Статья "Трудовое воспитание дошкольников."
статья (старшая группа) по теме

Москвичева Алена Александровна

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в общественно-полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей людей осуществляется и в школе, и в профессиональных колледжах, и в институтах. Причем основной целью этой подготовки является не узкое профессиональное обучение, позволяющее специалисту включиться в производство, а формирование активной целеустремленной личности, способной к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_podhody_k_trudovomu_vospitaniyu_doshkolnikov.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Москвичева А.А.,воспитатель

ГБДОУ детский сад №31 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

«Основные подходы к трудовому

воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

…Воспитание не только должно

развивать разум человека и дать

ему известный объем сведений,

но должно зажечь в нем жажду

серьезного труда, без которой

жизнь его не может быть ни

достойной, ни счастливой…

К.Д. Ушинский

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов- Но что такое труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд- это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развивает человека физически. Труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. В последнее время в ДОУ закономерностью становится тенденция увеличения времени на обучение, а не на воспитание. Многие стороны воспитательного характера остаются в стороне, в том числе и трудовое воспитание, которое особенно актуально и сегодня.

Это приводит к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях (попадают под зависимость алкоголя, наркотиков и т.д.).

В существующих на данный момент комплексных программах для ДОУ очень мало уделяется внимания:

  1. Мотивам трудовой деятельности, правильного отношения к окружающим людям;
  2. Воспитания моральных побуждений к труду.

 Роль труда в воспитании дошкольника.

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в общественно-полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей людей осуществляется и в школе, и в профессиональных колледжах, и в институтах. Причем основной целью этой подготовки является не узкое профессиональное обучение, позволяющее специалисту включиться в производство, а формирование активной целеустремленной личности, способной к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей.

К сожалению, сегодня проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания. Созданные в прошедшие годы пособия стали библиографической редкостью, и можно предположить, что во вновь открывающихся дошкольных учреждениях их вовсе нет.

В рамках современных педагогических взглядов на трудовое воспитание акценты должны быть перенесены на личностное развитие ребенка: какие стили поведения и отношения к разным сторонам социального окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком и как они обогащают личность. Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Но такие возможности могут быть реализованы.

Только при наличии определенных условий: создание педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрации им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участие в ней на правах партнера, поощрение желания детей участвовать в совместной деятельности. При этом главная цель педагога – воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.

Если ребенок не умеет трудиться (поставить трудовую задачу, найти способы ее достижения, добиться намеченной цели), то как может стать средством воспитания деятельность, которой пока нет? Педагог должен обучить ребенка необходимым для предстоящего труда навыкам и умениям, научить его достигать цель, добиваться желаемого результата. Без этого труд как самостоятельная деятельность теряет свой смысл.

Воспитатель учит детей выполнять трудовой процесс в определенной последовательности, проявляя при этом свои умения, ловкость, сноровку, деловитость, организованность. Он учит элементарно соотносить результат с поставленной целью, задачей. (Надо было вымыть игрушечную посуду, постирать кукольное белье.) Полученный результат (посуда чистая, белье выстирано) дает основание судить о целенаправленности действий ребенка при выполнении работы, о проявлении элементарной ответственности.

Мы учим детей трудиться и, конечно, воспитываем в процессе труда. Это два тесно переплетающихся способа педагогического действия на детей, которые не должны разрываться. Нравственное воспитание в труде тесно связано с уровнем развития трудовой деятельности. Этот уровень различен на разных возрастных этапах дошкольного детства. Он может различаться даже в пределах одного возраста, хотя опора идет на общие закономерности развития.

Известно, что в младшем дошкольном возрасте труд как самостоятельная деятельность еще не сформировался ни в сознании, ни в поведении детей. Часто включение их в трудовой процесс отличается от их поведения в игре. Об этом свидетельствуют детские ответы на вопросы взрослого. Так, когда ребенка трех спрашивают: «Ты любишь трудиться?» — он, как правило, отвечает утвердительно. На вопрос: «Какую работу ты любишь выполнять?» — дети обычно отвечают: «Люблю кубики возить, домик строить, машинки катать». Лишь в редких случаях малыши называют некоторые трудовые процессы, действия, имеющие отношение к труду: «Люблю ложки раздавать, дежурить, цветочки поливать, стирать куклам».

Важно пронаблюдать и поведение младшего дошкольника во время выполнения поручений. Оно граничит с игровым действием, а иногда вообще превращается в игру (мытье пластмассовых игрушек, купанье кукол, расстановка игрушек по своим местам). Активно принимая поставленную взрослым задачу, малыши не могут еще действовать целенаправленно. Труд для них притягательный и желанный благодаря новизне, необычности действия, благодаря тому, что можно подражать взрослым: стирать, как мама, накрывать на столы, как няня, как дежурные в старшей группе и т. д. Однако увлечение процессом «деланья» часто превращает труд малышей в игру, а игру в труд. Порой эти два вида деятельности настолько слиты, что их трудно разграничить.

Старшие дошкольники уже хорошо различают игру и труд и соответственно ведут себя в них. Они знают последовательность, определенного задания и практически никогда не превращают его в игру, а действуют согласно поставленной перед ними цели. Более того, многие творчески подходят к решению поставленной задачи. Например, некоторые старшие дошкольники отказываются поливать цветы водой из-под крана. При этом они говорят: «Надо, чтобы она постояла до завтра и согрелась», «Так нельзя поливать: растения не будут расти». Дети знают, что разные цветы надо и поливать по-разному: одни – в горшок, другие в поддон, «а то корни загниют». Ребята поливают растения по порядку, последовательно, по-деловому переходя от одного растения к другому. Завершив работу, они ставят лейку на место, предварительно наполнив ее водой. Выполняя задание, дети осознают смысл своих действий.

Старшие дошкольники хорошо представляют себе смысл предстоящей работы, ее последовательность и умеют рассказывать об этом, если педагог предварительно попросит: «Расскажи, как надо поливать цветы, стирать. Что надо делать сначала, что потом?»

Дети средней группы называют лишь несколько действий: «Надо поливать лейкой; надо поливать вот так (показывает); надо налить воды и полить цветы. Возле аквариума тоже полить».

Чем выше уровень развития трудовой деятельности, тем больше возможности для решения задач нравственного воспитания.

Известно, что отношение к труду складывается очень рано, задолго до того, как малыш сможет самостоятельно выполнять трудовые поручения взрослых, овладеет навыками самообслуживания и т. д. Следует заметить, что некоторые дети уже в раннем возрасте обнаруживают негативное отношение к труду. Еще не столкнувшись с трудом, малыши отказываются трудиться. Воспитание отношения к труду, желания трудиться, должно начинаться рано, до овладения трудовыми навыками, и, конечно, продолжаться в процессе становления деятельности.

Трудовая деятельность подчинена логике, развивается в определенной последовательности, и в соответствии с нею ставятся и решаются воспитательные задачи.

Представление о труде как целостном процессе должно включать все его структурные части. Если же мы не обнаруживаем у детей некоторых его частей, значит, надо полагать, что труд как самостоятельная деятельность пока не сложился.

Цель – это представляемый результат деятельности. Способы осуществления – это необходимые действия для достижения цели, приобретения навыков и умений. Сюда же входят такие интеллектуальные действия, как планирование и самоконтроль, во многом определяющие качество выполнения работы. Результат показывает соответствие деятельности поставленной цели. Мотив определяет цель деятельности, является ее побудителем. Все структурные компоненты деятельности тесно связаны между собой, находятся в определенной зависимости.

В чем же особенности структурных компонентов трудовой деятельности дошкольников?

Цель. Труд детей дошкольного возраста организуется взрослыми. Поставленная цель придает определенную направленность поведению ребенка, ориентирует его на результат труда. Чем меньше дети, тем активнее взрослый в постановке цели. Однако бывают случаи, когда ребенок ставит перед собой цель и решает простые и понятные ему задачи. Но ребенок может поставить и такую цель, которую заведомо не сможет выполнить, так как дошкольник пока не умеет соотносить свои возможности с поставленной и принятой целью. Поэтому именно взрослому необходимо выбирать для детей задания. При этом следует избегать непосильных задач, потому что, не достигнув результата, малыши могут в следующий раз отказаться выполнить задание.

Навыки и умения – важнейшее средство для достижения поставленной цели, для осуществления самой деятельности. Важность их настолько очевидна, что, вероятно, поэтому другим компонентам труда придается меньшее значение.

Умение планировать работу относится к обще трудовым умениям и является необходимым для любого вида деятельности. В научно-методической литературе имеются рекомендации по обучению детей планированию в разных видах труда, и в то же время указывается на недостаточное внимание к формированию у детей навыков планирования в практике работы дошкольных учреждений, что снижает качество и уровень деятельности детей в целом. Планирование – это сложный процесс, связанный с анализом, обобщенными представлениями, умением предвидеть предстоящую работу.

С умением планировать работу тесно связано умение контролировать себя, т.е. самоконтроль. Он способствует повышению качества планирования и всей деятельности в целом. Самоконтроль – сознательная оценка и регулирование своих действий и поведения с точки зрения поставленной Самоконтроль как бы обеспечивает процесс управления собственным поведением и в какой-то мере определяет уровень произвольного поведения в целом.

Результат – показатель завершения работы. Это то, ради чего была задумана работа, ставилась цель деятельности, подбирались средства ее достижения. Результат труда становится ценным в педагогическом отношении тогда, когда педагог ставит своей задачей использовать его как фактор воспитания.

Мотивы – важнейший компонент деятельности и формирования отношения к ней. У детей дошкольного возраста уже имеют место общественно значимые мотивы в своей простейшей форме – стремление сделать что-то полезное, порадовать другого человека. Именно мотивы определяют уровень осознанности выполняемой работы – то, ради чего и ради кого она выполняется.

Для дошкольника должна быть обязательно установлена непосредственная зависимость между мотивом и продуктом деятельности, между тем, что делать и для чего делать.

Таким образом, при организации работы по трудовому воспитанию надо в той или иной мере оценивать значение различных компонентов трудовой деятельности. Учет их особенностей на каждой возрастной ступени позволяет дать характеристику трудовой деятельности как целостной, а это важно и необходимо для решения задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста в труде.

 Особенности организации трудовой деятельности.

Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируется самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.

Большой потенциал воспитательных задач содержат в себе сюжетно-ролевые игры, которые мы используем и в нравственно-трудовом воспитании. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и умением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает.

В процессе игры работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

  Труд детей в природе.

То, что труд в природе общественно значим, хорошо известно. Но в детских садах труд дошкольника в природе рассматривается весьма утилитарно: «Овес для своей птички», «Цветы для своей группы» и т.д. Дети и взрослые обязательно ждут конкретного результата, часто он отдален во времени, результат его проявляется не сразу и выражен не ярко (например, уход за растениями), да и сам труд нередко осуществляется детьми «понарошку». Все это приводи к тому, что у дошкольников невысок интерес к трудовой деятельности в природе.

В своей деятельности я стараюсь изменить отношение к труду маленьких детей, ставя пред собой следующие задачи:

  1. Формирование ценных качеств личности ребенка: ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность и заинтересованность.
  2. Совершенствовать трудовые навыки и умения природоохранного характера.

Для изучения вопроса о том, любят ли дети дошкольного возраста трудиться в природе, постоянен ли их интерес к этому виду деятельности, мною был проведен анализ. Детям задавала разные вопросы. Любишь ли ты природу? Нравится ли тебе дежурить в уголке природы? Зачем нужно дежурить в уголке природы? Есть ли у тебя дома растения или животные, сад, огород? Принимаешь ли ты участие в уходе за ними?

Я опросила всю свою группу. Почти все дети ответили, что любят природу. 11 детей с удовольствием работают в цветнике, огороде, саду. Многие имеют дома растения или животных, принимают участие в уходе за ними.

В результате опроса я обнаружила причины: существует большой разрыв между уровнем представлений детей о природе и действенным отношением к ней; дошкольники не осознают необходимости труда в природе. Поэтому на вопрос: зачем нужно дежурить в уголке природы? Многие дети ответили: «Так нужно», «Воспитательница велела», «Все по очереди дежурят».

Своим детям я предложила решить речевую логическую задачу: «У Саши на даче есть своя грядка. Там он посеял семена гороха и моркови. Дружно взошли всходы. Дождик их поливает, солнышко пригревает. Радуется Саша: хорошие будут горох да морковка. Наступили жаркие дни. Солнце печет, на небе ни тучки. Несколько дней не сидел Саша своей грядки. А когда подошел к ней, увидел: растения поникли, листья пожелтели, стебли повисли. Что сделал Саша?»

Десять детей нашли правильный ответ: «Полил», «Не стал забывать ухаживать», «Раз нет дождя, надо самому поливать», «Нельзя ждать, пока растения совсем засохнут». Некоторые дети говорили о состоянии Саши («Саша заплакал», «Саша опечалился», «Ему жалко стало своей любимой грядки»). Либо предлагали обратиться к помощи взрослых: «Саша бабушку позвал», «Он маме с папой все рассказал»

В правильном отношении к природе важно не устанавливать зависимость состояния природы от поведения и деятельности человека, т.к. это может сформировать эгоистический мотив труда: «Хожу гулять с собакой, потому что она за мной бегает и мне весело», «Кошку глажу, а она мне мурлыкает», «Розу, когда она распустится, я бабушке подарю», «Я цветок поливаю, поливаю, а он все не растет».

Из бесед с детьми, я могу сказать, что дети больше любят ухаживать за животными, нежели за растениями. Их мало привлекает труд, результат которого отсрочен во времени, требует терпения и длительных трудовых усилий. Особенно популярны у детей такие животные, как собака и кошка, в меньшей степени – птицы. Реже дети общаются с черепахой, морской свинкой, т.к. эти животные могут быть только дома.

Анализируя ответы воспитанников, могу сказать, что у детей еще не сформирован общественно значимый мотив труда в природе.

На занятии детям я предложила из готового теста вылепить две булочки – для себя и еще для кого-нибудь (для кого хочешь).

Я поставила общественно значимую цель труда: «Испечем – как настоящие пекари – булочки не только для себя, но и для других». Никто не отказался испечь булочку для себя, а вторую булочку почти все дети собрались испечь для близких людей (мамы, бабушки, папы, братьев, сестер). Лишь несколько детей вылепили булочки для незнакомых людей. В предварительной работе с детьми я знакомила, как и зачем трудится пекарь. Но эти знания не были перенесены в трудовую деятельность.

Чтобы сформировать у детей навык бескорыстного труда, я стараюсь раскрыть им мотивы общественно значимого. Стремлюсь, чтобы дети осознали цели и мотивы трудовой деятельности до ее начала, опираюсь на конкретный детский опыт, необходимый для успешной трудовой деятельности дошкольников.

Я, как воспитатель знаю, что от самого факта участия ребенка в труде нельзя автоматически ждать положительного результата. Каждый должен вложить в свой труд личностный смысл.

Трудовую деятельность дошкольников стараюсь организовать с учетом определенных требований:

  1. Приступая к трудовому процессу, ребенок должен хорошо знать правило обращения с объектами природы. Эти правила предлагаю детям в положительной формулировке («так можно и нужно»):
  • Растения и животные живого уголка природы нуждаются в нашей помощи, без нашего труда они погибнут;
  • С прогулки мы можем принести в уголок природы только те растения и тех животных, которые могут жить в неволе;
  • Создаем в уголке природы такие условия, которые похожи на естественные;
  • Не забываем каждый день поливать растения, кормить животных;
  • После наблюдений отпускаем животных на свободу.

Любой случай гуманного отношения ребенка к природе стараюсь использовать для воспитания у детей желания поступить подобным образом.

На прогулке по территории детского сада дети решили собрать небольшой букетик полевых цветов. Ира принесла в букет вырванный с корнем кустик мать-и-мачехи. Дети осудили поступок Иры: «Зачем ты с корнем выдернула? Теперь весь куст погиб. Разве ты забыла, что это лекарственное растение, очень полезное?» Я обратила внимание на тех детей, которые осудили поступок Иры.

  1. В процессе труда в природе я стараюсь совершенствовать трудовые навыки и умения природоохранного характера. Труд должен быть доступным для ребенка, но не облегченным.

С детьми средней группы в январе сажали в землю лук на перо. В течение месяца мы поливали и наблюдали ним. Дети с большим удовольствием кушали суп с луком, выращенным своими руками. Часть выращенного лука с гордостью отдали на кухню, чтобы все дети и сотрудники детского сада попробовали результаты их труда.

Труд в природе старшей группы направляем на получение полезного, красивого и необходимого результата. Это тот труд, в котором результат трудового усилия проявляется не сразу, а через длительное время. Я стараюсь создать такие условия, чтобы воспитанники были участниками всего трудового процесса, от его начала до получения результата.

В феврале месяце мы с детьми посеяли семена томатов. Как же дети были довольны, когда увидели первые ростки рассады. Дети поливали и наблюдали за всходами и за их ростом. В июне месяце все вместе, дружно высадили рассаду в грунт и каждый вечер с детьми поливали грядки. Из-за жаркого лета у нас вырос неплохой урожай.

В своей работе использую обсуждения с детьми процесса трудовой деятельности. Организую непосредственно после труда (изменение состояния объекта труда), в процессе его (качество выполнения задания) и в самом начале (определение цели труда и его необходимости). Так формирую у детей потребность и умение проявлять заботу о растениях и животных.

Труд в природе обладает рядом особенностей, которые ставят его в особое положение среди других видов труда дошкольника. Труд в природе развивает у ребенка положительные качества (активность, интерес, инициативность, самостоятельность и др.) Поэтому важен не только результат, но и активное участие в нем ребенка.

Работа с родителями.

Особое внимание в вопросах трудового воспитания детей я уделяю взаимодействию с родителями. Мы обмениваемся рекомендациями, советами, мнениями по созданию условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду.

Использую разные формы работы с родителями. Организовала фотовыставки, отражающие труд детей в детском саду на тему « Не мешайте мне трудиться» и о профессиях наших родителей «Радуга профессий». Оформила информационный стенд на тему «Труд – средство всестороннего развития».

В своей работе также использую папки передвижки на темы: «Трудовое воспитание в семье» , «Что посеешь, то и пожнешь». Были проведены родительское собрание и развлечения вместе с родителями с целью, чтобы родители поняли, в чем заключается трудовое воспитание детей в семье, значение труда для формирования личности ребенка и создавали все необходимые условия дома для постоянного участи детей в трудовой деятельности .

Однако для создания более оптимальных условий по трудовому воспитанию совместно с родителями намечено:

- продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды

- организовать совместную творческую выставку работ из дерева, ниток, бисера, соломки, ткани и поролона «Руки папы, руки мамы и мои ручонки».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исходя из опыта работы, я пришла к выводу, что трудно проследить у детей моральные побуждения и мотивацию, которыми они руководствуются во время трудовой деятельности, их отношение к труду.

Чаще всего можно было наблюдать их положительно-эмоциональный отклик, проявляющийся в желании что-то сделать, в старании. Но я глубоко уверена в том, что заложила ростки доброты, любви и внимания к окружающим обязательно в будущем дадут свои плоды.

Подводя итог, можно сказать, что

  • Дети овладели умениями, позволяющими выполнять содержание трудовой деятельности по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в уходе за растениями.
  • В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним.
  • В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя.
  • У детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание у детей в детских садах. М. – 1987
  2. Буре Р.С. Учите детей трудиться М. – 1987
  3. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика М. – 1998
  4. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Васильевой М.А. М – 1994
  5. Вазина К.Я. Воспитание целенаправленности в трудовой деятельности М. – 1967
  6. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей. М. – 1989
  7. Воспитание и обучение в детском саду. Под ред. Запорожца А.Л. М., Педагогика – 1986
  8. Година Г.Н. Нравственное воспитание детей в совместной трудовой деятельности. М. – 1991
  9. Гугасова А.М. Методика трудового воспитания: частные вопросы. М., Просвещение – 1990
  10. Дошкольная педагогика. Под ред. Ядешко В.И., Сохина Ф.А. М. – 1978
  11. Ковальчук Я.М. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М. – 1985
  12. Коломенский Я.П. Психология совместного труда детей. М. – 1985
  13. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников М. – 1991
  14. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольников в труде М. – 1974


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...