Аппликация как средство развития художественного умения
статья (старшая группа) на тему
Рассмотрены основные направления данной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основные направления | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Аппликация как средство развития художественных умений у детей 5-го года жизни
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость широкого использования продуктивных видов деятельности (изобразительной и конструктивной) в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Исследователь Б.Г. Мещеряков определил понятие детской продуктивной деятельности как «процесс получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. Продуктивная деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т.к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков».
Изобразительная деятельность включает в себя такие виды деятельности, как рисование, лепка и аппликация.
Аппликация является одним из любимых детьми видов продуктивной деятельности. Аппликация – простой и эффективный способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезывании деталей, наложении их на фон и закреплении, очень подходит для занятий с детьми среднего дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер.
Научить ребенка осознанно использовать элементарные основы выполнения аппликации, пользоваться ими как средством, позволяющим с наибольшей полнотой выражать свое представление об окружающей действительности, передавать характер образа, выражать к нему свое отношение – одна из важнейших задач продуктивной деятельности.
Теория и практика дошкольного образования накопила большой опыт по использованию аппликации в целях развития у детей чувства красоты, совершенствования знаний о форме, окраске, пространственном расположении предметов на плоскости бумаги, развитии у них ручных умений и художественного вкуса. Глубокое теоретическое обоснование значения аппликации во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, разработка последовательности обучения аппликации в разных возрастных группах были даны Н.П. Сакулиной, И.Л. Гусаровой, Г.Н. Пантелеевым, З.А. Богатеевой, Е.С. Рогалевой, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и др. Указанные авторы практически показали пути применения разных методов и приемов овладения техникой аппликации на конкретном содержательном материале.
Любая изобразительная деятельность дарит детям радость познания и творчества. Испытав эти чувства однажды, ребенок будет стремиться в своих работах рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Но для этого необходимо создать определенные условия: прежде всего, обеспечить эмоционально-образное восприятие действительности, сформировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение.
К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Ребенка важно включать в разнообразные виды деятельности и позволять проявиться всем его задаткам и склонностям. Поэтому очень важно в процессе воспитания создавать такие условия, чтобы ребенок мог самореализоваться.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве, чтобы развить у каждого воспитанника необходимые художественные умения.
Художественные умения включают в себя не только знание различных цветов и их оттенков, геометрических форм для передачи пропорций, разнообразных техник, умения составлять композиции, но и технические навыки владения инструментами.
Умение – это элемент деятельности, позволяющий что-либо делать с высоким качеством, точно и правильно выполнять действие. Умения включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности.
В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike - искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники соответствует прямой, непосредственный результат работы специальным материалом и инструментом, умение использовать художественные возможности этого материала.
На актуальность исследования указывает тот факт, что у детей дошкольного возраста существуют трудности в создании образа, передаче пропорций, свойств и качеств предметов и явлений. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, их выразительных возможностей – все это вызывает затруднения при решении изобразительных задач, что, в свою очередь, приводит к потере интереса к изобразительной деятельности.
Такое положение происходит от того, что современные дети вольно и невольно оказываются в окружении большого количества технических средств, работой с которыми они с легкостью овладевают. Поэтому такие виды деятельности, как рисование, лепка, аппликация начинают меньше привлекать детей. Связано это с тем, что в игре с гаджетами ребенок, управляя различными функциями, получает результат, не совершая конкретных продуктивных действий. Такая привычка создавать продукт благодаря техническим средствам, а не собственному практическому опыту, приводит к появлению множества стереотипов, которые сказываются на качестве детских работ и их выразительности. Поэтому овладение графической стороной изображения является важным условием, обеспечивающим решение изобразительной задачи.
Актуальность и практическая значимость данного исследования на сегодняшний день подтверждается еще и тем, что занятия по аппликации в средней группе проводятся один раз в две недели, что, наш взгляд, крайне недостаточно, так как не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по аппликации.
Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая проверка возможности использования традиционных техник аппликации для развития художественных умений у детей 5-го года жизни.
Объект исследования – процесс развития изобразительной деятельности детей 5-го года жизни.
Предмет исследования – влияние традиционных техник аппликации на развитие художественных умений у детей 5-го года жизни.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие художественных умений у детей 5-го года жизни будет проходить эффективнее при соблюдении следующих условий:
- обогащение эстетического и познавательного опыта детей в процессе приобщения к искусству аппликации;
- последовательное и систематическое ознакомление детей с художественными техниками;
- реализация цикла дополнительных занятий по обучению традиционным техникам аппликации.
Задачи исследования:
- Изучить научную литературу по проблеме исследования.
- Определить уровни развития художественных умений детей средней группы.
- Спланировать цикл дополнительных занятий по аппликации, апробировать его на практике и оценить эффективность.
- Разработать материалы в помощь родителям.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование родителей, количественная и качественная обработка результатов.
Основные понятия: продуктивная деятельность, изобразительная деятельность, художественные умения, изобразительные умения, технические навыки, аппликация, техника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие художественных умений (рисование). Тема: «Как зайка от лисы спрятался»
Конспект занятия по рисованию с помощью нетрадиционного метода рисование методом тычка....
НОД по развитию художественных умений в 1младшей группе. Аппликация
Цель: Продолжать воспитывать у детей отзывчивость, вызывать желание помочь игрушечным персонажам. Учить составлять узор. Развивать чувство ритма. Продолжать знакомить с правилами наклеивания. Учить вы...
Консультация для воспитателей "Сюжетная аппликация как средство развития художественно-творческих способностей у детей".
Консультация для воспитателей "Сюжетная аппликация как средство развития художественно-творческих способностей у детей"....
АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА
Тезисы...
Конспект НОД по развитию художественных умений (аппликация) "Рождественский сапожок".
Конспект занятий по развитию художественных умений (аппликация).Тема: "Рождественский сапожок".Цель: продолжать вызывать у детей приятные воспоминания, связанные с праздником Рождества; закр...
Сюжетная аппликация – как средство развития художественно-творческих способностей у детей
Консультация для педагогов и родителей...
Аппликация из пряжи как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста
Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изоб...