представление педагогического опыта
статья на тему

Федаева Наталья Константиновна

Материал, отражающий систему работы по технологии М.Монтессори

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_fedaevoy_n.k.docx61.43 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта на тему:

«Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием элементов педагогической

системы М. Монтессори»

Актуальность и перспективность опыта.   

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников.  

Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению (А. М. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.).

В современном российском образовании активно используется зарубежный опыт. Растет интерес педагогов-практиков к идеям Монтессори, повсеместно возникают детские сады, реализующие эти идеи. Однако, как среди исследователей в области психологии и педагогики, так и среди педагогов-практиков зачастую имеет место поверхностное знакомство и слабое знание теории и методики Монтессори.

 Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Важно помнить, что главное — не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания.

Возможности совершенствования процесса формирования математических представлений у детей дошкольного возраста не исчерпаны до конца, поскольку все еще остаются нечеткими границы и потенциальные возможности детей в овладении математическими представлениями и понятиями. Формирование математических представлений вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогической системы М. Монтессори, в частности, дидактические игры и упражнения, содержащие элементы самоконтроля.

  Целью данной технологии является достижение высокого уровня математических представлений дошкольников посредством использования элементов педагогической системы М. Монтессори.

Значение для совершенствования учебно – воспитательного процесса.               

Элементы технологии М. Монтессори  могут использоваться во всех образовательных ситуациях с воспитанниками, что позволяет педагогам повысить возможности усвоение математических    представлений, а также поднять на более высокий уровень развития всю познавательную деятельность  детей в целом. Методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование процесса формирования математических понятий детей, повышают уровень умственной, математической и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом, позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно-образовательной работы с детьми.

    Считаю, что данная технология актуальна при решении следующих задач:

1.        Развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях).

2.        Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

3.        Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

4.        Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);

5.        Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

6.        Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

7.        Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8.        Развитие активности и инициативности детей;

9.        Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

    Исходя из внедрения данного педагогического опыта в учебно-воспитательный процесс, можно с уверенностью сказать о том, что этот процесс служит повышению профессиональной компетенции и мастерства самого педагога, он помогает привлекать интеллектуальные ресурсы для решения актуальных воспитательно-образовательных проблем.

Условие формирования опыта.

    Работая много лет в детском саду, мной было замечено противоречие между традиционным подходом к организации обучения детей и необходимостью развития познавательной активности дошкольников. В процессе поиска новых форм развития познавательной активности дошкольников, обусловленного введением новых ФГОС ДОУ я открыла для себя технологию, которая, по-моему, как нельзя лучше подходит для данной работы. Этой технологией является технология М. Монтессори. Я предположила, что включение в процесс формирования математических представлений элементов педагогической системы М. Монтессори будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. познавательной деятельности в целом.

Теоретическая база опыта.

Педагогическая технология Монтессори, являющаяся одной из наиболее известных и распространенных образовательных программ в зарубежном дошкольном и школьном образовании, возникла в результате многолетних исследований и является сочетанием методики и философии. При правильном применении она способна решить многие проблемы, остро стоящие в современном образовании. Цель технологии заключается в оптимальном развитии каждого ребенка. Успех педагогики Монтессори объясняется тем, что обучаемые дети проходят естественный путь развития, они формируют себя сами как человека, как личность, свободно удовлетворяя свои потребности.

Педагогическая технология М. Монтессори строится на идее детского впитывающего сознания. Мышление ребенка М. Монтессори сравнивает с губкой, впитывающей воду. Точно так же, как губка впитывает любую воду - чистую или грязную, прозрачную, мутную или подкрашенную, - детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на “хорошие” и “плохие”, “полезные” и “бесполезные” и т.д. Особое значение приобретает в этой связи предметная и социальная среда, окружающая ребенка. Взрослый должен создать для ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения.

Работая по программе «Детство» под редакцией А.Г. Гогоберидзе за основу разработки моего педагогического опыта я брала методические разработки М.Монтессори, Г.В. Брыжинской, А.В. Белошистой,  Т.В.Тарунтаевой, которые в доступной форме разработали подачу разных методов этой технологии детям дошкольного возраста.

Для полноценного развития личности ребенка необходимо соответствующим образом обустроить пространство, окружающее ребенка и оказывать профессиональную поддержку в освоении этого пространства.

Технология опыта.

    Для обеспечения наибольшей результативности по развитию познавательной активности детей работа мной организуется в двух основных направлениях образовательного процесса:

1. Совместная познавательная деятельность детей и воспитателя (организация НОД по образовательной области «Познание» с использованием элементов системы М.Монтессори, 1 раз в неделю в 1 половине дня).

2. Игровая познавательная деятельность детей, как специально организованная, так и самостоятельная (игры и упражнения с элементами М.Монтессори, 2 раза в неделю).

    Для удобства материал разделён на «блоки»:

 Блок «Количественные представления» важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Оперируя только числами, которые являются показателями количеств и величин объектов окружающей действительности, сравнивая их, увеличивая, уменьшая, можно делать выводы о точном состоянии объектов действительности.

Блок «Формирование   у   детей   представлений   о   величине и измерении величин»:  дети переходят от непосредственных (наложение, приложение, сравнение «на глаз») к опосредованным способам их сравнения (с помощью предмета-посредника и измерения условной меркой). Это дает возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе и другим). Ребенок убеждается в том, что одни и те же свойства в разных объектах могут иметь как одинаковую, так и разную степень выраженности (равные или разные по толщине и т. д.).

В блоке «Геометрические представления» в процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон, вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать и видоизменять его.

В блоке «Пространственные представления» детей подводят к процессу познания пространственных отношений, связей и зависимостей в расположении объектов является процессом длительным и сложным. Пространственная ориентировка осуществляется на основе восприятия пространства и освоения пространственных категорий (протяженность, форма, местоположение, размерные отношения и др.).

Заключительный блок «Временные представления» осуществляется в процессе анализа реальной жизненной обстановки, разрешения     проблемных     ситуаций, решения     специально творческих задач и моделирования.

Пути осуществления:

Предметно – развивающая среда - «Создаем условия»

Ребёнок в работе по Монтессори-системе не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения воспитателя, но, напротив, активно приобретает знания, умения и навыки в ходе самостоятельной работы. Материалы носят автодидактический характер и становятся помощью ребёнку в процессе самообучения. Педагог же доброжелательно и ненавязчиво руководит ребёнком, становясь посредником между ним и подготовленной средой. Поработав с сенсорным материалом и научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит очень естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой.                                                                        

Математические материалы построены в тесной связи с сенсорными материалами и учитывают сенсомоторные потребности ребенка. Многочисленные упражнения позволяют ребенку самостоятельно сделать удивительные открытия и при этом приобрести точный подход, необходимый в математике, учиться абстрагировать. На этом конкретном материале даже младшие дети могут решать довольно сложные задачи. Достойна великого восхищения, выложенная на маленьком коврике, картина десятичной системы, составленная четырехлетним ребенком из сотни бусин, стерженьков, кубов и их цифровых изображений. Золотой материал и работа с ним – важнейший этап Монтессори метода. С помощью зримой и осязаемой десятичной системы, ребенок учится овладевать числом и арифметикой, а, в сущности, делает шаг к овладению миром.

     Математические материалы построены так, чтобы была видна связь арифметики и геометрии, что вполне соответствует исторической линии в развитии математических знаний человечества. В построении системы материалов и в методике работы с ними соблюдаются два важнейших принципа:  

•   от конкретного к абстрактному;

•   от знакомства с количествами, через знакомство с   символами к соотнесению количеств и символов.

Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет - все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

Все математические материалы можно разделить на пять основных групп;

•   введение в мир чисел от 0 до 10;

•   введение в десятичную систему; освоение последовательного счета;

•   освоение арифметических операций с однозначными числами;

•   знакомство с дробями.

Действия, которые выполняет ребенок, упражняясь с материалом, естественны и просты для него. Он сравнивает, уточняет, измеряет, систематизирует, манипулируя с простыми предметами окружающей его среды. Именно эти действия ведут к появлению математического познания. Постепенно и опосредованно, через предметы среды, ребенок самостоятельно формирует математические понятия. Этот процесс имеет культурно – антропологический смысл.                    

Материалы первой группы служат для обучения счету до 10, как в прямой, так и в обратной последовательности, для знакомства с цифрами от 0 до 9, а также для формирования умения соотносить количества в пределах десяти и соответствующие им числа. В первую группу входят следующие материалы: счетные палочки; цифры из шершавой бумаги; счетные штанги и числа; ящики с веретёнами – где ребёнок узнаёт смысл нуля, а также упражняется в соотнесении количеств и чисел; материал «числа и чипсы» служит для проверки умения ребёнка считать до 10, знания чисел, а также знакомится с идеей чётных и нечётных чисел. Если ребёнок освоил материалы первой группы, он может переходить к материалам второй и третьей групп, с которыми лучше работать параллельно.

Вторая группа предназначена для знакомства с многозначными числами и четырьмя основными арифметическими действиями с ними: сложением, вычитанием, умножением и делением.   Материалы этой группы дают ребёнку возможность понять, какова структура многозначных чисел, что такое разряд числа и как происходит переход из одного раздела в другой в ходе арифметических действий.

Знаменитый «золотой материал» Монтессори из золотистых бусин позволяет не только увидеть, но и ощупать руками, ощупать форму и даже вес таких количеств, как нескольких единиц, несколько десятков, сотен или тысяч бусин.                                                                                    

Материалы третьей группы служат для обучения последовательному счёту и запоминанию правильных, общепринятых названий чисел. Третья группа включает в себя стержни с бусинами для введения количеств 11-19. на этом материале ребёнок знакомится с количествами 11-19 и учится последовательно считать до 19.

Доска Сегена 1: Ребёнок учится сопоставлять количество и число от 11 до 19. количества представлены при помощи стержней из «золотых» и цветных бусин.

Доска Сегена 2: Предназначена для запоминания названий двузначных чисел и сопоставления их с количеством от 11 до99.

Сотенная цепочка и тысячная цепочка служит для последовательного счета до 100 и до 1000, также ребёнок узнаёт, что первую цепочку можно свернуть в квадрат, а вторую в куб.

       Материалы четвёртой группы предназначены для постепенного запоминания таблиц сложения, вычитания, умножения и деления чисел. В результате работы с этими материалами ребёнок должен научится свободно выполнять «в уме» сложение и умножение однозначных чисел и обратные им действия: вычитание, если вычитаемое и разность – однозначные числа, и деление без остатка на однозначный делитель, если делимое не превышает 81. Материалы разбиты на 4 серии соответственно четырём арифметическим действиям.

        Монтессори – материалы составлены так, чтобы была видна связь арифметики и геометрии. Красно-синие штанги дают представление о прямой и отрезке, о «золотой» материал помогает представить единицу-точку, десяток - прямую, сотню - квадрат десяти, тысячу - куб десяти. Вычисление площадей и объёмов, возведение в степень и извлечение корня становится доступным действиями для пяти - шестилетних детей.                              

       Занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием математического материала, проводится как целое  занятие, т.к. чем теснее будет  использован Монтессори-материал, тем продуктивнее будет развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.

                                          «Развиваем потенциал»

   В Монтессори-материалах сконцентрированы возможности утончения сенсорики. Каждый из них рассчитан на развитие прежде всего одного изолированного чувства, но косвенно, подспудно он работает и на зону ближайшего развития ребенка, как бы подталкивает его к спонтанному восприятию интеллектуальных понятий: маленький – большой, тихий – громкий, гладкий – шершавый. Ребенок фиксирует контраст, градуирует, распределяет по парам, дифференцирует, различает форму, величину, цвет, вес предметов, т. е. производит сложную работу интеллекта – анализ и синтез.

Познание количественных и числовых отношений - длительный процесс. Ребенок дошкольного возраста активно осваивает числа в ситуациях непосредственного использования результатов счета, сравнения в значимых для него видах деятельности: игре, выполнении аппликаций, играх-экспериментированиях с водой и песком.

Постепенное осознание числа как показателя количества состоит в «узнавании» количества без счета; отнесении числа к количеству на основе сосчитывания, использовании ряда чисел на основе выделения отношений между ними. Многое из этого осваивается ребенком путем подражания действиям и речи взрослого, старшего ребенка в семье.

У детей дошкольного возраста представление о величине формируется на основе непосредственного чувственного восприятия и обследования конкретных видов протяженности путем организации перцептивных действий с использованием слов, обозначающих протяженность и действие. Так же следует учитывать, что освоение величин только на сенсорной основе не обеспечивает развития у детей умения обобщать признаки и понимать отношения величин. Это возможно при сочетании обследования, сравнения и количественной оценки величины в результате измерения.

С целью развития у детей дошкольного возраста представлений о формах важно поощрять их стремление к аналитическому восприятию окружающего мира: предметного, растительного, животного. Организовывать игровые упражнения на сравнение, противопоставление, составление загадок, придумывание сказок и историй с приключениями, «участниками» которых являются различные формы. Такие упражнения расширяют представления детей, развивают наблюдательность, глазомер, т. е. основные сенсорные способности. Углубление представлений о формах и овладение действиями соотнесения форм предметов и фигур способствует совершенствованию практических видов деятельности детей (рисования, создания аппликаций и другого ручного труда) и способствует формированию условий для установления логических связей и зависимостей групп фигур.

В образовательном процессе развитие пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве интегрируется с другими видами деятельности: конструированием, рисованием, измерением, построением упорядоченных рядов, трудовыми действиями и т.д. Развитие умений ориентироваться происходит в разных видах деятельности с использованием моделирования, схематизации (там, где это приемлемо).

Обучение детей дошкольного возраста установлению временной последовательности осуществляется по следующему плану:

•        в развитии объекта (события) вычленяется временная последовательность;

•        временная последовательность воспроизводится на модели с помощью символов;

•        последовательность   воссоздается   с   запрограммированной ошибкой, которая исправляется детьми;

•        действия в заданной последовательности выполняются без модели.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:

- образование чисел в пределах 10;

- знакомство с цифрами в пределах 10;

- ознакомление с составом числа из единиц в пределах 5;

- ознакомление с составом числа из двух меньших на числах до 10;

- обучение сравнению рядом стоящих чисел в пределах 10;

- обучение определению отношений между смежными числами;

- формирование понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей, обучать умению называть эти части,

сравнивать целое и части. Подвести к пониманию, что целое больше каждой своей части, а часть меньше целого;

- упражнять в решении простейших примеров и задач.

Средства реализации:

Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.

К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений «больше - меньше», «больше - меньше на…», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их  в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления:

- занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;

- занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей);

- загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные отношения;

- стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;

- задачи в стихотворной форме, задачи – шутки;

- математические игры.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ И ИЗМЕРЕНИИ ВЕЛИЧИН

- обучение раскладыванию предметов (до 10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем и убывающем порядке;

- обучение умению сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры. Учить выделять при измерении часть предмета, равную условной мере; определять, сколько раз условная мера уложится в измеряемом объекте;

- обучение умению находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

Средства реализации:

- игры, в которых моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

- расширение знаний о геометрических телах – куб, шар. Знакомство с пирамидой и многоугольником;

- упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник) и тела (шар, куб, цилиндр, пирамида);

- подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника;

- формирование умения находить в ближайшем окружении предметы различной геометрической формы, анализировать их форму.

Средства реализации:

 - геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;

- задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходств фигур («Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?». «Какая фигура здесь лишняя?»;

- обучение решению задач на смекалку (головоломки). Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы задачи на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества;

- задачи на поиск задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

- закрепление пространственных представлений (слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), далеко, близко, между, рядом);

- формирование навыка ориентирования на листе бумаги (в середине, внизу, вверху, справа, слева);

- обучение умению обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе или другому предмету;

- формирование умения двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.

Средства реализации:

- лабиринты - упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например:«Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);

- математические игры.

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

- закрепление знаний о временных отношениях (утро, день, обед, вечер, ночь; сегодня, вчера, завтра, послезавтра). Формирование представлений о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки;

- обучение соблюдению правильной последовательности при назывании дней недели, времен года;

- обучение умению устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра; - формирование понятия о том, что в году 12 месяцев, обучать умению знать их последовательность и называть их.

Средства реализации:

- математические игры.

Таким образом, данная система работы способствует более эффективному формированию математических представлений и развитию логического мышления у детей дошкольного возраста.

Анализ результативности опыта. 

В результате обучения дошкольников с использованием методов и приёмов

Включение в процесс формирования математических представлений элементов педагогической системы М.Монтессори способствует более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и оказывает положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. познавательной деятельности в целом.  Дошкольники не только вычленяют, называют, сравнивают и группируют многочисленные предметы по разным основаниям, т. е. оперируют полученными знаниями, но и используют их при решении новых проблем. Это становится возможным благодаря тому, что реализация дидактических задач способствует   переходу   детей   от наглядного к более абстрактному мышлению, развитию их познавательной активности и дифференцировке мыслительных операции.

        Учебные задания отвечают интересам и собственному опыту детей, побуждают их к экспериментированию с изученным материалом. Отмеченные успехи в развитии детей подтверждают правильность выбора и составления обучающих игр, приобретенные навыки дети научились переносить в бытовые и игровые ситуации.

        В результате целенаправленных воздействий в процессе многих игр и занятий у детей формируются способности, дающие им возможность в дальнейшем овладеть различными знаниями в ходе самостоятельной деятельности.

С целью определения уровня развития познавательной активности мною  было проведено наблюдение за детьми, длилось 2 недели. По подгруппам, поочередно дети были включены в разные виды деятельности.

    Показатели уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста по результатам наблюдения:

-Низкий уровень развития познавательной активности не наблюдался;

-Средний уровень развития познавательной активности наблюдался у 56%, что в абсолютном показателе составляет 9 детей;

-Высокий уровень развития самостоятельности наблюдался у 44%, что в абсолютном показателе составляет 7 детей

    Мои воспитанники являются участниками и призерами всероссийских конкурсов и фестивалей «Математический калейдоскоп», «Слон», творческих конкурсов «Уши, ноги и хвосты», «Ангел вдохновения»; интеллектуальных викторин «Росток УМ», «Эрудит».

    Материалы опыта  опубликован на сайте педагога в Социальной сети работников образования «Наша сеть» (nsportal.ru)

Трудоемкость опыта.

    На мой взгляд, трудности и проблемы в использование конкретного опыта заключаются в том, что воспитатель сам должен на достаточно высоком уровне владеть методикой применения методов и приёмов технологии М.Монтессори в работе с детьми дошкольного возраста. Он должен  обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом.

    Эту проблему можно  решать  посредствам участия в обучающих семинарах, в мастер-классах; использованием информационно-коммуникативных технологий  для  самообразования.

Адресность опыта. 

    Я считаю, что мой опыт будет интересен и полезен творческим педагогам в работе с детьми, начиная, с младшего дошкольного возраста. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста. Данный опыт поможет молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения. Также опыт работы могут использовать педагоги дополнительного образования, родители.

    Все представленные методы и приемы могут быть использованы, как приложение к любой общеобразовательной программе.

    Предложенный игровой материал может быть использован и в свободной игровой деятельности вне занятий.

Задания можно использовать как на занятиях, так и процессе самостоятельной деятельности, а также в ходе индивидуальной работы с детьми. Они способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

Педагоги дошкольных организаций могут успешно внедрять представленный материал в свою работу и достигать хороших результатов в формировании элементарных математических представлений дошкольников, так как происходит:

•        всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности

•        формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора;

•        максимальная эффективность освоения задач, заложенных в Монтессори – материалах;

•        развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

•        развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

•        развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по образцу; приучение к порядку;

•        развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других;

•        развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.

Наглядные приложения

Сенсорная игра – ситуация для детей 1 младшей группы

«У нас гости»

Цель:  закрепить понятие много и один; развивать чувство цвета, умение называть и узнавать основные цвета (красный, зеленый, желтый, синий);  развивать мелкую моторику пальцев рук (при нанизывании); активизировать речь детей (при назывании предметов на рисунке); вовлекать в двигательную импровизации; воспитывать доброжелательность, гостеприимство.

Материал: три куклы (одетые в платья разных цветов), медвежонок (игрушка), машина, чайная посуда, 4 косынки для девочек, 4 пояса для мальчиков, шнурки и бусы (для нанизывания), рисунки с изображением различных предметов (по цвету).

Ход    игры

В гости к детям на машине приезжают игрушки (Мишка и куклы, одетые в одежду разного цвета).

Воспитатель обращает внимание детей на количество прибывших «гостей» дети определяют, что Мишка один, а кукол много. Далее детям предлагается угостить гостей чаем и рассадить по местам, правильно подбирая чайную посуду согласно цвета одежды игрушек.  У каждой куклы есть своя любимая чашка. Из синей чашечки пьет Мишка, он любит синий цвет (обращается к стоящему рядом ребенку)

- Соня, налей, пожалуйста, чай Мише.

- Из красной чашки пьет чай кукла Зина, у нее красная одежда (обращается к стоящему рядом ребенку)

- Вика, налей, пожалуйста, чай Зине.

- Из желтой чашки пьет чай кукла Катя, у нее желтая одежда. (обращается к стоящему рядом ребенку)

- Даниил, налей, пожалуйста, чай Кате.

- Из зеленой чашки пьет чай кукла Маша. (обращается к стоящему рядом ребенку)                

- Люда, налей, пожалуйста, чай Маше. Дети по очереди выполняют просьбу воспитателя, разливают чай «гостям».

- Пьют чай куклы и медвежонок да похваливают.

Воспитатель  (берет в руки чашку Мишутки)

        - В синей чашке чай, чай, пей дружочек, не скучай!

(берет красную чашку куклы Зины)

        - Чашка красная красива, вкусный чай у куклы Зины.

(берет желтую чашку куклы Кати)

        - В желтой чашке чай хорош. Где такой еще найдешь?

(берет в руки зеленую чашку куклы Маши)

        - А когда гостей встречаем, угощаем сладким чаем.

          Маша пьет чай с плюшечкой из зеленой кружечки!

                        Физкультминутка

Воспитатель одевает девочкам косынки, мальчикам синие пояса.

Воспитатель:

- Заиграла музыка, вышли дети плясать, радовать гостей. (дети танцуют)

1. Заиграла музыка во саду, во саду,

Танцевать под музыку я пойду, я пойду. (дети идут по кругу)

2. Буду потихонечку приседать, приседать,

Буду каблучки я выставлять, выставлять. (приседают, выставляют каблучки)

3. Все сильнее музыка на лугу, на лугу.

По тропинке весело побегу, побегу. (бегут)

4. Вот и стихла музыка, детвора, детвора.

И закончить танец нам пора, нам пора. (останавливаются, кланяются)

Воспитатель предлагает детям сделать игрушкам подарки – нанизать бусы.        

Дети нанизывают бусы, воспитатель собирает рисунки «гостей» заранее нарисованные.

                                Игра «Назови предмет»

Затем дети с «гостями» обмениваются подарками (куклы дарят детям рисунки, а дети куклам бусы), благодарят друг друга. Гости прощаются, садятся в машину, уезжают.

Воспитатель:

        - Дети, а кто к нам сегодня приезжал?

        - Чем занимались?

        - Правильно, гости пили чай, рисовали. Дети танцевали, нанизывали бусы. В итоге все остались с подарками. Молодцы, ребята, хорошо играли. Игрушкам у нас было весело.

Конспект занятия  для дошкольников  младшей группы

по математике с использованием элементов системы М.Монтессори  «КАК У НАШЕГО КОТА…»

 Цель: Закреплять представления детей об основных цветах спектра.                                

Задачи: 1. Закреплять  умение детей сравнивать, соотносить и группировать предметы по цвету,

                2. Развивать восприятие цвета, внимание, словесную память, мышление.

      3.Воспитывать отзывчивость, доброту.

Методические приемы: стих – е «День наступает …», использование сюрпризного момента, дид. игры «Спрячь мышку» и «Найди пару», песня «Как у нашего кота…», подвижная игра «Карусель».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.        Орг. момент

( Дети встают по кругу)

Воспитатель: День наступает, солнышко встает,

                        Нам тепло дает.

                       Друг на друга поглядим

                       Про себя поговорим:

                       Кто у нас хороший,

                       Кто у нас пригожий,

                       Сереженька хороший …( называет всех детей).

2. Основная часть

- Воспитатель: Ой, кто это крадется? Это Котик.

- Котик: Здравствуйте, ребята. А я решил к вам в гости придти. Меня зовут кот Пушистик. Вы возьмете меня с собой поиграть? (Да.)

- Котик: Ой, наверно это мышки скребутся. Вы , ребята, подождите, а я пойду поймаю и съем мышек. (Кот убегает.)

- Воспитатель: Ребята, а вам жалко мышек? (Да)

- Давайте мы тоже поищем мышек, пока ее Пушистик не нашел.

(Дети ищут и находят в разноцветных домиках мышек.)

- Воспитатель: В домике какого цвета живет твоя мышка, Катя? (В синем).

 (И т.д. спросить у каждого ребенка.)

         - Воспитатель: Где сидит мышка?  (На окошке.)

-Давайте закроем окошко домика так, чтобы котик не догадался, что это окошко и в него можно  влезть. (Дети закрывают окошки. Они выбирают по цвету ставни и накладывают их на окошки.)

- Воспитатель: Не говорите Пушистику, что мы спрятали мышек. Хорошо? (Да)

- Котик: Фу, не поймал мышку. Ребята, а вы не видели мышек? (Нет.)

- Ой, как обидно.

- Воспитатель: Не грусти, Пушистик. Дети сейчас тебе песенку споют.

- Ребята, давайте сядем на подушки и споем песню «Как у нашего кота…»

 (Дети поют песню.)

- Котик: Ну, ребята, спасибо, развеселили. А я сейчас хочу поиграть с вами в игру «Карусель». Хотите? (Да.)

(Дети берут из корзины цветные ленточки. Котик берет обруч с привязанными к нему ленточками разного цвета. Детям в руки воспитатель дает по одной ленточке какого-либо цвета. Дети должны найти на обруче ленту того же цвета, что и у них в руке и взяться за нее.)

- Котик: Начинаем.

                   Еле-еле, еле-еле

                   Завертелись карусели,

                   А потом, а потом

                   Все бегом, бегом, бегом!

                   Тише, тише, не бегите,

                   Карусель остановите!

                   Раз и два, раз и два,

                   Вот и кончилась игра!              

 - Котик: Ну, ребята, молодцы.

         - Воспитатель: Давайте с вами разложим ленточки по корзинам.

(Дети раскладывают разноцветные ленты в соответствующие им по цвету корзины.)

- Котик: Ну, ребята, большое спасибо вам за песню и за игру. А мне пора домой.

- Ой, совсем забыл. Когда я шел к вам в гости, у меня замерзли лапки от мороза. Вы не могли бы мне одолжить рукавички?

 - Воспитатель: Ребята, давайте подарим котику рукавички. Вот только они у меня перепутались в корзинке. Подберите пару каждой рукавичке.

(Дети подбирают пару каждой рукавичке, ориентируясь сразу на два признака: цвет и форму.)

- Воспитатель: Видишь, котик, сколько много пар рукавичек у нас собралось. А хочешь, мы подарим их тебе и твоим котятам?

- Котик: Ну, спасибо, удружили. Теперь я не замерзну. А я вам подарю за это воздушные шарики. (Раздает детям разноцветные шары.)

- До свидания, ребята!

(Дети прощаются с котиком и рассматривают подарки.)

3. Итог занятия

- Воспитатель: Аня, шарик какого цвета подарил тебе котик? (Желтого)

- А тебе, Владик? (Красного)

- Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось? А что интересного было на занятии? Кто приходил к нам в гости?

- Сегодня все работали очень хорошо: и Вадим, и Катя…(похвалить детей). Молодцы.

Конспект занятия для дошкольников средней группы

по ФЭМП с использованием элементов системы М.Монтессори

Цель:

Закрепить счет в пределах 5, знание геометрических фигур, геометрических тел, величины, цвета формировать пространственные отношения «на, под, за»; развивать мыслительные операции, внимание; развивать тактильную чувствительность; воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

 Задачи:

- закрепить знание чисел в пределах 5 путем заданий на соотнесение чисел и количества предметов с использованием самоконтроля;

- закрепить умение детей выделять знакомые геометрические фигуры, геометрические тела, предложенные в ходе игры: «Соберем Снеговика», называть цвета;

- формировать пространственные отношения «на, под, за»;

- развивать мыслительные операции, внимание детей посредством выполнения заданий педагога, учить находить сходства и различия предметов;

- развивать моторику рук и тактильную чувствительность в процессе работы с дидактическим материалом и шаблонами геометрических фигур;

- развивать связную устную речь детей путем речевого обоснования действий.

 - воспитывать у детей интерес к математике, формирование умения работы в коллективе,

- воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Методические приемы: создание игровой ситуации, дидактические игры, содержащие самоконтроль, поощрение, сюрпризный момент.

Оборудование: плоскостные изображения геометрических фигур,карточки с цифрами и предметными картинками, елочки разной величины,  ткань- шарф, картофельные печатки, гуашь, игрушки-снежки, магнитофон, декорация зимнего леса.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Воспитатель: (далее – «В»)

- Ребята, посмотрите, нам сегодня пришло какое-то странное письмо… (все рассматривают письмо)

- Потрогайте письмо рукой, какое оно холодное. (Дети касаются письма руками)

- Как вы думаете, откуда могло прийти нам такое холодное письмо? (Дети: С улицы, с мороза, с Севера и т.д.)

- Давайте откроем конверт и прочтем письмо. (Воспитатель открывает конверт: «Ребята, я очень рад, что могу с вами дружить каждый день. Ваш друг – Снеговик.»)

II. Основная часть

В: - Ребята, а кто такой Снеговик? (Мы лепим его из снега, он друг Деда Мороза)

- А почему он пишет, что теперь он будет дружить с вами каждый день? (Потому, что наступила зима, холодно, много снега.)

- А как выглядит Снеговик? Давайте вспомним, на какие формы он похож? (Предлагаются детям круги, квадраты и треугольники из картона разного размера, разложенные хаотично. Дети выбирают формы, на паласе выкладывают круги – большой, средний, маленький.)

- Из чего состоит Снеговик? (Из кругов). Какие это круги? (Большой, средний, маленький.)

- Вот здорово, уже немного похож, но чего-то не хватает. Какие детали можно добавить? (Руки, нос, глаза и т.д.)

- Какой замечательный Снеговик у нас получился! А почему его назвали «Снеговик»? (Разные ответы детей. Приходят к выводу, что Снеговика так зовут  потому, что его лепят из снега.)

- Ребята,  а  вы  чувствуете,  как  холодом  потянуло,   и  дверь скрипнула? Кто-то к нам пришел.

(Входит Снеговик)

- Меня не растили, из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза – угольки, губы – сучки.

И рад, что не один я – со мной мои друзья.

Без них, поверьте, в жизни совсем нельзя.

Снеговик: (далее «С») - Здравствуйте, ребята. Я пришел к вам за помощью. Когда я помогал Деду Морозу развозить подарки к Новому году, то потерял где-то свой шарф. Помогите, пожалуйста, мне его найти.

В: - Ребята, поможем? (Да.) А где ты потерял свой шарф, Снеговик?

С: - Наверно, в лесу.

В: - Ребята, поедем в лес? (Да) Тогда поедем на вездеходе. Возьмите свои билеты (карточки с предметами от 1 до 5), займите свои места в соответствии с вашим билетом. (на стульчиках цифры 1-5). (Дети должны посчитать количество предметов на билете и соотнести его с написанием цифры.)

В: - А теперь проверим себя. (На каждой карточке с предметами и цифрами есть контрольная метка, по которой дети проверяют правильность выполнения задания.)

В: - Молодцы, отправляемся. (Звучит музыкальная заставка)

- Мы приехали в лес. (Декорация зимнего леса) Посмотрите, как здесь красиво. Тихо. Кругом лежит снег. Вот елочки растут, деревья. Давайте поищем шарф Снеговика. На елочке нет? Загляните за елочку, под елочку. Нигде нет?

С: - Посмотрите, ребята, сколько елочек растет на этой поляне? (3) Какие они по цвету? (Зеленые) А по величине? (Высокая, средняя и низкая)

- Правильно. Посмотрите, под самой маленькой елочкой совсем нет снега. Наверно, сильный ветер весь снег сдул. А елочка теперь может   замерзнуть.   Давайте  ее  укроем  снегом.  Поиграем в игру

«Снежки».

Проводится физминутка. Дети идут под музыку по кругу со снежками:

Мы танцуем со снежками

Посмотрите все на нас.

Вот как топаем ногами!

Раз – два, два – раз (топают ногами)

А теперь снежки положим

Мы под ноги, вот сюда (кладут в круг)

И теперь в ладоши можно

Нам похлопать без труда.  (Хлопают в ладоши. Приседают)

Осторожно поднимайтесь,

Не забудьте взять снежок

Поплясать теперь нам можно,

Попляши и встань в кружок (дети пляшут)

С: - Молодцы, ребята. Положите свои снежки под елку. Теперь она не замерзнет.

В: - Ребята, мы так и не нашли шарф Снеговика. Наверно он где-то под снегом. Давайте мы подарим Снеговику новый  шарф. Пойдемте в мастерскую  Лесовичка. (Все вместе проходят в «мастерскую», где стоят столы.) Перед вами разные по ширине шарфы. Выберем самый широкий из них. (Дети выбирают) А теперь раскрасим этот шарф разными узорами, чтобы он не затерялся на фоне снега. (Дети раскрашивают шарф техникой нетрадиционного рисования – картофельными печатками в форме  геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат) разного цвета. Воспитатель спрашивает каждого ребенка, какая фигура у него получилась и какого она цвета.)

В: - Подарите шарф Снеговику.

С: - Спасибо, ребята. Вы мне очень помогли. А мне пора. До свидания. А это вам от меня леденцы. (Снеговик уходит)

В:  -  Ребята,  и  нам  пора  возвращаться  в  группу.  Садимся  на вездеход, занимаем свои места. Поехали. (Звучит заставка)

III. Заключительная часть

В: - Кто приходил  в гости? (Снеговик) Что с ним случилось? (Он потерял свой шарф.) Как мы смогли ему помочь? (Мы подарили ему новый шарф)

Вам понравилось наше занятие? Какие задания мы выполняли? (Собирали снеговика из геометрических фигур, работали с цифровыми карточками, рисовали узоры на шарфе, играли со снежками). Какие из них были для вас трудными?  Наше путешествие подходит к концу!

Конспект занятия  «В гости к Маше» для дошкольников старшей группы по ФЭМП с использованием элементов системы М.Монтессори

Цель: Закрепить геометрических фигур, чисел в пределах 10, умение соотносить число и количество предметов, развивать восприятие формы, цвета и величины, воспитывать желание прийти на помощь.

Задачи:

-  Повышать познавательную активность детей и интерес к математике посредством использования ИКТ – презентации, привлекательности процесса обучения.

- Развивать процессы внимания, восприятия, мышления (умение анализировать и сравнивать предметы, обобщать).

- Развивать мелкую моторику посредством использования дидактической игры с прищепками, пространственное мышление посредством игры «Соберем вездеход из частей».

-  Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, чуткость.

Методические приемы: создание игровой ситуации, демонстрация, дидактические игры, содержащие самоконтроль, поощрение, интерактивная физминутка, сюрпризный момент.

Материалы: ИКТ-презентация, интерактивная доска, геометрические фигуры, набор для цветочной полянки (серединки из цветного картона, цветные прищепки), магнитофон, числовые карточки с элементом самоконтроля, ноутбук, декорация лесной поляны, мультимедийная физминутка «Елочка».

Ход НОД:

Воспитатель: (Далее: «В»)

-Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы? Какие мультфильмы вы знаете? А какой у вас самый любимый мультфильм? А я предлагаю узнать, какой мультфильм люблю я.

Слайд 1

В: - Ребята, посмотрите на наш волшебный экран. Кто это? (Дети: Это Маша из мультфильма «Маша и медведь»)

В: - Хотите пойти в гости к Маше? А где она живет? (Разные ответы детей). Как же нам добраться до леса? (Ответы детей: на машине, автобусе, самолете и т.д.)

В: - Ребята, я предлагаю построить вездеход. А выглядит он вот так… (На экране появляется образец вездехода, состоящий  из геометрических фигур разного цвета.

Слайд 2

(Дети строят вездеход из объемных геометрических фигур, приставляя их к стульчикам)

В: -А теперь занимаем свои места согласно билетам (Воспитатель раздает карточки с предметами от 1 до 10 (с контрольной меткой). (Дети считают количество предметов и соотносят ее с цифрой на стульчике). Все уселись? Тогда поехали.

(Звучит музыкальная заставка «Звук движения»)

- Вот мы и приехали.

В: - Посмотрите, ребята, мы приехали в лес. (Дети проходят к декорациям леса). Как здесь красиво!

Слайд 3 (озвученный)

В: - Вот Маша идет нам навстречу по дорожке…

- Здравствуй, Маша, как делишки?

Маша: (Звучит голос)

- Собралась я в гости к Мишке

Не хотите ли со мной

По полянке по цветной,

Через мостик прямо в лес,

Где полным – полно чудес?

Воспитатель:

-Ребята, вы согласны?

Слайд 4 (озвученный)

Маша: (звучит голос)

Не понимаю, очень странно-

А где цветочная поляна?

Куда идти, не знаю я.

Вы мне поможете, друзья?

Воспитатель:

Слайд 5

В: Посмотрите, ребята. Перед нами поляна без цветов.

-Ребята, а как вы думаете, почему исчезли цветы? (Дети: - Все цветы уже завяли)

- А какое время года изображено? (Осень)

- Мы с вами сможем помочь Маше? Давайте посадим цветы.

  Задание «Собери цветы».

В: - На нашей полянке будут расти красивые цветы. Возьмите себе каждый по серединке. Подберите к серединке прищепки соответствующего цвета. (Дети делают цветы из прищепок)

- Посмотрите на лепестки, какого цвета будут цветы на нашей полянке? (желтые, красные, белые и синие).

- Да, ребята правильно. А теперь выложите цветочную полянку. Какая красивая полянка у нас получилась! (Дети выкладывают цветы на поляне-декорации, а на экране предъявляется следующий слайд)

Слайд 6

В: - Посмотрите, ребята, и на Машиной поляне появились цветы. Теперь она сразу же найдет дорогу к Мишке.

Слайд 7

Маша: (звучит голос)

- Ой – ой – ой! Опять непорядок!

- Вот беда – сломался мостик,

- Как добраться к Мишке в гости?

Слайд 8

Воспитатель:

Надо мостик починить,

Доски все соединить.

Задание «Отремонтируем мостик» (на интерактивной доске).

Воспитатель:

- А доски похожи на геометрические фигуры. Выберите фигуру, которая вам больше всего нравиться.

А теперь давайте отремонтируем мостик. Для этого положите свою фигуру в соответствующее отверстие на мостике. (Дети перемещают геометрические фигуры в соответствующие по форме отверстия)

Воспитатель:

Фигурку каждую на место вставим,

И мостик целым непременно станет.

(дети поочередно выкладывают свою фигуру).

Воспитатель:

По мостику пройдем мы с прибауткой,

Ребята, проведем – ка физминутку.

Интерактивная физминутка:

Мультимедийная презентация «Елочка» (Дети повторяют все движения за елочкой) В: - Ребята, пока мы отдыхали, Маша думала, какие же гостинцы взять для Миши. И придумала…

Слайд 9

В: - Она собрала яблоки

Слайд 10

Воспитатель:

- Ребята,  и мы не можем пойти в гости к Мишке с пустыми руками. Давайте сварим для него компот.  Для этого нужно разложить яблоки по банкам.

- Ребята, посмотрите сколько яблок! Вот это урожай! Какого цвета яблоки? (красного и желтого). Нужно положить в банку столько яблок, сколько показывает цифра.

Слайд 11, 12, 13

Игра «Разложи яблочки в банки» (дети передвигают яблоки и «раскладывают» их в соответствии с цифрой – от 1 до 10)

Воспитатель:

- Молодцы, ребята. Вы правильно выполнили задание.

- А теперь проведем гимнастику для глаз.

«Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

Моргают глазками

Делают круговые движения глазами.

Отводят взгляд влево.

Отводят взгляд вправо.

Слайд 14 (озвученный)

Маша: (звучит голос)

-Мишка, Мишка, как хорошо, что я к тебе дошла! Это мне ребята помогли. А мы тебе гостинец принесли.

Слайд 15

В: - Молодцы, ребята. Мы выполнили все задания и помогли Маше добраться до Миши. А Миша и Маша говорят вам спасибо и передают вам угощение (корзинка с яблоками)

Воспитатель:

-Ребята,  а нам пора возвращаться в группу. Занимаем свои места в вездеходе и поедем домой. (Звучит заставка)

В: - Вот мы и вернулись.  Вам понравилось наше путешествие? Кому мы сегодня помогли? Какие  задания мы выполняли? Какое  было самым интересным? Что нового узнали? Спасибо. Сегодня все очень хорошо потрудились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ "Детский сад № 10" г. Усинска Терентьевой Фаины Геннадьевны...

Требования к оформлению и представлению педагогического опыта работы

Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта. Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению....

Представление педагогического опыта САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"

В материале отражена подробная работа воспитателя по самообразованию на тему "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Работа предст...

Представление педагогического опыта педагогического работника.

Актуальность и перспективность опыта.Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и ...

презентация опыта (выступление)Представление педагогического опыта на конкурсе «Воспитатель года 2020»

Представление педагогического опыта на конкурс "Воспитатель года 2020"...