План по Самообразованию.
методическая разработка (старшая группа) на тему
План по Самообразованию на 2018-1019 учебный год. Тема : Обучение грамоте детей старшого возроста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_terehova.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения города Калининграда МАДОУ-№129
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: «Подготовка к обучению грамоте детей старшей группы»
2018 – 2019 год
Подготовила:
Терехова Эльвира Ренатовна
Калининград 2018 уч. год
Актуальность
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Общеречевое развитие детей является сновой для обучения грамоте. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.
Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.
Вместе с тем психологические и педагогические исследования (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек, Р.Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. Во второй половине 50-х гг. под руководством А.П. Усовой и А.И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.
В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным.
Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.
Задачи образовательной деятельности:
1.Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные).
2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;
3. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.
5.Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)
- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».
- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
- различать гласные и согласные звуки;
- осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
- выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.
- по слоговые и слитные способы чтения
Методическая литература
- Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.
- Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г
- Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет .ООО «ТЦ –Сфера»2014г
- Волчкова В. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе .Воронеж 2010г
- Гаврина С. Е.Развитие речи . Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.
- Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
- Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.
- Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.
Месяц | Формы работы | Пополнение предметно-пространственной среды | Изучение методической литературы по теме СО (автор, название, год издания, издательство) | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |||
сентябрь | Подбор наглядного материала с картин ками на разные звуки | Консультация для педаго гов «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста» | Беседа «Артикуля ционная гимнастика» | Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте | Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г. |
октябрь | Использование новых дидактических игр по обучению грамоте | Консультация для педаго гов «Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста | Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение чтению» | Изготовление дидактичес кого материала «Звуковые домики», «Найди место звука в слове», «Схемы слов». | Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г |
ноябрь | Подбор материала по формированию графи ческих умений. | Консультация для педаго гов «Формирование анали тико-синтетической актив ности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте». | Беседа «Как подгото вить руку к письму?» | Пополнить картотеку с артикуляционной гимнас тикой. Оформление карто теки с пальчиковыми игра ми. | Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет .ООО «ТЦ –Сфера»2014г |
декабрь | Использование паль чиковых игр | Консультация | Оформление консуль тации для родителей «Развитие мелкой мо торики у детей» | Пополнение коллекции обводок и штриховок. | Волчкова В. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе .Воронеж 2010г |
январь | Знакомство с обводка ми и штриховками | Консультация «Роль фонема тических процессов в подго товке к обучению грамоте. Использование специаль ных символов в играх по формированию навыка зву кового анализа». | Оформление консуль тации для родителей «Игры с буквами для дошколят» | Изготовление дидактичес ких игр: «Слоговые табли цы», «Составь слово» | Гаврина С. Е.Развитие речи . Школа дошколят. Москва Росмен 2014г |
февраль | Обновление обводок, штриховок. | Консультация для воспита телей «Учимся играя. Систе ма игр и упражнений по обучению детей грамоте» | Беседа «Определение гласных звуков» | Пополнение картотеки с чистоговорками и скорого ворками | . Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г. |
март | Обновление наглядно го материала на звуки | Мастер – класс по подго товке дошкольников к обу чению грамоте | Беседа «Определение согласных звуков. Их классификация» | Изготовление дидактичес ких игр | Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты. |
апрель | Досуг «В стране зву ков» | Консультация для воспита телей «Учимся играя. Систе ма игр и упражнений по обучению детей грамоте» | Оформление памятки для родителей «Стра на букв» | Подбор материала для проведения итогового мероприятия: | Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г. |
май | Анализ работы. | Отчет о проделанной рабо те | Итоговое родительс кое собрание | Отчет о проделанной рабо те | Отчет о проделанной рабо те |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...