Статья по теме «Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с агрессивными тенденциями поведения»
статья на тему

Борисова Надежда Николаевна

     В современной литературе актуальной задачей является проблема помощи детям дошкольного возраста с агрессивными тенденциями поведения, но не только на основе коррекции их поведения, а и на основе поддержки их достижений, предоставления им самостоятельности в решении своей проблемы.

     Одной из эффективных технологий оказания помощи дошкольникам с агрессивными тенденциями поведения сегодня является технология педагогического сопровождения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составитель: Борисова Надежда Николаевна

Статья по теме «Педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с агрессивными тенденциями поведения»

Особое место среди детей с трудностями в поведении занимают дети с агрессивными тенденциями поведения. В последнее время к проблеме агрессивного поведения детей дошкольного возраста все чаще обращаются как педагоги-теоретики, так педагоги-практики (Лютова Е.К., Монина Г.Б., Смирнова Т.П., Чижова С. Ю. и др.). Интерес к этой теме связан с тем, что увеличилось число детей с агрессивными тенденциями поведения не только в школах, но в дошкольных образовательных учреждениях.

Агрессивные дети отличаются определенными особенностями поведения и общения, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты таких детей. Детям с агрессивными тенденциями поведения свойственны следующие характерологические особенности: воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним, сверхчувствительны к негативному отношению к себе, заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих, всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении, слабо развит контроль над своими эмоциями, не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.

Следует отметить, что выделение характерологических особенностей весьма важно, так как именно на эти особенности агрессивных детей следует опираться при взаимодействии с ними и оказывая им педагогическую помощь.

В современной литературе актуальной задачей является проблема помощи детям дошкольного возраста с трудностями в поведении, но не только на основе коррекции их поведения, а и на основе поддержки их достижений, предоставления им самостоятельности в решении своей проблемы.

Одной из эффективных технологий оказания помощи дошкольникам с трудностями в поведении сегодня является технология педагогического сопровождения.

В нашей стране эта технология строилась как практическое воплощение идеи гуманистического и личностно-ориентированного подхода к ребенку. По мнению Шипицыной Л.М. основная задача сопровождения заключается в создании психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развития с учетом потенциальных возможностей в реальных условиях его существования. Для того, чтобы решить данную задачу сопровождения наиболее эффективно педагоги и специалисты образовательных учреждений должны включать родителей в процесс сопровождения развития детей.

Анализируя введение термина «сопровождения» Шипицына Л.М. подчеркивает, что это не просто замена уже имеющихся терминов: помощь, обеспечение или поддержка, потому что они не отражают в полной мере суть сопровождения.

Под термином «сопровождение» подразумевается поддержка, в основе которой сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Сопровождение – это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого (Казакова Е.И., Тряпицына А.П.).

Рассмотрим принципы педагогического сопровождения, к ним относятся: опережающее сопровождение, опора на личностные достижения, которые реально есть у ребенка, признание ценности внутреннего мира ребенка, ориентация на предоставление ребенку возможности самостоятельно делать выбор, «пребывание на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, индивидуальное сопровождение, системное сопровождение.

В педагогическом сопровождении детей с трудностями в поведении должен реализовываться личностно-ориентированный подход к ребенку (признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ребенка). В основном проблема ребенка - это комплекс трудностей, который имеет разную природу и прогнозы для коррекции. Поэтому на фоне общеразвивающей направленной работы со всей группой для некоторых детей необходимо разработать программу индивидуального сопровождения (индивидуальный образовательный маршрут), которая будет учитывать личностные и потенциальные возможности каждого.

Из этого следует, что для реализации личностно-ориентированного подхода в процессе педагогического сопровождения ребенка с трудностями в поведении необходимо составление индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и потребностей сопровождаемого ребенка.

По мнению Шандыбо С.В. педагог должен уметь работать в тесном сотрудничестве с другими людьми, социальными группами, чтобы развивать потенциал ребенка. При организации педагогического сопровождения детей с трудностями поведения Забугина Н.Л. считает, что педагогу необходимо уметь организовывать созидательную совместную деятельность, руководить межличностным общением детей, разрешать возникающие конфликтные ситуации.

Таким образом, очень важна роль педагога в педагогическом сопровождении, во много от его настроя на конструктивное взаимодействие с детьми, от профессиональных компетенций будет зависеть успешность организованного сопровождения.

Для дальнейшего рассмотрения составляющих педагогического сопровождения перейдем к анализу модели педагогического сопровождения представленной в современных исследованиях (Степановой А.С., Кузнецовой Г.Н., Кузнецовой К.С., Шипицыной Л.М. и др.). Данный анализ литературы показал, что нет единой модели педагогического сопровождения. Эти авторы выделяют от 3 до 5 блоков (этапов) педагогического сопровождения, в зависимости от проблем детей для которых они разрабатывают модель сопровождения.

Исходя из подходов к сопровождению детей в условиях дошкольной образовательной организации, мы придерживаемся модели педагогического сопровождения, которая состоит из 4 этапов: 1 – диагностический; 2 – содержательный; 3 – деятельностный; 4 – рефлексивный.

Раскроем кратко сущность каждого этапа. Целью диагностического этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и выработка потенциальных путей решения. Диагностический этап начинается с фиксирования проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностики. Очень важно на этом этапе установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации (ребенок, родители, специалисты) и совместно оценить возможности ее решения.

Содержательный этап предполагает сбор необходимой информации, методов, технологий и способов решения проблемы, создания условий для осознания информации самим ребенком, разработка индивидуальной образовательной деятельности с учетов особенностей и интересов ребенка. На данном этапе для составления плана индивидуальной работы по сопровождению ребенка можно привлечь специалистов (логопеда, психолога, дефектолога и др.), если они имеются в дошкольной образовательной организации.

Целью деятельностного этапа является достижение педагогом желаемого результата с помощью разработанного плана сопровождения. Этот этап предполагает реализацию педагогом плана сопровождения, также выполнение рекомендаций специалистов (если специалисты привлекались к данной деятельности).

Рефлексивный этап направлен на осмысление полученных результатов деятельности по решению то или иной проблемы. Данный этап может стать заключительным, если проблема сопровождаемого ребенка решена полностью. Если в результате сопровождения, поставленные цель и задачи педагогического сопровождения ребенка решены не полностью этот этап может стать промежуточным, чтобы скорректировать план сопровождения и продолжить данное сопровождение.

Рассмотрев этапы педагогического сопровождения, перейдем к методам сопровождения детей с трудностями поведения. Анализ исследований Шипицыной Л.М., Степановой А.С и др. показывает вариативность методов сопровождения, их выбор зависит от конкретной проблемы в поведении, которую испытывает ребенок. К ним относятся: комплекс игровых методов, тематические беседы, проигрывание ситуаций с последующим их анализом, метод рисунка, песочная терапия, сказкотерапия или психотерапевтические истории для детей, работа с мягким материалом (тесто, пластилин, глина), использование воды.

Таким образом, мы видим, что представлены разнообразные методы педагогического сопровождения детей с трудностями в поведении. Выбор нужного метода для проведения педагогического сопровождение зависит от результатов, полученных на диагностическом этапе, когда определены личностные особенности ребенка, его интересы, предпочтения.

 С помощью игры и других методов педагогического сопровождения, работая по вышеуказанной модели педагогического сопровождения, можно постепенно решать проблемы детей с трудностями в поведении. В целях педагогического сопровождения детей с трудностями в поведении следует использовать и индивидуальную и групповую формы работы.

Необходимо рассмотреть работу с родителями агрессивного ребенка, которая является неотъемлемой частью педагогического сопровождения. Так как работая с агрессивными детьми, педагог, в первую очередь, должен наладить контакт с семьей. По словам Л.М. Шипицыной любая работа с детьми будет малоуспешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать своего ребенка.

Работу с родителями детей с агрессивными тенденциями поведения целесообразно выстраивать по двум направлениям: информирование о проблеме ребенка с агрессивными тенденциями поведения (что такое агрессивность, ее причины, опасность для ребенка и окружающих); обучение эффективным способам общения с ребенком.

Информирование родителей может проходить: в индивидуальных беседах, консультациях, в виде сообщений на родительских собраниях, в виде наглядной информации и пр. Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми может проходить через тренинги детско-родительских отношений.

После того как родители ребенка с агрессивными тенденциями поведения получают информацию о проблеме, они могут стать полноправными участником педагогического сопровождения. На этом этапе задачей педагогов становится ознакомление родителей с доступными для них техниками и приемами работы над агрессивным поведением их ребенка. Родители дома совместно с ребенком могут читать, играть, рисовать, лепить и пр.

Таким образом, мы видим, что, составляя педагогическое сопровождение необходимо продумать работу с родителями для того, чтобы она была успешной.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что при построении педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями нужно следовать основным принципам педагогического сопровождения; реализовывать индивидуальный подход; продумывать этапы и подбирать методы сопровождения, учитывающие особые потребности сопровождаемых детей; особое внимание уделять установлению партнерского взаимодействия педагога с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста"

В данном материале представлена работа (модель) психолого-педагогического сопровождения ребёнка-дошкольника....

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувстви­тельностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению на 2014-2015учебный год

Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также измене­ние, преобразование...

Программа психолого педагогического сопровождения детей дошкольного возраста "Счастье детям"

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования раз...