Картотека игр. "Социальный мир" средняя группа
картотека (средняя группа) на тему

Колесникова Анна Сергеевна

Картотека игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_sotsialnyy_mir.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Расскажи, а мы отгадаем».

Детям раздаются конверты с фотографиями помещений детского сада (ясельная группа, музыкальный зал, физкультурный зал, прачечная, кухня, экологическая комната и др.). Дети по желанию или выбору воспитателя должны, не называя, какое изображено помещение, рассказать о нем, а остальные отгадывают.

Воспитатель. Почему так хорошо детям в детском саду? (Потому что нас окружают любовь и забота всех взрослых.)

«Мы водители».

Воспитатель устанавливает макет светофора, мальчики-водители по сигналу заводят свои машины и выезжают на дорогу, а девочки-пешеходы гуляют по тротуару с детьми (куклами). Воспитатель регулирует работу светофора: на зеленый свет водители (мальчики) останавливаются, а пешеходы (девочки с куклами) переходят дорогу.

«Подбери груз к машине».

Дети делятся на две группы - машины и грузы. Дети-машины выбирают себе различные грузовые автомобили (нарисованные на картинках или игрушки), дети-грузы - нарисованные на картинках грузы. По сигналу воспитателя «Подбери себе груз» дети-машины начинают движение по группе и останавливаются около тех детей, чей груз считают нужным взять. «Грузы» цепочкой движутся вместе с «машинами». По сигналу воспитателя «Стоп» дети-машины и дети-грузы проверяют правильность своего выбора.

«Поймай мяч».

Дети становятся в круг и перебрасывают мяч друг другу

«Что нужно надевать в разную погоду?».

Детям предлагаются пейзажные картинки с изображением разной сезонной погоды (на каждого ребенка) - идет дождь, снег, ветер, лужи, светит солнце и др., а также предметные картинки с изображением одежды и атрибутов к ней - зонт, пальто, панамка, резиновые сапоги и др. Дети должны подобрать одежду в соответствии с погодой и объяснить свой выбор.

Катя (смотрит, как дети выполняют задание и обращается к ним). Почему ты подобрал именно эту одежду? Мне кажется, что нужно было подобрать другую. Я благодарю вас, ребята, за то, что вы научили меня правильно выбирать одежду к каждому сезону.

«Оденем куклу Катю на прогулку».

Воспитатель показывает предметы одежды, дети называют материал, из которого изготовлены кофта, колготки, брюки, пальто, шапка, сапоги, ботинки и т. п.

Дети, используя алгоритм одевания, одевают Катю на прогулку.

«Можно или нельзя».

Дети становятся в круг. Воспитатель называет какое-либо действие. Кому из детей он бросит мяч, тот отвечает, можно или нельзя:

- детям включать утюг;

- играть рычагом управления стиральной машины;

- самостоятельно гладить белье на гладильной доске;

- детям стирать белье в машине-автомате?

«Мой портрет».

Цель. Игра позволяет научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.

Дидактический материал - картинки с изображением детей разного возраста, роста, внешности; карандаши, фломастеры, фла-

нелеграф.

Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки (с изображением ребят разного возраста в различных игровых ситуациях) и определить, какими они себя считают - большими, маленькими или не очень маленькими. Могут ли они сказать и показать на пальчиках, сколько им лет, или они этого еще не знают.

Дети рассматривают картинки с изображением детей разного роста и говорят, какими они считают себя сейчас и какими хотят вырасти. Педагог предлагает детям нарисовать себя, какими они хотят быть. По рисункам детей, выставленных на фланелеграфе, дети пытаются узнать, кто на них изображен. Педагог спрашивает, зависит ли от роста, хороший человек или плохой, зависят ли от роста качества характера человека. Педагог читает стихотворение:

Если сам ты небольшой,

Но с высокою душой,

Значит, твой реальный рост

Выше самых дальних звезд.

Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть у себя и у друзей глаза, брови, нос, рот, уши, прическу и нарисовать свой автопортрет.

«Чем вы похожи, чем вы отличаетесь?».

Дети разделяются на пары, рассматривают друг друга и себя в зеркале, рассказывают, чем они похожи, а чем отличаются (имя, внешность, половые различия).

Игра-драматизация «Почему так?».

Цель. Игра развивает в детях сознание собственной адекватности окружающим людям.

Дидактический материал - большое зеркало, картинки с изображениями бабушки и девочки; кукла Катя.

Ход игры. Педагог показывает детям композицию: сидит кукла Катя и смотрит на себя в зеркало. Рассуждает: «У меня два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один».

Воспитатель. Давайте, дети, и мы посмотрим на себя в зеркало. А у вас тоже так?

Дети рассматривают себя в большом зеркале, смотрят друг на друга.

Педагог рассказывает, что случилось с Катей (по произведению Е. Пермяка): «Почему это у меня всего по двое, а язык один и нос тоже один?» - спрашивает Катя свою бабушку. А бабушка отвечает ей: «А потому, милая внучка, чтоб ты больше видела, больше слушала, больше делала, больше ходила, но меньше болтала и нос свой куда не надо не совала».

- Дети, а вы как думаете, правильно ли бабушка ответила Кате?

Подвижная  игра «Кот Васька».

Цель. В процессе игры дети обучаются характерным движениям животных.

Ход игры. Дети (мышки) сидят на стульчиках или ковре. Один ребенок - кот Васька. Он идет на носочках, смотрит то направо, но налево, мяукает.

Педагог и дети.

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

А летит стрелой,

А летит стрелой.

Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него - засыпает.

Дети.                

Глазки закрываются -

Спит иль притворяется?

Зубы у кота –

Острая пила.

 Одна мышка говорит, что она пойдет посмотрит, спит ли кот. Посмотрев, она машет руками, приглашая к себе других мышек. Мышки подбегают к ней, скребут по стулу, где спит кот.    -

Кот Васька. Только мышки заскребут, Серый Васька тут как тут. Всех поймает он! Кот встает и бежит за мышками, они убегают от него.

«Составь семью».

Детям предлагаются фигурки-макеты или картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей.

Воспитатель. Как вы думаете, взрослые в семье заботятся друг о друге? А как заботятся о вас? Как вы помогаете взрослым?

«Что вредно, а что полезно».

На наборном полотне размещены предметные картинки.

Дети делятся на две команды и распределяют картинки на две группы: в одну - что полезно для сохранения зубов здоровыми, а в другую - что вредит зубам. Потом каждая команда показывает картинки и обосновывает свой выбор.

«Я покажу, ты расскажи».

Зайчик по очереди достает продукты, а дети называют их и рассказывают, что с ними можно делать. Вопросы воспитателя детям.

- Как их можно употреблять - в сыром виде или варить?

— Какого они цвета, формы, каковы на вкус? Зайчик. А какие продукты самые полезные? В каких много

витаминов? Знаете, почему у меня такие крепкие зубы? (Рассказывает, что он ест.)

«Определи на ощупь».

Зайчик предлагает поиграть с детьми в прятки: он прячет в мешочек все продукты, а дети на ощупь должны определить и назвать их.

«Определи на вкус».

Дети закрывают глаза. Воспитатель предлагает им попробовать некоторые овощи и фрукты, определить, что же они съели, при помощи чего определяли их.

- Понравились ли вам вкусовые качества продуктов?

- Что вы больше всего любите? Почему?

Творческая игра «Дорисуй, чего не хватает».

Задание. Дорисовать недостающие части посуды, рассказать,

что дорисовал и зачем это нужно (ручка к чашке, ножу, недостающие зубцы у вилки и т. д.).

«Какое настроение?».

Задание. Подобрать пиктограммы различных эмоциональных состояний к сюжетным картинкам-ситуациям.

«Накроем стол к чаю».

Дети накрывают стол и приглашают Катю на чаепитие.

Воспитатель обращает внимание Кати и детей на осторожное, бережное обращение с предметами посуды (может разбиться, можно порезать руку и т. п.).

«Отправляемся в поездку».

Дети строят автобус из стульчиков или крупного строительного материала.

Воспитатель. Вспомните, что вам нужно для поездки. Для чего это может понадобиться?

Дети отправляются в поездку. Выбирается водитель, кондуктор, остальные дети - пассажиры. В автобусе воспитатель создает различные ситуации: заходит мама с младенцем, необходимо заправиться, сменить колесо и т. п. (роли меняются). Исполняющие роли показывают, как бы они действовали в той или иной ситуации, пассажиры анализируют поступки, предлагают свои варианты их решения.

Игра-ситуация «А если...».

Воспитатель рассказывает детям различные житейские ситуации:

• Если бросить игрушку на пол, что будет?

• Если плохо закрепить ее на ветке, что будет?

• Если дать игрушку маленькому ребенку, что будет?

•  Если повесить гирлянду с неисправным проводом и вилкой, что будет?

Обращает внимание детей на бережное обращение с игрушками и электрическими гирляндами.

«Я покажу, а вы отгадайте».

Ребенок показывает свою схему, а остальные дети, и Степа отгадывают, какое время года не ней изображено. Степа все время путает детей, называет невпопад, но дети убеждают его, рассказывая о тех или иных признаках времен года.

Дети дарят Степе свои схемы.

«Какая обувь?».

Дети становятся в круг, воспитатель по очереди бросает им мяч; ребенок, у которого оказался мяч, должен назвать, какая это обувь - обувь, в которой гуляют летом (летняя), обувь, в которой играют в футбол (спортивная) и т. п.

«Какой мой папа».

Дети по кругу передают «волшебную палочку», у кого она оказалась, должен рассказать, какой его папа.

«Найди пиктограмму удивления и подбери ее к сюжетным картинкам».

Задание. Изобразите удивление и расскажите, когда и чему вы удивлялись.

«Кому что нужно для работы».

Воспитатель выставляет картинки или фотографии сотрудников детского сада.

Задание. Рассказать, кто это, и подобрать картинку, что и кому нужно для работы, объяснить зачем.

«Я путешествую».

Воспитатель показывает картинку поезда.

- Что это?

- Давайте построим свой поезд и отправимся в путешествие. Имитируют движение поезда.

1-я остановка-наСевере (картина).

- Рассмотрите, кто изображен на картине. Чего очень много на ней? (Снега.)

- Кто же поможет нам путешествовать дальше по такому снегу? (Ответы детей.)

У кого-либо из детей случайно обнаруживается письмо. Воспитатель читает письмо-стихотворение:

Поезд вам здесь не поможет,

Он на рельсы встать не сможет.

А помогут вам друзья,

 Знаю очень многих я:

И собаки, и олени –

Здесь они вам не враги.

Людям вовремя помогут

Кое-что перевезти

И самих их довезти.

Дети выбирают картинку с изображением собаки или оленя, строят сани из стульчиков и строительного материала и отправляются в путешествие дальше. Воспитатель управляет санями и обращает внимание детей на сугробы, животных, которые встречаются в тундре.

2-я остановка «Передышка». Воспитатель.

Долго ехали мы с вами,

Я устала так, а вы?

Здесь давайте отдохнем.

Самолет наш подождем.

Дети отдыхают, спокойная ходьба.

Игра-имитация «Самолеты».

Дети изображают полет самолета: заводят мотор, взлетают, приземляются.

«Что чувствует твой друг?».

Детям предлагается решить несколько ситуаций:

- друг не поздравил тебя с днем рождения;

- ты забыл угостить друга яблоком;

- друг обиделся, потому что ты отказал ему в игре. Воспитатель задает вопросы:

- Как помочь другу? (Если он что-то уронил, рассыпал, плачет и т. п.)

- Чем успокоить друга?

- Как поступить, если друг говорит неправду?

«Что у меня есть дома».

Дети садятся в круг, Незнайка передает «волшебную палочку». Ребенок, у которого оказалась палочка, должен назвать один предмет бытовой техники, который есть у него дома, рассказать, какие функции он выполняет (не повторяя уже названных).

Если дети затрудняются, воспитатель помогает вопросами:

- У кого дома есть утюг?

- Кто расскажет о нем? И т. п.

«Что нужно для работы ирача и медсестры».

Дети отбирают на подносе медицинские инструменты и одежду - объясняют, почему выбрали именно этот предмет, рассказывают как его использовать.

«Вылечим кукол и зверюшек».

Дети делятся на пары (по количеству игрушек) и распределяют роли - врач и медсестра. Другие дети наблюдают, одобряют или поправляют действия медицинских работников.

Игрушки благодарят детей .

«Полезно - вредно».

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч ребенку и называет действие а ребенок должен сказать, полезно это или вредно для здоровья и объяснить почему. (Брать в рот снег, есть немытые фрукты, овощи, чистить по утрам зубы, заниматься зарядкой, физкультурой, ходить под дождем без зонта и т. п.)

Игра-эксперимент «Тонет - плавает».

Предлагаются емкости с водой на каждого ребенка и предметы (деревянные, бумажные, из ткани и металлические). Дети кладут все предметы в воду и смотрят вместе с Дашей, что с ними происходит. Выясняют, что бумага, ткань, металл тонут, а деревянные предметы плавают.

«Какое дерево?».

Даша по кругу передает детям деревянную палочку, у кого оказалась палочка, должен назвать какое-нибудь качество или свойство дерева (легкое, не тонет, плавает, прочное, гладкое, шершавое, горит и т. д.). Если дети затрудняются, воспитатель помогает наводящими вопросами.

«Попробуй на вкус».

Задание. Попробуйте на вкус и расскажите, при приготовлении каких блюд используется тот или иной продукт.

«Что это и кто вырастил?».

Дети из «волшебной корзины» достают овощи, фрукты и рассказывают, что за подарок прислал кот Матроскин по плану:

- овощ или фрукт;

- где растет;

- кто его вырастил;

- какой на вкус;

- какая польза от него.

Подготовленный ребенок читает стихотворение: Склонила тяжелую голову рожь. «Спасибо вам, солнце и ласковый дождь! Спасибо земле, что была моим домом, И сильным рукам, моим старым знакомым. Я помню, как руки трудились упорно, Чтоб в землю посеять янтарные зерна, А нынче они урожай уберут. Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд!..»

Я. Дегутите

Игра-эксперимент с водой.

Детям предлагаются емкости с водой, в которые нужно опустить кусочек бумаги и ткани.

В ы в од: бумага размокает, а ткань намокает.

Упражнение «Зеркало».

Рассматривание пиктограмм и изображение перед зеркалом радости, горя, удивления. Дети по очереди придумывают сюжеты, а остальные их передают мимикой, жестами. Обсуждают, как помочь другу в случае горя (может рассказать историю воспитатель).

«Прозрачный - непрозрачный».

Детям предлагается два стакана - пластмассовый и стеклянный.

- Из чего сделаны стаканы?

- Как вы думаете, прозрачные они или нет?

- Как проверить? (Дети кладут в стаканы предметы.)

- В каком видно, в каком нет?

Вывод: стекло прозрачное, а пластмасса - непрозрачная.

«Назови предметы»

Дети сидят по кругу, воспитатель передает «волшебную палочку», каждый ребенок должен назвать пластмассовый предмет, имеющийся в группе или дома.

«Магазин».

Дети делятся на продавцов и покупателей (с помощью считалки). Покупатель должен описать товар (не называя его), который он хочет купить, но так, чтобы продавец смог отгадать его и продать. Воспитатель может показать детям на своем примере. Дети меняются ролями во время игры.

«Найди друзей».

Дети сидят полукругом, воспитатель дает ребенку предмет и говорит: найди ему друга в группе. Ребенок должен отыскать друга и стать возле него, объяснив, почему он будет другом этому предмету (например: потому что сделан из такого же материала или потому что это тоже предмет посуды и т. п.).

«Что нужно для работы хлебороба?».

Воспитатель. Кто выращивает хлеб? Отберите картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба. Откуда сельские жители взяли технику? Есть ли у них большие заводы по производству и выпуску тракторов, комбайнов, косилок, поливальных машин?

Воспитатель формулирует вывод о взаимосвязи города и села.

«Мы перевозим грузы».

Дети становятся в круг, передают друг другу руль. У кого окажется руль, тот должен назвать груз, который он перевозит, и тип машины.

Игра «Гуси-лебеди».

Дети гуляют по группе, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда воспитатель подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики.

«Мы плывем на...».

Воспитатель называет вид водного транспорта, а дети имитируют и передают его образ.

- Кто управляет большими судами?

- Каждый ли может стать капитаном?

- Какими качествами должен обладать капитан?

- От кого, кроме капитана, зависит успешное плавание?

«Дорисуй, что не хватает у телефона».

Детям предлагается рассмотреть различные виды телефонов, у которых отсутствует что-либо в конструкции. Они должны подобрать и приложить недостающие детали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр (Социально - коммуникативное направление развития)

Социально- коммуникативное направление развития.ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Картотека этюдов. Социально-коммуникативное развитие. Вторая младшая группа

картотека этюдов на социально-нравственные темы во второй младшей группе...

Картотека игр социально-правового характера для старших дошкольников

Правовое образование дошкольников через игру является самым приемлемым способом донесения информации маленькому гражданину.Вот несколько примеров игр.Источник: http://womanadvice.ru/pravovoe-vo...

Картотека по социально-коммуникативному развитию

Ознакомление детей с хозяйственно - бытовым трудом....

Картотека игр в средней группе по социально-коммуникативному развитию.

Картотека игр в средней группе по социально-коммуникативному развитию....

КАРТОТЕКА ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ СРЕДНЯЯ ГРУППА

Игры  направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения, умение вести диалог с собеседником, на сплочение коллектива....

Картотека по социально - коммуникативному развитию

Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников &ndash...