«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».
тест (младшая группа) на тему
«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptptsiya.docx | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Адаптация детей раннего возраста к условиям
дошкольного образовательного учреждения».
Поступление ребенка раннего возраста в детский сад может сопровождаться проблемой адаптации к новым условиям, так как его адаптационные возможности ограничены. Это связано с особенностями раннего возраста. Дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад.
Встреча родителей с детским садом начинается задолго до того момента, когда они приведут сюда своего малыша. Родители знакомятся и беседуют с руководителем дошкольного учреждения, узнают условия пребывания ребенка в группе. Интересуются режимом дня, особенностями правильного питания. Родителям необходимо помочь подготовить ребенка к детскому саду. При индивидуальных контактах выяснить, что волнует и тревожит родителей в отношении детского сада, есть ли у них предубеждения против дошкольных учреждений, в связи с чем они возникли.
Для знакомства с будущим воспитанником воспитатель предлагает родителям ответить на вопросы анкеты. ( Приложение)
Дальнейшая тактика работы с родителями ребенка-новичка должна быть направлена на то, чтобы снять их тревоги и волнения, убедить их, что ребенка будут любить и проявлять заботу: их знакомят с групповой комнатой, с режимом, с содержанием и организацией питания, занятий, игр с детьми. Совместно с родителями вырабатывается щадящий режим для ребенка на первые недели его пребывания в дошкольном учреждении.
В адаптационный период воспитатели должны заслужить доверие ребенка и обеспечить ему чувство уверенности и защищенности в детском саду. Программа этой работы рассчитана максимально на четыре недели.
Первую неделю ребенок приходит в детский сад накормленным, чтобы новая пища и непривычные условия ее приема не стали травмирующим фактором, и остается в группе в течение 2-3 часов. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми. С каждым днем время пребывания в детском саду следует увеличивать, доведя его до обеда. Желательно, что в это время мама приходила за ребенком к концу прогулки, помогала бы ему раздеться, и он обедал бы в детском саду в ее присутствии. На третьей неделе ребенок может оставаться на дневной сон. Педагог заранее должен настроить ребенка на сон, предложить принести из дома мягкую игрушку. С любимой игрушкой ребенок охотнее ляжет в постель. Когда ребенок привыкнет в детском саду спать, его оставляют на целый день.
Необходимо постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у детей, похвала за любые достижения. Они постоянно должны чувствовать, что воспитатель радуется их успехам, поддерживает, придает силу в их возможностях.
Основной метод и форма организации работы по адаптации - игра.
Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера для игр. Эмоциональное общение возникает на основе действий, сопровождающихся улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребенку.
Первые игры проводятся фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения.
Дети двух - трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться посредством игры и, основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
Таким образом, четкая профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, участие родителей и благополучный микроклимат в детском саду - залог оптимального течения адаптации детей к дошкольному учреждению.
Приложение
Анкета для родителей
(определение готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение)
- Преобладающее настроение Вашего ребенка:
— бодрое или подавленное;
— уравновешенное или раздраженное;
— неустойчивое.
- Характер засыпания:
— быстрый, в течение 10 минут;
— медленный;
— очень медленный.
Если Ваш ребенок не может уснуть без каких-либо дополнительных воздействий, отметьте это, например: без (соски, укачивания, колыбельной).
- Характер и длительность сна:
— спокойный;
— неспокойный;
— длительность соответствует возрасту;
— длительность не соответствует возрасту.
- Аппетит ребенка:
— хороший;
— избирательный;
— неустойчивый;
— плохой.
- Отношение ребенка к высаживанию на горшок:
— положительное;
— отрицательное.
- Навыки опрятности:
— просится на горшок;
— не просится на горшок, но бывает сухой;
— не просится, ходит мокрый.
- Нежелательные привычки:
— сосет палец или пустышку;
— раскачивается, когда сидит или стоит;
— другое (укажите, что именно).
Если у Вашего ребенка есть особенности поведения, о которых стоит знать воспитателю, напишите об этом.
Памятка для родителей
Уважаемые родители!
Скоро Вам вместе с малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы Ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, чтобы чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим Вас о сотрудничестве в период его адаптации к новым условиям.
Приведите ребенка несколько раз на утреннюю и вечернюю прогулку, так ребенку будет проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Малыш должен видеть, как мамы и папы приходят за детьми.
Приводите ребенка в группу, когда остальные дети гуляют, дайте ему возможность освоить новую обстановку.
Первую неделю приводите ребенка к 9 часам, чтобы он не видел слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы малыш был накормлен.
Первую неделю советуем маме после утренней прогулки забирать ребенка домой.
Вторую неделю, желательно, чтобы мама приходила к концу утренней прогулки и ребенок обедал в ее присутствии.
Третью и четвертую неделю предлагаем ребенку остаться на дневной сон и просим родителей забирать малыша вскоре после дневного сна.
Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
Домашний режим должен соответствовать режиму дошкольного учреждения.
Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
Если у Вас есть какие-либо вопросы по проблемам детского сада, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь с сотрудниками нашего учреждения.
Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет
Солнышко и дождик
Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять!». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.
Поезд
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я - паровоз, а вы - вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали» - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
Эта игра способствует отработке основных движений - бега и ходьбы.
Солнечные зайчики.
Материал. Маленькое зеркальце.
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: «Солнечные зайчики играют на стене. Помани их пальчиком. Пусть бегут к тебе!». По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.
Игру можно повторить 2-3 раза.
Игра с собачкой.
Материал. Игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
Список литературы
1. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. - М.: Просвещение, 1993.
2. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи. - М.: Просвещение, 2007.
3. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) Авт.-сост. В.Сотникова. – ЛИНКА-ПРЕСС.2005.
4. По материалам интернет сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Особенности поведения детей в период адаптации. Формы работы по организации процесса адапта...
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является ...
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Свой педагогический опыт автор собирала на практике в течение 20 лет работы с детьми 2-3 лет. Также в работе собран теоритический материал по указанной проблеме....
Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Гунькова Татьяна Ивановна, педагог-психолог МАДОУ «Березка» Цель: содействов...
Доклад на областном семинаре: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
«Организация пространственно-предметной среды дошкольного учреждения как условия воспитания детей раннего возраста»...
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения в зависимос
Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические аспекты адаптации детей раннего ...
Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...