Использование дидактических игр на занятиях для детей раннего возраста.
статья (младшая группа) на тему

Недзельская Татьяна Васильевна

Важность правильного использования дидактических игр в непосредственной образовательной деятельности детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр в непосредственной образовательной деятельности детей раннего возраста.

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из нее, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое. К двум – двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.

В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.

Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же, непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

Но наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, Потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия, игры и упражнения. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что его окружает: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо организовать с детьми самостоятельные наблюдения за окружающим и говорить с ними по поводу увиденного.

Дидактические игры и упражнения дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства.

Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Развитие сосредоточенности и способности к подражанию – необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время игр, тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.

Вызывая подражания своим действиям и словам, воспитатель учит детей внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в играх и занятиях, ждет их, радуется им. В игре и на занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Показывая, рассказывая детям, воспитатель раскрывает перед ними мир доступных для их понимания явлений природы и труда старших (бытовой труд взрослых и старших детей), знакомит с некоторыми средствами передвижения. Понять все эти явления ребенок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому на занятиях и в ирге ставится задача – научить детей слушать и понимать обращенную ним речь и самим пользоваться речью.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Дети постепенно учатся собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т.п., возводить не сложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе. Этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.

Дидактические игры и упражнения имеют определенное значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала ребенок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкнет к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т.д. Зарождается первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Также постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание как-то участвовать в их деятельности; при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу, например к упавшей и плачущей девочке и т.п.

Дидактические игры и упражнения имеют значения и для эстетического воспитания маленьких детей. Подбор и оформления дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых игр и упражнения прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п.

При проведении дидактических игр и упражнений воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.

Очень важно помнить, что дидактически игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Основные признаки дидактической игры

     По мнению игротехников – педагогов, занимающихся разработкой и реализацией игровых технологий в процессе обучения, - все учебные игры обладают, по крайней мере, четырьмя основными признаками:

  1. Дидактическая цель ставиться перед детьми в форме игровой задачи.
  2. Деятельность детей подчиняется правилам игры.
  3. Учебный материал используется в качестве средства игры.
  4. Успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.

     Любая деятельность теряет игровую природу, если осуществляется принудительно или ради выгоды. С другой стороны, существенным признаком самопроизвольной игры является отсутствие ее практической направленности. Если же характеризовать игру, то для нее принципиальны такие черты, как:

    - преднамеренность

    - план,

    - наличие обучающей цели,

    - наличие предполагаемого результата.

    В этом смысле есть очевидные трудности для осуществления игрового обучения: во – первых, игра должна завершать получение определенного результата, представляющего ценность не только для педагога, но и для играющих.

    Ключевой характеристикой любой игры, и дидактической, в частности, является ее двупланность: одновременное существование реального и условного (воображаемого, собственно игрового) планов. При нарушении одного из планов игра расстраивается. Если дети слишком увлечены игровой стороной дела, западает ее реальный – учебный элемент. Очевидность и однозначность реальных, учебных задач в игре также, лишают ее собственно игровой природы.

    Любая дидактическая игра обязательно содержит игровую и обучающую задачи. Игровая – это задача, которую решает ребенок в ходе игры, то есть выполнение определенных игровых действий. Обучающая – это задача, которую ставит педагог. Разлад дидактической игры часто происходит из-за того, что недостаточно эффектно оформлен именно воображаемый план игры. Если сам педагог остается в реальном плане и не входит в игровую ситуацию, это может помешать детям погрузится в стихию игры.

     Как правило, обучающие задачи связаны с решением разнообразных дидактических задач и достижением основных дидактических целей: усвоение нового материала, овладение необходимыми умениями и навыками. Конечно, педагог должен четко представлять, с какой целью проводится конкретная игра, какие знания, представления должны быть осмыслены, закреплены, систематизированы, выявлены у детей, какие умения должны быть сформированы и проверены. Этим определяется содержание, ход и правила игры. По тому, как ребёнок справляется с обучающей задачей, оценивается его участие в игре. Но для детей цели должны быть максимально завуалированы в игровой задаче, они не должны их замечать. Для участников важно стремление к достижению своего собственного максимального игрового результата. Игровые результаты – это показатели, по которым оценивается качество действий играющих, их компетентность или присуждается победа в игре. Как правило, показателями игрового результата являются обоснованность и продуктивность принимаемых игровых решений, минимум ошибок, быстрота выполнения заданий, эрудиция, смекалка. Педагог же анализирует результаты игры по тому, как выполняют дети игровые задачи.

      Игра, введенная в систему методов обучения, осуществляет несколько функций:

     - Мотивирует и стимулирует познавательную деятельность детей.

     - Компенсирует отсутствие практики, приближая игровую деятельность к условиям реальной жизни.

     - Способствует приобретению знаний.

     - Оказывает воздействие на личность ребенка, расширяя его кругозор, мышление и творческие способности.

- Учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые знания, умения, навыки.

Условия эффективной организации дидактической игры

    Сегодня существует довольно большой выбор игр и развивающих программ.  Начиная играть, педагог хорошо понимает, что происходит в данной игре с детьми – с их способностями, мышлением, воображением. Без такого понимания не стоит и начинать игру.

    Всегда полезно сначала сыграть самостоятельно в каждую игру, попытаться проанализировать, что происходит на том или ином этапе игры, какие затруднения возможны, что удается слишком легко. Может случиться, что многие игры окажутся неинтересными. Важно определить причину этого. Не стоит играть в то, что непонятно или не нравится. В этом не только забота о детях. И для педагога получение удовольствия в процессе игры не менее значимо, чем для детей. Важно помнить, что большая часть живости проведения дидактической игры зависит от поведения педагога. Его сухость, сдержанность в поведении или, наоборот, развязность, могут помешать эффективности любой, казалось бы, хорошо продуманной дидактической игры. Необходимо, чтобы эмоциональное состояние педагога, использующего игры на занятии, соответствовало той деятельности, в которой он участвует. В отличие от других методических средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит. В этом смысле играет не только ребёнок, но и педагог.

      Чтобы дидактическая игра превратилась в подлинное сотворчество педагога и ребёнка, необходимо соблюдать следующие правила:

      - Игровая деятельность должна быть мотивированна, то есть дети должны испытывать потребность в игре.

      - Обучающая игра должна иметь личностный смысл и быть значимой для каждого из участников.

      - Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия и понимания. Большую роль в этом играет педагог, ему необходимо учитывать индивидуальные особенности детей: характер, темперамент, целеустремленность, состояние здоровья, самочувствия каждого из участников игры.

       - Содержание игры должно быть интересно и значимо для участников, а игровое действие – завершаться получением определенного результата, представляющего для них ценность.

       - Игровое действие должно опираться на знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях. Оно должно обеспечивать возможность детям принимать рациональные, эффективные решения и критически оценивать себя и окружающих.

      Игра – не занятие. Но игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое – это не только методическое богатство, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.

       Сущность педагогического влияния заключается не только в непосредственном вмешательстве педагога в игру, сколько в создании условий, определяющих правильное отношение детей к игре.

        Во-первых, Участники должны знать и понимать то содержание, которое лежит в основе игрового сюжета, фабулы или программы. Любая игра опирается на предшествующий опыт ребёнка. Участие в играх с готовыми правилами показывает уровень, «пределы» возможностей дошкольника в конкретной области человеческой деятельности. Любому ребёнку должны быть понятны все правила.

         Во-вторых, конструктивная основа любой игры – это преодоление препятствий в достижении игровой цели, даже если эти препятствия созданы самим ребёнком в ходе развития игры. Детям быстро наскучит игра, если игровые результаты достаются очень легко. Им необходимы трудности и препятствия в играх, чтобы, преодолевая их, дать выход своей энергии.

        В-третьих, в основе многих дидактических игр лежит соперничество, идея состязания. Выигрывает тот, кто владеет наибольшей информацией. Познавательная активность стимулируется в этом случае конкурсностью, соревновательным характером игры. Соревновательная игровая стратегия интересна для детей с ярко выраженным лидерским началом, им действительно хочется стать первым, лучшим. Однако психологи подсказывают, что лидерские качества ярко выражены в среднем у каждого четвертого ребенка в группе. Для остальных более привлекательной будет все-таки стратегия представления. Эти дети охотнее участвуют в играх «без проигравших». Здесь на первый план выступает мотив самооценки, интерес к интеллектуальному усилию. Удовлетворение от таких игр дети получают в процессе разгадывания, самостоятельного, иногда самобытного решения игровой задачи, достижения игрового результата.

      Если для игры все-таки выбирается соревновательная стратегия, необходимо, чтобы у детей была примерно равная умственная и физическая подготовка; в противном случае интерес к игре может быстро угаснуть.

       В-четвертых, дети должны быть свободны от сильных переживаний и побуждений, не связанных с игрой. Выбирая отрезок времени для проведения игры, надо обязательно выяснить, не попадет ли на это же время воздействие более сильное, чем игра. Нецелесообразно проводить игру, когда над ней висит временной «потолок». Если игры дают сильный педагогический эффект, следует продлить время их проведения.

        В-пятых, игра не должна превалировать над иной, ведущей на определенном возрастном этапе деятельностью. Необходима педагогическая пропорция разной деятельности. Безусловно, игра ярче и интереснее для детей, чем, к примеру, учение или общественно полезный труд. Игры прошли более длинный путь шлифовки в сравнении с другими видами и формами современной деятельности детей. Поэтому с игрой трудно конкурировать обязательной деятельности, смоделированной педагогами часто эмоционально невыразительно.

         В-шестых, оборудование и оснащение игры необходимым реквизитом, предметами, игровыми атрибутами. Каждая игра предусматривает минимум оборудования, соответствующего этой игре. Дети иногда упрощают отдельные игровые предметы в связи с отсутствием необходимого инвентаря, что снижает качество игры.

          И еще одно условие. Необычайно важно наличие в игре элементов юмора. Юмор – сильнейшее педагогическое средство. Элементы юмора могут быть использованы, например, в названии чего-либо, звучаниях ролей или формулировках заданий. Именно юмор снимает «печать серьезности» с той «точки мира», к которой в данный момент обращены дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста

Перед детским садом стоит задача - научить детей свободно пользоваться родным языком в непосредственном общении с окружающими людьми, правильно и понятно для слушателей выражать свои мысли...

Отчёт по самообразованию «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

В данном документе представлен отчёт по самообразованию «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста» 2014 - 2015 учебный год....

Использование дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста

МБДОУ  Детский сад № 45 г. Нижнекамск        Консультация для воспитателей ясельных групп«Использование дидактических игр в развитии речи детей раннего воз...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Статья «Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста»

laquo;Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста»...

Использование дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста»

Учёные доказали, что наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей. Ценность раннего обучающе...

использование дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста.

Перед детским садом стоит задача - научить детей свободно пользоваться родным языком в непосредственном общении с окружающими людьми, правильно и понятно для слушателей выражать свои мысли в устной ре...