консультация для воспитателей"Использование средств театральной деятельности в работе с детьми"
консультация по теме

показаны средства театральной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.36 КБ
Файл konsultatsiya.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование средств театрализованной    деятельности в работе с детьми»

          (консультация для воспитателей)

   Театральное искусство строится на драматургическом материале и требует от исполнителя навыков перевоплощения. Но, поскольку мы говорим о театральной деятельности дошкольника, то она имеет особый отпечаток – свободный. Игровой характер, сохраняющийся даже тогда, когда детьми разыгрывается определенный игровой сюжет.

   Действительность дает богатую пищу для воображения. Дети получают огромную массу впечатлений из окружающего мира, которые они стремятся воплотить в живые игровые образы и действия. Драматизация представляет собой самый распространенный вид человеческого творчества. Который проявляется в в самых разнообразных видах и как сочинение, импровизирование коротких сценок, и как  инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей.

  Наблюдения за театрально – игровой деятельностью дошкольников показывают, что дети улавливают в окружающей среде и в прочитанных им литературных произведениях что-то общее, типичное как в изображении их поступков. Это общее, типичное ложится в основу исполнения роли, и при этом ребенок не выделяет и не конкретизирует индивидуальные черты героев. Удачное исполнение роли вызывает положительную реакцию, чувство эстетического удовольствия и у самих исполнителей, и у зрителей.

    В процессе театрализованных игр дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как надо это делать. Вот почему интонации детей бывают маловыразительными, а движения однообразными. Дети испытывают неудовлетворенность от своих действий, разочаровываются и теряют порой интерес к играм – драматизациям. Поэтому необходимо выделить и показать детям средства образной выразительности в исполнительской деятельности, которые стимулировали бы творческие проявления детей. К ним относят речевую интонационную выразительность и пантомимику (жест, позу, походку). Конечно, при воплощении образа эти средства выступают в совокупности, но для усвоения, их целесообразно выделить, чтобы подвести детей к сознанию их многообразия и необходимости поиска наиболее удачного варианта, соответствующего замыслу.

    В доступной детям дошкольного возраста форме можно приобщить детей к воплощению сценического образа самыми разными способами. Вовлекать детей в театрально – игровую деятельность, обучая их способами художественно – образной выразительности, Развивая фантазию и воображение, надо постепенно. Например, для развития интонации дать задание кого-то показать, потом предложить ситуацию как будто они заблудились и другие. Для развития мимики и жестов обыграть ситуации: Поискать воображаемого котенка, вы нашли маленького Щенка и т. д. Не имея предметов в руках, не ощущая его, детям трудно войти в образ и передать свои чувства. Чтобы еще больше приблизить детей к ощущениям мокрого и замерзшего щенка, игрушку можно слегка намочить. Это вызывает более естественные жесты. В движениях чувствуется осторожность, в интонациях – внимание, жалость и забота. При воплощении образа средства выразительности выступают в совокупности. Такие задания способствуют развитию детской творческой активности, самостоятельности в поисках приема передачи образа. Эти задачи охватывают все виды детской театрально – игровой деятельности – драматизированные действия самих детей и их действия с театральными куклами. Из всех форм театрализованных игр театр игрушек наиболее прост. Дети не умеют разыгрывать кукольных представлений, поэтому им нужно показать спектакль, чтобы они переживали с куклами, радовались, а потом предложить им самим разыграть какую-то ситуацию, например, если окажутся в лесу или в другом месте. Как они будут разговаривать и о чем.

   Театрализованная деятельность связана с другими видами художественной деятельности: музыкальной, художественно – речевой и изобразительной. Трудно представить театр без музыки, без декораций, без костюмов. Особой формой организации детской художественной деятельности в дошкольных учреждениях являются утренники и развлечения.

    Новогодний утренник – любимый праздник детей. Зал превращается в театр, а все участники утренника становятся актерами и начинается большое представление, в котором все принимают непосредственное участие. Здесь стихи, здесь музыка, танцы, театрализованные представления, костюмы, декорации. Всем представляется возможность принять участие в хороводах, играх, забавах, побывать в ролях знакомых героев сказок, мультфильмов.

   Развлечения, являются одной из форм организации театрализованной театрально - деятельности и средством эстетического развития ребенка, поскольку в них используются различные виды искусств. Например, хороший художественный уровень небольших, простых по содержанию спектаклей кукольного, теневого, настольного театра или музыкально – литературные концерты, составленные из доступных произведений, воспитывают полноценное художественное восприятие, вызывают эстетические чувства. Удачное оформление, правильно подобранные сочетания цветов, выразительные персонажи – все это способствует развитию вкуса, положительному отношению к окружающим.

  Развитие театрализованной деятельности в детском саду происходит поэтапно:

         Во II младшей группе воспитатель пробуждает у детей интерес к театрально – игровой деятельности, создает условия для ее проведения, развивает умение следить за развитием действия в играх – драматизациях и кукольных спектаклях, учит имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), а также передавать эмоциональное состояние другого человека  (мимикой, позой, жестом, движением).

        В средней группе дети уже разыгрывают несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

       В старшей группе дети учатся чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. У детей воспитываются артистические качества, раскрывается творческий потенциал детей.

        В подготовительной группе дети ставят спектакли, детские оперы, музыкальные и ритмические пьесы, инсценировки русских - народных сказок, песен, литературных произведений. В этом возрасте у детей развивается самостоятельность в организации театрализованных выступлений, развивается эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения, использование мимики, жестов, поз, движений.

  Театрально – игровая деятельность способствует художественному воспитанию, эстетическому развитию ребенка в детском саду, так как обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет их знания, полученные ранее, активизирует, развивает инициативу, речь, художественный вкус.



Предварительный просмотр:

«Использование средств театрализованной    деятельности в работе с детьми»

          (консультация для воспитателей)

   Театральное искусство строится на драматургическом материале и требует от исполнителя навыков перевоплощения. Но, поскольку мы говорим о театральной деятельности дошкольника, то она имеет особый отпечаток – свободный. Игровой характер, сохраняющийся даже тогда, когда детьми разыгрывается определенный игровой сюжет.

   Действительность дает богатую пищу для воображения. Дети получают огромную массу впечатлений из окружающего мира, которые они стремятся воплотить в живые игровые образы и действия. Драматизация представляет собой самый распространенный вид человеческого творчества. Который проявляется в в самых разнообразных видах и как сочинение, импровизирование коротких сценок, и как  инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей.

  Наблюдения за театрально – игровой деятельностью дошкольников показывают, что дети улавливают в окружающей среде и в прочитанных им литературных произведениях что-то общее, типичное как в изображении их поступков. Это общее, типичное ложится в основу исполнения роли, и при этом ребенок не выделяет и не конкретизирует индивидуальные черты героев. Удачное исполнение роли вызывает положительную реакцию, чувство эстетического удовольствия и у самих исполнителей, и у зрителей.

    В процессе театрализованных игр дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как надо это делать. Вот почему интонации детей бывают маловыразительными, а движения однообразными. Дети испытывают неудовлетворенность от своих действий, разочаровываются и теряют порой интерес к играм – драматизациям. Поэтому необходимо выделить и показать детям средства образной выразительности в исполнительской деятельности, которые стимулировали бы творческие проявления детей. К ним относят речевую интонационную выразительность и пантомимику (жест, позу, походку). Конечно, при воплощении образа эти средства выступают в совокупности, но для усвоения, их целесообразно выделить, чтобы подвести детей к сознанию их многообразия и необходимости поиска наиболее удачного варианта, соответствующего замыслу.

    В доступной детям дошкольного возраста форме можно приобщить детей к воплощению сценического образа самыми разными способами. Вовлекать детей в театрально – игровую деятельность, обучая их способами художественно – образной выразительности, Развивая фантазию и воображение, надо постепенно. Например, для развития интонации дать задание кого-то показать, потом предложить ситуацию как будто они заблудились и другие. Для развития мимики и жестов обыграть ситуации: Поискать воображаемого котенка, вы нашли маленького Щенка и т. д. Не имея предметов в руках, не ощущая его, детям трудно войти в образ и передать свои чувства. Чтобы еще больше приблизить детей к ощущениям мокрого и замерзшего щенка, игрушку можно слегка намочить. Это вызывает более естественные жесты. В движениях чувствуется осторожность, в интонациях – внимание, жалость и забота. При воплощении образа средства выразительности выступают в совокупности. Такие задания способствуют развитию детской творческой активности, самостоятельности в поисках приема передачи образа. Эти задачи охватывают все виды детской театрально – игровой деятельности – драматизированные действия самих детей и их действия с театральными куклами. Из всех форм театрализованных игр театр игрушек наиболее прост. Дети не умеют разыгрывать кукольных представлений, поэтому им нужно показать спектакль, чтобы они переживали с куклами, радовались, а потом предложить им самим разыграть какую-то ситуацию, например, если окажутся в лесу или в другом месте. Как они будут разговаривать и о чем.

   Театрализованная деятельность связана с другими видами художественной деятельности: музыкальной, художественно – речевой и изобразительной. Трудно представить театр без музыки, без декораций, без костюмов. Особой формой организации детской художественной деятельности в дошкольных учреждениях являются утренники и развлечения.

    Новогодний утренник – любимый праздник детей. Зал превращается в театр, а все участники утренника становятся актерами и начинается большое представление, в котором все принимают непосредственное участие. Здесь стихи, здесь музыка, танцы, театрализованные представления, костюмы, декорации. Всем представляется возможность принять участие в хороводах, играх, забавах, побывать в ролях знакомых героев сказок, мультфильмов.

   Развлечения, являются одной из форм организации театрализованной театрально - деятельности и средством эстетического развития ребенка, поскольку в них используются различные виды искусств. Например, хороший художественный уровень небольших, простых по содержанию спектаклей кукольного, теневого, настольного театра или музыкально – литературные концерты, составленные из доступных произведений, воспитывают полноценное художественное восприятие, вызывают эстетические чувства. Удачное оформление, правильно подобранные сочетания цветов, выразительные персонажи – все это способствует развитию вкуса, положительному отношению к окружающим.

  Развитие театрализованной деятельности в детском саду происходит поэтапно:

         Во II младшей группе воспитатель пробуждает у детей интерес к театрально – игровой деятельности, создает условия для ее проведения, развивает умение следить за развитием действия в играх – драматизациях и кукольных спектаклях, учит имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), а также передавать эмоциональное состояние другого человека  (мимикой, позой, жестом, движением).

        В средней группе дети уже разыгрывают несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

       В старшей группе дети учатся чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами. У детей воспитываются артистические качества, раскрывается творческий потенциал детей.

        В подготовительной группе дети ставят спектакли, детские оперы, музыкальные и ритмические пьесы, инсценировки русских - народных сказок, песен, литературных произведений. В этом возрасте у детей развивается самостоятельность в организации театрализованных выступлений, развивается эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения, использование мимики, жестов, поз, движений.

  Театрально – игровая деятельность способствует художественному воспитанию, эстетическому развитию ребенка в детском саду, так как обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет их знания, полученные ранее, активизирует, развивает инициативу, речь, художественный вкус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми

Материал подготовлен на основе опыта работы по театрализованной деятельности с детьми в разных возрастных группах....

«Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми»

laquo;Театрализованная деятельность дошкольников» - достаточно новое педагогическое понятие, которое имеет длительную историю своего становления.В конце XVIII - начале XIX веков, под влиянием З...