Диалог - составляющая коммуникативной компетентности у дошкольников
статья на тему
Целенаправленное формирование эффективных социально-коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия), обеспечение условий для их продуктивного взаимодействия с окружающими являются существенными факторами успешной социализации этих детей и компенсации нарушений в их развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диалог - составляющая коммуникативной компетентности у дошкольников | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комарова Людмила Ивановна
Учитель-логопед
Пикулина Людмила Ивановна
Воспитатель
МБДОУ д/с №29 «У Лукоморья»
г. Саяногорск
Диалог - составляющая коммуникативной компетентности у дошкольников
Целенаправленное формирование эффективных социально-коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия), обеспечение условий для их продуктивного взаимодействия с окружающими являются существенными факторами успешной социализации этих детей и компенсации нарушений в их развитии. Трудности в общении дошкольников с ТНР с окружающими людьми связаны, во-первых, с несформированностью форм общения этих детей, во-вторых, с неразвитостью компонентов общения и, в-третьих, с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития. Без целенаправленного обучения коммуникативная деятельность у детей данной категории развивается со значительным отставанием от коммуникативных умений и навыков нормально развивающихся сверстников.
Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников. А в свете компетентностного подхода диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность. Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.
Разрабатывая систему занятий по привитию культуры диалогических общений детям с ТНР, мы творчески переосмыслили традиционные в логопедической практике лексические темы, обогатили их играми, игровыми упражнениями, развивающими умения и навыки, необходимыми для ведения диалога. Разработанная система занятий рассчитана на два года обучения.
Основные формы обучения — фронтальные и подгрупповые игры-занятия. Но данная система обучения детей диалогу детей не может быть эффективной без создания основного педагогического условия: речь идет о развивающей педагогической среде, пространстве общения. С этой целью в группе, где проводятся фронтальные и подгрупповые занятия, была расширена зона для театрализованной деятельности детей, позволяющая посредством побуждения самостоятельно использовать атрибуты во время игр-инсценировок, драматизаций. Были изготовлены: перчаточный, пальчиковый и кукольный театры.
Совместно с воспитателями, родителями детей был изготовлен комплект наглядно-дидактических игр и упражнений, способствующих развитию диалогических умений и навыков детей. Это такие дидактические игры: «Угощение», «Интервью», «Словарь добрых слов и выражений», пиктограммы, картинки, знакомящие детей с различными эмоциональными состояниями, были подобраны народные подвижные игры, содержащие ролевой диалог.
Дети с ТНР — это дети с особыми образовательными потребностями, поэтому в работе с ними нужны приемы и методы не дисциплинарного привлечения и управления их вниманием, действиями. Очень активизирует ребят упражнения психогимнастики, по своему содержанию они связаны с изучаемой лексической темой: «Колокольчик, позвони, нас в листочки (зайчиков, посуду и т.д.) преврати. Детей очень увлекают подобные упражнения, они охотно изображают предложенные персонажи, упражняя свою мимическую мускулатуру, развивая эмоции, воображение: «Эта футболка мне мала», «Ура! Снег пошел!»
Поддерживать внимание, развивать умение вступать в речевое взаимодействие помогает использование на занятиях разнообразных игрушек, особенно звучащих, двигающихся, плавающих. Игрушки вызывают интерес у детей, позволяют упражнять детей в использовании этикетных синонимических вариантов приветствия, прощания: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Привет», «Рад встрече с вами», «Рад тебя видеть» и т. д.
Особую роль в развитии коммуникативных качеств у детей с ТНР имеет мотивированность действий и высказываний. Мотив — побудитель деятельности, то ради чего она происходит. Детям неинтересно составлять описательные рассказы об овощах и фруктах по скучному наглядному алгоритму. Чтобы это нужное занятие сделать интересным, проводим игру «Похваляшки», в которой дети - «овощи», дети- «фрукты» «хвалятся» кто из них красивее. В подготовительной группе ребята с увлечением играют в «Угощение», упражняясь в образовании относительных прилагательных, образованных от названий овощей и фруктов, а также приобщаются к традиции общения — угощения, актуализирует словарь «добрых» слов.
Высокой побудительной силой обладают приемы драматизаций и инсценировок. Ребята лучше и быстрее запоминают названия диких и домашних животных, птиц, их детенышей, инсценируя отдельные знакомые детям с раннего детства эпизоды из русских народных сказок. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимоотношения, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом.
Для совершенствования диалогической речи детей-логопатов подходят и народные подвижные игры, которые строятся как игры-драматизации по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это игры: «Серый волк», «Краски», «Гусиный мост», «Ловля рыб».
Нельзя воспитать культуру общения без усвоения определенных этикетных формул, используемых в различных жизненных ситуациях. При изучении лексических тем мы вводим их в активный словарь детей через организацию этюдов: «В магазине», «Телефонный разговор».
Вся работа по воспитанию культуры диалогических общений у детей с ТНР находит продолжение в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной деятельности, в их свободном общении с родителями, которые являются равноправными участниками всего коррекционно-образовательного процесса.
Таким образом, использование разнообразного игрового материала в процессе развития диалогической речи дошкольников, создание в повседневной жизни ситуаций тесного взаимодействия, позволяет эффективно решать задачу повышения коммуникативной компетентности детей, обеспечивая их успешную социализацию.
Список литературы
1. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.:
Издательство «Скрипторий2003», 2008.
2.Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников
Онтогинез общения детей - со взрослыми, со сверстниками. Развитие коммуникативной компетентности у детей (из опыта работы)....
Коммуникативная компетентность старших дошкольников - необходимое условие для успешного обучения в школе.
Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство не лучшим образом вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого ...
Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников в процессе общения со сверстниками
В статье раскрывается понятие коммуникативной компетентности, задачи ее формирования в дошкольном возрасте,состав коммуникативных умений детей, приводятся игры и упражнения поразвитию диалогических на...
Развитие коммуникативной компетентности у дошкольников.
Одним из основных условий и факторов успешной социализации детей в детском саду явлется формирование коммуникативной компетентности в пространстве взаимодействия ребенка со сверстниками.Мной была подг...
Описание опыта работы на тему: «Создание организационно-педагогических условий формирования социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников с ОНР »
Представленный опыт работы на конкурс "Воспитатель года"....
Интонационная выразительность речи, как одна из составляющих коммуникативной компетентности педагога.
Интонационная выразительность речи, как одна из составляющих коммуникативной компетентности педагога....
Интонационная выразительность речи, как одна из составляющих коммуникативной компетентности педагога.
консультация для педагогов...
- Мне нравится (1)