Уголок экспериментирования в средней группе ДОУ
материал (средняя группа) на тему
Уголок экспериментирования в средней группе ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ugolok_eksperimentirovaniya_v_sredney_gruppe.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Уголок экспериментирования в детском саду»
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию.
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Задачи уголка экспериментирования
- развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
- формирование умений комплексно обследовать предмет.
Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
2) место для приборов. Место для хранения материалов (природного, «бросового»);
3) место для проведения опытов;
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты:
- Компонент дидактический
- Компонент оборудования
- Компонент стимулирующий.
Дидактический компонент (познавательные книги, атласы, тематические альбомы, серии картин с изображением природных сообществ, схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов).
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:
- алгоритмы выполнения опытов;
- карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки;
- правила поведения в уголке экспериментирования.
Компонент оборудования - приборы-помощники: микроскоп, лупы, увеличительные стекла, весы, безмен, песочные, механические часы, компас, магниты, портновский метр, линейки, треугольник т.д.
Компонент стимулирующий:
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
- сита, воронки разного размера и материала;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
- шишки, перья, мох, листья и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,
- меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы «Как?» «Почему?».
Китайская пословица гласит «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
В уголке экспериментальной деятельности в средней группе должны быть:
- книги познавательного характера для среднего возраста;
- тематические альбомы;
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки»: (зимы, весны, осени), «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;
- мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла» и др.);
- песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной;
- красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- семена бобов, фасоли, гороха;
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
- простейшие приборы и приспособления - лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
- «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям;
- персонажи, наделенные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация;
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оформление развивающей среды. Уголок экспериментирования в старшей группе.
Уголок эксперементирования в старшей группе. ...
Уголок экспериментирования во второй группе раннего возраста
Каким должен быть уголок экспериментирования у самых маленьких, чем он оснащен, какие несет в себе функции....
Уголок экспериментирования в подготовительной группе
Уголок экспериментирования в подготовительной группе....
Уголок Экспериментирования в старшей группе детского сада
Уголок экспериментирования в группе №5...
уголок экспериментирования в подготовительной группе
оформляли уголок эксперементирования в группе,искали материал по теме...делимся собраным материалом...
Консультация "Уголок экспериментирования в средней группе"
Какой материал должен быть в средней группе....