ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ.
статья на тему
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ.
М.А. Готовцева
АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС №124 «Мотылек», г.о. Тольятти
В нашей современной жизни, мы страдаем от нехватки культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ибо она лишь внешнее проявление культуры. Речь идет о нехватке культуры внутренней, и всё это видно на детях. Глядя на пятилетнего ребенка, видно, какие у него родители, как и о чем они разговаривают, какой микроклимат в семье и т.д. Не зря слово «культурный» имеет синоним «воспитанный».
В культурной семье никто никогда ни на кого не кричит, не повышает даже голоса, ибо каждый видит в другом личность (разумеется, и в ребёнке, и в нём первую очередью). Крик-признак не развести, не культурности человека крик признак не развитости, некультурности, и особенно он сильно на детей. Ребёнок мгновенно видит, что во-первых его не любят, во-вторых, не считают его за человека, в-третьих, тот кто кричит, опускается в его глазах. Когда взрослый человек кричит, понятно, что ему самому плохо, а, следовательно, жизнь не так уж хороша, и можно только представить что чувствует душа ребенка, которая из чистой и ясной постепенно превращается такими взрослыми в тёмную и злую.
Каждый взрослый, родитель должен понимать, что культура ребёнка рождается в семье. Не культурная семья отличатся тем, что в ней ни кто никого не уважает, каждый думает только о себе и при малейшем конфликте расцветает хамство. Дома на ребёнка кричат, по телевизору он видит, как дерутся, в кино постоянно гремят выстрелы метко стреляющих героев, а потом мы удивляемся, что дети грубы, жестоки и не послушны.
Воспитывать ребенка нужно всегда и везде родителям разъясняю, что внешняя культура отражает внутреннюю сущность человека. Считаю, что необходимо объяснять детям что хулиганы, глубоко несчастные люди. И главное – как можно больше положительных примеров. Ведь, известно, что лет до десяти ребёнок хочет видеть и чувствовать мир лишь красивым, надёжным и добрым.
Не зря говорил Ф.Достоевский, что видеть одно плохое хуже, чем ничего не видеть.
Воспитывать человека со светлым ясным взглядом на мир – задача не простая. Вот почему добро и красоту ребенок должен видеть вокруг себя постоянно. Причем из каждого частного положительного примерно стараться показать, что это типично для воспитанного человека.
Вот, например, многие наши бабушки подкармливают уличных, бездомных кошек, перечисляют пусть малую сумму, но постоянно на счёт больных деток. И надо сказать, что таких людей миллионы! Тогда такие поступки закрепятся в сознании ребёнка как норма поведения.
Неиссякаемым источником примеров высоких душевных качеств, служит история Великой Отечественной войны. Причём лучше рассказывать необычные героические эпизоды, так как они запоминаются надолго, тем самым формируя сознание.
Вот, например: на середине Днепра мина попала в плот, где было девять наших солдат. Многих ранило, а тяжёлый пулемёт. Который был у них, упал в воду. И вот эти солдаты ныряли в воду по очереди и на трёхметровой глубине катили пулемёт по дну реки. Докатив его до берега, они вылили из него воду, и пошли в атаку…
Литература воспитывает в детях высокие нравственные идеалы, поэтому просто необходимо с раннего детства знакомить детей с книгой. И не просто знакомить, а приучить любить и бережно относиться к книге. Но чтобы снять с книжной полки будущее, нужно, чтобы на ней были настоящие книги. Дети неразборчивы и часто читают, что попало, тогда как есть десятки и сотни произведений, значение которых просто необходимо. Здесь тоже всё зависит от родителей: иной детской книжной полке может позавидовать любой писатель.
Если ребёнок любит перечитывать книги, это хороший признак. Доказано, что такой человек обладает глубиной ума. А учиться читать можно всю жизнь.
Очень важно с детьми читать книги, это хороший признак. Книга вырабатывает чуткость к слову, к богатству языка, учит культуре речи, умения выражать свои мысли. Жест и речь взаимосвязаны, жест всегда подчёркивает то, что мы хотим сказать. И давно известно, если человек, не умеет выражать свои мысли тогда он выражает их жестами. Сегодня подростки не редко стараются доказать свою правоту кулаками. Так что в известном смысле драка–это следствие не развитой речевой способности дерущихся. А виноваты родители, которые их в детстве не развивали их речь, не приучали к чтению.
У каждого самого раннего детства, думаю, должен быть сформирован идеал человека, к которому надо стремиться всю жизнь. С другой стороны, он должен видеть и те качества, которые делают человека плохим. От того, насколько правильно мы поставим акценты на хорошее и плохое, зависит, каким вырастит наш ребёнок. Пусть он знает, что хороший человек видит в людях хорошее а плохой - только плохое. Хороший человек не в силах оскорбить другого, плохой, наоборот, находит удовольствие в унижении, оскорбления другого. Если ребенок глубоко усвоит все это и еще тысячу истин в раннем детстве, то и в юности, и в зрелом возрасте его уже будет трудно сбить с правильного пути. А усвоить он может лишь тогда, если родители и другие взрослые, каждодневным примером, все своей жизнью будут утверждать хорошее и осуждать плохое. В последние время довольно много появилось людей внешне воспитанных, но не обладающих внутренней культурой. Часто такой человек «культурно» ведет себя в обществе, а придя домой, измывается над женой и детьми.
Мысль о достоинстве человека может и совсем не появиться у ребёнка, если он не увидит этих качеств в родителях. Только, если мы сами ощущаем себя людьми с большой букву, это ощущение может появиться и у ребенка. Кроме примера родителей и окружающих, что является, конечно, определяющим, более всего воспитывают в человеке – человека: искусство, музыка и литература.
«Всем хорошим во мне я обязан книге», – писал М. Горький. Заметьте, всем хорошим! Книги, воздействуя постоянно , потихоньку формируют в душе ребёнка идеал человека. И если родители не дотягивают до этого идеала, ребёнок начинает им грубить или не слушаться. Ему ужасно обидно, что они столь не похожи на идеал, поэтому и грубит от обиды.
Речь более всего развивается в общении, поэтому нужно как можно больше говорить с ребёнком о прочитанных книгах, о фильмах, о музыке обо всём. Кроме литературы, облагораживающее влияние оказывает на ребёнка музыка. Она возвышает душу, т.е. наиболее быстро делает человека человеком. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Но при одном непременном условии – если ребёнок занимается музыкой с удовольствием. К тому же принуждение всегда убивает желание. Занятие музыкой поднимает настроение, повышает интеллект ребенка, развивает хороший эстетический вкус, чувство прекрасного, вносит в повседневную жизнь праздник и радость.
Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность души. Человек с тонкой, эмоциональной душой не может не почувствовать горя, страдания другого человека, совесть заставит его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка. Если мы хотим, чтобы сердца наших детей стремились к добру, красоте, человечности, давайте попробуем научить их любить и понимать музыку! Учите их и учитесь вместе с ними!
Вот некоторые советы, которые помогут детям войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства:
- Любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Проведите предварительную беседу о композиторе и его произведении. Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до конца, охватывая слухом звук за звуком. Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно прежде не испытанное.
- Лучше выбирать для слушания небольшие произведения. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками ещё не выработан и внимание недостаточно дисциплинированно.
- Легче слушать вокальную музыку. Текст всегда подскажет, о чём хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.
- Инструментальную музыку необходимо слушать. В ней нет слов, но от этого она не становится менее интересной. Например, «Детский альбом» П. И. Чайковского. Какие только жизненные и, даже, сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребёнка: «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы» и т.д.
- Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи. Определите, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения. Это может быть и вокальная и инструментальная музыка.
Время от времени надо возвращаться к прослушиванию уже знакомых произведений. Можно мысленно представить их звучание, чтобы легко их узнавать. Чем чаще слушаешь знакомые произведения, тем они с каждым разом всё больше и больше нравятся. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различить каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Звуки не могут звучать «как попало».
Прослушивание музыки должно быть регулярным занятием. Ничего не должно отвлекать ребёнка от общения с музыкой. Выделите время для прослушивания музыкальных произведений.
Полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов. Это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.
Научить детей понимать прекрасное – наша прямая обязанность. Все дети в дошкольном возрасте любят рисовать и лепить. Вот тут бы и поддержать их стремление: купить не только акварельные краски, но и масляные, натянуть холст, показать элементарные приёмы пусть рисует.
Детский рисунок – это не пустая забава, а постижение мира, открытие самого себя. Нет большей похвалы настоящему художнику, чем сказать , что он сохранил свежесть и чистоту детского восприятия. Рисуя, ребёнок начинает понимать красоту, а она возвышает душу. Но эстетическое воспитание – это не только красота и гармония природы, живописи или музыки, это и красота комнаты, одежды ребёнка и вообще всего, что его окружает.
Чувство красоты какими-то путями связаны с нравственной красотой человека. Эстетически развитому человеку всякая дисгармония приносит настоящие страдания: он не может читать плохую книгу, видеть жестокие лица и так далее. И наоборот, у эстетически и духовно неразвитого человека красота, гармония вызывает чувство ненависти, желания растоптать, уничтожить эту красоту, ибо это всё более соответствует его внутреннему духовному миру.
В детстве душа открыта прекрасному, с годами это качество теряется, и то, что упущено в детстве, в эстетическом плане, во взрослом плане – уже не наверстать. Эстетика является составной частью духовной культуры человека и чем раньше ребёнок окунётся в этот чистый и прекрасный мир, тем чище и прекраснее будет его душа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)
Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...
"Методические рекомендации в помощь воспитателям для формирования навыков безопасного поведения у детей безопасного поведения вблизи дороги".
Данная стать познакомит с причинами дорожно-транспортных проишествий и как сформировать у детей дошкольного возраста навык безопасного поведения....
Агрессивное поведение ребенка дошкольника. Коррекция агрессивного поведения у детей
Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от живот...
Социально-психологическое развитие детей \'\'Как можно эффективно осуществлять предупреждение конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.\'\'
В зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе конфликт рассматривается как состояние личности,возникающее в следствии противоречий или столкновения различных образований,что создаёт...
Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста по основам безопасного поведения (По книге Т.И. Гризик и Г.В. Глушковой «Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет»)
Картотека игр по основам безопасного поведения для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; для коррекции агрессивного поведения у дошкольников
Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; Для коррекции агрессивного поведения у дошкольников...
«СОЦИАЛЬНО –ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ - устойчивость личности к социально-неблагоприятным факторам среды, сформированность навыков саморегуляции поведения. Девиантное поведение у детей дошкольного возраста.»
Презентация "Девиантное поведение у детей дошкольного возраста»...
- Мне нравится (1)