«Здоровьесберегающая технология в детском саду»
методическая разработка на тему

Овчинникова Екатерина Викторовна

«Здоровьесберегающая технология в детском саду»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_tehnologiya.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида №37


                       

«Здоровьесберегающая технология в детском саду»

                                                                                 

  Подготовила:

                                                              Воспитатель перв.категории

                                                                       Овчинникова Е.В.

Г.п.Столбовая,2018г.

Оглавление

1. Пояснительная записка

2.Паспорт технологии

3.Содержание технологии

4.Рекомендации по использованию технологии

5.Применение технологии

6.Результат применения технологии

7.Список используемой литературы

Пояснительная записка

Процесс формирования здоровья детей – это многотрудный процесс, состоящий из огромного количества деталей и звеньев. В нём пересекаются медицинские, психолого-педагогические и социально-бытовые аспекты.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. В существующей иерархии основных элементов в системе здоровья человека, на первом уровне стоит биологическое здоровье, на втором – социальный его компонент, на третьем – духовный. Отклонения или изменения в одном из них ведут к нарушению в общем состоянии человека, которое можно охарактеризовать как нездоровье.

Каждый из этих компонентов связан с определёнными функциями здоровья, которые некоторым образом влияют на основной результат образования – выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Таким образом, особую важность приобретает вопрос о совместном учёте в воспитательно-образовательном процессе таких составляющих как здоровье и образованность детей, их взаимосвязи, гармоничном единстве и равнозначности. При этом следует соблюдать равновесие между обязательностью достижения необходимого уровня выполнения ФГОС ДО  и сохранением при этом здоровья дошкольников.

Исходя из принципа «здоровый ребёнок – успешный ребёнок», решение проблемы воспитания социально адаптированной личности невозможно без осуществления системы мероприятий по оздоровлению детей. В сложившейся ситуации всё большее значение приобретает разработка педагогических технологий, ориентированных на воспитание у детей культуры здоровья.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» и включает в себя систему мер, предполагающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка и активное формирование здорового образа жизни на всех этапах его обучения и развития.

Паспорт технологии

Полное название технологии: «Здоровьесберегающая технология» (Технология сохранения и стимулирования здоровья)

Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Задачи: 

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Описание: При планировании и проведение различных видов деятельности учитываем возрастные особенности воспитанников; создание благоприятного психологического климата в группе; распределение физической нагрузки с учетом физических возможностей.

Содержание технологии

1.Стретчинг

 2.Динамические паузы

3.Подвижные и спортивные игры

4.Релаксация  

5.Гимнастика пальчиковая

6.Гимнастика для глаз

7.Гимнастика дыхательная  

8.Динамическая гимнастика

9.Гимнастика корригирующая

10.Гимнастика ортопедическая

Рекомендации по использованию технологии

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели.

 Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Ответственный исполнитель: воспитатели.

 Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели.

 Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатели, психолог.

 Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.

 Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Ответственный исполнитель: все педагоги

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Ответственный исполнитель: все педагоги

 Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Ответственный исполнитель: воспитатели.

 Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.

 Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Ответственный исполнитель: руководитель физического воспитания, воспитатель.

Применение технологии

Играя с детьми в подвижные игры и проводя утреннюю гимнастику, я заметила, что не все дети с удовольствием работают совместно с воспитателем. Я решила понаблюдать за детьми в различных видах деятельности, применяя пальчиковую гимнастику, зарядку, подвижные игры, Физкультурные минутки и т.д. Понаблюдав, мне стало понятно, что есть дети, которым нравится применение различных комплексов,  а так же есть дети, которым не нравится.

Сделав для себя вывод, что мнения разошлись, я решила с детьми группы № 42 (4-5 лет) провести анкетирование на тему: «Нравится ли тебе?».

Составляя анкету, у меня возник вопрос, а знают ли дети для чего мы в зарядку, гимнастику, занимаемся физической культурой, играем в подвижные игры и т.д. А самое главное, что такое здоровье?

Вопросы анкеты.

1.Любишь ли ты зарядку?

2.Нравится ли тебе заниматься физической культурой?

3.Любишь ли ты подвижные и спортивные игры?

4.Знаешь ли ты, что такое здоровье?

5.Заботишься ли ты о своем здоровье?

6.Знаешь ли ты, как необходимо заботится о своем здоровье?

7.Интересно ли тебе узнать о том, как заботится о своем здоровье?

В анкете на вопрос необходимо было ответить «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ».

Дата анкетирования: 15 сентября 2016г.

Участники анкетирования: дети группы №42.

Количество участников: 28 человек.

Вывод после анкетирования:

ДА-30%

НЕТ-11%

НЕ ЗНАЮ-59%

По статистическому учету медицинского персонала ДОУ, заболеваемость группы составляла приблизительно 30%.

Сделав вывод, что 59% детей не знают, что такое здоровье и как о нем заботится, я решила: для того чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в дошкольном возрасте т.к. это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые дадут прекрасные результаты.

Изучив научно-методическую литературу по здоровьесберегающим технологиям, я определилась с технологией, которая мне была необходима для работы с детьми.

Название технологии «Технология сохранения и стимулирования здоровья»

Условия по использованию «Технологии сохранения и стимулирования здоровья»

1.Изучить научно-методическую литературу.

2.Повысить профессиональное мастерство по данной проблеме.

3.Создать необходимые условия.

4.Сотрудничество с медицинским персоналом для мониторинговых исследований.

5.Создать атмосферу обобщенности ДОУ и семьи по использованию технологии.

6.Сотрудничество с физ.  инструктором ДОУ.

Для чего решила применить технологию: «Технологии сохранения и стимулирования здоровья» в ДОУ я решила применить для того, чтобы повысить уровень психического и социального здоровья у детей, сформировать полезные привычки, воспитать целостное отношение к своему здоровью, сформировать осознанные потребности в регулярных занятиях физической культурой, мотивировать детей на здоровый образ жизни. Ознакомить детей с принципами ведения ЗОЖ.

Где применяла «Технологии сохранения и стимулирования здоровья»

1.В НОД

- Стретчинг;

-Динамические паузы; («Головою три кивка», «Для начала мы с тобой» и т.д.)

-Гимнастика пальчиковая; ( «Хоровод», «Улитка» и т.д.)

-Гимнастика для глаз;( «Дождик», «Ветер» и т.д.)

- Гимнастика ортопедическая; («игра-имитация-перейди брод», «мы к лесной поляне вышли» и т.д.)

-Гимнастика дыхательная; ( «Паровозик», «Вырасти большой» и т.д.)

-Гимнастика корригирующая;

2. В совместной деятельности

-Подвижные и спортивные игры;( «Гуси-Лебеди», «Быстрей по местам» и т.д.)

-Гимнастика пальчиковая;

- Динамическая гимнастика;

-Релаксация; ( «Волшебный сон» и т.д.)

- Гимнастика дыхательная;

3.В самостоятельной деятельности

-Подвижные и спортивные игры;

-Гимнастика пальчиковая;

4. В работе с педагогами

Консультации на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»;

Индивидуальные беседы

Анкетирование

Изготовление информационных буклетов на тему: «Виды здоровьесберегающих технологий»

5.В работе с родителями

Анкетирование «Что мы знаем о здоровье»;

Проведение тематического родительского собрания «Азбука здоровья»

Открытые физкультурные занятия;

Участие в пополнении физкультурного уголка;

Изготовление информационных буклетов «Берегите глазки»

Консультации на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»;

Участие в изготовлении картотек.

Совместные спортивные мероприятия

Индивидуальные беседы

Результат применения технологии

Проведя повторное анкетирование  с детьми 25 августа 2018г на тему: «Нравится ли тебе?» Количественный анализ показал, что процент детей, которые давали ответ «НЕ ЗНАЮ»  на заданные вопросы снизился до 42% и стал составлять 17%, так же на 8 % снизился показатель ответов детей, которые ответили «НЕТ» и стал составлять 3%, а процент детей давших ответ «ДА» повысился на 50 % и стал составлять 80 %. Снизился процент заболеваемости детей.

Вывод по итогам применения «Технология сохранения и стимулирования здоровья» в группе №42 МКДОУ д/с №37 с 15 сентября 2016г по 25 августа показал, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим технологиям в ДОУ позволило:

1.Снизить количество случаев заболеваемости;

2.Повысмть положительную динамику состояния здоровья дошкольников;

3.Повысить интерес к занятиям  и соблюдению ЗОЖ;

Результат: «Технология сохранения и стимулирования здоровья»  несомненно должна использоваться в процессе оздоровления детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы

1. Занятия с детьми 3-7 лет. Игровые здоровьесберегающие технологии. Упр., гимнастики, сказки ФГОС., Деева Н. А., Учитель, 2018 г.

2. Игровые здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, Деева Н.В, Учитель, 2017 г.

3.Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг для дошкольников. ФГОС ДО. Сулим Е.В. Сфера, 2016 г.

4.Профилактика нарушения осанки у детей. Занятия корригирующей гимнастикой. ФГОС ДО. Коновалова Н.Г, Учитель 2018г.

5.Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. Практическое пособие. Аверина И.Е. Айрис-Пресс 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Материал полезен педагогам  на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...

Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."

Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей.Правильное дыхание играет значительную роль для сохранения и укрепления здоровья детей. Пение снимает стрессы, помогает избавиться от не...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.Здоровье – состояние физического и социального благополучия челов...

Новейшие здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к сво...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:*приобщение детей к физической культуре;*использова...