Рекомендации к проведению учебной и производственной практики по профилю специальности по ПМ. 02 МДК 02.03 для студентов 3 курса
учебно-методический материал на тему
В методических рекомендациях к проведению учебной и производственной практики по профилю специальности по ПМ. 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей» МДК 02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности дошкольников для студентов 3 курса специальности 44. 02. 01 «Дошкольное образование» представлены материалы, помогающие студенту успешно выполнить все виды плановых работ, а также образцы документов, являющихся подтверждением результативности их деятельности для наполнения портфолио.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_k_praktike_pm._02._mdk_02.03.docx | 43.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрен на заседании ПЦК
специальных дисциплин
Председатель ПЦК
_______________/Т. Ю. Кудимова/
«_____»______________2017 г.
Рекомендации
к проведению учебной и производственной практики
по профилю специальности по ПМ. 02
«Организация различных видов деятельности
и общения детей»
МДК 02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности дошкольников
для студентов 3 курса
специальности 44. 02. 01 «Дошкольное образование»
Составитель:
преподаватель СОПК
Степаненко В.Н.
Содержание учебной и производственной практики и формы отчетности
- Наблюдение и анализ организации центров изобразительной активности детей.
Данная форма учебной практики предусматривает изучение содержания центра изобразительной активности детей.
Предметно-пространственная среда дошкольной организации имеет важное значение в образовании детей дошкольного возраста, в том числе и, в художественном. Под художественно-эстетической предметно-пространственной развивающей средой понимается система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его художественно-эстетического развития и предполагающая единство социальных и предметных средств обеспечения интеграции образовательных областей. В дошкольных организациях предметно-пространственная развивающая среда представлена центрами детской активности, которые организованы с учетом следующих требований:
- соответствие возрасту и уровню психического развития ребенка;
- системность;
- многофункциональность;
- сомасштабность ребенку;
- трансформируемость;
- вариативность.
Студенту необходимо проанализировать изобразительные материалы, находящиеся в центре, используя Таблицу 1-4. А также осуществить наблюдение за детьми в течение 15-30 мин. и сделать запись в дневнике, ответив на следующие вопросы:
- В какое время осуществлялось наблюдение?
- Сколько детей присутствовало в этот день?
- Сколько детей интересовалось изобразительными материалами?
- Какие изобразительные материалы пользовались спросом?
- Сколько детей довели начатое дело до конца и получили творческий результат?
- Что дети сделали с собственными работами?
- Каковы были действия воспитателя?
- Какой вывод можете сделать?
Таблица 1
Материалы и оборудование для центра изобразительной активности в младшей группе
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Для рисования | Набор цветных карандашей (12 ц) Набор фломастеров (12 ц) Гуашь (12 ц) Круглые кисти (№10-14) Емкость для промывания кисти от краски Салфетки из ткани для осушения кисти Подставка для кистей Бумага различной плотности, цвета и размера | |
Для лепки | Глина Пластилин Доски Печатки Салфетки из ткани для вытирания рук | |
Для аппликации | Щетинные кисти для клея Пластины (клеенки) Розетки для клея Подносы для форм и обрезков бумаги |
Таблица 2
Материалы и оборудование для центра изобразительной активности в средней группе
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Для рисования | Набор цветных карандашей (12 ц) Набор фломастеров (12 ц) Набор шариковых ручек (6 ц) Гуашь (12 ц) Белила Палитры Губки Круглые кисти (№10-14) Емкость для промывания кисти от краски Салфетки из ткани для осушения кисти Подставка для кистей Бумага различной плотности, цвета и размера | |
Для лепки | Глина Пластилин Доски Печатки Стеки Салфетки из ткани для вытирания рук | |
Для аппликации | Ножницы с тупыми концами Щетинные кисти для клея Пластины (клеенки) Розетки для клея Подносы для форм и обрезков бумаги |
Таблица 3
Материалы и оборудование для центра изобразительной активности в старшей группе
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Для рисования | Набор цветных карандашей (24 ц) Графитные карандаши (2М-3М) Набор фломастеров (12 ц) Набор шариковых ручек (6 ц) Угольный карандаш Сангина, пастель (24 ц) Гуашь (12 ц) Круглые кисти (№10-14) Емкость для промывания кисти от краски Салфетки из ткани для осушения кисти Подставка для кистей Бумага различной плотности, цвета и размера | |
Для лепки | Глина Пластилин Доски Печатки Салфетки из ткани для вытирания рук | |
Для аппликации | Щетинные кисти для клея Пластины (клеенки) Розетки для клея Подносы для форм и обрезков бумаги |
Таблица 3
Материалы и оборудование для центра изобразительной активности в подготовительной группе
Тип материала | Наименование | Количество на группу |
Для рисования | Набор цветных карандашей (12 ц) Набор фломастеров (12 ц) Гуашь (12 ц) Круглые кисти (№10-14) Емкость для промывания кисти от краски Салфетки из ткани для осушения кисти Подставка для кистей Бумага различной плотности, цвета и размера | |
Для лепки | Глина Пластилин Доски Печатки Салфетки из ткани для вытирания рук | |
Для аппликации | Щетинные кисти для клея Пластины (клеенки) Розетки для клея Подносы для форм и обрезков бумаги |
- Ознакомление и анализ тематического планирования изобразительной деятельности детей.
Данная форма учебной практики предусматривает изучение тематических планов воспитателей дошкольной организации.
Каледарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям. Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. Он предусматривает разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности и обеспечивает организацию детской деятельности в трех направлениях:
- непосредственно образовательная деятельность;
- совместная деятельность педагога и детей;
- свободное время, предусмотренное для ребенка в течение дня для самостоятельной деятельности и общения.
Студенту необходимо проанализировать календарно-тематический план воспитателя и по результатам сделать запись в дневнике, ответив на следующие вопросы:
- Какая НОД предусмотрена по продуктивным видам деятельности?
- Как связаны НОД по лепке, рисованию и аппликации между собой?
- Какая совместная деятельность педагога с детьми запланирована по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»?
- Через какие формы запланирована самостоятельная продуктивная деятельность детей?
- Какой вывод можете сделать?
- Наблюдение и анализ организации НОД детей по рисованию, лепке и аппликации в разных возрастных группах.
Данная форма учебной практики предусматривает просмотр и анализ непосредственной образовательной деятельности, организованной воспитателями дошкольной организации.
Студенту необходимо познакомится с программным содержанием НОД до начала занятия, посмотреть занятие и проанализировать его, заполнив таблицу 2.
Педагогический анализ – целенаправленное изучение занятия в целом, его объективная оценка, выявление причин, определивших его уровень, результат и последующая выработка на этой основе рекомендации по совершенствованию работы педагога.
Под структурными элементами понимается:
- характеристика занятия – включает в себя раздел образовательной программы, вид занятия, тему занятия, форму проведения занятия, части занятия, временные рамки, конспект, модель или план проведения;
- цель, задачи занятия – элементы, объединяющие в единое, целостное образование деятельность педагога, деятельность детей, условия, так как нельзя оценить деятельность воспитателя и детей вне тех целей, задач, ради которых оно совершается;
- условия (материальные, санитарно-гигиенические, организационно-педагогические), обеспечивающие возможность успешной деятельности как воспитателя, так и детей;
- деятельность педагога, направленная на организацию познавательной деятельности детей, обеспечивающая с помощью разнообразных методов, средств достижение цели занятия;
- деятельность детей, направленная на овладение знаниями, умениями, навыками или способами открытия новых знаний.
Методика проведения педагогического анализа предполагает.
- Сбор информации. Изучение модели или конспекта занятия, с целью определения вида, формы, темы занятия; изучения цели и образовательных задач; установления места данного занятия в процессе обучения. Просмотр занятия, фиксация его хода по какой-либо схеме или ведение видео, аудиозаписи, фото съемки. Просмотр детских работ.
- Характеристика элементов занятия. Оценка каждого элемента занятия.
Методически грамотная формулировка образовательных задач, их соответствие уровню развития детей. Направленность деятельности педагога на создание необходимых условий обучения и решение задач занятия. Точность применения методических приемов. Деятельность детей, содержащая оценку освоения ими нового знания; особенности поведения каждого ребенка на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию), учебные навыки детей. Условия проведения занятия – выделение и оценка соответствия требованиям санитарно-гигиенических, материально-технических и организационно-педагогических условий.
- Формирование выводов и рекомендаций. Определение эффективности проведения занятия в соответствии с целью и образовательными задачами. Выяснение причин, определивших полученный результат. На основании выводов вырабатываются рекомендации. Формулировка рекомендаций должна быть конкретной, четкой, педагогу должно быть понятно, что нужно сделать по совершенствованию своей педагогической деятельности. Рекомендации могут быть направлены как на ликвидацию причин, отрицательно повлиявших на результативность занятия, так и на стимулирование педагога к профессиональному росту, повышению квалификации, обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
- Заполнение карты или схемы анализа занятия. Письменная фиксация анализа занятия позволит проследить профессиональные изменения в работе педагога и выдержать логику изложения педагогического анализа.
Таблица 2
Карта анализа занятий по рисованию, лепке, аппликации и конструированию
(нужное подчеркнуть)
Тема____________________________________________________________________________
Возрастная группа________________ Дата____________ Длительность занятия____________
Ф.И.О. педагога__________________________________________________________________
№ | Критерий | Показатель | Баллы |
Организационный момент | |||
1 | Привлечение внимания детей | эмоциональный настрой | |
оригинальность | |||
продолжительность | |||
связь с темой занятия | |||
Вводная часть | |||
2 | Смысловая завязка занятия | смотивированность детей к предстоящей деятельности | |
эмоциональность | |||
оригинальность замысла и воплощения | |||
творчество педагога | |||
Основная часть | |||
3 | Предъявление нового материала | содержательность | |
соответствие основным дидактическим принципам | |||
посильность объема предложенного ребенку для усвоения дидактического материала | |||
учет возрастных и личностных особенностей и возможностей детей | |||
учет принципа многообразия изображений | |||
владение воспитателем дидактическим материалом, умение донести содержание до каждого ребенка | |||
4 | Постановка практического задания | четкость, ясность постановки задания | |
доступность и посильность | |||
связь с теоретическим дидактическим материалом и вводной частью занятия | |||
5 | Практическая работа детей | соответствие запланированному виду познавательной деятельности | |
умение воспитателя ненавязчиво и своевременно прийти на помощь, напомнить и уточнить смысл задания | |||
результативность работы детей | |||
6 | Характер индивидуальной работы | способность воспитателя видеть каждого ребенка | |
поддержка активности каждого ребенка в процессе занятия | |||
способность чувствовать каждого ребенка | |||
характер взаимодействия - сотрудничество, сотворчество | |||
Заключительная часть | |||
7 | Результаты работы с детьми | взаимосвязь с целью и задачами занятия, основной проблемой | |
анализ детских работ | |||
характер общения педагога с детьми | |||
характер требований педагога к поведению детей на занятии | |||
динамика занятия, характер смены видов деятельности ребенка | |||
итого: | |||
Оценка (максимальное количество баллов – 87) | Уровни проведения занятия: | ||
3 балла – показатель ярко 2 балла – показатель проявляется эпизодически 1 балл – показатель отсутствует | от 0 до 29 баллов – низкий от 30 до 58 баллов – средний от 59 до 87 баллов – высокий |
Рекомендации:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Самостоятельная организация НОД детей по рисованию, лепке, аппликации и конструированию.
Данная форма производственной практики предусматривает самостоятельное проведение непосредственной образовательной деятельности студентом.
Студенту необходимо разработать и согласовать конспект НОД по продуктивным видам деятельности. Создать условия для проведения НОД. Подготовиться к проведению НОД. Провести НОД.
Подготовка к занятию. На современном этапе, с появлением вариативных программ, возникновением новых подходов, методов, педагогических идей происходит стремительное обновление педагогической деятельности воспитателя, изменение дидактической позиции педагога в зависимости от того, что педагог планирует делать на занятии.
Педагог должен владеть педагогикой сотрудничества, которая исключает всякое принуждение со стороны педагога и предполагает совместную деятельность в поиске решения учебных задач. Он должен уметь повернуть обучение лицом к каждому ребенку, т.е. сделать обучение личностным, владеть способами организации пространства, в котором решаются поставленные программные задачи и достигается цель занятия.
При осуществлении любой деятельности педагог ставит цель, формулирует задачи, создает условия для их реализации (выбор средств, способов, плана действий), осуществляет намеченное, анализирует результат.
Структура подготовительного периода.
На первой ступени педагог формулирует цель занятия. Цель как педагогическое явление это представление о результате деятельности, формирующееся в сознании субъекта в процессе его взаимодействия с окружающей действительностью. Цель должна быть диагностируемой. Она достигается посредством решения целого ряда образовательных задач.
На второй ступени педагог формулирует образовательные задачи трех видов: обучающую, развивающую и воспитательную. Задача – это предстоящая деятельность в определенных условиях. Образовательные задачи занятия решаются в каждой части занятия, согласно созданным условиям, и являются рубежами достижения триединой дидактической цели. Задачи определяют деятельность педагога и детей на занятии, его содержание, и способ организации учебного пространства. Именно по выполнению образовательных задач делаются выводы по положительным моментам в занятии или формулируются рекомендации к занятию.
Третья ступень предполагает процесс разработки занятия. Разработка занятия начинается с ориентировки педагога.
- В учебном содержании материала к занятию. Каким объемом знаний дети уже овладели, какой материал предстоит изучить, почему он вводится именно сейчас, что о нем знает педагог, где можно найти дополнительную информацию, на какие смежные знания следует опереться.
- В условиях и средствах обучения. Какими методами и приемами обучения владеет педагог, какие демонстрационные и раздаточные материалы ему доступны, какие формы организации занятий знает педагог, какие формы организации детей на занятии может использовать, какой материал предлагает программа, какие трудности могут возникнуть, какие ошибки могут допустить дети, по каким показателям судить о степени усвоения материала детьми.
- В структуре занятия. Что знает педагог о частях занятия, какое представление имеет о мотивационной подготовке детей, какими игровыми приемами владеет, что знает о создании игровых и проблемных ситуациях, в какой степени владеет приемом интеграции разделов программы, какое значение педагог придает оценке и самооценке.
- В требованиях к личности педагога. Какие основные законодательные и нормативные документы использует в своей деятельности, как планирует процесс самообразования и профессионального роста, какими современными технологиями, в том числе и информационно-коммуникативными, средствами обучения и воспитания владеет, с какими специалистами взаимодействует в рамках образовательного процесса, использует ли в своей деятельности рефлексию.
- Самостоятельный анализ и самоанализ организации НОД рисованию, лепке и аппликации.
Данная форма производственной практики предусматривает анализ проведение непосредственной образовательной деятельности, проводимой другим студентом, а также самоанализ по результатам самостоятельно проведенной НОД.
Студенту необходимо:
- познакомится с программным содержанием НОД до начала занятия, посмотреть занятие и проанализировать его, заполнив таблицу 2;
- организовать НОД, осуществить самоанализ, воспользовавшись одним из предложенных ниже способов фиксации собственных результатов – вопросником.
Рефлексия – способность человека осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность.
Уровень данной способности определяется степенью сформированности ряда умений: восстанавливать ход действий и анализировать их, давать оценку проделанной работе по заданным параметрам, выявлять допущенные методические ошибки и раскрывать причины их возникновения, обнаруживать прирост профессионального мастерства, сравнивать собственные достижения. Отсутствие выше перечисленных способностей свидетельствует о неуправляемой деятельности педагога.
В структуре педагогической рефлексии выделяют пять компонентов:
- Осознание мотивов и сущности педагогической деятельности,
- Умение дифференцировать свои профессиональные затруднения от затруднений детей,
- Способность увидеть себя глазами участников образовательного процесса,
- Способность адекватно оценивать свою деятельность с целью корректировки профессиональной деятельности,
- Осмысление и переосмысление способов деятельности и себя в качестве ее субъекта.
Рефлексия предполагает самоанализ конкретных результатов процесса обучения детей, внесение изменений в дальнейшую педагогическую деятельность. В современной практике существует три способа проведения самоанализа занятия:
- Заполнение карты, таблицы анализа занятия на основе самонаблюдения и самоконтроля,
- Приглашение на занятие коллеги для ведения протокола занятия с последующим совместным обсуждением,
- Составление письменного самоанализа занятия, используя вопросник.
№ | Вопрос | Да | Нет |
Удалось ли смотивировать детей на предстоящую деятельность? | |||
Была ли принята детьми учебная задача? | |||
Смогли ли дети войти в воображаемые обстоятельства? | |||
Было ли организовано занятие так, что дети сами «открыли» новое знание, свойство, способ действия? | |||
Правильно ли подобран наглядный материал? | |||
Рационально ли было размещено оборудование? | |||
Пришлось ли отступать от конспекта занятия? | |||
Возникали ли неожиданные ситуации (не закрепленный демонстрационный материал, не исправные ТСО, недостаточное количество раздаточного материала и т.п.)? | |||
Возникали ли у детей вопросы? | |||
На все ли вопросы педагог смог ответить? | |||
Возникали ли у детей трудности при выполнении заданий? | |||
Допускал ли педагог речевые ошибки? | |||
Использовались ли методы здоровьесберегающих технологий? | |||
Соответствует ли длительность занятия санитарно-гигиеническим требованиям? | |||
Удалось ли решить все образовательные задачи? | |||
Достигло ли занятие запланированной цели? | |||
Будут ли сформулированы рекомендации? |
По окончании заполнения вопросника педагогу рекомендуется обосновать, почему на одни вопросы получены положительные ответы, а на другие – отрицательные. Все вопросы, которые имеют отрицательный ответ, должны быть сформулированы как рекомендации.
- Самостоятельное проведение анализа результата детской продуктивной деятельности. Организация выставки детских творческих работ.
Данная форма производственной практики предусматривает проведение анализа детских рисунков, пластических и аппликационных работ, а также организацию выставку творческих работ детей в помещении дошкольной организации.
Студенту необходимо:
- после проведения НОД рассмотреть творческие работы детей в соответствии с критериями и заполнить таблицу 3;
- организовать выставку детского творчества в соответствии с требованиями, произвести фотофиксацию и распечатать фототаблицу (Пример1).
Анализ детских работ осуществляется по следующим критериям:
- Самостоятельность – умение ребенка на основе личного опыта определять и конкретизировать сюжет, характер действия, а также состояние и взаимоотношения его участников.
- Изобретательность – умение детей выбирать тот или иной прием, способ изображения, опираясь на ранее усвоенные, на обучающих занятиях навыки и умения о специфики изобразительных материалов и их преимуществе перед другими.
- Выразительность связана с видом изобразительной деятельности. В рисунке – это цвет, форма, композиция. В лепке и аппликации – форма, объем, фактура.
Таблица 3
Название НОД | |||
Количество детей | |||
Критерии | Самостоятельность | Изобретательность | Выразительность |
Количество творческих работ, в которых проявлены критерии | |||
Вывод |
Требования к организации выставок детских работ
В помещении образовательного учреждения традиционно оформляются выставки детского творчества. Именно они помогают педагогическому коллективу понять мир ребенка, его склонности, способности, интересы, вкусы, предпочтения. На выставке могут быть представлены работы детей одной группы, учреждения в целом, только девочек, только мальчиков, творчество детей в условиях работы изобразительной студии, а также рисунки одного ребенка (авторская выставка). Посещение подобных выставок помогут педагогам изучить опыт работы их организации и проведения, вычленить интересные приемы в развитии у дошкольников изобразительного творчества.
Существует два вида выставок детского творчества:
- Тематическая выставка оформляется в просторном помещении учреждения. Выставка имеет название и сроки функционирования (до 25 календарных дней).
Скульптурные работы лучше располагать в центре помещения или вдоль стен на специальных подставках, чтобы их было удобно рассматривать. Живописные работы размещают на стенах фойе, холла, вестибюля, изобразительной студии на уровне детей. Здесь важно продумывать цветовое решение стен. Оригинально смотрятся рисунки детей на светлых тонах серого, зеленого, голубого, желтого.
Для монтажа плоскостных работ применяются как готовые рамы, выпускаемые промышленностью, так и изготовленные в одном стиле педагогами. Размер рамок подбирается с учетом формата листа. Допускается и такой способ оформления рисунков, как картонные «маски» (паспарту). Для дальнейшего оформления творческих работ используется этикетаж. Изготавливаются этикетки, на которых указывается название работы, имя и фамилия автора, возраст, ФИО педагога, под руководством которого выполнена работа. Затем детские работы компонуются в зависимости от расположения изображения на листе бумаги и вывешиваются на вертикальной поверхности на расстоянии друг от друга, без наклона. Дистанция между рисунками зависит от площади стены, количества и размера рисунков. Рисунки располагают на уровне детей. Над выставкой размещают ее название.
- Краткосрочная выставка оформляется в приемной групповой комнаты. Сроки функционирования выставки определяет частота занятий по продуктивным видам деятельности.
Скульптурные работы лучше располагать на специальных подставках (лесенках, полочках и т.д.) Живописные работы могут быть вывешены на любой вертикальной поверхности в полном объеме (всех детей), частично (выразительные, творческие) или не вывешены (сложены в папку, конверт и т.д.)
Наличие рамок в этом случае не обязательно, работа подписывается с обратной стороны с указанием имени и первоначальной буквы фамилии.
Подобные выставки должны сопровождаться следующей информацией: тема, цель, количество детей, дата проведения, ФИО педагога. Данный информационный лист размещается в доступном для родителей и педагогов месте.
Пример 1
Фототаблица выставки детского творчества
по результатам НОД (указать название, дату проведения)
ФОТО общего вида выставки | ФОТО одной работы |
ФОТО со зрителями (дети, родители, воспитатели) | ФОТО со студентами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методика проведения учебных исследований со старшими дошкольниками»
Данное пособие посвящено описанию методики, позволяющей включать ребенка-дошкольника в исследовательский поиск на занятиях в детском саду....
Отчет по учебной и производственной практике ПМ.01 Организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития студентки ГБПОУ «Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького»
Требования к оформлению документов Текст документов печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4.При компьютерном наборе текста используется размер шрифта 14 Times New Roman, ...
ОТЧЁТ о прохождении учебной и производственной (по профилю специальности) практики по ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей
ОТЧЁТо прохождении учебной и производственной (по профилю специальности) практики по ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей...
Рекомендации к проведению учебной и производственной практики по профилю специальности по ПМ. 06 МДК 06.02 студентов 4 курса
Данные рекомендации к проведению учебной и производственной практики по профилю специальности по ПМ. 06 Организация творческой деятельности дошкольников МДК 06.02 для студентов 4 курса специальности 4...
Дневники по учебной и производственной практиках
Учебно-методический материал по практике....
Дневники по учебной и производственной практиках
Учебно-методический материал по практике....
Календарно-тематический план учебной и производственной практики по профилю специальности по ПМ.04 «Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации»
Календарно-тематический план учебной и производственной практики по профилю специальности по ПМ.04 «Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной ...