Отчет по самообразованию за 2017-2018 учебный год
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Aхметшина Алсу Фаритовна

Роль дидактических игр экологического содержания в воспитании и образовании детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_za_2017-18.docx37.9 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию за 2017-2018 учебный год

Тема: «Роль дидактических игр экологического содержания в воспитании и образовании детей дошкольного возраста»

Период дошкольного детства играет особую роль в экологическом образовании и воспитании детей, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В этом возрасте происходят количественные и качественные изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.

Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.

   Цель: 

Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.). Центральное звено таких игр - правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.

Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое внимание уделяется дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей.

Однако надо иметь в виду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Вот ряд требований, в соответствии с которыми может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников.

     Задачи:

  • Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
  • Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых знаний.
  • Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
  • -Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
  • Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка.
  • Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.

     Дата начала работы над темой: сентябрь 2017год

     Дата окончания работы над темой: май 2018 года

     Предполагаемый результат:

  • повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;
  • переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
  • воспитание защитников природы с помощью игр;
  • творческая активность воспитанников;
  • внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.

    

В результате проделанной работы:

Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группе в отдельных уголках размещаем материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п.). Таким образом, удовлетворяется возрастающий интерес дошкольников к природе, конкретизируются полученные ранее представления.

 При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему стараемся вызывать эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.

В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе используем не только дидактические и сюжетно-ролевые, но и все другие виды игр.

Большую группу игр с правилами составляют подвижные и подвижно-дидактические игры. В основе их лежат разнообразные движения - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д.

Методика проведения подвижных игр аналогична методике проведения дидактических игр и направлена на постепенное формирование у детей умения, самостоятельно организовывать эти игры.

Словесно-дидактическими играми стараюсь скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание. Это не требует каких-либо условий, оснащения. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.

Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Пытаюсь создать положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей, используя в играх естественные природные объекты, их изображения.

Итак, игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

В дидактических играх мы часто используем натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводим на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

Игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений могут помогать дидактические игры, в которых нужно объединять предметы по общему признаку: назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое-нибудь время года; собрать картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев.

Дидактические игры необходимо постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов проводится сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

Во время дидактической игры с растениями ставится цель: воспитывать бережное отношение к ним.

В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками знакомим детей с качеством и свойствами природных материалов. Гуляя с детьми по лесопосадке, обращаем их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения.

В играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. Наблюдая игру, стараемся снабдить детей нужными предметами, помочь правильно разрешать возникающие вопросы, исправить неверные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, и они воспроизводили в ней только то, что сами восприняли.

В течении года были  проведены конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Золотая осень», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Также была проведена следующая работа:

1. НОД по теме: "Природа нашего края"; "Животный мир нашего края; "Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада".

2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой»

3. Акция «Кормушка для наших птиц»

Изготовление кормушек силами родителей

4. Акция: «Мусор земле не к лицу»

Экологический субботник

5. Выставка рисунков «Земля - наш общий дом»

6. Акция «Домик для скворца»

7. Весенняя Неделя Добра

8. Акция «Посади дерево или цветок»

9. Выставка поделок из природного материала «Что нам осень принесла»

10. Синичкин день (День встречи зимующих птиц)

11. Экологическая игра «Берегите природу»

13. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»

14. Проект «Волшебница зима»

    

Работа с родителями.

Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).

     Работу с родителями веду непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.

Вывод:

Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы:

  • игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости.
  • Дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой.

      Работу в этом направлении я считаю актуальной ,поэтому планирую продолжить ее дальше.

    

 

Воспитатель :Ахметшина Алсу Фаритовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет по работе за 2017-2018 учебный год городского методического объединения "Физическое развитие детей дошкольного возраста"

2.      Анализ  деятельности городского методического объединения педагогов по учебно-методическому обеспечению образовательной деятельности по физическому...

Отчет по теме самообразования за 2017-2018 гг.

Отчет по теме самообразования Плосковой И.Н. – воспитателя  МАОУ ДОД  д/с «Сказка» корпус «Звёздочка»  за 2017-2018 учебный  год....

Отчет по самообразованию на 2017-2018 уч.год

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей....

"Отчет по самообразованию за 2017-2018 учебный год" Перевертайлова Л.А. ГБОУ СОШ № 1482 г.Москвы

Целью моей работы по самообразованию в 2017 – 2018 году было:- продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. В процессе самообразования я решала сл...

Отчет по самообразованию за 2017-2018 учебный год работы в ДОУ .

                                                     Тема ...

Отчет по самообразованию за 2017 - 2018 учебный год

В настоящее время особое значение приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только...