Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников
консультация (подготовительная группа) на тему

Толкалина Наталия Ивановна

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Основные достоинства психогимнастики:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihogimnastika.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Работа психолога в детском саду - Коррекционно-развивающая работа психолога в детском саду 

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Основные достоинства психогимнастики:

  • игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
  • сохранение эмоционального благополучия детей;
  • опора на воображение;
  • возможность использовать групповые формы работы.

Цели психогимнастики:

  • опора на естественные механизмы в развитии ребенка;
  • преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;
  • снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;
  • создание возможности для самовыражения;
  • развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).

Педагогическая аксиома – эмоции и чувства передаются не методами и приемами, а человеком.
В современных условиях необходимо выделить такое профессионально важное качество педагога, как управление эмоциональными состояниями (своими и своих воспитанников).
Тревожность у детей дошкольного возраста проявляется в беспокойстве, напряженности, недоверчивости к окружающим, неуверенности в себе. Главным условием профилактики и снятия тревожности является
наличие у педагога эмпатии (сопереживания), любви к детям, умения верить в их природный потенциал развития, вселять надежду и успех, предоставляя возможность познавать мир в деятельности (игровой, познавательно-практической и изобразительной) и т.д. Материнская любовь к детям дает ребенку уверенность в том, что он понят, принят и признан как личность, а это залог здорового самочувствия и развития. Любовь – катализатор чуткости, сердечности, человечности воспитанников. Пренебрежение эмоциями и чувствами детей, вторжение в мотивационное пространство ребенка нарушают его психическое равновесие.
Педагоги дошкольных учреждений должны решать
следующие задачи по развитию эмоциональной сферы:

  • произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные ощущения;
  • различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т.п.);
  • произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;
  • улавливать, понимать и различать лучшие эмоциональные состояния;
  • сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);
  • отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны; часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками, поэтому очень важно организовать с детьми психогимнастику по проживанию эмоциональных состояний.
Персонажами психогимнастики могут быть дети, а также и взрослые. Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу умению – управлять собой и своими эмоциями. Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Можно пытаться увлечь их, заинтересовать, соблазнить, но ни в коем случае не заставлять.
Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие:

  • движений;
  • эмоций;
  • общения;
  • поведения.

Каждое упражнение включает: фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент триады. Чтобы ход общей игры не прерывался, необходимо через всю последовательность упражнений провести сюжетно-ролевое содержание игры. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей. Опытный педагог, выстраивая занятие, обязательно включает в него творческие идеи и предложения самих детей.
Занятие по психогимнастике должно начинаться с общей разминки. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Упражнения и игры на внимание должны быть разнообразны по форме и характеру. Объекты внимания также самые разные: звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и т.п. Например: «Что изменилось в этой комнате?» «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый теплый, шероховатый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый (грустный)?», «Какие зверюшки есть в этой комнате?».
Игры могут быть любыми. Единственное требование – они всегда должны быть интересны и направлены на общую деятельность, совместные движения, контакты. Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики. Педагог должен помнить, что психогимнастика – это не физкультура, не механическое повторение физических упражнений. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяет деятельность психических функций (мышления, эмоции, движения), а с помощью комментариев взрослого к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей. Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психологического функционального единства: например, ребенок не просто выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемом барабане в цирке. Это игровое упражнение доставляет ребенку массу удовольствия, включает в работу его фантазию, улучшает ритмичность движения. В это же время воспитатель описывает фактор физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, воспитатель говорит: «Как сильно зайчики стучат по барабану! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся?! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у Вас мышцы в кулачках, руках, даже в плечах?! А вот лицо – нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен, дышит… А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить свои ощущения».
Игровое (психогимнастическое) содержание упражнений не случайно. Оно должно способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сфер, т.е. должно быть продумано так, чтобы выполнить следующие задания:

  • дать ребенку возможность испытать разнообразные ощущения (путем подражательного повторения движений и действий ведущего взрослого);
  • тренировать ребенка, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;
  • тренировать ребенка изменять характер своих движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями;
  • тренировать ребенка изменять характер своих движений, опираясь на работу воображения и чувств.

В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением:

  • напряженных и расслабленных;
  • резких и плавных;
  • частых и медленных;
  • дробных и цельных гармоничных;
  • едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний;
  • вращений тела и прыжков;
  • свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами.

Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.
В коммуникативной частизанятия происходит тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга.
Это могут быть эмоциональные проявления и контакты –пантомимы. В упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению, оценка эмоций. В этих упражнениях ребенок овладевает главным инструментом общения – умением сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, готовится к свободному проявлению эмоций, активному общению.
В процесс регулирования поведения включаются сюжетные и психологические упражнения. На этом
этапе решаются следующие задачи:

  • показ – проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями;
  • выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения;
  • приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов;
  • развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в рамках ситуации.

Источником сюжетов для игр и упражнений могут служить не только психологические ситуации, но и любые детские книги, мультфильмы, телепередачи.
В заключительную частьзанятия желательно включать упражнения и игры на закрепление положительного эффекта, стимулирующего, упорядочивающего психическую и физическую деятельность ребенка, чтобы приводить детей в состояние эмоционального равновесия. Желательно, чтобы после занятий у детей была возможность самостоятельной свободной игры, в которой могут спонтанно продолжиться понравившийся сюжет и упражнения.
Занятия желательно проводить раз в неделю. Проводя с детьми игры, игровые упражнения, занятия, необходимо соблюдать ряд принципов:

  • относиться к детям, к их потребностям уважительно и доброжелательно;
  • каждого ребенка принимать таким, какой он есть;
  • не допускать упреков и порицаний за неуспех;
  • занятия проходят в игровой, занимательной форме, чтобы вызывать у детей живой интерес;
  • давать положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка;
  • развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы;
  • создавать на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «я»;
  • постепенность развивающе-коррекционного процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.

Игры, упражнения, этюды по проживанию
эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста

1. Игра «Облака»
Цель: развитие воображения, выразительности движения, эмоциональных состояний радости, веселья, грусти.
Описание игры: воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облака
Найти я захотел.
Я долго всматривался в высь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то Вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
– Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
– Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
- Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой
Такой мохнатый, маленький?
Летим, летим со мной.
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
Н.А.Екимова

2. Игра «Садовник»
Цель: развитие воображения, выразительности движений.
Описание игры: воспитатель или ребенок играет роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнцу. Дети могут изображать конкретные цветы, которые они выберут.

3. Игра «Насос и мяч»
Цель: учить детей расслаблению мышц, выразительности движений, пластике.
Описание игры: дети играют парами. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движениями рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с» он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями.

4.Игра «Дожди»
Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения.
Описание игры: дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, по заданию воспитателя изображают дождь. Он может быть веселым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим и т.п.

5. Игра «У моря»
Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии, снятие напряжения.
Описание игры.
Воспитатель говорит: «Представьте, что вы сидите у моря. Теплое, ласковое солнышко. Мы загораем. Подставьте солнышку подбородок, слегка разожмите губы и зубы (вдох). Летит жучок, собирается сесть на язычок. Крепко закрыть рот (задержать дыхание). Энергично двигать губами и руками. Жучок улетит. Слегка открыть рот. Облегченно вздохнуть. Нос загорает, подставить нос к солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть (вдох). Сморщить нос, поднять верхнюю губу к верху, рот оставить полуоткрытым (задержать дыхание). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (выдох). Брови – качели. Снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслаблены мышцы лица (в тени, полусвет).

6. Игра «С платком»
Цель: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.
Описание игры: представьте себе, что мы попали в театр. В театре сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто – зрителем, проводим набольшую артистическую разминку. У меня платок, попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:

  • бабочку;
  • принцессу;
  • волшебника;
  • бабушку;
  • фокусника;
  • человека, у которого болит зуб;
  • морскую волну;
  • лису.

После показа каждого нового персонажа детям следует задавать следующие вопросы: «Кто может показать бабочку (принцессу) иначе? Кто еще хочет попробовать? Кому понравилось исполнять роли? Кому понравилось смотреть?»

7. Игра «Выбери девочку»
Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.
Описание игры: дети выбирают из предложенных карточек с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А.Барто.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
– Какая девочка бросила зайку? – задает вопрос воспитатель, после чтения стихотворения.
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу:
- Ой, досточка кончается,
Сейчас я упаду.
Какая девочка испугалась за бычка?
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Какая девочка пожалела мишку?
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Какая девочка любит свою лошадку?
Дети играют с любимыми игрушками.

8. Игра «Угадай настроение»
Цель: учить детей по мимике лица, застывшим жестам, позам, расположению партнеров в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека.
Описание игры: дети садятся в круг. У воспитателя в руках коробка с фотографиями. Они лежат так, что изображений не видно. Коробка переходит из рук в руки. Каждый ребенок берет по одной фотографии, рассматривает ее, показывает остальным и отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фото? Какое настроение у человека? Как ты определил его настроение? Почему возникло это настроение? Если настроение грустное, как бы ты помог этому человеку?»

9. Игра «Говорящие предметы»
Цель: развивать у ребенка способность к отождествлению себя с кем-то или с чем-то, учить детей сопереживать.
Описание игры: в ходе игры дети берут на себя разные роли и описывают свое состояние, причины действий, систему отношений с действительностью.
Начинает первый ребенок: «Я не Саша, я шарик. Мне бы понравилось, если бы я был не одноцветным, а разукрашенным веселым узором. Мне бы хотелось, чтобы меня не держали на веревочке, а отпустили свободно летать, куда захочу». Продолжает следующий ребенок: «Я не Боря, я мяч. Я из резины и хорошо надут. Дети радуются, когда перебрасывают меня друг другу!»
Педагог предлагает названия следующих предметов: пальто, автобус, мыло и т.п. Дети также предлагают свои варианты.

10. Игра «Надувала кошка мяч»
Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Описание игры: дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Воспитатель произносит текст:
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
На слова: «надувала кошка шар...» дети выпрямляют туловище, надувают щеки. На сигнал «лоп» – «шарики» со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение.

11. Игра «Зеркало настроения»
Цель: развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнера.
Описание игры: игра проводится в паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребенок – зеркало. Другой – тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния (человек радуется, дуется, удивляется, грустит, гордится и т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения партнера.

12 Игра «Обними и приласкай игрушку»
Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости
Описание игры: воспитатель вносит в группу одну или несколько мягких игрушек, например: куклу, собаку, медведя, зайца, кошку и т.д. Дети гуляют по комнате. По сигналу воспитателя они разбиваются на группы и проходят к той игрушке, которую хотели бы поласкать. Первый ребенок берет игрушку, обнимает ее, ласкает и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем ребенок передает игрушку своему соседу. Тот, в свою очередь, должен обнять игрушечного зверя и сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз.

13. Игровое упражнение «Читаем стихи с разным настроением»
Цель: развивать эмоциональные состояния радости, удивления, злости, страха, тренировать различные интонации голоса.
Описание: дети садятся в круг. Воспитатель предлагает взять по одной карточке, на обратной стороне которой изображен мимический эталон (радости, грусти, гнева, удивления, страха и т.д.). Участники договариваются, какое стихотворение будут читать. Каждый читает стихи в соответствии с настроением, изображенным на его картинке. Остальные отгадывают, какое чувство игрок пытался показать через интонацию, т.е. что у него изображено на карточке.

14. Игровое упражнение «Посочувствуй другому»
Цель: развивать у детей способность ставить себя на место другого человека, выражать сочувствие, сопереживание.
Описание игры: упражнения выполняются в парах. Воспитатель задает разнообразные ситуации.

  • Девочка упала, поранила руку, ей больно (один ребенок с помощью мимики, позы показывает боль, другой пытается найти ласковые слова, жесты, оказывает помощь).
  • Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки).
  • Малыш потерялся, плачет (нужно показать, как поступит старший ребенок, как поможет малышу).
  • Девочку обидели. Ее пожалела подружка (завязала бант, дала игрушку, обняла, как еще можно утешить девочку?).
  • Девочки подобрали котенка, пожалели его, попоили молоком.
  • Друг угощает конфетами (у одного ребенка воображаемый пакет с конфетами. Он протягивает его другому. Ребенок берет конфету, благодарит, разворачивает обертку, кушает конфету. На лице – удовольствие).

Пары по очереди показывают свои упражнения. Остальные дети оценивают выразительность мимики лица и движений, затем меняются ролями.

15 Игровое упражнение «Закончи предложение»
Цель: учить детей опознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.
Описание: Моя любимая игра…
Моя любимая игрушка…
Мое любимое занятие…
Мой лучший друг…
Моя любимая песня…
Мое любимое время года…
Мои любимые сладости…
Моя любимая книга …
Мой любимый праздник…
Мой любимый сказочный герой…
Моя любимая считалка…
Мой любимый мультфильм…
Моя любимая сказка…
Мой любимый цветок … и т.д.

16 Игровое упражнение «Я и мое настроение»
Цель: учить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания. В этом упражнении также можно использовать метод незаконченных предложений:
Я радуюсь, когда…
Я горжусь тем, что…
Мне бывает грустно, когда…
Мне бывает страшно, когда…
Я злюсь, когда…
Я был удивлен, когда…
Когда меня обижают,…
Я сержусь, если…
Однажды я испугался…

17. Игровое упражнение «Морщинки»
Цель: учить детей снимать мышечное напряжение, закреплять эмоциональные состояния: радости, интереса, удовольствия и т.д.
Описание: воспитатель предлагает детям несколько раз вдохнуть и выдохнуть. Отлично. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, молодцы!

18. Игровое упражнение «Солнечный зайчик»
Цель: учить детей быть спокойными, радостными, удовлетворенными.
Описание: солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щеке, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.

19. Игровое упражнение «Царевна Несмеяна»
Цель: формировать у детей доброжелательное отношение к партнеру, умение видеть в нем прежде всего положительные качества.
Описание: с помощью считалки или по договоренности выбирается «Царевна Несмеяна». Чтобы Несмеяна улыбнулась, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая, отзывчивая, веселая. Дети по очереди говорят «царевне» о ее хороших качествах, поступках.

20. Игровое упражнение «В центре круга»
Цель: учить детей говорить добрые слова в адрес другого, дать возможность каждому ощутить эмоциональное удовлетворение собой и дружескую поддержку.
Описание: дети сидят в кругу на коврике или на стульях. В центре ребенок, который выбирается воспитателем или детьми, можно по считалке. Задача детей – говорить ребенку, который находится в центре, приятные слова: «Ты мне нравишься»; «Ты вежливая и добрая»; «Я люблю с тобой играть» и т.д.
Примечание: это игровое упражнение рекомендуется проводить в течение длительного периода, чтобы у каждого ребенка была возможность побывать в центре круга.

Примерные конспекты занятий по проживанию
эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста

Занятие 1. «Наше настроение»
Цель: познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых людей, показать в доступной форме изменчивость настроения: учить детей понимать настроение другого человека: познакомить со способами управления и регуляции настроения.

Ход занятия
В гости к детям приходит добрый волшебник. Он улыбается, смеется и здоровается с детьми. Дети вместе с воспитателем определяют, какое настроение у доброго волшебника (веселое, доброе, светлое, радостное). Волшебник дарит детям волшебные цветы от белого до черного из всех цветов спектра. Дети могут сами выбрать цветок, который им нравится. Детям предлагаются пиктограммы с изображением различных оттенков настроений с целью определения собственного настроения.
При помощи каких слов вы можете рассказать о своем настроении?

  • Какое у тебя сейчас настроение?
  • Какого цвета твое настроение?
  • С каким запахом можно сравнить твое настроение?
  • На что похоже твое настроение?

(солнечный день, веселое солнышко, светлое окошко и.т.д.). Воспитатель предлагает детям решить педагогическую ситуацию «Потерялась девочка».
Вопросы для беседы с детьми:

  • Что случилось с маленькой девочкой?
  • Что чувствовала девочка, когда потерялась?
  • Какими словами можно выразить ее настроение?
  • Кто помог маленькой девочке?
  • Изменилось ли ее настроение?
  • Как Нюша и Маша помогли маленькой девочке?
  • Как можно успокоить человека, который плачет?

Взрослый предлагает игру «Жмурки»
По считалке дети выбирают «жмурку», потом раскручивают его по кругу, завязав глаза, под слова диалога:

  • на чем стоишь?
  • на мосту,
  • что продаешь?
  • квас
  • ищи мышей, а не нас!

Игра повторяется 2-3 раза. По ее окончании воспитатель обращается к детям, у кого, например, в начале занятия было настроение не очень веселое, грустное?

  • Стало ли вам веселей, радостней?

Воспитатель определяет словесно общее настроение детей.
Рисование на тему «Мое настроение»

Занятие 2. «Радость»
Цель: познакомить детей с эмоцией радости, учить детей передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, развивать эмпатию.

Ход занятия
Предложить детям прослушать пьесу П.И. Чайковского «Новая кукла».
Вопросы к детям:

  • О чем вы думали, когда слушали музыку?
  • Что чувствовали?
  • Что хочется делать под такую музыку?

Повторное прослушивание музыкального произведения.
Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость. Сделать акцент на то, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.
Предложить детям нарисовать «Радость» и рассказать о своем рисунке: «Что такое радость для меня?»
Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, который дали их ровесники

  • Радость – это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая – это когда у одного, а большая – когда у всех.
  • Радость – это когда праздник.
  • Радость – когда никто не плачет. Ни один человек.
  • Радость – когда нет войны.
  • У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.
  • Радость – это я! Потому что мама говорит «Ты моя радость»

(М.Потоцкая «Что такое радость»)
Показываю детям коробочку, закрытую крышкой. Дети пытаются отгадать на слух, что там находится. Как вы думаете, что там может быть? На самом деле там конфетки. Но они не простые: как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостнее.
Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле:

  • пусть они избавятся от болезней;
  • пусть никогда не умирают;
  • пусть у всех будет дом;
  • пусть все хорошо живут;
  • пусть все будут счастливы.

Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песенке «Вместе весело шагать…» (муз.В.Шаинского, сл.М.Матусовского).

Занятие 3. «Поговорим о доброте»
Цель: расширить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки, учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я»
Ход занятия
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Угадай настроение по рисунку». Для этого дети выставляют свои рисунки с изображением девочки, которая нашла свой бантик, и мальчика, рассерженного на своего друга.
Вопросы детям:

  • Какое настроение у мальчика?
  • Похож ли он на рассерженного?
  • А как вы догадались, что он сердит?
  • Какое настроение у девочки?
  • Почему у девочки хорошее настроение?
  • А как вы определили, что у девочки веселое настроение?
  • А как чувствуете себя вы?

Затем воспитатель предлагает упражнение «Помоги волшебнику».
Взрослый обращает внимание детей на то, что волшебник попал в трудную ситуацию и ему нужна помощь.
Сегодня волшебник прочитал два стихотворения, которые детям хорошо знакомы – об игрушках, с которыми он иногда любит играть.

  • Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

  • Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
(А Барто)
У волшебника есть фотографии трех девочек. Он хотел разобраться, которая из девочек бросила Зайку, которая оторвала лапу Мишке, а которая очень жалеет Мишку и Зайку.

  • Как же я могу узнать, ведь здесь не нарисовано, что они делают!

Взрослый предлагает рассмотреть фотографии девочек и помочь волшебнику. (Демонстрация трех портретов девочек с разными выражениями лица: злым, равнодушным и добрым).

  • Посмотрите, какая вот эта девочка? Какое у нее лицо? Что сделала это девочка?

Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступками.

  • Начала играть с Зайкой в саду, но быстро про него забыла и оставила под дождем.
  • А эта девочка любит драться, обижать других, она оторвала Мишке лапу и бросила его тут же на пол.
  • А эта девочка добрая – всех жалеет.

Воспитатель предлагает детям подумать о том, как бы они выручили из беды Зайку и Мишку.
Взрослый обращает внимание на выражение лица злого волшебника: оно изменилось и стало добрым (изображение злого лица заменяется соответствующим).
Волшебник благодарит детей за то, что они выручили из беды его любимые игрушки, и говорит, что тоже хочет сделать им что-нибудь приятное. Звучит сказочная музыка, и волшебник дарит детям сказку о птицах. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Спаси птенца». Представьте себе, что у Вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что Ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к Вам.
Детям предлагается послушать спокойную, легкую музыку и «нарисовать» ее. Волшебник дарит детям на память тарелочку с яблочком, которая будет помогать в трудных ситуациях и знакомить с новыми друзьями.

Занятие 4. «Удивление»
Цель: продолжать знакомить детей с эмоциональным состоянием удивления, учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, развивать эмпатию.

Ход занятия
Воспитатель:
 «Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу: «Доброе утро!»
Вспомним, о каких чувствах мы с Вами уже говорили? Да, мы знаем такое чувство, как радость. Сегодня мы познакомимся с удивлением. Что помогло нам, глядя на человека, сказать, радуется он или боится? Мы смотрели на выражение его лица и старались определить, что происходит с человеком в данный момент.
Изобразим чувство радости. Что происходит в это время с нашими лицами? Какие у нас глаза в этот момент? Что происходит с нашими губами? Попробуйте изобразить на своем лице чувство удивления. Как Вы думаете, оно будет долго длиться или мгновенно возникает и быстро пропадает? Совершенно верно, оно неожиданно возникает и быстро исчезает. Рассматриваем с детьми пиктограмму «удивление». Что же происходит с нашими лицами? С бровями? Правильно, они подняты вверх. С глазами? Они широко открыты. С губами? Они растянуты и похожи на букву «О». Удивление можно сравнить с прикосновением.

  • Чтение рассказа Е.Носова «Живая шляпа».
  • Почему рассказ называется «Живая шляпа»?
  • Как Вы думаете, кто мог находиться под шляпой?
  • Какое чувство возникло у ребят, когда они обнаружили под шляпой кота?
  • Что произошло с лицами мальчиков: глазами, губами?
  • Покажите.

Упражнение «Зеркало». Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться.
Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее.
Вопросы:

  • Что общего в том, как Вы изображали удивление?

Игра «Фантазия».
Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:

  • к нам пришел слон…
  • мы оказались на другой планете…
  • внезапно исчезли все взрослые…
  • волшебник ночью поменял все вывески на магазинах…

Занятие 5. «Страх»
Цель: продолжать детей знакомить с эмоциональным состоянием страха, учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, развивать эмпатию.

Ход занятия.
Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу: «Доброе утро»!
Вспомним, о каком чувстве мы с Вами говорили на прошлых занятиях? Да, о чувстве радости. Что нам помогло определить это чувство? Да, это выражение лица, интонация голоса. А теперь посмотрите на эту фотографию. Как вы думаете, какое чувство испытывает этот ребенок? Смотрите внимательно… У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Его правая рука выставлена вперед. Он как будто бы хочет что-то оттолкнуть или отгородиться от кого-то. Какое же это может быть чувство? Да это чувство страха.
Игра «Гуси-лебеди». Дети гуляют по помещению, представляя, что они находятся на цветущей поляне. Когда воспитатель подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики. Игра повторяется несколько раз.
Упражнение «Найди пиктограмму». Дети выбирают пиктограмму страха из восьми базовых эмоциональных состояний: интереса, радости, удивления, удовольствия, стыда, злости, горя, страха.
Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей. Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.

  • Обсуждение с детьми поговорки «У страха глаза велики».
  • Отметить и разобрать с детьми прямой и скрытый смысл поговорки.

Вопросы к детям:

  • Пугались ли Вы когда-нибудь так, что причина страха Вам казалась значительно страшнее, чем было на самом деле?
  • Чтение отрывка из сказки С.Михалкова «Три поросенка» (эпизода, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха).
  • Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?
  • Предложить детям нарисовать Наф-Нафа, который не боится страшного волка.

Рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка.
Показать детям карточки из игры «Азбука настроения». На карточках изображены: попугай, рыба, кошка, мама, папа, мышка. Все они испытывают чувство страха. Подумайте и решите, кого из героев сможет показать каждый из Вас. При этом надо сказать о том, чего боится Ваш герой и что надо сделать, чтобы его страх пропал. (Цель – научить детей находить конструктивный выход из ситуации, ощущать эмоциональное состояние своего персонажа).

Занятие 6. «Хорошее настроение – каждый день»
Правила ведения календаря настроения.
Каждый из детей выбирает себе изображение животного (дерева, цветка, сказочного персонажа и т.д.). В течение года дети могут менять изображения.
В вечернее время воспитатель беседует с ребенком и записывает один или несколько хороших моментов, происшедших с ребенком за день. Если ребенок затрудняется и не может ничего вспомнить, можно задать ему наводящий вопрос.
Цель: развивать доброжелательность в общении между детьми. Создавать эмоционально-положительный настрой в группе (через вербальные и невербальные средства общения).
Ход занятия
Воспитатель (В.). Я хочу вам рассказать одну историю о Добре и Зле.
Встретились однажды на дороге Добро и Зло. Улыбнулось Добро, поздоровалось первым.
– Добрый день тебе, путник!
Усмехнулось Зло:
– Для кого добрый, а для тебя — нет
– Почему же? — удивилось Добро, – небо чистое и голубое, солнышко ясное, да и дорога хороша. Погляди вокруг, какая красота на Земле!
– Да потому что я Зло. Со мной по миру идут горе, болезни и разные беды. А дружат со мной лодыри, обманщики, хитрецы и драчуны. И любой хороший день я могу испортить.
– А я, – спокойно ответило Добро, – стараюсь и умею помогать людям, люблю людей. От этого их жизнь становится лучше. Поэтому и любят меня люди, и дружат со мной.
Давайте поможем Добру прогнать Зло.
Игра «Назови ласково по имени и скажи: Я рад (а)»
Стоя в кругу, участники обращаются друг к другу по очереди:
«Я рад (а) тебя видеть ». Заканчивая фразу, обнимают друг друга. После того, как все дети по кругу обменялись приветствиями, говорят хором: «Мы рады друг друга видеть».
Воспитатель: «С помощью радости, любви, добра и улыбок мы победим Зло».
Игра «Нарисуй Добро и передай соседу»
Каждый ребенок получает лист бумаги и запоминает его (все листы желательно пометить рисунком индивидуально для каждого ребенка).
Играет спокойная музыка. Упражнение выполняется на полу в кругу. Дети располагаются сами, кому как удобно. После того, как все дети поделились добротой, и все листочки опять вернулись к своим хозяевам, воспитатель читает стихотворение «Радость».
Радость – мир на всей планете!
Радость – маленькие дети.
Радость – солнце над землею,
Неба синь над головою.
Серебристая дождинка,
Ручеек веселый, звонкий.
И летящая снежинка,
И росточек нежный, тонкий.
В.: «Чтобы ничего плохого в нас не осталось, все обиды, зло, горе, болезни давайте прогоним из себя. Делаем маленький коротенький вдох и сильный резкий выдох (3-4 раза)».
Игра «Ладошки». Дети стоят в кругу. Воспитатель дает команду: «Сделаем «твердые» ладошки (ладони напряжены)». Воспитатель делает «твердые» ладони, обходит всех детей по кругу и сильным, резким ударом хлопает по напряженным ладоням всех по очереди детей. Затем — «мягкие» ладошки. Воспитатель обходит всех детей по кругу и резко, сильно ударяет расслабленными ладонями по «мягким» ладоням стоящих в кругу.
Игра «Похвали себя». Дети садятся по кругу так, чтобы им было удобно. Воспитатель предлагает детям похвалить себя. В этой игре дети должны говорить о себе только хорошее.
Игра «Моем машину». Группа выстраивается в 2 шеренги, лицом друг к другу. Один ребенок в начале шеренги — «машина», второй в конце – «сушилка». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют: поглаживают, потирают и т.д., делая это бережно и аккуратно. «Сушилка» должна ее высушить – обнять. Потом «сушилка» становится в шеренгу, прошедший мойку становится «сушилкой», и с начала шеренги идет следующая «машина».
Игра «Дерево дружбы». В конце занятия все берутся за руки. Один человек – дерево. Он стоит на месте, а игрок с другого края ведет всех по кругу, постепенно закручивая всех вокруг него.
В.: «Вы чувствуете, как хорошо, как тепло, когда вас нежно, ласково обнимают, и как неприятно, когда толкают, обижают. Давайте дружбу бережно хранить, давайте будем добрыми, и пусть с нами живет рядом Добро, а Зло мы не пустим к себе».
Учитывая особенности развития детей дошкольного возраста, в группах можно оборудовать уголки уединения - психологической разгрузки детей, где ребенок может уединиться с любимой игрушкой или для любимого занятия.

Занятие 7. «Остров счастья».
Цель: Учить детей чуткому доброжелательному отношению к товарищам; побуждать к нравственным поступкам, способствовать психическому и личностному росту ребенка; развивать навыки социального поведения; способствовать повышению уверенности в себе.
Ход занятия.
1 Вступительное слово.
– Ребята, я сегодня утром включила радио и услышала загадку, а вот отгадку не знаю. Может, вы поможете отгадать: «Что на свете всего дороже?» - как вы думаете? (рассуждения, мнения детей).
Вывод: дороже всего Вы и ваше здоровье.
– Мы с вами говорили о том, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми. Давайте сейчас вспомним, что нам помогает быть здоровыми, и нарисуем с помощью значков.
Дети рисуют, а воспитатель постепенно выставляет условные обозначения:
а) свежий воздух — для этого необходимо каждый день гулять на улице;
б) здоровая пища — несколько раз в день мы кушаем;
- какие продукты можно употреблять в больших количествах (кефир, сыр, мясо...),
- какие продукты в больших количествах вредны (сахар, соль, конфеты...),
в) физические упражнения — необходимы, чтобы была красивая осанка, крепкие мышцы и т.д.
2. Сообщение темы.
– А сегодня мы узнаем, что же еще нам помогает сохранить хорошее здоровье.
– Чувствовали бы вы себя здоровыми и счастливыми, если бы вас постоянно только ругали, отбирали игрушки, обзывали? (нет). Что же нам помогает сохранить хорошее настроение и дарить людям радость? (любовь друг к другу).
Человек может радоваться, огорчаться, веселиться. От того, какое у человека настроение, зависит, как он трудится, общается с людьми. И очень важно, чтобы каждое утро начиналось с хорошего настроения (звучит лирическая музыка).
Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к друг другу».
3. Основная часть
– Продолжим наше занятие...( раздается грохот, в группу вваливается Незнайка с зонтом)
Н: Вот невезуха. Что-то случилось с волшебным зонтиком, и мне пришлось приземлиться. И не совсем удачно (потирает ногу).
В: Ребята, вы узнали кто это?
Н: Где я?
В: Здравствуй, Незнайка! Ты разве не знаешь, что когда входишь в помещение, то нужно здороваться?
Н: Ах да, привет! Так все же где я?
Д: Город Витебск, детский сад № 29, старшая группа.
Н: Но мне срочно нужно попасть на Остров Счастья. Там, говорят, все добрые, а то меня все гонят, ругают, надоело!
В: Как же ты на него попадешь?
Н: В том-то и дело, я стащил волшебный зонтик у Винтика и Шпунтика. Это их новое изобретение. Но видно, они что-то не доделали, быстро как то сломался. Вот и обидно, что не успел долететь. Ай, выброшу его!
В: Подожди, не спеши. Он нам еще может пригодиться (забирает зонтик). Как же тебе помочь? А это что у тебя?
Н: Так, туристический журнал, прихватил, чтобы картинки посмотреть.
В: Смотри, здесь что-то написано.
Н: Я же читать не умею!
В: Наши ребята тебе помогут.
Дети читают: ПРИГЛАШАЕМ ПОСЕТИТЬ ОСТРОВ СЧАСТЬЯ. ДЛЯ ЭТОГО ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА.
В: Значит, Незнайка ты все-таки сможешь попасть на остров счастья.
Н: А если я не смогу выполнить задания? Я ведь всегда ленился учиться!
В: Ребята, как же быть? Может, поможем Незнайке?
Д: Поможем!
Задания:
1 «Доскажи словечко»
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого... (Спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (Добрый день).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(Здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(Прости, пожалуйста)
И во Франции и в Дании
На прощание говорят... (До свидания).
В: Ребята, как называются эти слова? Для чего они нам нужны? (Помогают людям дружить, уважать друг друга, создают хорошее настроение).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (музыка «Дождя не боимся»)
В: Дети, давайте откроем наш зонтик и спрячемся от дождя! Чтобы все поместились, давайте обнимемся покрепче. Ребята, а разве вы боитесь дождя?
Д :Нет!
В: И я нет!
Вместе: Ура! Дождик! (танцуют под музыку)
В: Вот и закончился дождик! Все вокруг стало чистым, красивым. Вдохните чистый воздух через нос, выдохните через рот, и еще раз, дышите легко, ровно, глубоко! А теперь садитесь на места. Открываем следующую страничку.
2. «Кто здесь нарисован?» (обезьянка, бегемот). Ребята, во втором задании нам нужно помочь бегемоту и обезьянке, а что с ними произошло, вам расскажут, к примеру, Лера и Егор.
Сценка «Бегемот и обезьянка»
В: Жила-была девочка. У нее было много друзей, но больше всего она дружила с бегемотом и обезьянкой (вносятся игрушки обезьяна и бегемот). Однажды девочка пришла к ним в гости и видит: что-то произошло. Бегемот и обезьянка не играют, как обычно, сидят сердитые. Что случилось? Отчего вы такие? Наверное, поссорились. Надо обязательно мириться.
Б: Я с обезьянкой мириться не буду. Она не вежливая. Я сказал ей: «Здравствуй!», а она не ответила.
О: Зачем сто раз одно и то же говорить, я тебя вчера видела.
Д: Да ты что, обезьянка, хочешь, чтобы Бегемотик заболел?
О: Нет, я не хочу, чтобы он болел.
Д: Почему же ты для него «Здравствуй» пожалела. Ведь «Здравствуй» – значит не болей, будь здоров.
О: А ты тоже не очень-то вежлив.
В: Эго ты невежливая. Почему ты зовешь меня «толстый».
Д: А ты как зовешь обезьянку?
Б: Никак, я просто кричу ей: «Эй, ты!»
Д: Значит, вы оба хороши. Надо друг друга уважать, послушайте, какое стихотворение знают ребята.
Дружба всем нужна.
Дружат бабочки, жучки,
Муравьи и паучки,
Дружат звери меж собой,
Дружат солнышко с землей.
Дружба всем нужна всегда
Словно воздух и вода.
О: Прости меня, Бегемотик! Я теперь всегда буду здороваться.
Б: И ты прости меня, обезьянка! Я буду вежливый.
Вместе: Спасибо, ребята, что помирили нас.
В: Ребята, давайте научим Бегемотика и обезьянку мириться, если они еще раз когда-нибудь поссорятся. Покажите, как вы миритесь.
(МИРИЛОЧКА)
В: Молодцы!
3. Игра «Закончи предложение»
Я обижаюсь, когда...
Я радуюсь, когда...
Я грущу, когда...
В: Открываем последнюю страничку. Ой, что это? (наша фотография)
Н: А где же Остров Счастья? Значит, я опять не попаду туда (плачет)
В: Ребята, успокойте Незнайку. Я думаю, что наша фотография здесь не случайно. Что бы это значило? Не знаете? Кажется, я догадываюсь. Видите, никуда не надо ходить за счастьем. Оно ведь здесь, рядом. В нашем сердце. Когда нам хорошо – мы счастливы. Вам нравится у нас в группе? (Да) Это и есть наш островок счастья.
Н: Я понял (радостно). А мой остров счастья в моем Солнечном городе. И если я буду добрым, то все вокруг станут счастливее и добрее.
В: Правильно.
Н: Я хочу быстрее вернуться домой.
В: Ребята, а что мы пожелаем Незнайке? (Пожелания детей).
Н: Спасибо вам большое. Только как же я полечу?
В: А ты попроси зонтик, он же волшебный и обиделся на тебя за то, что ты его взял без спроса. Но теперь ты исправился.
Н: Зонтик, пожалуйста, прости, и помоги мне добраться до дома, мне хочется поделиться своим счастьем с друзьями. (Зонт раскрывается, Незнайка подпрыгивает, словно зонт его тащит). Помогло! Спасибо, ребята, я вас никогда не забуду! (улетает)
В: Так что же нам, ребята, необходимо для того, чтобы быть здоровыми и счастливыми? (ответы детей). Не забывайте об этом. Расскажите мамам, папам, бабушкам, а картинки будут для вас напоминанием. Ну а теперь мы пойдем к своим ребятам и подарим им свою любовь. Возьмемся за руки, пошли (под музыку «Вместе весело шагать» дети выходят).

Азбука настроения

(наглядно иллюстрированный материал по определению эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психогимнастика, как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников. Игры, упражнения, этюды по психогимнастике.

Материал предоставлен для воспитателей ДОУ.  В материале содержатся методика проведения игр и занятий по  психогимнастике в детском саду для детей старшего возраста. также в материале и...

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников...

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников...

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

развитие и формирование эмоционального благополучия дошкольников...

ПСИХОГИМНАСТИКА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко - психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она н...

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Психогимнастика, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной с...