Нетрадиционные техники рисования
методическая разработка (старшая группа) на тему

Павлючкова Надежда Алексеевна

Нетрадицйионные техники рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Изодеятельность как подготовка детей с нарушениями зрения к обучению в школе.

Нетрадиционные техники рисования»

     «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», – утверждал В.А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

            Рисование популярно среди детей дошкольного возраста. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выявить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности старших дошкольников находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, его темперамент. На занятиях изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание.

          Дети с нарушениями зрения являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Так, у детей с нарушениями зрения наблюдаются нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, замедленное формирование пространственных представлений, отмечается зеркальное воспроизведение частей рисунка, отображение только одного или несколько пространственных признаков, отсутствие некоторых (иногда значимых) деталей, несоблюдение пропорций, отклонение линий от заданного направления, разрывы между линиями в местах соединения, пересечение линий. Трудности отмечаются при держании карандаша, кисти, регулировании силы нажима. Все это затрудняет полноценную изобразительную деятельность. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений (шаблонов), которые повторяют из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

         Изобразительная деятельность детей с ОВЗ нуждается в целеноправленном развитии. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

         Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе – можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей (Чем еще я могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) за счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография». Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».

           В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие.

            На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография»), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, а мы имеем возможность осуществлять своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т.д.

             Нетрадиционные техники рисования способствуют развитию нестандартного мышления юного художника. Можно выделить следующие техники рисования: пальчик вместо кисти, поролоновые узоры, нитки и ниточки, кляксография, трафареты, оттиски, монотипия.

               Пальчик вместо кисти. Его можно обмакнуть в краску и рисовать линии. Это будет и дождь, и травка, и волны, и ветки деревьев. А можно ставить цветные точки. Так можно нарисовать пушистого цыпленка, или одуванчик, или листья на деревьях. А можно изобразить осеннее дерево сразу всей ладошкой – ребенок намазывает пальчики красками разных цветов (желтой, красной, зеленой, коричневой). Так, например, может получиться осеннее дерево. Такая деятельность способствует снятию напряжения, утомления, укреплению психического статуса, а также интеллектуальному развитию.

                 Поролоновые узоры. Из поролоновой губки вырезают геометрические фигуры. Получается инструмент для создания всевозможных орнаментов. Нужно только обмакивать штампы в разведенную краску и прикладывать к бумаге. Рисуя орнаментные узоры, ребенок не только развивается эстетически, но учится ориентироваться на листе бумаги, тренируется в составлении логических последовательностей, получает первое представление о симметрии. Для того чтобы печатание фигур приобрело какой-то смысл, можно предложить ребенку украсить орнаментом бумажную тарелку, вырезанную из картона вазу, платьице нарисованной куклы. Можно нарисовать поролоном ягодки рябины и алую землянику, бусы на шее у девочки и яркий хвост петуха. Главное, чтобы процесс творчества нравился, вызывал эмоциональный отклик у юного художника.

                 Нитки и ниточки. При помощи обычных шерстяных ниток можно создавать очень интересные рисунки-сюрпризы. На листе остаются разноцветные линии, зигзаги, разводы. Получается красивая абстракция. Такая техника называется ниткопись.

                  Кляксография. Есть виды рисования, которые на первый взгляд, к рисованию и не относятся. Но зато это способ поэксперементировать с красками, создать новые, необычные образы. Такой способ рисования называется кляксография. Необходимо взять плотный альбомный лист бумаги, согнуть его пополам, затем развернуть. Развести немного краски до жидкого состояния и показать ребенку, как набрать ее на кисточку и капнуть на половинку листа. Затем складывают бумагу пополам, аккуратно придавливают и разворачивают. В результате получаются две симметричные кляксы. Такая игра с красками хорошо развивает детское мышление и воображение. Можно поэкспериментировать с цветом, ставя кляксы цветные и черные, затем сделать сразу несколько клякс разного цвета. Если игра понравится ребенку, можно придумать какой-нибудь рисунок с осью симметрии (бабочку, жука, яблоко, помидор, тыкву, цветочек, мячик), а потом попытаться поставить разноцветные кляксы таким образом, чтобы после сгибания получившийся образ был похож на задуманный. Рассматривая кляксу, ребенок фантазирует, дорисовывает или использует получившуюся картину как фон для последующих работ.

                 Необычное рисование методом монотипии. Это рисование с помощью гладкого целлофана. На целлофан наносится рисунок гуашью или темперой, сверху прикладывается лист бумаги, бумагу прикладывают и разглаживают. На ней остается отпечаток целлофанового рисунка. В такой технике можно делать не весь рисунок, а отдельные его части, дополняя другими художественными приемами.

                  Выделяется еще один метод рисования – рисунок с помощью печатей и оттиска из сырых овощей. Самый первый инструмент для печатания – собственные пальчики и ладошки ребенка, далее используются формочки для теста и песчаных куличиков, камешки, ракушки, пуговицы, листья различных деревьев, цветы, кусочки коры, ткани разных фактур, пенопласт, смятую бумагу. Научить ребенка делать отпечатки просто. Для этого надо пропитать стопку бумажных салфеток или кусочек поролона разведенной гуашью, чтобы получилось подобие штемпелевской подушечки. Затем окунуть формочку в краску, придавливая к бумаге. Получается цветной отпечаток.

                    Особенно эффективно в работе над орнаментом применять печати разного вида, фактуры и способа оттиска. Печатью можно выполнять оттиск элемента в один прием, для этого она должна быть сделана специально по замыслу автора.

                    Наилучший материал для вырезания печати – сырой картофель. Клубень разрезается поперек, на срезе выполняется рисунок (продавливается или рисуется акварельным карандашом), по контуру рисунка вертикальными движениями резака вглубь картофеля прорезается рисунок, поля за элементом убираются. Клише для «высокой печати» готово.

                    Печати можно делать из пробок, резиновых или из пробкового дерева. При этом используются как целые (для оттиска круга), так и половинки, и четвертинки. Оттиски полукругов используются при составлении цветов, колосьев, сложных листьев и т.д. Рисовать по бумаге такими самодельными штампами очень нравится детям. Такие штампы являются недолговечными, но зато каждый раз можно вырезать новые узоры, а, значит, создавать новые оригинальные рисунки.

                    Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности), а также создать психофизическую базу для развития речи.

                   Искусство является не только универсальным способом выражения чувств, настроений, личностных отношений и достижения самореализации, но и уникальным методом познания духовного наследия человечества, красоты и реальности окружающего мира, позволяющим не ломать природную индивидуальность ребенка, а использовать его особенности на благо развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисован

Цель: обучения рисованию. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами Показать выразительные возможности цвета. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливк...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования".

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования"....

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...