Диалог - составляющая коммуникативной компетентности у дошкольников
статья на тему

Целенаправленное формирование эффективных социально-коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия), обеспечение условий для их продуктивного взаимодействия с окружающими являются существенными факторами успешной социализации этих детей и компенсации нарушений в их развитии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комарова Людмила Ивановна

Учитель-логопед

Пикулина Людмила Ивановна

Воспитатель

МБДОУ д/с №29 «У Лукоморья»

г. Саяногорск

Диалог - составляющая коммуникативной компетентности у дошкольников

Целенаправленное формирование эффективных социально-коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия), обеспечение условий для их продуктивного взаимодействия с окружающими являются существенными факторами успешной социализации этих детей и компенсации нарушений в их развитии. Трудности в общении дошкольников с ТНР с окружающими людьми связаны, во-первых, с несформированностью форм общения этих детей, во-вторых, с неразвитостью компонентов общения и, в-третьих, с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития. Без целенаправленного обучения коммуникативная деятельность у детей данной категории развивается со значительным отставанием от коммуникативных умений и навыков нормально развивающихся сверстников.

          Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников. А в свете компетентностного подхода диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность. Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

          Разрабатывая систему занятий по привитию культуры диалогических общений детям с ТНР, мы творчески переосмыслили традиционные в логопедической практике лексические темы, обогатили их играми, игровыми упражнениями, развивающими умения и навыки, необходимыми для ведения диалога. Разработанная система занятий рассчитана на два года обучения.

        Основные формы обучения — фронтальные и подгрупповые игры-занятия. Но данная система обучения детей диалогу детей не может быть эффективной без создания основного педагогического условия: речь идет о развивающей педагогической среде, пространстве общения. С этой целью в группе, где проводятся фронтальные и подгрупповые занятия, была расширена зона для театрализованной деятельности детей, позволяющая посредством побуждения самостоятельно использовать атрибуты во время игр-инсценировок, драматизаций. Были изготовлены: перчаточный, пальчиковый и  кукольный театры.

        Совместно с воспитателями, родителями детей был изготовлен комплект наглядно-дидактических игр и упражнений, способствующих развитию диалогических умений и навыков детей. Это такие дидактические игры: «Угощение», «Интервью», «Словарь добрых слов и выражений», пиктограммы, картинки, знакомящие детей с различными эмоциональными состояниями, были подобраны народные подвижные игры, содержащие ролевой диалог.

        Дети с ТНР — это дети с особыми образовательными потребностями, поэтому в работе с ними нужны приемы и методы не дисциплинарного привлечения и управления их вниманием, действиями. Очень активизирует ребят упражнения психогимнастики, по своему содержанию они связаны с изучаемой лексической темой: «Колокольчик, позвони, нас в листочки (зайчиков, посуду и т.д.) преврати. Детей очень увлекают подобные упражнения, они охотно изображают предложенные персонажи, упражняя свою мимическую мускулатуру, развивая эмоции, воображение: «Эта футболка мне мала», «Ура! Снег пошел!»

        Поддерживать внимание, развивать умение вступать в речевое взаимодействие помогает использование на занятиях разнообразных игрушек, особенно звучащих, двигающихся, плавающих. Игрушки вызывают интерес у детей, позволяют упражнять детей в использовании этикетных синонимических вариантов приветствия, прощания: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Привет», «Рад встрече с вами», «Рад тебя видеть» и т. д.

Особую роль в развитии коммуникативных качеств у детей с ТНР имеет мотивированность действий и высказываний. Мотив — побудитель деятельности, то ради чего она происходит. Детям неинтересно составлять описательные рассказы об овощах и фруктах по скучному наглядному алгоритму. Чтобы это нужное занятие сделать интересным, проводим игру «Похваляшки», в которой дети - «овощи», дети- «фрукты» «хвалятся» кто из них красивее.        В подготовительной группе ребята с увлечением играют в «Угощение», упражняясь в образовании относительных прилагательных, образованных от названий овощей и фруктов, а также приобщаются к традиции общения — угощения, актуализирует словарь «добрых» слов.

        Высокой побудительной силой обладают приемы драматизаций и инсценировок. Ребята лучше и быстрее запоминают названия диких и домашних животных, птиц, их детенышей, инсценируя отдельные знакомые детям с раннего детства эпизоды из русских народных сказок. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимоотношения, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом.

        Для совершенствования диалогической речи детей-логопатов подходят и народные подвижные игры, которые строятся как игры-драматизации по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это игры: «Серый волк»,  «Краски»,  «Гусиный мост»,  «Ловля рыб».

        Нельзя воспитать культуру общения без усвоения определенных этикетных формул, используемых в различных жизненных ситуациях. При изучении лексических тем мы вводим их в активный словарь детей через организацию этюдов: «В магазине», «Телефонный разговор».

        Вся работа по воспитанию культуры диалогических общений у детей с ТНР находит продолжение в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной деятельности, в их свободном общении с родителями, которые являются равноправными участниками всего коррекционно-образовательного процесса.

        Таким образом, использование разнообразного игрового материала в процессе развития диалогической речи дошкольников, создание в повседневной жизни ситуаций тесного взаимодействия, позволяет эффективно решать задачу повышения коммуникативной компетентности детей, обеспечивая их успешную социализацию.

Список  литературы

1. Бизикова О.А.  Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.:

Издательство «Скрипторий2003», 2008.

2.Чистякова М.И.  Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников

Онтогинез общения детей - со взрослыми, со сверстниками. Развитие коммуникативной компетентности у детей (из опыта работы)....

Коммуникативная компетентность старших дошкольников - необходимое условие для успешного обучения в школе.

Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство не лучшим образом вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого ...

Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников в процессе общения со сверстниками

В статье раскрывается понятие коммуникативной компетентности, задачи ее формирования в дошкольном возрасте,состав коммуникативных умений детей, приводятся игры и упражнения поразвитию диалогических на...

Развитие коммуникативной компетентности у дошкольников.

Одним из основных условий и факторов успешной социализации детей в детском саду явлется формирование коммуникативной компетентности в пространстве взаимодействия ребенка со сверстниками.Мной была подг...

Интонационная выразительность речи, как одна из составляющих коммуникативной компетентности педагога.

Интонационная выразительность речи, как одна из составляющих коммуникативной компетентности педагога....