Коррекционно-развивающая программа "Готовимся в школу"
рабочая программа на тему
Коррекционно-развивающая программа "Готовимся в школу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovimsya_v_shkolu.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»
г. Шарыпово
Коррекционно-развивающая программа
«Готовимся в школу»
для детей подготовительной группы.
Разработала: Марьясова Г.А.
педагог-психолог
МБДОУ №15 «Ромашка»
г. Шарыпово 2018г.
Пояснительная записка
Для успешного вхождения дошкольника в школьную жизнь должны быть задействованы все элементы его познавательной, эмоционально – волевой, мотивационной и коммуникативной сфер. Воспитатели, педагоги и психологи решают задачу эффективного сопровождения дошкольника на этапе его подготовки к школе. Особое внимание при этом уделяется проблеме готовности ребёнка к началу школьного обучения. Программа поможет ребёнку легче адаптироваться к школьному обучению, так как она направлена на комплексное сопровождение ребёнка на всех этапах его становления: социальном, эмоциональном, коммуникативном, и мотивационном.
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на детей 5 – 7 лет, имеющих недостаточный уровень развития познавательной и эмоционально- личностной сфер. Данная программа ориентирована на активное приобщение дошкольников к регулярному получению новых знаний и носит общеразвивающий характер.
В качестве основных диагностических методов, позволяющих отслеживать динамику и характер компонентов школьной зрелости, используется наблюдение за деятельностью детей, беседы с воспитателями, а также:
1. Мониторинг мыслительной деятельности по методикам: «Четвёртый лишний», «Последовательность событий», «Рыбка».
2. Исследование уровня слуховой и зрительной памяти с помощью тестов «10 слов», «10 предметов».
3. Исследование уровня восприятия по методикам «Чего не хватает на рисунках?», «Разрезные картинки» (4 – 6 частей);
4. Исследование умения ориентироваться в пространстве и времени.
5. Исследование уровня развития внимания по методикам «Найди отличия», «Переплетённые линии».
6. Определение школьной зрелости по ориентировочному тесту Кёрна – Ирасека.
Цель программы: психологическое сопровождение детей дошкольного возраста, направленное на развитие познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.
Задачи программы:
- Развивать познавательную активность и эмоционально-личностную сферу;
- развивать чувства доверия, безопасности по отношению к другим людям и навыки совместной деятельности;
- Формировать умения осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;
- Формировать навыки позитивного межличностного общения и согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
- Формировать способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека.
- Воспитать посредством разнообразных форм работы толерантность в общении друг с другом.
Занятия могут проводиться в форме игры, беседы, хорошо применять рисуночный метод, методики эмоционального расслабления и наблюдение. Строится образовательный процесс в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная форма работы. Такие занятия способствуют более глубокому осмыслению и усвоению темы, наработке практического опыта.
Эффективность работы зависит от:
1. Соблюдения ритуала начала (ритуал приветствия) и окончания работы (ритуал прощания).
2. Вариативности используемых заданий, различных техник и методик, которые позволяют создавать как проблемные ситуации, так и ситуации успеха для каждого ребёнка.
Данная коррекционно-развивающая программа состоит из 6-ти тематических разделов (раздел – 4 занятия, каждое занятие состоит из 4-5 упражнений). Задания направлены на развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер ребёнка (Пример занятия приложение №1).
Используемый подбор тематик для разделов обусловлен логикой знакомства подрастающего человека с многообразием окружающего мира:
1. «Знакомьтесь – это Я!»
2. «То, что я чувствую»
3. «То, что меня окружает»
4. «Мои любимые занятия»
5. «Давайте жить дружно!»
6. «Смотрите, что я умею!»
Программа предполагает групповые занятия, количество детей в группе 3 - 4 человека, что облегчает их взаимодействие друг с другом и способствует качественному усвоению программы. Периодичность занятий – 1 раз в неделю, продолжительность–25 -30 минут.
Оценку эффективности реализуемой программы предполагается проверять повторной диагностикой, содержащей задания, описанные выше, а также наблюдением за деятельностью детей во время занятий и бесед с воспитателями и родителями. Текущий контроль над овладением знаниями, умениями и навыками проводится на каждом занятии в форме творческих заданий и контрольных вопросов по теме.
Список использованной литературы:
1. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб.: ООО «ИЗДАДЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 96 с.
2. Журбина О. А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе / О. А. Журбина, Н. В. Краснощёкова. – Ростов н /Д: Феникс, 2007. – 157 с.
3. Земцова О. Н. Развиваем мышление. - М. : Махаон, Азбука – аттикус, 2011. - 32 с.
4. Земцова О Н. Развивающие тесты для детей 4 – 5 лет. – М. : Махаон, Азбука - аттикус, 2012. – 112 с.
5. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе / Авт. - сост. : Г. М. Казакова, Е. В. Калмыкова. - М. : АРКТИ, 2010. – 104 с.
6. Рябцева С. В., Спиридонова И. В. Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 80 с.
7. Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. Из-во «ИМАТОН», 1999. – 180 с.
Приложение №1
Занятие 1.
Цель: снятие напряжения, установление доверительных отношений с участниками.
Ритуал приветствия.
Цель: сплочение группы, нацеливание на дальнейшую деятельность.
Описание игры. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и передают «ток-пожатие», вначале влево, затем вправо. Затем, вербально приветствуют друг друга.
1. «Карта настроения»
Цель: развитие умения распознавать эмоции.
Дети получают карточки с нарисованным на них настроением: радость, гнев, грусть, удивление, задумчивость, сосредоточенность. Затем, прослушав музыкальное произведение (или сравнить настроение с прогнозом погоды и попробовать описать его таким образом), дети должны поднять одну из карточек, совпадающую по настроению с настроением музыки и с помощью педагога-психолога, пробуют словесно описать чувства, вызываемые данным произведением.
2. Правила поведения.
Педагог-психолог предлагает детям совместно разработать правила поведения на занятиях, которые все будут соблюдать.
К предложенным правилам психолог предлагает еще следующие:
1. правило активности и ответственности каждого;
2. правило «Стоп»: если кто-то не хочет отвечать на вопрос или не знает как, может сказать «Стоп» и попросить помощь, но желательно его использовать как можно реже.
Каждое правило следует обсуждить:
- Как ты понимаешь это правило?
- Готов ли ты следовать ему?
Далее педагог торжественно обещает следовать всем правилам и предлагает всем сделать тоже.
3.«Знакомые герои в новых обстоятельствах»
Цель: снятие напряжения, формирование умения изменять привычные стереотипы, повышение уверенности в себе.
Ребятам предлагается сочинить сказку о привычных героях, попавших в необычную ситуацию. Ситуация может быть совершенно фантастической (например, заяц и лиса вместо своих лубяных и ледяных избушек обитают на летающих тарелках), а может быть близкой к жизни детей (например, лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, а возможно, они застряли в лифте многоэтажного дома).
4.«Продолжи»
Цель: снятие скованности, развитие связной речи, умения поддержать в трудной ситуации.
Детям предлагается по очереди (говоря по одному предложению) закончить начатую педагогом-психологом сказку. Например: - на день рождение Белоснежке подарили ступу, как у Бабы Яги…
- Кощей заблудился в лесу…
- к Буратино пришли в гости семь Гномов…
Обсуждение: - какая сказка оказалась лучшей?
- почему?
- трудно ли продолжать сказку, которую начали другие?
Ритуал прощания.
Дети становятся в круг, у педагога-психолога мяч. Он называет имя ребенка, которому хочет кинуть мяч и говорит приятное пожелание. Ребенок ловит мяч и бросает его следующему, говоря при этом что-то приятное. Так продолжается до тех пор, пока не назовут всех детей.
Занятие по теме «То, что я чувствую»
Цель: формирование эмоциональной стабильности, коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы дошкольников.
Ритуал приветствия.
Цель: сплочение группы, нацеливание на дальнейшую деятельность.
Описание игры. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, с закрытыми глазами одну минуту. Затем, сложив руки «лодочкой», передают добрые пожелания друг другу.
Теоретическая часть. Педагог-психолог делает сообщение о том, что все люди очень разные и в то же время чем – то друг на друга похожи. Давайте убедимся в этом с помощью следующей игры.
Упражнение 1. «Встаньте те, кто любит… »
Методы и техники: групповая игра.
Цели: содействие улучшению общения со сверстниками.
«Встаньте и поменяйтесь местами те, кто любит мороженое (плавать, ложится спать вовремя, убирать игрушки, у кого голубые глаза, красный цвет в одежде)». Те, кто согласен с высказыванием ведущего, должны встать и поменяться местами. Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.
Упражнение 2. «Про весёлого кота»
Методы и техники: сказкотерапия.
Цели: развитие умения узнавать эмоцию радости по внешним проявлениям.
Теперь настало время сказки. Располагайтесь удобно и слушайте!
«В одной волшебной стране, где животные и растения умеют говорить, куда могут попасть только дети, а взрослые попадают очень редко, жил да поживал кот. Вроде бы обычный кот, как сотни других котов, которые, может быть, встречались вам сегодня на пути. Живёт он в домике на краю сказочной деревни, домик его легко найти среди других домиков – ведь он выкрашен разноцветной краской. Стены у домика голубые, окошки жёлтые, а крыша зелёная. Но особенность есть не только у дома, есть она и у кота – дело в том, что он очень весёлый! Его так и зовут кот-весельчак. Бывало, загрустит кто-то, затоскует, а кот уже тут как тут! Сразу и пошутит, и спляшет. Веселье появляется повсюду, куда бы он не пришёл! Но вот однажды скрылось солнышко за облако, и кот наш загрустил… »
Ребята, давайте придумаем окончание этой сказки и поможем коту стать опять весёлым!
Дети вместе с педагогом-психологом придумывают варианты окончания сказки, обсуждают их. По окончании работы можно предложить детям нарисовать кота-весельчака.
Упражнение 3. Рассматривание рисунков и фотографий
Методы и техники: беседа.
Цели: развитие умения узнавать эмоцию радости по внешним проявлениям.
Психолог вместе с воспитанниками рассматривает фотографии и рисунки с изображением весёлых, радостных детей и спрашивает дошколят:
- Чем похожи эти дети? (У них радостное настроение, они весёлые.)
- Как вы об этом догадались? (они улыбаются, смеются, прыгают, поднимают руки).
Упражнение 4. «Сердитый котёнок»
Методы и техники: игра.
Цели: научить изображать злость и избавляться от неё.
Дети распределяются на пары. Один играющий котёнок, другой его хозяин. Первый участник должен показать, как сердится котёнок (шипит, выпускает когти, царапается). Хозяину котёнка необходимо успокоить его, приласкать, погладить. Тогда котёнок успокаивается, начинает тереться о ноги хозяина, мурлыкать. Затем участники меняются ролями. И игра на взаимодействие повторяется ещё раз.
Обсуждение с детьми способов избавления от «сердиток» (пожалеть человека, приласкать, посочувствовать ему, приободрить, улыбнуться).
Психолог советует участникам выучить простые правила:
Не злись, не сердись – улыбнись.
Доброе слово и кошке приятно.
Упражнение 5. «Я радуюсь, когда… »
Методы и техники: беседа.
Цели: знакомство с эмоцией радости.
Каждый участник группы, передавая мяч по кругу, продолжает фразу: «Я радуюсь, когда… »
Педагог-психолог сообщает детям, что занятие подошло к концу.
Ритуал прощания.
Цель: создание атмосферы любви, заботы, внимания к каждому ребёнку.
Описание игры. Взявшись за руки, закрыв глаза, постоять, молча одну минуту.
Рефлексия:
Что вы почувствовали, держа друг друга за руки?
Что понравилось больше всего на занятии?
Спасибо, до следующей встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Скоро в школу"
Занятие для детей старшего дошкольного возраста, с нарушениями в развитии внимания и эмоционально-волевой сферы. В занятие представлены упражнения направленные на развитие переключения, концентрации,...
Коррекционно-развивающее занятие "Создание "Лесной школы"
Занятие из цикла "Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР" (подготовительная группа)...
Коррекционно-развивающая программа " Скоро в школу" для детей старшего возраста
Пояснительная запискаМы живем в ХХI веке, в котором очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей, что заставляет искать новые, более эффективные психолого...
Коррекционно-развивающая программа " Скоро в школу" для детей старшего возраста
Пояснительная запискаМы живем в ХХI веке, в котором очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей, что заставляет искать новые, более эффективные психолого...
Коррекционно-развивающая программа "Скоро в школу" для детей старшего дошкольного возраста
Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень ег...
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Скоро в школу"
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Скоро в школу"...
Презентация коррекционно-развивающей программы "Скоро в школу"
Неподготовленный к школе ребенок неможет сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим класса. с целью подготовки к школе детей с ССР в условиях СРЦ для...