«Поддержка инициативности и самостоятельности детей в танцевальном творчестве»
материал на тему

Стрельникова Наталья Александровна

Сообщение из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_rmo.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

РМО музыкальных руководителей

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Сообщение из опыта работы на тему: «Поддержка инициативности и

самостоятельности детей в танцевальном творчестве»

Музыкальный руководитель Стрельникова Н.А.

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Росинка»

октябрь 2015г.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

 - проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок способен к волевым усилиям;

- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

 - способен к принятию собственных решений.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.

          В результате анализа литературы сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников:

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в  инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

         Сегодня я поделюсь опытом работы по вопросу поддержки инициативности и самостоятельности детей в танцевальном творчестве. 

         Всестороннее развитие дошкольника, формирование его эстетического вкуса, музыкальной культуры, а так же и танцевального опыта ребёнка происходит в дошкольном возрасте, когда он уже способен применять воображение и фантазию в играх со сверстниками, но затрудняется проявить себя в танцевальном творчестве.

      В своей практике я сталкиваюсь с такими возникающими у детей затруднениями, когда ребёнок владеет набором основных танцевальных движений, но не может самостоятельно подобрать и скомбинировать их; затрудняется в создании нового варианта танца; не умеет самостоятельно находить выразительные движения для передачи музыкально-художественного образа. Часто это ограничивается одним-двумя движениями. Поэтому передо мной, музыкальным руководителем детского сада, стоит задача в создании условий, подборе эффективных форм, методов и приёмов, в рамках воспитательно-образовательной работы ДОУ, способствующих развитию танцевального творчества дошкольников.

     Нельзя недооценивать значение творческого начала ребёнка в танцевально-игровой деятельности, которое неразрывно связано с движением и музыкой. Ведь танец – это и есть то искусство, которое поможет ребёнку раскрыться, приобрести новые качества и умения, познать самого себя и насладиться результатами своего труда.

Танцевальное искусство подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

        Важно помнить, что каждый ребёнок по своей натуре – творец, и главное, не спугнуть, не затоптать его творческое начало. Пусть он ещё робок в своих начинаниях, движения ещё угловаты и неуклюжи, но он хочет и желает двигаться под музыку и испытывает огромное удовольствие от этого. Вот здесь-то мы - педагоги и должны, подать ему руку помощи и шагнуть вместе с ним в мир танцевального искусства, где шаг за шагом, ненавязчиво будем обучать малыша и развивать в нём способность творить, вместе с тем находя всё новые формы, приёмы и методы в работе, подключая свой индивидуальный стиль деятельности и являясь таким же творцом и образцом для подражания.

    Прежде, чем ребёнок станет импровизировать предложенный музыкальный образ, он должен прочно владеть элементами танца, технично их исполнять, быть эмоционально раскрепощён, быстро реагировать на смену частей музыки, фраз.  

           Исходя из этого, я на протяжении всех лет во всех возрастных группах преследую ряд задач, в результате которых и решается поставленная цель – развивать в ребёнке способность к танцевальному творчеству. Ведь чем активнее ребёнок воспринимает и осваивает предлагаемый материал, чем больше увидит, услышит и переживёт, тем продуктивнее и прочнее будут основы для его творческой деятельности.

      Таким образом, основные, первоэтапные задачи на музыкальных занятиях, которые позволят подготовить ребёнка к процессу творчества,   следующие:

- развитие музыкальности ребёнка, как способности воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движение в соответствии с фразами, темпом и ритмом, чувствовать настроение музыки, характер и понимать её содержание и эмоционально откликаться;

- развитие музыкального слуха и чувства ритма;

-  развитие музыкальной памяти, как способности запоминать музыку и движения (музыкальная, двигательная, зрительная);

- развитие внимания как способности не отвлекаться от музыки и процесса движении;

- развитие двигательных качеств и умения координировать свои движения, ориентироваться в пространстве;

- развитие гибкости, ловкости, пластичности, выносливости и силы; формирование правильной осанки;

- развивать творческий потенциал и самовыражение через танец, фантазию, способность импровизировать и инициативность;

- развитие нравственно-коммуникативных качеств ребёнка, как умение действовать в коллективе, сопереживать другим, формирование чувства такта и культуры;

- привитие устойчивого познавательного интереса к данному виду искусства;

        Вместе с этим, установку на танцевальное творчество даю  с самых младших групп, опираясь на опыт современных музыкантов-педагогов, хореографоф, таких как Т.Н. Сауко, А.И.Буренина, Е.В.Горшкова, Т.Суворова, И.Каплунова, И.Новоскольцева, Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина, Е.Железнова и др., которые адаптируют свои методики в области музыкально-ритмического воспитания к детям дошкольного возраста, оставляя возможность для творчества самому педагогу.  

        Когда детьми усвоены музыкально-двигательные основы, продолжаю развитие их творческих способностей на основе музыкально-игрового и художественно-эстетического творчества и ставлю следующие задачи:

- развивать в детях способность «видеть» музыку, передавая в движении её характер, образ, нюансы;

- совершенствовать пластику и свободу танцевальных движений;

- учить детей творчески осмысливать образное содержание, воплощаемое ими в танце, через освоение ими языка выразительных движений танцевальных и пантомимических.

        Одним из главных условий развития у детей творчества в танце является их осмысленное отношение к средствам музыкально-двигательной выразительности и овладение языком движений. Для этого дети должны не только иметь навыки выполнения отдельных движений, но и понимать их значение, семантику, с помощью которых и будут выражать отношение, настроение, связывать их в построения. Поэтому в своей работе практикую разные методы: объединяю выразительный показ «языковых» единиц со словесным объяснением, что даёт наглядный образец исполнения, формирует у детей правильное представление о способе выполнения движения и помогает осмыслить содержание, семантику этих движений, осознать значение движения, обращаю внимание на соотнесение их с музыкой.

          Так же применяю образный рассказ и прослушивание музыки, что позволяет детям образно представить ситуацию и проанализировать выразительные особенности музыки, что даёт осмыслить содержание музыкального произведения, развить воображение и побудить к поиску дополнительных выразительных танцевальных средств.

      Но все же, для развития танцевального творчества дошкольников наиболее эффективным средством являются музыкальные ритмические игры-этюды, которые представляют собой законченные двигательные композиции с определенным эмоциональным содержанием и тематикой. Подобные игры вызывают живой интерес у детей благодаря таким своим особенностям, как возможность образного перевоплощения, разнохарактерность игровых персонажей и их общение между собой по ходу музыкального сюжета. Необходимо отметить, что только высокохудожественная музыка с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, подсказывать исполнение тех или иных выразительных движений и влиять на его качество.

       Работа, направленная на формирование творческой активности дошкольников средствами музыкальных этюдов, состоит из нескольких этапов.

        Первоначально мы использовали несюжетные этюды. Примерами несюжетных этюдов служат музыкально - пластические этюды «Снежинки кружатся», «Листики летят», мимические загадки, жест - загадки, этюды на согласованность действий, в которых детям первоначально предлагаю послушать музыку, определить, сколько частей в произведении и каков их характер. Затем после повторного прослушивания каждой части детям предлагаю определить, какое движение можно исполнить под эту музыку. Дети самостоятельно выполняют движения.

Несюжетны творческие этюды распределила по тематическим разделам:

1.«Волшебный мир природы»

 «Бабочки летают» Музыкальное сопровождение: «Мотылек», муз. Д. Кабалевского.  «Снежинки кружатся».

2.«Веселые игрушки» использовали такие музыкальные этюды и игры:

«Вышли куклы танцевать», «Ванька-встанька».

3. Забавные животные:

«Плюшевый медвежонок» муз. В. Кривцова.

«Вот идут котята…» Диск КУ-КО-ША

Задачи: развитие чувства ритма, выразительности движений, способности к импровизации, развитие воображения и фантазии.

На данном этапе, наиболее эффективно, использовались такие методы и приемы, как выразительный показ движений с объяснением его значения, самостоятельное исполнение детьми изучаемого движения с одновременным проговариванием, пропеванием под музыку соответствующего ему слова, исполнение движения в образе какого-либо персонажа – все это помогает дошкольникам найти разнообразные выразительные движения и вплотную подойти к музыкально-двигательному творчеству.

Освоение языка танца стимулирует исполнительское и композиционное творчество в процессе интерпретации танцевальных образов. По мере накопления объёма танцевальных движений и жестов пантомимы у детей пробуждается желание создать свои танцевальные этюды. На данном этапе обосновано использование этюдов сюжетного типа. Диктуемое сюжетом взаимодействие исполнителей этюда направляет фантазию ребенка, определяя выбор движений. Сюжетное развитие помогает ребенку видеть в этюде особую форму рассказа и воспринимать выразительные движения как специфические повествовательные средства.

Вначале следует образный рассказ, раскрывающий сюжет этюда, затем – исполнение музыки. Дети сами должны подобрать движения, помогающие эмоционально передать образ музыкального сюжета. Такие этюды могут быть исполнены одним ребенком или небольшой группой детей.

Вот примеры сюжетных музыкальных этюдов:

Попляшем! («Барашеньки», русская народная мелодия)

Дождик («Дождик», музыка И. Любарского)

Лошадки («Танец», музыка Дарондо)

Ау! («Игра в лесу», музыка Т. Ломовой)

Показывай направление («Марш», музыка Д. Кабалевского)

Тихий танец, (тема из вариаций, музыка В. Моцарта)

Каждая пара пляшет по-своему («Ах ты, береза», русская народная мелодия)

Поспи и попляши («Игра с куклой», музыка Т. Ломовой)

Я старалась, чтобы каждый ребенок не копировал движения своих товарищей, а критически оценивал их, действовал творчески. Эту работу я проводила не только на фронтальных занятиях, но и индивидуально с небольшими подгруппами, стараюсь использовать различные методические приемы: художественное слово, образные сравнения, фрагменты сказок.

     Само детское танцевальное творчество носит импровизационный характер, т.к. придумывание и исполнение движений танца происходит одновременно и может относиться либо к детскому исполнительному творчеству, когда главными становятся индивидуальная манера, выразительность, исполнение музыкально-пластических образов детьми или к детскому композиционному творчеству, когда идёт придумывание новых способов танцевального построения образов.

В том и другом случае я даю детям творческие задания, в которых они должны импровизировать, сочинять, комбинировать, самостоятельно находить новые решения.  Творческие задания стимулируют художественную образность в действиях детей, вызывают строй определённых чувств, побуждают к воображению. Эти творческие задания обязательно выстраиваю от простого к сложному:

1 этап – даю задания, требующие первоначальной ориентировки в творческой деятельности, где создаётся установка на новые для них способы действий: сочини, придумай, найди. Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя в отдельных случаях, применяя элементы творческих действий.

Например, музыкальная игра «Дворник и листочки» Т.Суворовой (осенняя тематика), в зимний период, я заменяю слово «листики» на «снег», в результате дворник – воспитатель в соответствующем костюме, в начале игры говорит следующие слова:

Сколько снега налетело,

Я сейчас всё подмету.

Вот возьмусь за дело смело

И порядок наведу!

Соответственно дети – снежинки. Дети знакомы с содержанием игры, где сначала, держа в руках снежинки, слушают слова  «дворника»; затем на первую часть музыки бегают по залу в свободных направлениях; на вторую часть кружатся, держа снежинки над головой; на третью часть «дворник» сметает снежинки в центр, на повторение первой части, дети со снежинками разлетаются в разные стороны.

 Детям даю первое творческое задание: предлагаю представить, что каждый ребёнок - снежинка и придумать, как может она танцевать. Придумавший движение ребёнок, показывает всем и все повторяют за ним под музыку.

2 этап – даю детям задания, которые вызывают целенаправленные действия и поиск решений. Здесь ребёнок попадает в постоянно меняющиеся ситуации и одновременно понимает, что на основе старого можно находить новые комбинации, видоизменять, улучшать ранее сделанное. Ребёнок попадает в атмосферу совместного творчества со взрослым и получает первые представления о том, что общими усилиями можно создать что-то более интересное и от этого испытывать удовольствие и радость.

На этом этапе детям даю новое творческое задание – сначала дети должны придумать своё движение, но, что бы оно не повторялось. Затем усложнить это движение. Например: «Если добавить к Машиному лёгкому бегу, движение Кати – плавный подъём рук, посмотрите, как это будет красиво. А к нему можно добавить и Мишино красивое движение – кружение с поднятыми руками. Попробуйте сами соединить эти движения. А теперь каждый найдите себе пару и протанцуйте это под музыку». Так создаётся новая композиция под руководством педагога, но чем дальше, тем инициативнее становятся дети. Дальше они, применяя свой опыт, стараются сами создать свой неповторимый танец. Педагог только помогает и объединяет в единое целое. Это и есть третий этап творческих заданий.

3 этап – состоит из самостоятельных действий детей. Они сами обдумывают замысел танца, планируют свои действия по одному, в паре и группой. На этом этапе выявляются способности каждого ребёнка. Он видит, что свои умения и знания может применить в жизни:  в играх с друзьями, выступая на праздниках, концертах, досугах, развлечениях и т.д.

Но не все дети имеют одинаково развитые танцевальные способности. Есть дети, у которых потребность в самовыражении в движении под музыку и увлечённость танцевальным искусством довольно высока и им  достаточно на данном этапе музыкальных занятий, а кому-то необходимы дополнительные, потому как они могут дать мощный толчок для музыкального творчества ребёнку.

 В связи с этим, мною была разработана программа дополнительного образования по ритмике на 2014 — 2015 учебный год для детей старшего дошкольного возраста «Горошенки». На занятиях кружка дети совершенствовали свои знания и умения в разных танцевальных жанрах, приобретали навыки культуры общения, развивали танцевально-творческие способности; учились выражать в движении характер музыки и её настроение; учились передавать движением контрасты и оттенки настроений музыки, основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, регистр, метроритм и т д.). Так же развивали способность передавать пластикой музыкальный образ, используя основные, имитационные, плясовые движения и общеразвивающие упражнения, развивали нравственно-коммуникативные качества личности, приобретали навык концертного выступления.

      Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества и на занятиях, и в кружковой деятельности самым удачным является сюжетный танец. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей (исполнителей и зрителей). Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и, следовательно, способствующая его развитию.

Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу (ведь тяжеловесный медведь не может двигаться так же, как грациозная лиса). Это побуждает каждого участника самостоятельно искать выразительные движения. Диктуемые сюжетом взаимодействие исполнителей танца, будучи проявлением детского игрового сотворчества, направляет фантазию ребенка, определяет выбор движений. Сюжетное развитие помогает ребенку видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание, то есть выступающие в качестве своеобразного языка. Таким образом, с детьми были поставлены такие танцы, как «Мухоморчики», «Мишки – шалунишки» с детьми младшего возраста, танец «Совы», «Зимушка» «Танец разбойников», «Птички», «А закаты алые...» и другие.

Так же, дети проявляли творчество в создании характерных танцев, где благодаря наличию конкретного образа и преимущественному использованию изобразительных движений, характерных для пластики того или иного персонажа, происходит определенное перевоплощение, которое оживляет исполнение детей и наполняет его некоторым смыслом. Перед разучиванием танцев «Снеговиков», «Матрёшек», «Снежинок», я даю детям задание: показать движения, характеризующие эти образы,  настроение, мимику, жесты.

Отбор музыкального репертуара провожу, учитывая доступность и понятность материала для дошкольного возраста; учитывая художественно-эстетическую и нравственную ценность; яркость и образность, выразительность и привлекательность. Поэтому включаю в репертуар музыку как зарубежных и отечественных, так и современных композиторов, включая классиков и детских авторов, используя разнообразную музыкальную литературу, созданную фонотеку и собственный опыт.

Оригинальные костюмы, развивающие детское воображение, фантазию, придают образность и яркость выступлениям, способствующие перевоплощению маленьких артистов и вызывают радость и желание детей участвовать в данном виде деятельности, должны быть неотъемлемой частью танца.

Таким образом, планирование и реализация последовательной систематической работы, постепенное формирование элементарных хореографических знаний, умений и навыков на основе комплекса разных методов и приёмов; учёт музыкальным руководителем индивидуальных и возрастных особенностей детей, сотрудничество с педагогами ДОУ, родителями даёт желаемый результат по достижению главной цели – развитие детского танцевального творчества.

В заключение хочу сказать о том, что творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками. Формирование у детей дошкольного возраста танцевального творчества является необходимым условием более полного, гармоничного и глубокого развития и воспитания ребенка.

В танцевальном творчестве необходимо добиваться, чтобы не было равнодушных детей, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой

Список литературы

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика / А.И.Буренина. Программа по ритмической пластике для детей. Издание второе. – Санкт-Петербург, 2000.- с.16
  2. Васильева Е. Танец / Е.Васильева. – М.. 1968.- с.21
  3. Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце //Дошкольное воспитание. -1991.- №12.- с.47
  4. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей / Т.И. Суворова. Выпуск 4 // Музыкальная палитра.- 2006. –с.24
  5. Фирилева Ж.Е. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей / Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений.- Санкт-Петербург.:Детство-пресс, 2001.-с.24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ...

Мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»

Привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно – ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению....

мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»

В презентации рассмотрены трудности при организации сюжетно- ролевых игр, приемы руководства сюжетно- ролевой игрой.  Представлены виды и особенности технологических карт, их значение для детског...

Семинар - практикум "Использование в образовательной деятельности разнообразных форм работы, направленных на индивидуализацию образования для развития инициативности и самостоятельности детей"

Развивающая предметно - пространственную среда является  условием для  оптимального развития  индивидуальных способностей и возможностей детей.Роль взрослого заключается в правиль...