рабочая программа кружка "Сказка"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Программа
театрального кружка«Сказка»
для детей 3 – 7 лет
Разработала Е.Ю.Ловцевич, воспитатель МБДОУ д/с «Чайка» п.Мотыгино
2016 – 2017 учебный год
Чем театр так хорош?
Здесь ты в сказку попадёшь!
Здесь верят в волшебство,
Здесь дружат с чудесами!
Все сказки наяву,
Приходят в гости сами!
Пояснительная записка
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия, с ИЗО, музыкой и т.д. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память, внимание и т.д. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами.
Актуальность программы.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.
Для педагога.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
- создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся в театральном кружке, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества;
- обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;
- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
- ознакомить детей с различными видами театров: широко использовать в театральной деятельности детей разные виды театра;
- приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт;
- нацеливать детей на создание необходимых атрибутов и декорации к будущему спектаклю;
- проявлять инициативу в распределении между собой обязанностей, роли;
- развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения;
- учить использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы);
- воспитывать любовь к театру;
- воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.
Для родителей.
Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности.
Задачи:
- обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
- предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
- постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
- по мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях.
- рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.
- рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.
Программа реализуется в театральном кружке «Сказка», где обучаются дети 3 - 7 летнего возраста.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. В процессе знакомства с театральным искусством воспитатель каждый раз перед просмотром спектакля настраивает детей на восприятие зрелища, выделяя следующие моменты: выработку нравственного настроя, пробуждение сопереживания, эстетического интереса к предстоящей встрече со спектаклем.
Общее количество занятий – 35.
Занятия проходят 1 раз в неделю.
Длительность занятия – 25 минут.
Количество детей – 23 человека.
Формы работы с детьми:
- образовательная деятельность;
- театральный кружок «В гостях у сказки»;
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- презентация разных видов театра;
- выставки.
Методы и приёмы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- игры – драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения по дикции;
- игры – превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики, элементы искусства пантомимы;
- пальчиковый игротренинг;
- ритмические минутки;
- разыгрывание мини – диалогов, потешек, песенок, стихов;
- театральные этюды;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Использование разнообразных средств: театральный уголок в группе, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.
Социальные связи: драматический театр, музыкальная школа, СКЦ.
Работа воспитателей:
Ведущая идея – создание системы перспективного планирования для развития театрализованной деятельности в детском саду.
Задача – разработать ряд перспективных планов взаимодействующих по разделам: совместная деятельность, игра, кружковая работа, работа с родителями.
Формы работы:
- консультации;
- создание картотеки театрализованных игр;
- организация предметно – развивающей среды;
- работа с учебными наглядными пособиями;
- праздники и развлечения;
- фотовыставки.
Работа с детьми:
- В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и с родителями, и самостоятельно в свободное время.
- Идея – не навреди.
Работа с родителями;
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь группы, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия с родителями:
- устный опрос «Играете ли вы с ребёнком в театр?»;
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация «Театр для всех» (описание истории театра, его видов), «Организация театральной деятельности в средней группе»», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности»;
- посещение театра всей семьёй;
- выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»;
- совместная деятельность;
- день открытых дверей, дружеские встречи;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Ожидаемые результаты:
Дети должны уметь:
- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты)
- с интересом изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из разных материалов.
- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами,
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией.
Должны знать:
- некоторые виды театров,
- некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, конусной игрушки;
- драматический театр нашего посёлка.
Должен иметь представление:
- о театре, театральной культуре;
- роли артистов, кукол;
- о правилах поведения в театре;
- азбуке театра.
Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ спектакля.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние
передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки,
дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается чёткая, ясная дикция, ведётся работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5.»Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
6. «Хореография» - где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого – либо героя, его характер, настроение.
Содержание программы включает такие разделы :
- Театральная азбука
- Основы актёрского мастерства
- Основы кукловождения
- Основы кукольного театра
- Основы драматизации
- Самостоятельная театральная деятельность
- Проведение досугов, развлечений, праздников
Календарно – тематический план театрального кружка «Сказка»
Сентябрь Театральная азбука
№ | Тема | Цели |
1. | Вводное занятие «С чего начинается театр?» Театральная игра «Чем интересна роль?» | Выявить знания детей о театре, познакомить с историей возникновения театра. |
2. | Мотыгинский драматический театр(презентация). | Уточнить и расширить представление детей о драматическом театре. |
3. | Как вести себя в театре. | Познакомить детей с правилами поведения в театре. |
4. | Театральные профессии. | Дать представление о профессиях людей работающих в театре. |
Октябрь Основы актёрского мастерства
№ | Тема | Цели |
1. | Актёры, кто они? (беседа) | Познакомить с профессией – актёр, Чем эта профессия отличается от других. |
2. | Чтение сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад. | Познакомить детей со сценарием сказки, учить выражать своё мнение по поводу сказки на новый лад. |
3. | Распределение ролей. | Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей сказки. |
4. | Разыгрывание этюдов. | Познакомить с понятием «Этюд», развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. |
Ноябрь
№ | Тема | Цели |
1. | Репетиция сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад. | Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно, используя мимику и пантомимику, выражать характер и настроение. |
2. | Репетиция сказки. | Учить изображать эмоциональное состояние персонажей, используя выразительные движения и пластику. |
3. | Генеральная репетиция. | Продолжать репетировать сказку с использованием музыки, костюмов, реквизита, обращать внимание детей правильность диалогов, верное исполнение ролей. |
4. | Показ сказки для мам. (День Матери) | Доставить детям радость от показа сказки |
Декабрь Основы кукловождения
№ | Тема | Цели |
1. | Театр на столе. | Формировать навыки кукловождения пластмассовой, мягкой игрушкой настольного театра. |
2. | Театр на столе. | Закрепить приёмы кукловождения настольно – плоскостного театра. |
3. | Чтение сказки «Рукавичка» | Учить внимательно слушать сказку, оценивать действия персонажей. |
4. | Изготовление конусных кукол. | Учить изготавливать конусных кукол из бумаги для театра. |
Январь
№ | Тема | Цели |
1. | Изготовление декораций. | Учить изготавливать декорации к сказке. |
2. | Репетиция сказки «Рукавичка» | Продолжить работу над дикцией и навыками монологической и диалогической речи. |
3. | Репетиция сказки. | Формировать эмоциональность выразительности речи детей, умение менять темп, силу звука, добиваться чёткой дикции, используя знакомые детям игры. |
Февраль
№ | Тема | Цели | |||
1. | Репетиция сказки. | Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционного аппарата детей (артикуляционная гимнастика) | |||
2. | Репетиция сказки. | Развивать мелкую моторику рук (пальчиковые игры) | |||
3. | Показ сказки «Рукавичка» (средняя, старшая) | Доставить детям радость от показа сказки | |||
4. | Показ сказки «Рукавичка» (младшая) | ||||
Март Основы кукольного театра
№ | Тема | Цели |
1. | Занятие «В гостях у сказки» | Формировать у детей интереса к театрализованной деятельности, знакомство с героем русского народного театра – Петрушкой. |
2. | Викторина «Что я знаю о театре». | Закрепить знания детей о театр, его названиях и видах. |
3. | Праздник День Театра. | Доставить детям радость от перевоплощения в героев сказки, воспитывать умение выступать на сцене перед зрителями. |
4. | Знакомство с куклами типа бибабо. | Знакомить детей с некоторыми приёмами руководства куклой (движении по ширме, манипуляции руками, головой, уход с ширмы). |
Апрель
№ | Тема | Цели | |||
1. | Театр бибабо. | Закрепить особенности работы актёра за ширмой, совершенствовать владения приёмами вождения кукол на ширме. | |||
2. | Чтение и беседа по сказке «Репка» | Продолжать учить внимательно слушать сказку, оценивать действия персонажей. | |||
3. | Репетиция сказки «Репка» | Формировать эмоциональную выразительность речи детей, умение менять темп, силу звука, добиваться чёткой дикции, используя знакомые игры | |||
4. | Показ сказки «Репка» | Доставить детям радость от показа сказки | |||
Май Основы драматизации
№ | Тема | Цели |
1. | Сочиняем сказки. | Учить детей передавать своё отношение к поступкам героев, формировать своё представление о справедливости, скромности. |
2. | Сочиняем сказки. | Подключить родителей к сочинению сказки. |
3. | Шкатулка со сказками. | Подвести итоги работы кружка. Показать презентации сказок, сочинённых детьми и родителями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...