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Месяц | Форма работы. Тема | Цель |
Сентябрь | Знакомство с темой и задачами предстоящей работы. Изучение методической литературы. | Повышение компетенции и профессионального мастерства. |
Октябрь | Начальная диагностика. | Выявление уровня сенсорного развития детей. |
Ноябрь | Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста" | Повышение компетенции родителей. |
Декабрь | Формирование картотеки дидактических игр. | Создание условий для сенсорного развития детей. |
Январь | Индивидуальные беседы с родителями: «Сенсорное воспитание ребенка в домашних условиях» | Повышение компетенции родителей. |
Февраль | Фотовыставка «Дидактические игры нашей группы» | |
Март | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | Создание предметно – развивающей среды группы в рамках работы над темой. |
Апрель | ||
Май | Подведение итогов. Презентация опыта работы. | Распространение педагогического опыта среди педагогов ДОУ. |
Работа с детьми на 2018 – 2019 г
Формы работы | Сроки | Фома отчета |
специальные занятия по сенсорному воспитанию | В течение года | |
занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки) | В течение года | |
сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) | В течение года | Работы детей и фотоотчет |
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: - «Чудесный мешочек» - «Определи на ощупь» - «Узнай фигуру» - «Найди пару» | Сентябрь – ноябрь 2018г. | картотека |
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. - «Найди предмет указанной формы» - «Найди предмет такой же формы» - «Какая фигура лишняя?» | Декабрь 2018г | картотека |
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. - «Сравни предметы по высоте» - «Самая длинная, самая короткая» - «Разноцветные кружки» - «В какую коробку?» - «Дальше – ближе» | Январь - Февраль | картотека |
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: - «Какого цвета не стало?» - «Какого цвета предмет?» - «Собери гирлянду» - «Какие цвета использованы?» - «Уточним цвет» | Март 2019г. | картотека |
Анкетирование родителей | Апрель 2019г. | Анкета |
Отчет по самообразованию | Май 2019г. |
Список использованной литература:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .
7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 114»
План по самообразованию
Пучкиной Татьяны Николаевны
Тема:
«Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»
Первая младшая группа
г. Саранск
Введение
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем младше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что сенсорное воспитание является целенаправленным совершенствованием, развитием у детей сенсорных процессов (ощущения, восприятия и представления); сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине). Что касается сенсорного развития, с одной стороны, оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов деятельности. Одним из средств сенсорного воспитания дошкольников является дидактическая игра. Вопросами теории и разработкой дидактических игр занимались такие педагоги как З. И. Тихеева, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, А.К.Бондаренко, А.И.Сорокина и др. Л.А.Венгером была разработана система дидактических игр по ознакомлению дошкольников с внешними свойствами предметов.
В связи со всем вышеизложенным была выбрана тема данной работы «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни»
Актуальность
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
* произвольное внимание;
* логическое мышление;
* зрительное и слуховое восприятие;
* память;
* речь детей.
Цель: формирование сенсорных эталонов через использование дидактических игр.
Задачи:
- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.
-обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)
-образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед)
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Форма самообразования: индивидуальная
Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:
Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме
Посещение ОД у воспитателей своего ДОУ и города
Посещение педсоветов, семинаров, конференций
Самоанализ открытых мероприятий
Направление познавательной активности:
Обучение детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве.
Овладению знаниями о внешних свойствах предметов, достижение путем достижения их между собой (так как на этом возрастном этапе дети не владеют эталонными представлениями).
Знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы их непосредственного восприятия и опыта;
Установления связей и зависимости между предметами, явлениями и событиями, что приводит к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений.
Методы и приемы сенсорного воспитания:
Успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов при работе с мозаикой, рисовании красками.
В планировании методов обучения четко просматривается постепенность их изменения. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению (объяснения должны быть предельно краткими, чтоб не отвлекать от зрительного восприятия). При самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях приводит индивидуальное обучение.
Приемы, используемые при формировании сенсорного развития традиционны:
Наглядные- наблюдения, рассматривание картин.
Практические — упражнения, игры, эксперименты, проектная деятельность.
Словесные — рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Методические рекомендации
В рамках методических принципов, обозначенных основной общеразвивающей программой разработана система математического развития детей на основе сенсорного воспитания, в которую включены разные формы работы. Важно задействовать все органы чувств ребенка: не только зрение, но и вкус, обоняние, осязание, слух. Свойства предметов ребенок изучает в процессе практического манипулирования с ними. Одна из форм работы – специально организованная непрерывная непосредственная образовательная деятельность в которой понятия закрепляются в интегрированном виде через детскую деятельность: продуктивную, предметно-манипулятивную, познавательно-речевую.
В режиме дня ребенка есть постоянные, имеющие место только раз в сутки, в определенное время виды деятельности: приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон; есть и такие, которые повторяются несколько раз в течение дня, в разные части суток игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка. Время проведения видов деятельности связываю с определенными названиями частей суток, говорю с детьми об этой деятельности и времени, показывая на картинках. Работая с трехлетними детьми, в непосредственной образовательной деятельности использую личный опыт ребенка. Ознакомление с частями суток начинаю с бесед, для большей заинтересованности детей обязательно использую игрушку (сказочного персонажа или куклу), которым дети будут рассказывать, когда и что они делают.
Дидактические игры и упражнения наиболее доступны и полезны в математическом развитии младших дошкольников, все они не требуют сложных материалов, предполагают индивидуальную работу с ребенком и вполне доступны для реализации в домашних условиях. Большая часть игр и упражнений построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Названные игры провожу в свободной деятельности детей.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, не ставлю целью запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Иногда малыш треугольник называл «угольником» или «крышей», но занимаясь с детьми, употребляя названия форм и цветов правильно, дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение зафиксировано только в словесной форме.
Повседневное общение с ребенком, а также специально организованная деятельность дали возможность ввести сначала в пассивный, а к концу года в активный словарь ребенка слова, характеризующие разные временные отрезки: скоро — нескоро, сейчас — потом, день — ночь, сегодня - завтра - вчера, лето - зима и т.д.
Формы проведения
Образовательная деятельность.
Планируя ОД по ознакомлению с цветом, придерживаться принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение заданий. В содержании ОД используются дидактические игры и игровые упражнения.
В практике работы ДОУ используются информационные технологии, позволяющие формировать знания, умения и навыки, активизировать потенциал ребёнка.
Игровая технология занимает значительное место в организации работы с дошкольниками. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных образовательных учреждениях.
Игровая форма ОД в группах раннего возраста создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
План работы
Учебный год | Содержание работы | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | Результат |
1 этап 2018 – 2019 уч. год «Диагностичекий» | 1.Постановка проблемы. Определение темы, цели и задачи. Прогнозирование результатов. | Знакомство с темой. Мотивация. | Знакомство с темой и задачами предстоящей работы. | Определение форм совместной работы по решению проблемы. | Определение темы, цели и задач. |
2. Подбор и изучение научно – методической литературы. | Помощь в формировании библиотеки по теме. | Индивидуальные консультации специалистов ДОУ. | Список необходимой методической литературы. | ||
3. Определение форм работы с детьми. | Выявление интересов детей. | Выявление интересов родителей и их возможности в процессе работы над темой. | Обсуждение форм работы с педагогами. | Подобранны формы работ по данной теме. | |
4. Начальная диагностика. | Выполнение заданий диагностики. | Знакомство с итогами диагностики. | Определение технологий, методов и приемов работы по сенсорному воспитанию. | Анализ начальной диагностики | |
5.Модернизация предметно – развивающей среды. | Помощь в модернизация предметно – развивающей среды. | Методическая помощь в модернизация предметно – развивающей среды. | Изготовление сенсорного панно «Развивайка». | ||
6. Составление планов работы над темой. | Знакомство с методическим планированием. | Знакомство с планом работы, определение роли воспитателей и специалистов. | План работы на 2018 -2019 уч.год. | ||
2 этап 2019-2020 уч. год «Практический» 3 этап 2021 – 2022 уч. год «Заключительный» | Содержание работы | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | Результат |
1. Реализация мероприятий по плану | Участие в проведении мероприятий по плану | Участие в подготовке и проведении мероприятий | Методическая помощь в модернизация предметно – развивающей среды. | Анализ проведения | |
2. Создание картотеки дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей | Помощь в создании картотеки | Участие в подготовке и проведении мероприятий | Картотека дидактических игр в и материалов к ним | ||
3. Разработка проекта | Участие в реализации проекта | Посещение мероприятий в рамках проекта | Презентация проекта | ||
4.Промежуточная диагностика | Выполнение заданий промежуточной диагностики | Знакомство с результатами диагностики | Знакомство с результатами диагностики. Корректировка планов. | Анализ диагностики | |
5.Предоставление опыта работы на мероприятиях различного уровня | Участие в мероприятиях | Открытые мероприятия для родителей | Распространение опыта работы среди педагогов МБДОУ | ||
Содержание работы | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | Результат | |
1.Обобщение и оформление опыта работы по теме | Оформление альбома | Оформление альбома. Фотовыставка | Участие в обобщении опыта | Мультимедийная презентация | |
2.Проанализировать отработанную модель мониторинга | Знакомство с отработанной моделью мониторинга | Участие в анализе модели мониторинга | Отработанная модель мониторинга | ||
3.Проанализировать эффективность взаимодействия с родителями и воспитателями | Родительское собрание | Совещание педагогического коллектива | Анализ эффективности взаимодействия с родителями и специалистами | ||
4. Итоговое диагностирование детей | Выполнение заданий диагностики | Знакомство с итогами диагностики | Знакомство с итогами диагностики | Анализ полученных результатов | |
5. Сопоставление прогнозируемых и полученных результатов | Итоговое мероприятие | Обсуждение и анализ прогнозируемых и полученных результатов | Совещание педагогического коллектива | Анализ полученных результатов | |
6. Анализ эффективности использования данной системы в учебно – воспитательном процессе | Тестирование | Тестирование | Анализ эффективности выработанной системы работы |
План работы по теме самообразования
Воспитателя первой младшей группы на 2018 – 2019 г
Тема: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Месяц | Форма работы. Тема | Цель |
Сентябрь | Знакомство с темой и задачами предстоящей работы. Изучение методической литературы. | Повышение компетенции и профессионального мастерства. |
Октябрь | Начальная диагностика. | Выявление уровня сенсорного развития детей. |
Ноябрь | Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста" | Повышение компетенции родителей. |
Декабрь | Формирование картотеки дидактических игр. | Создание условий для сенсорного развития детей. |
Январь | Индивидуальные беседы с родителями: «Сенсорное воспитание ребенка в домашних условиях» | Повышение компетенции родителей. |
Февраль | Фотовыставка «Дидактические игры нашей группы» | |
Март | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | Создание предметно – развивающей среды группы в рамках работы над темой. |
Апрель | ||
Май | Подведение итогов. Презентация опыта работы. | Распространение педагогического опыта среди педагогов ДОУ. |
Работа с детьми на 2018 – 2019 г
Формы работы | Сроки | Фома отчета |
специальные занятия по сенсорному воспитанию | В течение года | |
занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки) | В течение года | |
сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) | В течение года | Работы детей и фотоотчет |
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: - «Чудесный мешочек» - «Определи на ощупь» - «Узнай фигуру» - «Найди пару» | Сентябрь – ноябрь 2018г. | картотека |
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. - «Найди предмет указанной формы» - «Найди предмет такой же формы» - «Какая фигура лишняя?» | Декабрь 2018г | картотека |
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. - «Сравни предметы по высоте» - «Самая длинная, самая короткая» - «Разноцветные кружки» - «В какую коробку?» - «Дальше – ближе» | Январь - Февраль | картотека |
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: - «Какого цвета не стало?» - «Какого цвета предмет?» - «Собери гирлянду» - «Какие цвета использованы?» - «Уточним цвет» | Март 2019г. | картотека |
Анкетирование родителей | Апрель 2019г. | Анкета |
Отчет по самообразованию | Май 2019г. |
Список использованной литература:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .
7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...