Диагностика нравственных норм доколников
тест (средняя группа) на тему
Изучение осознания детьми нравственных норм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
диагностиеский материал | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Закончи историю»
Цель: изучение осознания детьми таких нравственных норм, как:
- доброта — злость,
- щедрость — жадность,
- трудолюбие — лень,
- правдивость — лживость.
Для изучения нравственного сознания были выбраны именно эти понятия, так как с ними детей знакомят в дошкольном возрасте и выполнение этих нравственных норм чаще всего от них требуют. Другими словами, эти нравственные нормы наиболее знакомы и доступны для понимания детей уже в дошкольном возрасте.
Проведение методики
Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).
История первая. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал...
Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?
История вторая. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История третья. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...
Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?
История четвертая. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушки?» Тогда Петя ответил...
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, желательно дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов
1 балл — ребенок не может оценить поступки детей.
2 балла — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
3 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
4 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Примеры выполнения детьми задания «Закончи историю»
Взрослый..У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что
сказал мальчик?
Ира. Нельзя бросать игрушки на дорогу. Взрослый. Как поступил мальчик? Ира. Не знаю.
Взрослый. Почему он так сказал? Ира. Потому что машина проедет.
Оценка: 1 балл, так как Ира не смогла оценить поступок мальчика.
Взрослый. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля?
Катя. Ладно, помогу.
Взрослый . Как поступила Оля?
К а т я. Хорошо.
Взрослый. Почему? Катя. Не знаю.
Оценка: 2 балла, так как Катя оценила поступок, но не объяснила свою оценку, нравственная норма не сформулирована.
Взрослый. Коле на день рождения мама подарила красивую машину Коля стал с ней играть. К нему подошел его младший брат Ваня и сказал: «Я тоже хочу поиграть с этой машиной». Тогда Коля ответил... Что ответил Коля?
Сережа. На.
Взрослый. Как поступил Коля?
Сережа. Хорошо.
Взрослый. Почему?
Сережа. Потому что дал поиграть, он нежадный.
Оценка: 3 балла, так как Сережа оценил поступок и назвал нравственную норму.
Взрослый. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?»
Тогда Петя ответил... Что ответил Петя?
Семен. Я сломал.
Взрослый. Почему он так сказал?
Семен. Потому что он сломал. Он был хороший и никогда не врал. Взрослый. Как поступил Петя?
Семен. Хорошо.
Взрослый. Почему?
Семен. Потому что надо говорить правду.
Оценка: 4 балла, так как Семен назвал норму и мотивировал ее.
Методика «Сюжетные картинки»
Цель: изучение эмоционального отношения к тем же нравственным нормам, что и в предыдущей методике.
Предварительные замечания
Картинки подобраны таким образом, что изображенные на них герои проявляли те же нравственные качества, что и на первом этапе ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности (то есть соответствия) эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение ч т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) — на безнравственный.
Проведение методики
Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему» (см. рис. 5—9).
В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения (желательно дословно).
Обработка результатов
1 балл — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, так и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
2 балла — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
3 балла — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
4 балла — ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.
Примеры выполнения детьми задания «Сюжетные картинки»
Взрослый дает участнику две картинки с изображением положительного и отрицательного поступка. Даниил берет картинку, внимательно рассматривает и раскладывает с объяснениями.
Даниил. Этот мальчик совершил плохой поступок, потому что он ест конфеты один и никому их не дает. Он жадничает. (При этом лицо у него серьезное, строгое. Всем своим видом он показывает, что не доволен поступком мальчика. После этого Даниил переводит взгляд на другую картинку, заулыбался.)
Даниил. А этот мальчик хорошо поступил, потому что он всех детей угощает конфетами. Он нежадный. Надо всех детей угощать. Вот когда я приношу в детский садик конфеты или печенье, я всегда угощаю Ваню, Алешу, еще кого-нибудь. И они меня угощают.
Оценка: 4 балла, так как Данил проявляет адекватные и яркие эмоциональные реакции при рассматривании картинок, приводит примеры из личной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)
18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...
Формирование у детей дошкольного возраста осознания нравственных норм посредством игровых сеансов с куклами
Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности детей. Для современного ребёнка кукла – прежде всего милая игру...
Планирование работы по формированию нравственных норм и представлений у детей раннего возраста
перспективное планирование нравственных норм раннего возраста...
Развитие личности у детей дошкольного возраста. Усвоение нравственных норм. Эмоционально- мотивационная регуляция поведения.
С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укр...
Диагностика понимания норм и правил поведения, умения давать нравственную оценку ситуации
Описание методик для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний...
Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"
О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....
Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам.
Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам....