Пальчиковые игры для малышей
материал (младшая группа) на тему
Пальчиковые игры для малышей
Фикс Ольга Леонидовна
МБДОУ с. Боготол
Детский сад «Теремок»
Цель: Развитие координации и мелкой моторики у детей с раннего возраста.
Задачи:
1. Улучшить мелкую моторику рук и кистей.
2. Создать комфортную обстановку в общении со сверстниками.
3. Развить интерес к обследованию предметов и действия с ними.
4. Формировать умение согласовывать движения с речью.
5. Развивать речь с помощью мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры для малышей
Фикс Ольга Леонидовна
МБДОУ с. Боготол
Детский сад «Теремок»
Цель: Развитие координации и мелкой моторики у детей с раннего возраста.
Задачи:
1. Улучшить мелкую моторику рук и кистей.
2. Создать комфортную обстановку в общении со сверстниками.
3. Развить интерес к обследованию предметов и действия с ними.
4. Формировать умение согласовывать движения с речью.
5. Развивать речь с помощью мелкой моторики рук.
Пальчиковые игры
Для детей дошкольного возраста играет важную роль пальчиковая гимнастика.
Положительные моменты гимнастики - это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи.
Значительное взаимодействие этих зон играет большую роль в возрасте от 0 до 3 лет, когда идет активное формирование речи ребенка, поэтому заниматься с ребенком необходимо с младенчества.
Сгибая-разгибая пальчики с ребенком, массируя кисти рук, выполняя различного вида движения, мы посылаем импульсы в речевые центры.
Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.
Условия проведения.
Комплекс упражнений гимнастики для пальчиков рук проводят в течение 6—8 минут. Он включает в себя 6—8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончики пальцев, кисть, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Роль пальчиковых игр в развитии ребенка
Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:
-Способствуют развитию речи.
-Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
-Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
-Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
-Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
-Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
-Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
-Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Этапы разучивания игр
1. Взрослый сначала показывает игру ребёнку сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
Виды пальчиковых игр
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому целесообразно будет разделить их на группы по их назначению:
1. Игры - манипуляции.
«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик - дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.
Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперед, локти к корпусу не прижимаются.
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.4.
4. Пальчиковые кинезиологические пражнения («гимнастика мозга»).
«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки» - надо рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
С помощью таких пальчиковых упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
6. Театр в руке.
Пальчиковые упражнения этого вида позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец - какой-либо персонаж.
7. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением
В этих пальчиковых упражнениях народные потешки, прибаутки, песенки - речевая основа. Их язык, образная система яркие, разнообразные, легко запоминающиеся. В них очень много уменьшительно-ласкательных слов (ладушки, бабушка, котеночек, гусеночек и т.д.), обращений, часто они имеют диалогическую форму. Некоторые потешки построены по типу обращения, сообщения.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ
Пальчики.
(Загибать по очереди пальчики).
Первый пальчик хочет спать, а второй – уж лег в кровать.
Третий пальчик прикорнул, а четвертый вдруг уснул.
Встали пальчики. Ура! Пальчикам гулять пора (расправить все пальчики).
Волны
Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладонь, дети имитируют движение волны.
Кошки – мышки
Вот кулак (закрываем ладонь крохи, сжимая пальчики в кулак),
А вот ладошка (открываем).
На ладошку села кошка (кладём на неё сложенные щепоткой пальцы)
И крадётся, и крадётся, и крадётся (перемещаемся вверх, к плечу).
Прыг под мышку (засовываем руку под мышку),
Где же мышка? (Разводим руки в стороны.)
Кулачок
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
Клён
Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ
Бусинки-горошки
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки.
(Катать по столу горошины или бусины указательным пальцем, средним, безымянным и мизинцем.)
Карандаш
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
(Перекатывать между пальцами или ладонями шестигранный карандаш.)
Помощник
Я крупу перебираю,
Мамочке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами
Рис от гречки отличу.
(Разбирать отдельно разные крупы.)
Дорожка
Я взяла горошка
Выложить дорожку,
Чтобы бегали по ней
Зайчик или кошка.
(Выкладывать дорожку.)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры для малышей
Стихи с описанием движений к ним...
Пальчиковые игры для малышей
В данной статье данны рекомендации по проведению пальчиковых игр в ДОУ ,а также советы для совместных занятий в семье...
Веселые пальчиковые игры для малышей
Наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьм...
Презентация для районного семинара на тему: "Пальчиковые игры с малышами".
В марте состоится районное методическое объединение работников дошкольных учреждений. Я приготовила презентацию....
Пальчиковые игры для малышей
Пальчиковые игры для малышей...
Пальчиковые игры для малышей
Рекомендации для родителей по использованию пальчиковых игр для развития детей ранннего возраста...
Пальчиковые игры для малышей
Консультация для родителей...