Педагогический опыт
учебно-методический материал на тему

Педагогический опыт по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx41.1 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться ».

/В. А. Сухомлинский/

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причины – в деятельности человека в природе, часто безграмотные, не правильные с экологической точки зрения, расточительные, ведущие к нарушению экологического равновесия.

Живая природа – это интересный сложный, удивительный мир. Природа является источником первых знаний и разностных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизни. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатства и сокровищь природы, везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – спасение природы. Что бы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувство прекрасного к окружающему миру природы. Ведь дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности,  в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Актуальность моей темы заключается в том, что бы не только познакомить детей с животным и растительным миром родного края, их местом обитания, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь¸ любить, сопереживать и радоваться ей.

Гипотиза: ознакомление дошкольников с природой и богатствами Родного края способствует формированию экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней.

При организации работы  были соблюдены принципы:

  • доступности;
  • последовательности;
  • целостности;
  • наглядности;
  • актуальности;

Цель: расширение экологических знаний детей через ознакомление с природой родного края.

Приступая к работе по ознакомлению с природой родного края я провела мониторинг по данной теме. Исходя из результатов был составлен перспективный план по работе с детьми, родителями, педагогами. А так же определила задачи:

- обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;

- расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;

- развивать у детей эмоционально – чувственную сферу и желание помогать природе.

Определила этапы по этой теме:

  • Изучение литературы по данному вопросу,
  • Знакомство с современными подходами и формами  взаимодействия семьи и  ДОУ,
  • Разработка новых  интерактивных форм работы с родителями.
  • Анкетирование родителей.
  • Анализ результатов работы.
  • Особенности взаимодействия между педагогом и семьей

В течение учебного года проводилась работа по ознакомлению детей с растительным и животным миром родного края, а так же познакомила детей с Красной книгой Оренбургской области и тем какие животные, растения и земноводные внесены в данную книгу. Так же дети знакомились с природными богатствами Оренбургского края. Полученные знания закреплялись при отгадывании кроссвордов и рисовании ответов на них, а так же отражали их в лепке и аппликации.

Все наблюдения закреплялись при чтении художественной литературы, заучивании стихов о природе родного края.

Не малое значении в воспитании детей имеет роль взрослых, родителей, воспитателей. В работе с родителями необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные. Во взаимодействии с родителями я использовала следующие формы работы:

- анкетирование;

- беседы за круглым столом;

- родительские собрания в нетрадиционной форме;

- консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка;

- домашние задания;

- привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы;

- выпуск фотогазет, экологических альбомов, папок-передвижек.

Итогом работы с родителями являлось:

- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;

- повышение уровня знаний у родителей об экологии родного города и края.

Для достижения результатов были проведены следующие мероприятия:

  1. оформлен фотостенд в группе «Природа нашего города»;
  2. оформлен фотоальбом «Как мы отдыхаем на природе»;
  3. домашние задания – придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы;
  4. конкурс рисунков для родителей «Мой край родной»;
  5. реализация проекта «Аллея выпускников».

Таким образом, только совместными усильями мы можем решить главную задачу, - воспитать экологически грамотного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....